Вдохновение и творчество: Развитие креативных способностей на уроках русского языка и литературы
Вдохновение и творчество: Развитие креативных способностей на уроках русского языка и литературы
Журавлева Ангелина Сергеевна, учитель русского языка и литературы, Средняя школа №7 имени А.Н. Пахмутовой Дзержинского района Волгограда
Развитие творческого и креативного мышления среди школьников является одним из способов мотивации к изучению предмета и обучению в целом. Типовые способы решения заданий, запоминание и воспроизведение необходимой информации отнимают у обучающихся интерес к обучению. Следовательно, существует необходимость развития у школьников заинтересованности в учебном процессе с помощью творческих задач.
Одним из способов развития креативных способностей на уроках литературы является создание иллюстраций или комиксов по изученным произведениям. Данные методы уместно использовать в качестве домашнего задания после прочтения произведения.
Создание иллюстрации к художественному произведению школьниками, как мне кажется, необходимо дополнить пояснительной запиской, которая будет содержать:
- Собственное название рисунка;
- Указание эпизода, который ученик положил в основу своего изображения;
- Объяснение, почему именно этот фрагмент привлек внимание для интерпретации.
Также можно предложить ребятам создать иллюстративную обложку к произведению. Именно она отражает суть книги, что подтолкнет учащихся к повторному анализу и отбору информации.
Комиксы предоставляют возможность ребенку лучше представить литературное произведение и запомнить его содержание на дольше. В отличие от обычного текста комикс имеет еще и графическое представление фактов, событий, описанных в литературном произведении. [1]
Для данной работы эффективнее брать за основу небольшие рассказы. Так, в 5 классе можно предложить учащимся разработать рисунки по юмористическим рассказам М.М. Зощенко.
На уроках русского языка способы развития творческих способностей учащихся не так широки, как на уроках литературы, но у школьников также есть способ визуализации информации. Так, учащиеся могут создать книжку-словарь, в которой креативно представляют необходимые данные:
- Автор, название;
- Место и год издания;
- Предназначение словаря;
- Пример словарной статьи.
Таким образом, данные способы развития творческих способностей учащихся способствуют повышению интереса к обучению, лучшему усвоению знаний и развитию качества образования на уроках русского языка и литературы.
Список используемой литературы
1. Лисицына, Е. Ю. использование комиксов на уроке литературы // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: Материалы и доклады межрегиональной научно-практической конференции, Армянск, 27 апреля 2023 года. – Армянск: Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Армянске, 2023. – С. 126-133.
2. Шабанова, И. С. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы // Наука сегодня: проблемы и пути решения : материалы международной научно-практической конференции : в 3 частях, Вологда, 28 марта 2018 года. Том Часть 3. – Вологда: ООО «Маркер», 2018. – С. 86-88.
3. Щипцова С. А. Развитие творческих способностей на уроках русского языка //Образование и наука в современных условиях. – 2015. – №. 1. – С. 157-158.