Эссе на тему «Узнать во всех отношениях»
«Узнать во всех отношениях»
К. Д. Ушинский: „Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях“.
В институте нас обучали современным педагогическим технологиям, созданию интерактивных заданий, методам и приемам работы с текстом, с аудио, с видео. Нас учили тому, как улаживать конфликты, как научить, как методически правильно построить урок, как замотивировать учеников; рассказывали о великих педагогах и учили быть похожими на них. Но когда мы пришли в школу, поняли, что ничего не знаем о школьной жизни и нам надо многому научиться.
Я была уверена, что хороший педагог – тот, который может соединить в себе 2 вещи: дети любят тебя и ты любишь детей. Меня любят ученики, меня бегут обнимать при встрече. И я люблю детей. Но пока из меня не получился хороший учитель, скорее совсем наоборот.
В вузе ты представлял, как зайдешь в кабинет, как начнешь свой первый урок, и как все дети с огромным удовольствием следят за твоими мыслями, выполняют всё, что ты скажешь, беспрекословно слушаются. Тебя вдохновляли мысли о том, как ты привносишь в школу со старым укладом новый вихрь чувств, эмоций, знаний, настроения… И вот ты оказываешься в школе. И такая чудесная картина, нарисованная тобой, портится, все планы рушатся, все твои мечты и устремления сталкиваются с детскими желаниями. И оказывается, всё не так просто, как было на лекциях.
Ты видишь, что каждый ребенок приходит со своими мыслями, со своими проблемами и своими устремлениями, со своей жизнью, которая часто противоречит твоей. И твоя некогда казавшаяся безграничной любовь с каждым днем угасает, с каждым «вы самый плохой учитель» становится меньше и меньше. Любовь не исправляет поведение, не превращает его в «правильное». В моих случаях выходило всё только хуже и хуже. Тогда чем же должен обладать учитель, чтобы воспитывать и давать образование? Вовлечь всех детей без исключения в учебу? Возможно ли вообще такое?
А что мы как учителя должны сделать? Чего добиться? К чему стремиться? Я считаю, нашей главной целью являются результаты. Мы хотим увидеть эти результаты. Но каждый ребенок особенный, в различных состояниях, по-разному развит. Кто-то тихонько сидит и очень старательно выполняет все задания, кто-то не может усидеть на месте и часто вертится, кто-то как будто в своем мире и не слышит, что происходит на уроке, кто-то ничего не понимает и требует объяснений 5 раз, а кто-то во втором классе способен понять программу пятого.
Педагогика удивления, геймификация, метод проектов… Очень много новообразований, но всё равно у педагогов остается проблема: не получается научить. Почему? Что я делаю не так? Почему до кого-то не получается достучаться? Как еще объяснить? Как успокоить ребенка? Как увидеть, что у него внутри? О чем он думает? Какие у него желания?
Ответы на все эти вопросы нам дает уникальная методика, современная, обладающая невероятными результатами – системно-векторная психология. Методика, основанная на новейших разработках в области прикладной психологии, которая существует уже более 13 лет и показывает беспрецедентную эффективность. Об этом говорят 20 тысяч отзывов о результатах [1].
Системно-векторная психология детально описывает разнообразие психики каждого ребенка и взрослого. Она выделяет восемь базисных векторов (заданных от рождения талантов, качеств и свойств). Природа наделяет каждого малыша своим индивидуальным набором векторов. Знание особенностей каждого вектора становится устойчивой базой, необходимым фундаментом в воспитании ребенка, без которого зачастую становится невозможным взаимодействие с человеком [1].
Как с первого взгляда узнать весь особенный внутренний мир мальчика, который на вопрос «Кто ты? Как тебя зовут?» встает на стул и с улыбкой от уха до уха очень гордо называет свое имя. Что сказать двоечнику, который не может усидеть на месте и срывает уроки своим поведением, который как будто специально хочет, чтобы его наказали? Как работать с ребенком, который постоянно ударяет что-то или кого-то кулаками, мусорит и кричит? Как общаться с мальчиком, который заикается? Как утихомирить ученика, который весь урок смешит класс, разговаривает, не прекращая, который говорит: «Я сегодня не наговорился»? Что за девочка, которая обижается на каждое слово? Что объединяет и чего хотят ребята с изрисованными руками и покрашенными волосами? Как увидеть гения в том, кто каждый день рано утром опаздывает на уроки?
