Статья «ОВЗ-это диагноз ребенка или приговор учителю?»
Статья «ОВЗ-это диагноз ребенка или приговор учителю?»
Автор Лисицына Е.Ф.,
учитель математики
МБОУ»Гимназия№11»
г.Бийска Алтайского края
По данным статистики, в настоящее время в России насчитывается более 15 миллионов лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Это более 2 миллионов детей с ОВЗ (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч составляют дети-инвалиды. Ребенок с ОВЗ- это не только умственная отсталость ,это соматические и онкологичес- кие заболевания, детский церебральный паралич, слабослышащие и слабови- дящие. И это лишь некоторые диагнозы, весь перечень длиннее в разы. По новому Закону об образовании все школы у нас общеобразовательные, и обязаны учить любых детей. И вот в школах стали появляться дети с ОВЗ. Что с ними делать?
В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ:
в инклюзивном классе массовой школы,
в коррекционном классе массовой школы,
в коррекционной школе,
надомное образование,
семейное образование.
На бумаге все выглядит более или менее ясно, но действительность зачастую вступает в противоречие с благими намерениями. Я буду говорить об обучении детей с ОВЗ в обычной общеобразовательной школе, в которой условия двухсменной работы не позволяют открыть дополнительные первые классы, не говоря уже о коррекционных, а значит дети с ОВЗ попадают в обычные классы. Я понимаю, что в этом и был смысл такого обучения: чтобы дети не чувствовали себя ущербными, получали полноценный социальный опыт, социально адаптировались и т.д. Таким образом, учитель в классе должен работать постоянно на два, три, а чаще более фронтов? Можно возразить, что в умении учителя обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся и состоит его педагогическое мастерство, но при этом нельзя забывать, что при всем широком спектре детей в обычном классе все они учатся по одной программе, а дети с ОВЗ должны обучаться по отдельной, рассчитанной персонально на них. И если в начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты, а именно ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ ,ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, то в средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС.
Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение: на каждого (!) такого ребёнка учитель должен сам написать рабочую программу, учитывая его возможности, особенности, динамику развития…. Не больше и не меньше. Даже комментировать не хочу, но список программ прилагаю:
Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.
И вот наши добросовестные учителя нечеловеческим усилием воли подготовили все необходимые документы, перелопатили огромное количество специальной литературы, прослушали всевозможные вебинары по данной проблематике, изучили опыт коллег ( кстати все это происходило за счет личного, а уж никак не рабочего времени), то есть формально они готовы учить детей с ОВЗ в рамках обычного класса? Но на практике именно с этого момента начинаются настоящие сложности. Говоря об этом , я опираюсь не на личный опыт, а на мнение моих коллег-учителей начальной школы, поскольку к нам в среднее звено выпускники начальной школы с ОВЗ придут в новом учебном году, поэтому мы, учителя- предметники, стараемся держать руку на пульсе. Так с какими проблемами столкнулись мои коллеги? Я попробую перечислить основные:
распределение времени на уроке на работу с детьми с ОВЗ и остальными , большинство учителей отмечают уменьшение этого времени на работу с последними, т.к. дети с ОВЗ чаще всего работают намного медленнее сильнее нуждаются в постоянном присутствии учителя рядом;
создание в классе атмосферы сопереживания и дружелюбия вообще, и по отношению к детям с ОВЗ в частности;
убеждение родителей «особенных» детей не скрывать информацию о протекании заболевания у ребенка от учителя, формирование условий для открытого диалога;
убеждение родителей остальных учеников в том, что совместное обучение с «особенными» детьми не ухудшит качество обучения их детей; большинство коллег отмечают эту проблему как самую сложную.
Хорошо обо всем этом сказала Любовь Духанина, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности»:
Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребёнка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей с ОВЗ легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками (цитата по [3])
Но поскольку Закон о всеобщем образовании должен исполняться, то возможно эти советы и рекомендации можно дать учителям, у которых есть перспектива увидеть в своих классах учеников с ОВЗ:
Перед приходом в школу ребёнка с ОВЗ нужно подготовить класс к этому.
Поговорить с семьей ребёнка. Если в ваш класс приходит ученик с ОВЗ, нужно понять, насколько он готов к обучению. Важно поговорить с родителями о критериях готовности ребёнка ко входу в класс. Если он не готов, то рассказать, сколько времени займёт подготовительный период, как он выглядит, что для этого нужно. Выяснить, занимался ли ученик со специалистами, есть ли у него тьютор, или его должна предоставить школа.
Подготовить родителей других детей в классе. Когда родители узнают, что к ним в класс придёт отличающийся от других детей ребёнок, они начинают переживать, не опасно ли это, и не научатся ли их дети каким-то негативным вещам. С родителями может говорить сам учитель, школьный психолог, завуч или директор.
Кроме этого, в общении с родителями важно проговорить, что у всех людей разные возможности и способности, сильные и слабые стороны, и от этого никто не становится менее ценным.
