Урок-путешествие по математике «Числа 6–10. Знакомство с числом и цифрой 7» (1 класс)
Для развития познавательной активности обучающихся на уроках математики в 1 классе я использую дидактические игры и упражнения по развитию сенсорных умений.
Данный урок позволяет раскрыть возможности применения этих упражнений и игр на всех этапах урока: изучение нового материала, закрепление и обобщение знаний и умений обучающихся. На протяжении всего урока у детей «включены» и слуховой, и зрительный, и двигательно-тактильный анализаторы. Это способствует активному восприятию изучаемого материала.
Урок-путешествие по математике в 1 классе (I четверть)
Тема: Числа 6-10. Знакомство с числом и цифрой 7.
Цель: развивать сенсорные способности обучающихся, с помощью которых они ориентируются в окружающей среде; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; формировать умения составлять и решать задачи по рисункам, схемам и практическим действиям; воспитывать культуру умственного труда; прививать любовь к природе.
Оборудование: таблицы для устного счета, демонстрационный материал «Число и цифра 7», раздаточный материал (предметные картинки), план - карта путешествия (в иллюстрации) на доске.
Остановка «Поляна цветов»
Остановка «Лесная школа»
Остановка «У мудрой совы»
Остановка «Осенний сюрприз».
Ход урока
I Организационный момент.
Сенсорная разминка – речевка.
Учитель: Где ваша смекалка?
Дети: Здесь!
Учитель: А глазки?
Дети: Здесь!
Учитель: А ушки?
Дети: Здесь!
Учитель: Начинаем работать внимательно. Сейчас у нас – математика.
Учитель предлагает детям рассмотреть план - карту путешествия и сообщает задачи урока.
II Активизация опорных знаний и умений обучающихся.
Учитель:
Мы в лес за наукой пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем.
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы подняться по лестнице ввысь.
Повторение натурального ряда чисел от 1 до 10 по числовой лесенке.
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Учитель: Отправимся в путешествие на удивительном паровозике в лес, где нас ждут математические задания. Но нам предстоит этот паровозик построить самим из геометрических фигур.
Практическая работа обучающихся с геометрическими фигурами.
У пражнение для развития тактильно-кинестетического анализатора. Дети путем ощупывания геометрических фигур (углов, сторон) называют фигуру и соотносят ее с деталью паровозика.
Учитель: Отправляемся на этом паровозике.
Психогимнастика.
Мы заняли места в вагончиках, сели удобно. Какое у вас настроение?
Под музыку Шаинского «Голубой вагон» дети имитируют движение паровозика.
Остановка на лестной тропинке «Осенний марафон» по натуральному ряду чисел.
2 4 6 8
Назвать пропущенные числа.
Назвать число, которое на 1 меньше чем 5.
Назвать соседей числа 4.
Какое число следует за числом 9.
Назвать предыдущее число числа 3.
Какое число получится, если 5 увеличить на 1.
Запись в тетрадях: 6 5 4 3 2 1
Повторение состава числа 6. Упражнение на развитие глазомера.
Остановка на поляне цветов.
Задания:
расположить цветы по высоте, начиная с маленького;
дополнить числа до 6.
Остановка в лесной школе. Устный счёт «Удивленный медведь».
Медведь записывал ответы примеров на кленовых листочках. Но вот подул шалун-ветер, и листья разлетелись. Сел медведь на пень и удивился: «Что случилось?»
Д ети, поможем медведю?
3+1=
2+3=
8 -1=
4 -2=
III Мотивация учебной деятельности обучающихся. Сообщение темы урока.
Учитель: Учит зверюшек
Медведь косолапый
Указку держа
Своей лапой косматой.
Давайте поможем
Зверятам мы всем
Как из 6 получить можно 7?
(6+1)
Сегодня на уроке мы познакомимся с цифрой 7.
IV Изучение нового учебного материала.
Остановка «У мудрой совы»
1. Работа с демонстрационным материалом. Образование числа 7 (6+1; 8-1)
2. Знакомство с цифрой 7. Написание цифры 7 в тетради.
V Физкультпауза
Мы дружно трудились
Немного устали.
