12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена48

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы»



ФИО

Попова Елена Ивановна

Место работы

МОБУ СОШ с. Октябрьское МР Стерлитамакский район РБ

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык

Класс

10

Тема и номер урока в теме

«Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы», 15 урок

Базовый учебник

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: Русское слово, 2020. – 376 с.


Цель и задачи урока

Цели:

а) систематизировать и углубить знания обучающихся об основных источниках расширения лексики русского языка, научиться распознавать устаревшие слова (историзмы); правильно их писать и произносить;

б) создать условия для обогащения речи обучающихся; повысить культурную грамотность обучающихся;

в) выработать навык учебного взаимодействия в группе, умение проявлять такт, внимательность друг к другу.


Задачи:

Задачи: проведение исследовательской работы «Историзмы в романе-эпопее Л. Н.

Толстого «Война и мир»», применение знаний на практике.

Личностные результаты: развитие интереса к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитание внимания к культуре речи, точности слов и выражений.

Метапредметные: развитие навыков слушания, аналитической работы с текстом; умения отвечать на проблемные вопросы, повышение культурной грамотности.

Предметные:  овладение умениями определять роль устаревших слов в языке, нахождение данных слов в художественных текстах и объяснение их значения; различение историзмов и архаизмов, уместное употребление их в речи.

Тип урока: усвоение новых знаний; вид: лекция-диалог

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Структура урока:

Организационное начало — 1 мин.

Мотивация — 2 мин.

Актуализация знаний — 3 мин.

Целеполагание — 2 мин.

Освоение новых знаний — 15 мин.

Промежуточный итог — 2 мин.

Первичное закрепление знаний (работа по вариантам) — 10 мин.

Применение знаний (работа с текстом) – 20

Рефлексия — 2 мин.

Домашнее задание — 1 мин.

Итог урока, аргументация оценки знаний учащихся -2 мин.




Одним из наиболее ярких проявлений исторического развития русского языка являются изменения в его словарном составе: устаревании одних слов и устойчивых словосочетаний и появление других. При этом очень многие устаревшие слова сохраняются не только в специальных исторических текстах, но и в текстах русской художественной литературы и передают колорит изображаемых эпох и прошлых периодов в жизни и истории русского народа. Без знания устаревших слов невозможно правильно понять смысл

многих художественных произведений и представить

картины русской жизни, которые в них описаны.

О. Загоровская




ХОД УРОКА

Организационный момент:

- Добрый день, ребята! Приветствую вас на уроке русского языка. Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие по страницам романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Желаю удачи и плодотворной работы!

Мотивация:

- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока и постараемся его осмыслить.

- Догадались, о чем пойдет сегодня речь?

- Верно, об устаревшей лексике. Как вы уже знаете, лексика русского языка постоянно изменяется. Одни слова исчезают, другие появляются, третьи меняют свое значение. Изменение лексики связано с развитием общества: уходят в прошлое предметы, явления, некоторые профессии, меняются наш быт и одежда. Поэтому постепенно забываются слова, их обозначающие, а затем и совсем перестают употребляться в речи.

Такие слова мы сегодня найдем на страницах романа Л. Н. Толстого.

Актуализация знаний

Сообщение обучающегося:

- Устаревшие слова подразделяются на две группы: архаизмы и историзмы. Архаизмы имеют синонимы в составе современного русского языка. Историзмы представляют названия устаревших, не встречающихся в современной действительности вещей, явлений, понятий.

Историзмы принято классифицировать по следующим группам:

-предметы одежды (кафтан, зипун, армяк),

-оружие (пищаль, единорог, секира),

-денежные единицы (алтын, грош, гривна),

-титулы и чины (князь, граф, герцог, помещик, купец),

-должностные лица (урядник, городовой, приказчик),

-названия административных единиц или исторических явлений (уезд, околоток, волость, оброк, барщина).
Употребление в тексте историзмов способствует более яркой и достоверной передаче информации, созданию подлинной картины прошлого; они придают речи особый колорит, позволяющий не только передать образ прошлых времён, но и духовно насытить читателя.


IV. Целеполагание:

- Какова будет цель нашего урока? Какие задачи предстоит решить для достижения цели?


V. Освоение новых знаний:

1. Слово учителя:

- Язык романа «Война и мир» - это язык середины 19 века. Чтобы наиболее полно и ярко передать колорит речи и эпохи российского общества тех времен, Л.Н. Толстой использует в произведении разнообразные языковые конструкции, которые сейчас мы можем отнести к устаревшей лексике.

