Дискуссия «В классе ребенок с ЗПР: приговор или опыт?»

5
2
Материал опубликован 6 April 2020

В классе ребенок с ЗПР – приговор или опыт?


«Дефект есть не только минус,

недостаток, слабость, но и плюс,

источник силы и способностей…»

Л.С. Выготский

   В связи с распространением практики инклюзивного образования, нередко в общеобразовательном классе можно встретить обучающихся с задержкой психического развития. Такие школьники характеризуются учителями как отстающие, слабые, ленивые, нежелающие работать на уроке. Эти дети не усваивают учебную программу, часто отвлекаются, теряют последовательность рассуждений, проявляют неусидчивость. У педагогов возникают вопросы: что делать с таким учеником? Как учить? Как привлечь внимание? Как добиться результатов?

   Для того, чтобы выстроить эффективное взаимодействие в учебном процессе с обучающимся с ЗПР, педагогу необходимо владеть знаниями о природе данного нарушения. Задержка психического развития, по МКБ – 10, рассматривается как специфические расстройства школьных навыков. Л.С. Выготский отмечал, что развитие ребенка с нарушениями происходит по тем же законам, что и развитие нормативного ребенка [1]. Современная педагогика предусматривает 2 варианта обучения детей с ЗПР:

      7.1. - обучающиеся, близкие к возрастной норме,

      7.2. - обучающиеся с уровнем развития, несколько ниже возрастной нормы.

      Для оптимизации учебного процесса в классе педагогу необходимо иметь представление о клинико-психологических особенностях дефекта. При разных типах ЗПР проявляются специфические особенности. Так, К.С. Лебединская выделила 4 типа ЗПР:

   - конституционального происхождения (инфантильный тип телосложения, повышенная эмоциональность, несамостоятельность, невнимательность, преобладание игровых мотивов, неумение подчинять свое поведение требованиям взрослых);

   - соматогенного происхождения, связанный с хроническими заболеваниями (на фоне сохранения интереса к учебе: слабость, истощаемость, повышенная утомляемость, низкая работоспособность, робость, неуверенность, медлительность, большое количество ошибок);

   - психогенного происхождения, связанный с неблагоприятными условиями воспитания (повышенные невротические реакции, патологические черты личности, импульсивность, недисциплинированность, отсутствие ответственности, инициативы, самостоятельности, учебной мотивации);

   - церебрально-органического происхождения, обусловленный органическим поражением центральной нервной системы (слабая концентрация внимания и низкий объем памяти, низкий уровень интеллектуальной продуктивности, отрицательное отношение к учебе, значительное количество ошибок) [1].

    Каждый тип ЗПР требует своеобразия психолого-педагогической помощи. Однако можно выделить общие рекомендации, которые помогут оптимизировать учебный процесс и улучшить психологический климат в классе:

     1. Организация среды:

    - обучающемуся необходимо определить место на первой парте, близко к столу учителя, не рядом с окном. Это снизит уровень отвлекаемости, позволит лучше сконцентрировать внимание;

   - для создания ситуации успеха, формирования ответственности и мотивации к учебе ученику важны поручения, похвала и поощрения, секция, кружки по интересам;

   - важно учитывать объем и равномерно распределять учебную нагрузку, увеличивать срок использования учебных тренажеров.

     2. Организация учебной деятельности:

   - педагогические приемы привлечения и удержания внимания: эмоционально насыщенный материал, повторение задания, использование табличек, схем и алгоритмов, игровых технологий, разбивка учебного материала;

    - смена видов деятельности, включение кинезиологических минуток, нейродинамической гимнастики;

    - использование интерактивных средств обучения;

   - индивидуальные задания на уроке в виде карточек, дома – в виде нестандартной игровой формы подготовки задания.

 3. Организация взаимодействия педагога с семьей, специалистами (логопедом, психологом, дефектологом), при необходимости, с врачом.

    Таким образом, инклюзивное образование обучающихся с ЗПР в общеобразовательном классе неизбежно. Учителю важно понимать и принимать, что обучающийся с ЗПР – такой же ребенок, как и другие, но с особенностями развития. Индивидуальный подход к такому ребенку, подбор педагогических методов и приемов позволит обогатить опыт педагога. Это доказывает, что не только педагог учит ребенка, но и ребенок может научить многому педагога – гуманности, терпению, обогащению знаний и накоплению педагогического опыта.

    Использованная литература:

   1. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Полезная для расширения кругозора учителя статья. Однако она не дает ответа на главный вопрос: Что делать с образовательным процессом? Тормозить до темпа усвоения детьми с ЗПР УО и выпускать целый класс неучей? Или проводить в приемлемом для обычных детей темпе, понимая, что "особенные" так и останутся "баранами"? ...Поэтому, лично я - категорически против инклюзии. Это издевательство над всеми участниками процесса: учителем, "особенными" и остальными детьми.

20 August 2021

Очень с Вами согласна. Одинокий учитель или специалист не может решить проблему инклюзии. Здесь слишком много факторов: насколько готов учитель, что за родители, а самое, пожалуй, главное, диагноз и степень поражения у ребёнка. Есть дети не в инклюзии, но вынесут мозг учитель за первые 5 минут урока. А есть детки с ЗПР, вполне себе такие. И да, Венера, я тоже против инклюзии. Застав вспомогательные школы и классы для детей с ЗПР, я просто в тихом шоке от современного подхода...

20 August 2021

Ответ #378571 был удален 20 August 2021