Поговорить с другими учениками. У других детей в классе тоже есть переживания: они не понимают, кто к ним придёт, как себя с ним вести. Чтобы они не испугались отличающегося от них человека, с ними обязательно нужно обсудить ситуацию: рассказать про нового ученика, кто он, откуда, чем отличается, а в чём похож. Если у ребёнка будет сопровождающий, объяснить, для чего взрослый человек будет сидеть в классе за партой.
Учесть все требования в заключении ПМПК и обсудить их с родителями ученика. Учителю нужно понять, на какие уроки ребёнок с особенностями здоровья и развития будет приходить, какие ему нужны учебники, за какую парту его посадить. Это стоит обсудить с родителями, потому что они лучше всех знают потребности своего ребёнка. Если в заключении комиссии прописано, что ребёнку нужна индивидуальная программа, то организовать для ребёнка возможности обучения по такой программе.
Некоторым детям для вхождения в класс нужен сопровождающий – тьютор.
Это указывается в заключении ПМПК. Тьютор – это опорный человек для ребёнка. Он может управлять вниманием ребёнка, говорить, куда нужно смотреть, кого слушать, помогает ему справиться с заданиями, может вывести из класса, чтобы успокоить, если ребёнок начинает чувствовать агрессию или другие эмоции.
Чтобы ученик чувствовал себя комфортно с тьютором, у них должны сложиться отношения. Для этого перед тем, как ребёнок пойдет в школу, ему нужно несколько раз встретиться и пообщаться с тьютором. Обычно хватает 4-8 таких встреч.
Если в штате школы нет таких специалистов – тьюторов, ассистентов, медработников – их нужно нанять. Учитель может обратиться к директору или администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился как можно скорее. Даже если ПМПК решила, что ученику не нужен тьютор, но вы как учитель видите в этом необходимость, школа может предоставить сопровождающего по своей инициативе.
Поддерживать отношения родителей ребёнка с ОВЗ с родителями других детей.
Часто родителям особенных детей страшно входить в социум, они привыкли к критическим взглядам и непониманию. Чтобы родители такого ученика не чувствовали себя отдельно от коллектива, можно организовывать совместные поездки, встречи и праздники. Если нужно, подключать к общению психолога.
Следить за соблюдением всех специальных условий в процессе обучения ученика с ОВЗ.
Задача образовательной организации – сделать так, чтобы все необходимые ученику условия обучения, прописанные в заключении ПМПК, соблюдались.
От наличия всех необходимых условий зависит, сможет ли ребёнок э ффективно учиться и успешно освоить программу.
Использовать индивидуальное обучение по основным
предметам (математика, русский язык) с обязательным посещением в классе остальных предметов, коррекционно-развивающих занятий с педагогом-
психологом и учителем-логопедом, а также мероприятий воспитательного характера.
Регулярно обращаться в вышестоящие органы с требованиями
пересмотреть порог наполняемости класса , в котором учится ребенок с ОВЗ в сторону его уменьшения ; по начальной школе такие пороги зачастую составляют 1 ребенок с ОВЗ на 25 учащихся или 2 -на 20 учащихся (для некоторых заболеваний цифры могут отличаться).
Кроме того, можно выделить некоторые рекомендации по особенностям организации образовательного процесса при обучении ребенка с ЗПР:
1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания
детей с ЗПР
Использование наглядных методов предполагает необходимость
применять четкие схемы и таблицы, приближенные к жизни,
реалистические иллюстрации, рационально определять объем
применения наглядных средств с соблюдением принципа
необходимости и доступности. В обучении детей с задержкой
психического развития важно избегать перегруженности, которая
снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому
утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.
Эффективность применения этих методов во многом зависит от
использования качественных наглядных средств (натуральных,
изобразительных, символических) и приспособлений для их
демонстрации (подъемных столиков, экранов, медиатехники и др.).
Значимым является планирование продуманного и гармоничного
использования наглядных средств на уроке, учет их различных
дидактических функций и возможностей для комплексного
применения и правильного соотношения наглядности и других
источников информации. Кроме того, необходимо заранее подготовить
четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного в
содержании и т.д., предусмотреть активное включение учащихся в
процесс поиска информации, решения задачи, составления
комментариев и т.д. на их основе.
Применение средств наглядности способствует формированию
положительного эмоционального настроя у школьников с задержкой
психического развития, повышению их учебной мотивации,
активизации познавательной активности и позволяет обеспечить
полисенсорную основу восприятия информации.
2. Комплекс практических методов обучения и воспитания
детей с ЗПР Практические методы обучения (метод упражнений,
лабораторные и практические работы, игра и др.) широко
используются в процессе обучения. Особенно развитию
познавательной активности учащихся, проявлению
заинтересованности в приобретении знаний способствуют
дидактические игры и игровые приемы. Проведение игровых занятий
создает оптимальные условия для развития потребностно-
мотивационной сферы детей и облегчает процесс их адаптации к
новым условиям.