Архаизмы в романе тесно переплетаются с историзмами, создавая тонкое кружево русской речи, рисуя простой быт народа в сочетании с элементами иноязычных заимствований. Историзмы, встречающиеся в произведении, можно разделить на несколько семантических групп. Каждая из них имеет свои функциональные особенности.

2. Представление результатов исследования (исследование текста романа происходило задолго до представления результатов):

В представлении результатов исследования принимают участие несколько обучающихся. Остальные ребята могут дополнять ответы одноклассников, но только в том случае, если они могут высказать новое наблюдение, мнение, отличное от других. Учитывается не только фактическая правильность ответов, но и речевое оформление высказывания, точность выраженной мысли.

1 ученик:

Обратимся к каждой из семантических групп историзмов, найденных нами на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Первую лексико-семантическую группу составляют слова, обозначающие должности и звания, а именно: общественное положение лиц, воинские звания, слова, обозначающие род занятий.

Приведём несколько примеров слов, отнесённых к данной лексической группе.

Денщик - служитель из солдат при военном чиновнике, выбираемый из нестроевых или менее способных к строю [1.268].

Пример: Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику.

Юнкер - молодой дворянин, вступивший в русскую армию в 18 веке первой половины 19 века и проходивший в части подготовку в офицеры [1.721].

Пример: Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зельценек.

Военная терминология XIX века является весьма специфическим слоем лексики, т.к. некоторые её элементы имеют иноязычные корни: лейб-гусар, фельдмаршал, фейерверкер. В то же время имеет тесные связи с общей лексикой языка.

2 ученик:

Важное место в данной лексико-семантической группе занимают слова, обозначающие высокое общественное положение лиц. Приведём некоторые из них.

Государь - всякий светский владыка, верховный глава страны, владетельная особа, император, царь, король, герцог или князь [1.293].

Пример: Нашему доброму и чудному государю предстоит величайшая роль в мире.

Герцог, герцогиня - звание владетельных особ герцогства, иногда и невладетельных их потомков или жалованных этим званием [1.281].

Пример: Виконт сказал, что герцог Энгиенский погиб от своего же великодушия.

Слова данной категории имеют как общеславянские, так и иноязычные корни. К примеру, слово граф образовано из немецкого «graff»- царский служащий. Слово вельможа общеславянского происхождения.

3 ученик:

В категории слов, именующих род занятий, преобладают обозначения людей низших слоёв общества.

Борзятник – охотник, стоящий с борзыми на опушке леса [1.96].

Пример: Борзятников, кроме господ, было восемь человек, за которыми рыскало более сорока борзых.

Стремянный – конюх, ухаживающий за верховой лошадью своего господина и безотлучно находившийся при нем [1.578].

Бретер - отчаянный дуэлянт, задира, скандалист[1.112].

Пример: Это был Долохов, офицер, известный игрок и бретер.

4 ученик:

Следующую лексико-семантическую группу составляет группа слов, обозначающих военную лексику.

Рассмотрим некоторые слова, входящие в военную лексику.

Слово банник (круглая щётка на длинной палке для чистки орудийного ствола) происходит от баня. Не секрет, что русский народ всегда славился своей традицией каждое воскресенье париться в бане, что было дико европейскому народу. Отсюда возникает и слово «банник» как атрибут чистоты.

Слово чинёнка происходит от начинить и обозначает пушечное ядро, начинённое порохом. Именно благодаря своему практическому применению и внешним признакам предмет обретает в солдатском быту такое просторечное название.

Большинство слов данной категории несёт в себе элементы народного говора, просторечия, что объясняется единством социальных слоёв страны и распространённостью простого русского говора.

5 ученик:

Третья лексико-семантическая группа слов включает в себя наименования предметов одежды. Многие названия одежды в славянских языках являются заимствованными. Большая их часть пришла из французского языка вслед за французской модой в XVIII–XIX вв.

Например, мундир – форменная одежда; однообразная одежда; парадная, праздничная служебная одежда [1.526].

Пример: Писарь на перевернутой подушке, заворотив обшлаги мундира, поспешно писал.

Камзол – старинная мужская куртка без рукавов под верхнюю одежду [1.496].

Пример: Он ехал галопом, в маленькой шляпе, с андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, не необыкновенно породистой арабской серой лошади на малиновом золотом шитом чепраке.
Все перечисленные слова французского происхождения. Употребление их в речи связано не только с традицией французского языка в дворянском обществе, но и с французской модой, распространившейся также на высшие слои российского общества.