Быстро все сразу
За партами встали
Ручки поднимем,
Потом разведем
И очень глубоко
Всей грудью вздохнем.
VI Осмысливание изучаемого материала.
Упражнение на восприятие групп предметов (зрительный анализатор). Путем поискового метода дети составляют примеры на состав числа 7.
Остановка «Покормим белочку»
2. Громко речевая запись этих примеров на доске и в тетрадях.
7=1+6
7=2+5
7=3+4
3. Дидактическая игра «Зверята в окошке». Упражнение на развитие зрительного анализатора.
Самостоятельная работа.
На доске 4 окошка разных размеров со зверюшками. Рядом створки таких же размеров с примерами.
Задания:
самостоятельно решить примеры;
спасти зверят от дождя закрыть окошки створками, соответственными по размерам.
3+3=
1+5=
3+4=
5+2=
VII Обобщение, систематизация, коррекция знаний.
1. Остановка на поляне веселых задач. Упражнение на развитие слухового анализатора.
1) По тропинке зайчик шел,
Подосиновик нашел.
Походил вокруг осин
И нашел ещё один.
Сколько всего нашел зайчик?
2) Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же - зайчатам.
Сколько груш дядя еж дал зайчатам?
3) В кормушке сидели
Лишь три только птицы,
Но к ним прилетели
Ещё две синицы.
Так сколько же птиц
В кормушке у нас?
2. Практическая работа. Решение задачи. Коллективная работа.
В летний полдень под сосной
Еж нашел сюрприз лесной:
2 лисички, 5 опят
Под сосной в лесу стоят.
Сколько всего грибов нашел еж?
1) Упражнение на развитие зрительно-двигательных анализаторов.
Анализ задачи:
Сколько было лисичек? (2)
Сколько опят? (5)
Выставляем на доске грибы.
Что надо узнать в задаче?
Составим схему - опору
?
Каким действием решим задачу? Почему?
2) Громко речевая запись решения задачи в тетрадях, на доске.
2 +5=7
3) Устное составление подобных задач по опоре: + =7
с раздаточным материалом.
VIII Итог урока.
Учитель: А вот и осенний сюрприз. Начинается дождик, пора возвращаться домой. Но давайте послушаем и ответим, сколько знаем мы дождей?
Дождик с ветром.
Дождь грибной.
Дождик с радугой-дугой.
Дождик с солнцем,
С звездопадом.
Дождик с градом.
Дождик с рыжим листопадом.
Сосчитайте поскорей:
Сколько же всего дождей?
С какой цифрой и числом мы сегодня познакомились?
IX Творческая практическая работа:
1. Упражнение на восприятие цвета.
Изобразить 7 дождей в виде цветных капелек. Например, грибной дождик - коричневая капля, солнечный дождик - желтая и т.д.
2. На доске появляются тоже 7 капелек. Дети соотносят цвета с цветами капель на доске.
Как мы поработали на этом уроке? Прочитаем это на обратной стороне капель на доске: хорошо.
Дополнительный материал к уроку. Сведения о числе 7.
Где мы встречаем это число?
7 небесных светил - это 7 движущихся планет
Вавилонская башня имеет 7 этажей
Рим был построен на 7 холмах
7 дней в неделе
7 цветов в радуге
7 нот в музыке
Дома дети вспоминают, какие сказки имеют число 7.
Размещение вкладышей разной формы в определенные
отверстия, но с одинаковой величиной
Цель: закрепить у детей умения группировать однородные предметы по форме и учить их соотносить разнородные предметы по форме, развивать глазомер.
Ход игры
Решетка с круглыми и квадратными окошками. Обратить внимание на то, что в домике окна разной формы: окошки круглой формы, и окошки квадратной формы. Два ученика у доски закрывают (аналогично предыдущему описанию) окошки (№1).
Для самостоятельной работы учитель (работа в паре) за партой предлагает выбрать разные по форме геометрические фигуры: круги из квадратов, треугольники из прямоугольников, овалы из треугольников.
Для сложности задания: выбрать овалы из кругов, квадраты из прямоугольников.
Задание по карточкам:
Соотнести стрелкой одинаковые фигуры (№2).