12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Лисицына2109
Стаж работы учителем математики 40 лет, учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ
Россия, Алтайский край, Бийск
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Образование детей с особыми образовательными потребностями»

Статья «ОВЗ-это диагноз ребенка или приговор учителю?»

Автор Лисицына Е.Ф.,

учитель математики

МБОУ»Гимназия№11»

г.Бийска Алтайского края

По данным статистики, в настоящее время в России насчитывается более 15 миллионов лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Это более 2 миллионов детей с ОВЗ (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч составляют дети-инвалиды. Ребенок с ОВЗ- это  не только умственная отсталость ,это  соматические и онкологичес- кие  заболевания, детский церебральный паралич, слабослышащие и слабови- дящие. И это лишь некоторые диагнозы, весь   перечень  длиннее в разы. По новому Закону об образовании все школы у нас общеобразовательные, и обязаны учить любых детей. И вот в школах стали появляться дети с ОВЗ. Что с ними делать?

t1625483741aa.png

t1625483741ab.png

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

в инклюзивном классе массовой школы,

в коррекционном классе массовой школы, 

в коррекционной школе,

надомное образование,

семейное образование.

t1625483741ac.png

На бумаге все выглядит более или менее ясно, но действительность зачастую вступает в противоречие с благими намерениями. Я буду говорить об обучении детей с ОВЗ в обычной общеобразовательной школе, в которой условия двухсменной работы не позволяют открыть дополнительные первые классы, не говоря уже о коррекционных, а значит дети с ОВЗ попадают в обычные классы. Я понимаю, что в этом и был смысл такого обучения: чтобы дети не чувствовали себя ущербными, получали полноценный социальный опыт, социально адаптировались и т.д. Таким образом, учитель в классе должен работать постоянно на два, три, а чаще более фронтов? Можно возразить, что в умении учителя обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся и состоит его педагогическое мастерство, но при этом нельзя забывать, что при всем широком спектре детей в обычном классе все они учатся по одной программе, а дети с ОВЗ должны обучаться по отдельной, рассчитанной персонально на них. И если в начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты, а именно ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ ,ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, то в средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС.

t1625483741ad.png

Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение: на каждого (!) такого ребёнка учитель должен сам написать рабочую программу, учитывая его возможности, особенности, динамику развития…. Не больше и не меньше. Даже комментировать не хочу, но список программ прилагаю:

Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.

Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

И вот наши добросовестные учителя нечеловеческим усилием воли подготовили все необходимые документы, перелопатили огромное количество специальной литературы, прослушали всевозможные вебинары по данной проблематике, изучили опыт коллег ( кстати все это происходило за счет личного, а уж никак не рабочего времени), то есть формально они готовы учить детей с ОВЗ в рамках обычного класса? Но на практике именно с этого момента начинаются настоящие сложности. Говоря об этом , я опираюсь не на личный опыт, а на мнение моих коллег-учителей начальной школы, поскольку к нам в среднее звено выпускники начальной школы с ОВЗ придут в новом учебном году, поэтому мы, учителя- предметники, стараемся держать руку на пульсе. Так с какими проблемами столкнулись мои коллеги? Я попробую перечислить основные:

распределение времени на уроке на работу с детьми с ОВЗ и остальными , большинство учителей отмечают уменьшение этого времени на работу с последними, т.к. дети с ОВЗ чаще всего работают намного медленнее сильнее нуждаются в постоянном присутствии учителя рядом;

создание в классе атмосферы сопереживания и дружелюбия вообще, и по отношению к детям с ОВЗ в частности;

убеждение родителей «особенных» детей не скрывать информацию о протекании заболевания у ребенка от учителя, формирование условий для открытого диалога;

убеждение родителей остальных учеников в том, что совместное обучение с «особенными» детьми не ухудшит качество обучения их детей; большинство коллег отмечают эту проблему как самую сложную.

Хорошо обо всем этом сказала Любовь Духанина, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности»:

Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребёнка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей с ОВЗ легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками (цитата по [3])

t1625483741ae.png

Но поскольку Закон о всеобщем образовании должен исполняться, то возможно эти советы и рекомендации можно дать учителям, у которых есть перспектива увидеть в своих классах учеников с ОВЗ:

Перед приходом в школу ребёнка с ОВЗ нужно подготовить класс к этому. 

Поговорить с семьей ребёнка. Если в ваш класс приходит ученик с ОВЗ, нужно понять, насколько он готов к обучению. Важно поговорить с родителями о критериях готовности ребёнка ко входу в класс. Если он не готов, то рассказать, сколько времени займёт подготовительный период, как он выглядит, что для этого нужно. Выяснить, занимался ли ученик со специалистами, есть ли у него тьютор, или его должна предоставить школа. 

Подготовить родителей других детей в классе. Когда родители узнают, что к ним в класс придёт отличающийся от других детей ребёнок, они начинают переживать, не опасно ли это, и не научатся ли их дети каким-то негативным вещам. С родителями может говорить сам учитель, школьный психолог, завуч или директор. 