Большинство наименований одежды являются исконно русскими. К ним относятся:

Кивер – высокий, круглый головной убор, введённый в русскую армию при Александре Первом [1.509].

Пример: Неподвижно лежали один солдат с свалившимся кивером.

Лапти – короткая плетеная обувь [1.516].

Пример: «Прокофий, выездной лакей, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из постромок лапти».

6 ученик:

Рассмотрим лексико-семантическую группу слов, обозначающих архитектурные строения и их части.

Основным признаком слов данной категории является их производность от наименований тех предметов, которые несут в себе главную функцию строений.

Диванная - комната с диваном, диванами для сбора и беседы в доме [1.273].

Пример: Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.

Коверная – комната с коврами[1.521].

Пример: Не только на станциях, постоялых дворах и в коверной помещика были льстившиеся его внимание служанки.

7 ученик:

Следующую лексико-семантическую группу составляют слова, обозначающие бытовые понятия. Обратимся к некоторым из них.

Клавикорды – старинный музыкальный инструмент, предшественник фортепиано [1.505].

Пример: Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорда и арфы.

Кибитка – крытая повозка [1.517].

Пример: Князь Андрей подъехал и уже обратился с вопросом к солдату, когда его внимание обратили отчаянные крики женщины, сидевшей в кибиточке.

Данная группа включает в себя понятия различных тематических категорий: транспорт, столовые приборы, музыкальные инструменты и др. Как и предыдущие лексико-семантические группы, категория бытовых понятий представлена словами как исконно русскими, так и заимствованными.


VI. Подводим итоги:

Особенности историзмов в романе-эпопее Л. Н. Толстого:

объединяются в лексико-семантические группы;

выполняют номинативную, оценочную и экспрессивную функции;

отмечаются большим количеством заимствований из французского языка;

встречаются в историзмах и общеславянские корни.


VII. Первичное закрепление знаний (Самостоятельная работа (1 вариант – 1, 2 задания; 2 вариант – 3, 4 задания))


Задания

1. Прочитайте отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Найдите в них устаревшие слова. Объясните значения этих слов, используя толковый словарь.

А) Князь Андрей уезжал на другой день вечером. Старый князь, не отступая от своего порядка, после обеда ушел к себе. Маленькая княгиня была у золовки. Князь Андрей, одевшись в дорожный сюртук без эполет, в отведенных ему покоях укладывался с своим камердинером. Сам, осмотрев коляску и укладку чемоданов, он велел закладывать. В комнате оставались только те вещи, которые князь Андрей всегда брал с собой: шкатулка, большой серебряный погребец, два турецких пистолета и шашка - подарок отца, привезенный из-под Очакова [3.98].

Б) Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пиеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что-нибудь [3.62].

2. Выделите в тексте историзмы. Укажите слова, вернувшиеся из пассивного запаса речи в активный.

Несколько дней перед отъездом Ростова в соборе было назначено молебствие по случаю победы, одержанной русскими войсками, и Николай поехал к обедне. Он стал несколько позади губернатора и с служебной степенностью, размышляя о самых разнообразных предметах, выстоял службу [4.20].


3. Вставьте в отрывки подходящие по смыслу слова (историзмы).

А) Князь ходил по-старинному, в … и пудре. И в то время как князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживленным лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу, старик сидел в уборной на широком, сафьяном обитом кресле, в …, предоставляя свою голову рукам Тихона [3.94].

Б) Боренька,- сказала мать, выпрастывая руку из под старого …робким ласковым движением кладя её на руку сына, - будь ласков, будь внимателен [3.47].

В) Князь Андрей, одевшись в дорожный … без эполет, в отведённых ему покоях, укладывался с своим … [3.98].

Г) Она достала из огромного … яхонтовые серёжки грушками и, отдав их именинно-сеявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас отвернулась от неё и обратилась к Пьеру [3.58].

Слова для справок: ридикюль, кафтан, камергинер, сюртук, салоп, пудромант.

4. Объясните значение историзмов, встретившихся на страницах романа, распределите и в соответствующие лексико-семантические группы. Составьте с ними предложения.

Бригадир, денщик, ординарец, маркитант, ловчий, рекрут, казаки, фижмы, камзол, кивер, венгерки, квартиргер.


VIII. Применение знаний. Работа с текстом.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.


Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…

Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.

А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени.

