12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Побережнюк Сергей Владимирович896
учитель в школе
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Побережнюк С.В. учитель информатики МАОУ СОШ 178 г. Екатеринбурга

Утро XXI век. Главная проблема современного образования России. Записки практикующего учителя

Работая в школе более 15 лет и наблюдая различные изменения, как к подходу понятия образования, так и структуре и содержанию оного могу выделить ряд проблем, которые создают объективные трудности, мешая мне лично эффективно работать. Под своей работой я понимаю передачу детям основ преподаваемой науки, а так же социальный опыт предыдущих поколений для успешного функционирования последующих. К сожалению, в современных условиях мне приходится замечать, что дети в работе учителя не главное, а иногда они даже «мешают» педагогам выполнять предъявляемый мне системой образования функционал. Итак, буквально несколько слов о тех проблемах, которые лично для меня особо актуальны и с которыми я постоянно сталкиваюсь в ходе своей работы.

Наше государство гарантирует получение образования. Даже предполагает, что оно будет качественным, прописывая определение качества в п.29 «Закона о образовании в РФ».К сожалению, при всем желании и теоретической возможности это обеспечить, у меня нет механизмов гарантии качества образования. Я наблюдаю гигантское расхождение между тем, что пишется умными людьми в требованиях к уровню подготовки по ФГОС и реалиями обычной школы. В том числе, я не могу выставить «2» за неосвоение материала обучающемуся, потому что получается это я виноват, что не научил ребенка. В школе очень распространена формула «двойка ребенка – двойка учителю» и «они же дети», а кроме того – «найдите формы и методы работы с ребенком, ведь вы же учитель с высшей категорией». Я могу научить ребенка, если он хочет научиться, хочет понять, хотя бы за отметку. Когда же ему ничего не надо, то учить крайне тяжело. К вопросу о двойках – дети прекрасно знают ситуацию с отметками и знают о том, что я не могу поставить «2» за год – качество образования школы, показатели района и т.д. Впрочем, и что из того, что я выставлю «2»? На второй год, конечно же, никто не оставит ребенка, в следующем же году он и не собирается «ликвидировать академическую задолженность» и что получается? Я действительно поставил «2» сам себе и совершаю действий по решению вопроса гораздо больше, чем обучающийся. Учитывая все это мне совсем не нужна данная ситуация, поэтому, я ищу методы – идеальный – конспект учебника, ответы на вопросы, за который всегда можно поставить оценку «удовлетворительно». Вот и пишут дети, надо или не надо конспекты, при этом совершенно не осваивая материал, но получая необходимые отметки. Но таким же образом я могу и старославянский язык с детьми изучать и квантовую физику, это не образование, или точнее образование не на должном уровне.

Разумеется, к проблемам относится и различная отчетность, которой учителя просто перегружены. Да, конечно, у нас декларируют, что мы должны отчитываться только в 4 документах, проблема в том, что у нас очень много уровней образования и много организаций, которые хотят только хорошее и которые проводят различные мониторинги и проверочные работы. Вот прямо сейчас у меня в школе проводятся: АКР (административная контрольная работа), ГКР (городская контрольная работа), ВПР (всероссийская проверочная работа), не считая предэкзаменационных событий 9 и 11 класса. А еще в ряде случаев мне нужно представить анализ, не просто так, на отвяжись, а на высоком научно-теоретическом уровне. А заниматься, извините, мы когда будем? Мне еще свою надо провести текущую проверочную работу и контрольную по разделу… Даже такой простой документ как учебная программа – чего бы проще, примерная программа издается в сборниках и приложениях к учебникам, входит в состав УМК. Я не помню года, чтобы мы не переделывали этот несчастный документ – то добавьте раздел, то уберите раздел, то детализируйте д/з вместе с критериями отметки, то совсем уберите его из программы. Программа доходит до 100 страниц текста и это все личное творчество учителя. Почему не создавать сей великий документ в рамках различных пединститутов и ИРО, а нам дать в готовом виде, чтобы учителя занимались только календарно-тематическим планом и ничем больше? Тем более, что стандарт и требования к уровню подготовки едины. Ведь главное, это то, что будет на уроке и как я проведу этот урок с конкретным классом, а не многостраничные описания того, что необходимо выложить на сайте для всеобщего обозрения.

