Урок-викторина, урок повторения и систематизации знаний «История Средних веков»
Викторина по истории Средних веков для учащихся 6 –х классов.
Цель викторины: закрепить знания учащихся по истории Средних веков.
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.
Форма проведения: урок-викторина.
Задачи урока:
• Повторить в игровой форме ранее изученный материал;
• развить у учащихся интерес к истории, к средневековой культуре;
•создать условия для проявления творческих возможностей учащихся, развить умения работать в группах;
• развить у учащихся умения кратко и четко отвечать на вопросы;
Оформление:
Столы для команд-участниц, стулья для зрителей, стол для жюри; плакаты, наглядные материалы.
Оборудование: карточки с заданиями, «черный ящик», шары, мультимедийное оборудование, грамоты для награждения победителей.
Структура урока:
Организационный момент.
Приветствие команд.
Разминка «Знатоки терминологии»
«Историческая личность»
«Узнай термин»
«Самый ловкий и сильный»
«Черный ящик»
(конкурс болельщиков)
Конкурс капитанов
«Историческая путаница»
« Оживи картинку»
Ход урока:
В игре- викторине принимают участие учащиеся 6 –х классов. До начала викторины учащиеся выбирают участников, делятся на две команды по 8 человек, знакомятся с правилами игры, ее структурой. Каждая команда выбирает название для своей команды, девиз, выбирает капитана, готовится к конкурсу «Домашнее задание», изготавливает герб.
На игре-викторине могут присутствовать и принимать участие зрители: учащиеся других классов. Ведущий (учитель) назначает жюри викторины (3-4 человека) из числа зрителей -старшеклассников или приглашенных учителей.
Оргмомент
Ребята! Сегодня мы с вами проводим увлекательную интеллектуальную игру-викторину по истории средних веков. Командам предстоит участвовать в разнообразных конкурсах и показать прочность знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках истории, свою эрудицию.
Пожелаем всем удачи (звучат фанфары).
Дорогие друзья! Судить нашу игру любезно согласились милые, очаровательные и обаятельные дамы, которые вошли в состав жюри. Это…
Обращение к участникам команд, болельщикам: Внимательно выслушивать задания до конца, не перебивать ведущего, следить за правилами игры.
Турнир начинается с приветствия. Каждая команда представляет герб, девиз, название своей команды (название – 1 балл, объяснение символики герба и сам герб – 2 балла, девиз – 1 балл. Общее количество баллов- 4).
Следующий конкурс – разминка «Знатоки терминологии».
Каждая команда получает карточки, на которых написаны 6 исторических терминов с пропущенными буквами. Нужно вставить пропущенные буквы и дать краткое объяснение получившимся терминам.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Время- 3 минуты. На вопросы, оставшиеся без ответа, могут отвечать болельщики, получая баллы.
Конкурс «Историческая личность». (по два балла за каждый правильный ответ)
По отрывку определить, о какой исторической личности идет речь. Команды отвечают по очереди (время- 1 минута на обсуждение)
а) О храбрости и отваге его слагали легенды, и были у него верные рыцари, которых потом назвали рыцарями «Круглого стола»
( Артур- вождь бриттов)
б) О нем сложено много песен. По латинской форме его имени правители европейских стран стали называть себя…
(королями – Карл Великий).
в) «Так, - сказал он,- ты поступил с чашей в Суассоне»
(Хлодвиг).
г) Этот король хотел всех превзойти славой, но преуспел в умении наживать себе врагов. Хотел взять Иерусалим, но взял только Акру, а затем сам попал в плен к немецкому императору.
( Ричард Львиное сердце).
д) Он жил в Средней Азии и был великим мусульманским ученым, философом, астрономом, поэтом, но особенно прославился как врач.
(Ибн- Сина или Авиценна)
е) Его основной принцип - единое государство, единый закон, единая религия! Тихим ровным голосом он мог отдать приказ казнить десятки тысяч ни в чем не повинных людей.
(Юстиниан)
Музыкальная пауза.
Конкурс «Узнай термин».
Участникам турнира предстоит решить замысловатую головоломку. Конкурс называется «Узнай термин». Из приведенных слов и словосочетаний нужно составить определения исторических терминов. Прочитать правильно определение и назвать термин.
Правильное составленное определение- 2 балла.
Правильно названный термин- 1 балл.
Время – 3 минуты.
«Самый ловкий и сильный»
А сейчас мы немного расслабимся интеллектуально, но зато разомнемся физически. В средние века, как вы знаете, очень ценились такие качества мужчины, как сила и ловкость (считались рыцарскими). Продемонстрируем и мы их. От каждой команды вызывается по одному самому спортивному участнику. Задача – надуть быстрее шар , закрепить его и быстрее донести его до жюри. Победитель получит 2 балла.
Конкурс «История в датах»
Ну, и какая история без дат. Поэтому знание хронологии очень важно. Вот и проверим, как вы запоминаете даты. За каждое верное соотнесение- 1 балл. (задание на доске. От команды можно по 2 человека)
Конкурс « Черный ящик».
а) Внимание, «черный ящик».( выносится для первой команды) В этом ящике находится то, что в средние века ценилось на вес золота, а теперь очень часто употребляется в пищу! (Вопрос: Так что же находится в черном ящике?) ( правильный ответ- перец). Обсуждение – 1 минута. Правильный ответ – 2 балла.
Пока готовится черный ящик для второй команды, предлагаем игру с болельщиками. Своими правильными ответами они могут заработать для своих команд дополнительные баллы.
Задание «Шарады» (по 2 балла)
Задание по вопросам викторины ( по 1 баллу)
Вопросы задаются поочередно. В случае неправильного ответа или отсутствия ответа вопрос переходит к болельщикам другой команды.
б) Внимание, «черный ящик». В нем находится предмет гигиены, который в Европе узнали после Крестовых походов и без которого мы не обходимся ни одного дня. Вопрос, так что же в «черном ящике»? (правильный ответ- мыло, 2 балла), (обсуждение- 1 минута)
9. Конкурс капитанов.
Наши доблестные капитаны зададут друг другу по 3 подготовленных ими заранее вопроса. За каждый правильный ответ- 1 балл.
Уважаемые капитаны! На экране изображены известные исторические личности. По портретам и характеристикам вам необходимо определить, о ком идет речь. Капитаны выступают поочередно. Правильный ответ- 2 балла.
10. Конкурс «Оживи картинку»
И ,наконец, наш последний конкурс «Оживи картинку». У команд было следующее домашнее задание: средствами пантомимы изобразить известную средневековую пословицу, а команда соперников- разгадать эту пословицу.
Оценивается как качество актерской игры одной команды ( в 2 балла), так и правильный ответ другой (в 2 балла)
Жюри подводит окончательные итоги.
Звучит музыкальная пауза.
Оглашение членами жюри результатов игры. Награждение команды- победительницы и лучшего знатока от каждой команды. Благодарность командам, болельщикам, уважаемому жюри.