Кроме этого, в общении с родителями важно проговорить, что у всех людей разные возможности и способности, сильные и слабые стороны, и от этого никто не становится менее ценным.

Поговорить с другими учениками. У других детей в классе тоже есть переживания: они не понимают, кто к ним придёт, как себя с ним вести. Чтобы они не испугались отличающегося от них человека, с ними обязательно нужно обсудить ситуацию: рассказать про нового ученика, кто он, откуда, чем отличается, а в чём похож. Если у ребёнка будет сопровождающий, объяснить, для чего взрослый человек будет сидеть в классе за партой.

Учесть все требования в заключении ПМПК и обсудить их с родителями ученика. Учителю нужно понять, на какие уроки ребёнок с особенностями здоровья и развития будет приходить, какие ему нужны учебники, за какую парту его посадить. Это стоит обсудить с родителями, потому что они лучше всех знают потребности своего ребёнка. Если в заключении комиссии прописано, что ребёнку нужна индивидуальная программа, то организовать для ребёнка возможности обучения по такой программе

Некоторым детям для вхождения в класс нужен сопровождающий – тьютор. 

Это указывается в заключении ПМПК. Тьютор – это опорный человек для ребёнка. Он может управлять вниманием ребёнка, говорить, куда нужно смотреть,  кого слушать, помогает ему справиться с заданиями, может вывести из класса, чтобы успокоить, если ребёнок начинает чувствовать агрессию или другие эмоции. 

Чтобы ученик чувствовал себя комфортно с тьютором, у них должны сложиться отношения. Для этого перед тем, как ребёнок пойдет в школу, ему нужно несколько раз встретиться и пообщаться с тьютором. Обычно хватает 4-8 таких встреч. 

Если в штате школы нет таких специалистов – тьюторов, ассистентов, медработников –  их нужно нанять. Учитель может обратиться к директору или администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился как можно скорее. Даже если ПМПК решила, что ученику не нужен тьютор, но вы как учитель видите в этом необходимость, школа может предоставить сопровождающего по своей инициативе.  

Поддерживать отношения родителей ребёнка с ОВЗ с родителями других детей. 

Часто родителям особенных детей страшно входить в социум, они привыкли к критическим взглядам и непониманию. Чтобы родители такого ученика не чувствовали себя отдельно от коллектива, можно организовывать совместные поездки, встречи и праздники. Если нужно, подключать к общению психолога. 

Следить за соблюдением всех специальных условий в процессе обучения ученика с ОВЗ.

Задача образовательной организации – сделать так, чтобы все необходимые ученику условия обучения, прописанные в заключении ПМПК, соблюдались.

От наличия всех необходимых условий зависит, сможет ли ребёнок э ффективно учиться и успешно освоить программу. 

Использовать индивидуальное обучение по основным

предметам (математика, русский язык) с обязательным посещением в классе остальных предметов, коррекционно-развивающих занятий с педагогом-

психологом и учителем-логопедом, а также мероприятий воспитательного характера.

Регулярно обращаться в вышестоящие органы с требованиями

пересмотреть порог наполняемости класса , в котором учится ребенок с ОВЗ в сторону его уменьшения ; по начальной школе такие пороги зачастую составляют 1 ребенок с ОВЗ на 25 учащихся или 2 -на 20 учащихся (для некоторых заболеваний цифры могут отличаться).

Кроме того, можно выделить некоторые рекомендации по особенностям организации образовательного процесса при обучении ребенка с ЗПР:

1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания

детей с ЗПР

Использование наглядных методов предполагает необходимость

применять четкие схемы и таблицы, приближенные к жизни,

реалистические иллюстрации, рационально определять объем

применения наглядных средств с соблюдением принципа

необходимости и доступности. В обучении детей с задержкой

психического развития важно избегать перегруженности, которая

снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому

утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.

Эффективность применения этих методов во многом зависит от

использования качественных наглядных средств (натуральных,

изобразительных, символических) и приспособлений для их

демонстрации (подъемных столиков, экранов, медиатехники и др.).

Значимым является планирование продуманного и гармоничного

использования наглядных средств на уроке, учет их различных

дидактических функций и возможностей для комплексного

применения и правильного соотношения наглядности и других

источников информации. Кроме того, необходимо заранее подготовить

четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного в

содержании и т.д., предусмотреть активное включение учащихся в

процесс поиска информации, решения задачи, составления

комментариев и т.д. на их основе.

Применение средств наглядности способствует формированию

положительного эмоционального настроя у школьников с задержкой

психического развития, повышению их учебной мотивации,

активизации познавательной активности и позволяет обеспечить

полисенсорную основу восприятия информации.

2. Комплекс практических методов обучения и воспитания

детей с ЗПР Практические методы обучения (метод упражнений,

лабораторные и практические работы, игра и др.) широко

используются в процессе обучения. Особенно развитию

познавательной активности учащихся, проявлению

заинтересованности в приобретении знаний способствуют

дидактические игры и игровые приемы. Проведение игровых занятий

создает оптимальные условия для развития потребностно-

мотивационной сферы детей и облегчает процесс их адаптации к

новым условиям.