Но самое злободневное, конечно же это дистанционная система образования. Нужно ли? Считаю, необходимо. Может ли заменить очное? Ничуть, только дополнить. А вот дальше – готовы ли дети, а равно, как и их родители, к системам дистанционного обучения? Очень слабо. По моим наблюдениям самостоятельно осваивают материал 10-20% обучающихся, около 40-50% в курсе происходящих событий, около 20% – знают, что есть такой предмет и изредка нужно что-то сделать, чтобы не было итоговых проблем ни с учителем, ни с родителями, а 20-30% обучающихся воспринимают дистант просто как… каникулы. Множество детей просто в принципе игнорируют материал, вынесенный на дистант, что безусловно очень и очень плохо. Достаточно большое количество детей просто занимаются списыванием, поиском правильных ответов в интернете, получая за это положительные отметки, которые с реальными знаниями ничего общего не имеют. Вместе с тем, зачастую, родители воспринимают дистанционную форму работы, как нежелание учителей преподавать лично. Слышал множество раз – учитель не учит, раз задания выносятся на дистант, не объясняет, не помогает. К сожалению, родители не понимают, что дистанционное образование это замкнутый цикл в котором ставится цель – изучить какой-либо вопрос, ставятся задачи – для этого необходимо прочитать учебник, просмотреть презентацию, прослушать аудио, или видео материал и т.п., затем идет реализация их посредством выполнения каких-либо практических или самостоятельных работ, что завершается проведением контрольных мероприятий, причем на каждом этапе роль учителя сводится к консультативной роли, корректирующей процесс изучения. Что и является основой ФГОС, а также передовых педагогических технологий, таких как «Перевернутый класс», например. Родители не понимают этого и начинается давление на школу – учите, мол, а не проверочными закидывайте, не объяснив учителя проводят контрольную. Дальше очень интересно – школа идет на поводу родителей, значит, учителя не ведут дистанционные уроки, поэтому надо всех быстро отправить в «зуум», или «миит» и преподавать онлайн. И именно это зачастую считается дистанционным обучением – так же как и раньше, только вне стен школы. Получается, что школа сама не понимает принципов и основ дистанционного обучения. От нас требуется быть «говорящими головами», что к дистанционному обучению зачастую имеет опосредованное отношение. А почему же так получается, почему школа идет на поводу у родителей, требующих того, в чем они совсем не разбираются, не имея педагогического, например, образования?

И вот здесь я расскажу о самой главное проблеме современного образования – везде на всех уровнях администрации родительской общественности было заявлено, что образование – это УСЛУГА. Вот глубочайшая ошибка современного образования. Дети, ведомые родителями, от меня получают услуги – как будто приходят в магазин за хлебом, или салон спа и я им предоставляю услугу. Они вольны выбирать мастера, время работы, указывать на формы и методы, сравнивать с другими салонами и еще потом сказать, понравилось, или не понравилось, как их обслужили, уволить специалиста. Вот пока у нас будет такое отношение к образованию у нас и будут все эти проблемы. Сейчас авторитет учителя зачастую на нуле – это никто – человек, чуть выше статусом, чем домработница. Но это ведь не так! От нас зависит будущее любого человека, любого общества, любой страны, в конечном итоге. Образование не услуга – это социальная функция передачи последующим поколения социокультурного опыта предыдущих поколений. В системе школа – учитель – дети – родитель, не дети главные, не администрация школы и тем более не родители, главные – учителя! Какие истины мы откроем детям сейчас, такая страна будет через 30 лет. И родители, а сейчас это уже поколения социального, культурного, экономического кризиса 90-х, не могут, не должны судить учителя по своим субъективным представлениям об услуге. С этой точки зрения я теперь полностью понимаю британскую пословицу «не воспитывай детей, воспитывай родителей». Таким образом мы получаем фактическое снятие ответственности за обучение с родителей и учеников, неоправданное повышение значения функций контроля в образовании, без реального развития технологий обучения и без устранения ошибок, допущенных министерством в организации учебной деятельности. Отсюда повышение социального недовольства населения отсутствием качественного обучения и, как следствие, увеличение количества социальных конфликтов.

Срочно надо менять парадигму услуги образования на парадигму социокультурного воспитания общества, к которой учитель – главный и непререкаемый авторитет, в противном случае роль учителя будет и ниже уровня помощника по дому и какой тогда будет уровень образования?

Опубликовано


Комментарии (5)

Садварий Жанна Владиславовна, 05.04.21 в 14:52 3Ответить Пожаловаться
Поздравляю с заслуженной Победой! Хорошая статья, правдивая.
Побережнюк Сергей Владимирович, 05.04.21 в 18:34 3Ответить Пожаловаться
спасибо. идет от души, просто
Мажова Светлана Александровна, 05.04.21 в 18:58 3Ответить Пожаловаться
Сергей Владимирович, поздравляю с победой!
Статья Ваша очень понравилась. Видно, что писали о наболевшем.
Савкина Юлия Камильевна, 02.10.22 в 07:05 1Ответить Пожаловаться
Очень актуальная статья. Спасибо, Сергей Владимирович!
Горбачёва Марина Юрьевна, 02.10.22 в 10:17 0Ответить Пожаловаться
Интересная работа! С ПОБЕДОЙ!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.