(Дмитрий Сергеевич Лихачёв («О памяти») – доктор филологических наук, профессор)



1. Сформулируйте проблему (проблемы), поднятую(-ые) в данном тексте

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


2. Сформулируйте позицию автора по каждой проблеме.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Сформулируйте свою позицию по каждой проблеме.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________



4. Как вы понимаете выражение «генетическая память»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


5. Как вы думаете, важны ли историзмы для генетической памяти? Какую информацию они сохраняют? О чём помогают помнить? Нужно ли знать эти устаревшие слова?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


IX. Рефлексия

«Для меня сегодняшний урок…»

Обучающимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие его работу на уроке по трем направлениям.


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал


X. Домашнее задание:

Проектное задание: «Знание историзмов русского языка современными школьниками» (для выполнения проекта отобрать 25-30 историзмов из произведений русской художественной литературы и провести опрос среди обучающихся 7-9 классов нашей школы). Результаты представить на слайдовой презентации.


XI. Подведение итогов урока. Аргументация оценки знаний учащихся.









Материальное обеспечение урока

Учебники:

Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 классы: учебник: углублённый уровень. – М. Дрофа, 2019. – 446 с.

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Часть 1. – М. Просвещение, 1987, - 256 с.

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций: базовый уровень. – М.: Русское слово, 2020. – 376 с.


Дополнительная литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо-пресс, 2000. -736 с.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред.
чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой.—20-е изд., стереотип.
М.: Рус. яз., 1989.-750 с.

3. Толстой Л.Н. Война и мир. Том 1-2. Издательство: Эксмо, 2010 г. -736 с.

4. Толстой Л.Н. Война и мир. Том 3-4. Издательство: Эксмо, 2010 г. -753 с.

































t1645943407aa.pngПРИЛОЖЕНИЕ


Рабочий лист к уроку на тему:

«Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы»


Самостоятельная работа (1 вариант – 1, 2 задания; 2 вариант – 3, 4 задания)


Задания

1. Прочитайте отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Найдите в них устаревшие слова. Объясните значения этих слов, используя толковый словарь.

А) Князь Андрей уезжал на другой день вечером. Старый князь, не отступая от своего порядка, после обеда ушел к себе. Маленькая княгиня была у золовки. Князь Андрей, одевшись в дорожный сюртук без эполет, в отведенных ему покоях укладывался с своим камердинером. Сам, осмотрев коляску и укладку чемоданов, он велел закладывать. В комнате оставались только те вещи, которые князь Андрей всегда брал с собой: шкатулка, большой серебряный погребец, два турецких пистолета и шашка - подарок отца, привезенный из-под Очакова [16.98].

Б) Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пиеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что-нибудь [16.62].

2. Выделите в тексте историзмы. Укажите слова, вернувшиеся из пассивного запаса речи в активный.

Несколько дней перед отъездом Ростова в соборе было назначено молебствие по случаю победы, одержанной русскими войсками, и Николай поехал к обедне. Он стал несколько позади губернатора и с служебной степенностью, размышляя о самых разнообразных предметах, выстоял службу [17.20].

3. Вставьте в отрывки подходящие по смыслу слова (историзмы).

А) Князь ходил по-старинному, в … и пудре. И в то время как князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживленным лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу, старик сидел в уборной на широком, сафьяном обитом кресле, в …, предоставляя свою голову рукам Тихона [16.94].

Б) Боренька,- сказала мать, выпрастывая руку из под старого …робким ласковым движением кладя её на руку сына, - будь ласков, будь внимателен [16.47].

В) Князь Андрей, одевшись в дорожный … без эполет, в отведённых ему покоях, укладывался с своим … [16.98].

Г) Она достала из огромного … яхонтовые серёжки грушками и, отдав их именинно-сеявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас отвернулась от неё и обратилась к Пьеру [16.58].

Слова для справок: ридикюль, кафтан, камергинер, сюртук, салоп, пудромант.

4. Объясните значение историзмов, встретившихся на страницах романа, распределите и в соответствующие лексико-семантические группы. Составьте с ними предложения.

Бригадир, денщик, ординарец, маркитант, ловчий, рекрут, казаки, фижмы, камзол, кивер, венгерки, квартиргер.



t1645943407aa.png


РАБОТА С ТЕКСТОМ

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы


Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…

Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.

А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени.

(Дмитрий Сергеевич Лихачёв («О памяти») – доктор филологических наук, профессор)



1. Сформулируйте проблему (проблемы), поднятую(-ые) в данном тексте

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Сформулируйте позицию автора по каждой проблеме.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________


3. Сформулируйте свою позицию по каждой проблеме.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Как вы понимаете выражение «генетическая память»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Как вы думаете, важны ли историзмы для генетической памяти? Какую информацию они сохраняют? О чём помогают помнить? Нужно ли знать эти устаревшие слова?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.