Особое значение использование игровой деятельности имеет в
работе с детьми, предрасположенными к развитию дезадаптированных
форм поведения и демонстрирующими негативное отношение к
учению.
На начальных этапах обучения целесообразно использовать и
продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация,
конструирование и др.). Эти виды работ вызывают у детей интерес к
самому процессу деятельности, позволяют учить элементам
планирования, развертыванию высказываний по этапам деятельности.
При выполнении упражнений, как наиболее распространенного
практического метода, школьнику с задержкой психического развития
необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность
действий, предварительно заданную учителем. Обязательное
первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и
переводится во внутренний план. Однако в случае затруднений
ученику предлагают вновь вернуться к развернутым действиям,
сопровождающимся словесными комментариями, что позволяет
осуществлять дифференцированный подход в обучении учащихся
данной категории.
3. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей
с ЗПР (адаптация устной речи, обучение выполнению инструкций,
работа над обогащением словаря, обучение ответам на вопросы,
адаптация текстов, рассказ, беседа, объяснение и др.) имеет специфику
в процессе обучения детей с задержкой психического развития и на
первых этапах обязательно сочетается с наглядными и практическими
методами.
Наиболее эффективным является проведение бесед при
объяснении, закреплении, обобщении материала. В том случае, если
необходимо развернутое сообщение учителя, следует использовать
различные приемы активизации деятельности детей (через усиление
практической направленности изучаемого материала, наглядное
представление основных положении сообщения, привлечение
примеров, перекликающихся с жизненным опытом ребенка и т.д.).
Таким образом, методы работы будут определяться в зависимости
от конкретного содержания и задач занятий. Как правило,
практические, наглядные и словесные методы используются в
комплексе, что позволяет детям с задержкой психического развития
полноценно воспринимать, осмысливать, удерживать и
перерабатывать информацию.
4. Рекомендации по применению специальных приспособлений
и дидактических материалов:
применение дидактических материалов для детей с ЗПР
(определение способа подачи программного материала внутри темы
урока, использование специальных дидактических материалов);
использование специальных приспособлений для облегчения
письма (ограничители стоки, дополнительная разлиновка тетради,
образец для написания букв, специальные прописи);
использование специальных приспособлений и
дополнительных пособий при обучении математики (визуальный ряд
чисел или линейка, специализированная линейка Абака, игровые
пособия по закреплению состава числа, по обучению сравнению чисел
с помощью знаков, по обучению выполнению арифметических
действий; краткие записи и схемы, таблица умножения, специальные
таблицы и пособия, калькулятор, специализированные учебники,
дополнительные пособия для организации работы дома, закрепления
навыков и отработке пропущенного материала);
использование специальных приспособлений и
дополнительных пособий при обучении чтению (адаптация текстов
для чтения, упрощение предложений, дополнительный разбор
сложных слов и морфологических оборотов, все материалы для
прочтения давать для домашней проработки, специализированные
учебники, дополнительные пособия для детей с трудностями обучения
чтению, рабочие тетради по чтению, пособия по развитию навыков
чтения);
5. Рекомендации по применению специальных технических
средств обучения коллективного пользования для детей с ЗПР:
специально оборудованные помещения (комната для
релаксации; двигательная зона; игровая комната; выделенное место
для родителей, ожидающих ребенка; кабинеты для индивидуальной
работы специалиста);
специальное оборудование (оборудование для игровой
комнаты, оборудование для комнаты релаксации (мягкая мебель,
ковровое покрытие, аквариум, аудиооборудование (с набором дисков
музыкальных и звуков природы); оборудование для двигательной
зоны, оборудование для места ожидания (стол, кресла, специальная
литература, оборудование для просмотра тематических фильмов с
набором фильмов);
специальная организация учебного пространства
(зонирование, по видам деятельности, с выделением учебной зоны и
зоны отдыха; стенды с опорными материалами (правила поведения в
школе, другие правила, расписания, схемы и т.п.); компьютерное
оборудование класса (ПК, проектор, экран и т.п.); ширмы; мягкие маты и модули; стеллажи с книгами; игровой уголок)
И в заключение отмечу, что инклюзивное образование необходимо. У обычных детей, которые учатся рядом с особенными, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми. И это единственный путь к инклюзивному обществу, в котором люди с инвалидностью не воспринимаются как изгои. Но подготовленные педагоги и доступная среда для полноценного развития инклюзии должны быть общей, а не точечной реальностью.
Список используемой литературы и ресурсов:
2. Инклюзивное образование. Выпуск 2.Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.-М.,-Центр «Школьная книга», 2010.-208 с.
3. Почему инклюзивное образование в России не работает https://daily.afisha.ru/archive/gorod/people/pochemu-inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-ne-rabotaet/
4. Решетникова А. В класс пришел особый ребенок: что нужно делать учителю https://www.miloserdie.ru/article/v-klass-prishel-osobyj-rebenok-chto-nuzhno-delat-uchitelyu/
5. Картинки с сайта https://externat.foxford.ru/polezno-znat/rebenok-s-ovz-v-obychnoj-shkole