Особое значение использование игровой деятельности имеет в

работе с детьми, предрасположенными к развитию дезадаптированных

форм поведения и демонстрирующими негативное отношение к

учению.

На начальных этапах обучения целесообразно использовать и

продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация,

конструирование и др.). Эти виды работ вызывают у детей интерес к

самому процессу деятельности, позволяют учить элементам

планирования, развертыванию высказываний по этапам деятельности.

При выполнении упражнений, как наиболее распространенного

практического метода, школьнику с задержкой психического развития

необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность

действий, предварительно заданную учителем. Обязательное

первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и

переводится во внутренний план. Однако в случае затруднений

ученику предлагают вновь вернуться к развернутым действиям,

сопровождающимся словесными комментариями, что позволяет

осуществлять дифференцированный подход в обучении учащихся

данной категории.

3. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей

с ЗПР (адаптация устной речи, обучение выполнению инструкций,

работа над обогащением словаря, обучение ответам на вопросы,

адаптация текстов, рассказ, беседа, объяснение и др.) имеет специфику

в процессе обучения детей с задержкой психического развития и на

первых этапах обязательно сочетается с наглядными и практическими

методами.

Наиболее эффективным является проведение бесед при

объяснении, закреплении, обобщении материала. В том случае, если

необходимо развернутое сообщение учителя, следует использовать

различные приемы активизации деятельности детей (через усиление

практической направленности изучаемого материала, наглядное

представление основных положении сообщения, привлечение

примеров, перекликающихся с жизненным опытом ребенка и т.д.).

Таким образом, методы работы будут определяться в зависимости

от конкретного содержания и задач занятий. Как правило,

практические, наглядные и словесные методы используются в

комплексе, что позволяет детям с задержкой психического развития

полноценно воспринимать, осмысливать, удерживать и

перерабатывать информацию.

4. Рекомендации по применению специальных приспособлений

и дидактических материалов:

применение дидактических материалов для детей с ЗПР

(определение способа подачи программного материала внутри темы

урока, использование специальных дидактических материалов);

использование специальных приспособлений для облегчения

письма (ограничители стоки, дополнительная разлиновка тетради,

образец для написания букв, специальные прописи);

использование специальных приспособлений и

дополнительных пособий при обучении математики (визуальный ряд

чисел или линейка, специализированная линейка Абака, игровые

пособия по закреплению состава числа, по обучению сравнению чисел

с помощью знаков, по обучению выполнению арифметических

действий; краткие записи и схемы, таблица умножения, специальные

таблицы и пособия, калькулятор, специализированные учебники,

дополнительные пособия для организации работы дома, закрепления

навыков и отработке пропущенного материала);

использование специальных приспособлений и

дополнительных пособий при обучении чтению (адаптация текстов

для чтения, упрощение предложений, дополнительный разбор

сложных слов и морфологических оборотов, все материалы для

прочтения давать для домашней проработки, специализированные

учебники, дополнительные пособия для детей с трудностями обучения

чтению, рабочие тетради по чтению, пособия по развитию навыков

чтения);

5. Рекомендации по применению специальных технических

средств обучения коллективного пользования для детей с ЗПР:

специально оборудованные помещения (комната для

релаксации; двигательная зона; игровая комната; выделенное место

для родителей, ожидающих ребенка; кабинеты для индивидуальной

работы специалиста);

специальное оборудование (оборудование для игровой

комнаты, оборудование для комнаты релаксации (мягкая мебель,

ковровое покрытие, аквариум, аудиооборудование (с набором дисков

музыкальных и звуков природы); оборудование для двигательной

зоны, оборудование для места ожидания (стол, кресла, специальная

литература, оборудование для просмотра тематических фильмов с

набором фильмов);

специальная организация учебного пространства

(зонирование, по видам деятельности, с выделением учебной зоны и

зоны отдыха; стенды с опорными материалами (правила поведения в

школе, другие правила, расписания, схемы и т.п.); компьютерное

оборудование класса (ПК, проектор, экран и т.п.); ширмы; мягкие маты и модули; стеллажи с книгами; игровой уголок)

И в заключение отмечу, что инклюзивное образование необходимо. У обычных детей, которые учатся рядом с особенными, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми. И это единственный путь к инклюзивному обществу, в котором люди с инвалидностью не воспринимаются как изгои. Но подготовленные педагоги и доступная среда для полноценного развития инклюзии должны быть общей, а не точечной реальностью. 

Список используемой литературы и ресурсов:

t1625483741af.png

2. Инклюзивное образование. Выпуск 2.Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.-М.,-Центр «Школьная книга», 2010.-208 с.

3. Почему инклюзивное образование в России не работает https://daily.afisha.ru/archive/gorod/people/pochemu-inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-ne-rabotaet /

4. Решетникова А. В класс пришел особый ребенок: что нужно делать учителю https://www.miloserdie.ru/article/v-klass-prishel-osobyj-rebenok-chto-nuzhno-delat-uchitelyu /

5. Картинки с сайта https://externat.foxford.ru/polezno-znat/rebenok-s-ovz-v-obychnoj-shkole




















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.