К сожалению, любовь оказывается слепа, чтобы ответить на все эти вопросы, и недостаточной, чтобы воспитать образованного, талантливого, счастливого человека. Ведь как часто мы учим своих детей и учеников тому, что ценно для нас, не понимая, что это не имеет никакого значения для них, а иногда и вредит.
Системно-векторная психология, в свою очередь, учит отличать чужие желания от навязанных извне, чтобы не требовать от человека, тем более от ребёнка, того, к чему он от природы не приспособлен [2].
Познакомившись поближе с системно-векторной психологией, мы перестаем торопить и подгонять медлительного отличника с идеально ровным почерком. Мы уже видим бесполезность своих требований сидеть часами над одним заданием для шустрого спортсмена. И нам не хочется кричать в ухо мальчику, который как будто находится в другом мире и нас не слышит. И каким-то чудом эти дети подходят после урока и, обнимая, говорят, что вы самый лучший учитель.
До и в течение пубертата должна произойти адаптация всех свойств-желаний каждого вектора под нужды современного социума. Однако из-за неправильного воспитания обычно свойства остаются недоразвитыми или не развиваются вовсе. Например, люди с определенным вектором в таком случае либо спиваются, либо становятся ворами, скрягами, либо мазохистами [2].
Мы, как учителя, не должны допустить этого. И, к счастью, можем предотвратить такой распад личности, если видим, что родители совершают некоторые ошибки.
Развитие личности — это сложный и многогранный процесс, требующий глубоких знаний и чёткого понимания особенностей психики каждого конкретного ребёнка и его векторального набора. Что для одних хорошо — для других катастрофа [2]. Поэтому так важно правильно подобрать приемы работы для каждого отдельного ученика. И так важно знать, какие именно методы будут действенны для современных детей и не приведут их к психологическим проблемам.
Правильно подобранные кнут и пряник, направляющие поведение ребенка – это удовольствие и нехватка удовольствия, но, ни в коем случае не ремень или крик. Прошло то время, когда этими способами можно было повлиять на поведение без особого ущерба для психического здоровья ребенка [3].
Так кто же такой педагог XXI века? Это тот, кто видит ребенка насквозь и понимает с первого взгляда, что ему надо в этой жизни, что от него ожидать, как ему помочь, что ему надо дать, как облегчить его страдания, как развить его. Другими словами, педагог XXI века — это тот, кто узнал своих детей во всех отношениях.
В школу меня привело огромное желание сказать детям: «Я тебя люблю, у тебя всё получится, ты всё сможешь, я горжусь тобой», но легко сказать это тем, кто сидит в твоей голове и слушается, беспрекословно выполняя все задания. А как сказать это тем, кто срывает уроки изо дня в день? Как увидеть в их глазах огромное горе и несчастье? Как разглядеть талант каждого? Как обнять их и сказать, что ты тоже совсем не хуже остальных и у тебя тоже всё получится? Куда направить их? Чем и как им помочь, чтобы они развились, а не опускались на дно? Как помочь их родителям? Педагог XXI века тот, кто может разглядеть то, что не видит никто; кто может войти в самый худший класс, а через несколько лет выйти из самого лучшего.
Литература
1.Бурлан Ю. И. Портал «Системно-векторная психология» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.yburlan.ru
2.Морозова Е.В. «Родители и дети с точки зрения системно-векторной психологии» // Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28303841_12243630.pdf
3.Шишова Е. А. «Новое поколение детей: трагедия или надежда современного общества?» В сборнике: РАЗВИТИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ. МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ). Отв. ред. Т.А. Семенова, 2015, С. 74-80.