Дискуссия «В классе ребенок с ЗПР: приговор или опыт?»
В классе ребенок с ЗПР – приговор или опыт?
«Дефект есть не только минус,
недостаток, слабость, но и плюс,
источник силы и способностей…»
Л.С. Выготский
В связи с распространением практики инклюзивного образования, нередко в общеобразовательном классе можно встретить обучающихся с задержкой психического развития. Такие школьники характеризуются учителями как отстающие, слабые, ленивые, нежелающие работать на уроке. Эти дети не усваивают учебную программу, часто отвлекаются, теряют последовательность рассуждений, проявляют неусидчивость. У педагогов возникают вопросы: что делать с таким учеником? Как учить? Как привлечь внимание? Как добиться результатов?
Для того, чтобы выстроить эффективное взаимодействие в учебном процессе с обучающимся с ЗПР, педагогу необходимо владеть знаниями о природе данного нарушения. Задержка психического развития, по МКБ – 10, рассматривается как специфические расстройства школьных навыков. Л.С. Выготский отмечал, что развитие ребенка с нарушениями происходит по тем же законам, что и развитие нормативного ребенка [1]. Современная педагогика предусматривает 2 варианта обучения детей с ЗПР:
7.1. - обучающиеся, близкие к возрастной норме,
7.2. - обучающиеся с уровнем развития, несколько ниже возрастной нормы.
Для оптимизации учебного процесса в классе педагогу необходимо иметь представление о клинико-психологических особенностях дефекта. При разных типах ЗПР проявляются специфические особенности. Так, К.С. Лебединская выделила 4 типа ЗПР:
- конституционального происхождения (инфантильный тип телосложения, повышенная эмоциональность, несамостоятельность, невнимательность, преобладание игровых мотивов, неумение подчинять свое поведение требованиям взрослых);
- соматогенного происхождения, связанный с хроническими заболеваниями (на фоне сохранения интереса к учебе: слабость, истощаемость, повышенная утомляемость, низкая работоспособность, робость, неуверенность, медлительность, большое количество ошибок);
- психогенного происхождения, связанный с неблагоприятными условиями воспитания (повышенные невротические реакции, патологические черты личности, импульсивность, недисциплинированность, отсутствие ответственности, инициативы, самостоятельности, учебной мотивации);
- церебрально-органического происхождения, обусловленный органическим поражением центральной нервной системы (слабая концентрация внимания и низкий объем памяти, низкий уровень интеллектуальной продуктивности, отрицательное отношение к учебе, значительное количество ошибок) [1].
Каждый тип ЗПР требует своеобразия психолого-педагогической помощи. Однако можно выделить общие рекомендации, которые помогут оптимизировать учебный процесс и улучшить психологический климат в классе:
1. Организация среды:
- обучающемуся необходимо определить место на первой парте, близко к столу учителя, не рядом с окном. Это снизит уровень отвлекаемости, позволит лучше сконцентрировать внимание;
- для создания ситуации успеха, формирования ответственности и мотивации к учебе ученику важны поручения, похвала и поощрения, секция, кружки по интересам;
- важно учитывать объем и равномерно распределять учебную нагрузку, увеличивать срок использования учебных тренажеров.
2. Организация учебной деятельности:
- педагогические приемы привлечения и удержания внимания: эмоционально насыщенный материал, повторение задания, использование табличек, схем и алгоритмов, игровых технологий, разбивка учебного материала;
- смена видов деятельности, включение кинезиологических минуток, нейродинамической гимнастики;
- использование интерактивных средств обучения;
- индивидуальные задания на уроке в виде карточек, дома – в виде нестандартной игровой формы подготовки задания.
3. Организация взаимодействия педагога с семьей, специалистами (логопедом, психологом, дефектологом), при необходимости, с врачом.
Таким образом, инклюзивное образование обучающихся с ЗПР в общеобразовательном классе неизбежно. Учителю важно понимать и принимать, что обучающийся с ЗПР – такой же ребенок, как и другие, но с особенностями развития. Индивидуальный подход к такому ребенку, подбор педагогических методов и приемов позволит обогатить опыт педагога. Это доказывает, что не только педагог учит ребенка, но и ребенок может научить многому педагога – гуманности, терпению, обогащению знаний и накоплению педагогического опыта.
Использованная литература:
1. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Павленко Венера
Смирнова Анжела Викторовна