Нетрадиционные формы уроков литературы как средство развития креативных способностей учащихся
ГКОУ ЦО Самарской области
Филиал № 1
Доклад: «Нетрадиционные формы уроков литературы как средство развития креативных способностей учащихся»
Подготовила учитель русского языка и литературы филиала № 1 Новокрещенова Алла Владимировна
Самара 2021
Оглавление
Цели и задачи работы.
Введение.
Виды нестандартных уроков по литературе.
Нестандартные уроки, проводившиеся с обучающимися филиала № 1.
Заключение.
Список литературы.
Цели и задачи работы
Цель работы – организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей.
Задачи: используя традиционные и нетрадиционные формы и методы, внеклассную работу, икт, проектную деятельность,
• систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;
• стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
• учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;
• находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Введение.
Понятие «нетрадиционные» формы обучения включает в себя такие организационные формы обучения, которые позволяют создавать на уроке атмосферу заинтересованного сотрудничества между учителем и учащимися. Раскрепощают школьников. Помогают им проявить свои способности. Это такие формы обучения как уроки-игры, уроки-лекции. уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-путешествия, интегрированные уроки и т.д..
Количество нетрадиционных уроков занимает спорную позицию среди методистов: одни склоняются к тому, что такие уроки должны присутствовать в учебной программе лишь изредка; другие пытаются построить всю образовательную программу на уроках подобного типа. Это полюсные точки зрения, но, бесспорно, нетрадиционные уроки являются одним из видов уроков, они – требование времени, и отказаться от них невозможно. И современный урок литературы все чаще становится нестандартным (или нетрадиционным).
Нетрадиционные уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание и средства его представления совершенно необычны, именно благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Все зависит от того, какую позицию займет учитель.
При правильной подготовке такая форма проведения урока запомнится надолго, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, субъект – субъектные отношения. Тем не менее, выбирая данный тип урока, необходимо помнить:
нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто;
не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме;
данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены;
все содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся при организации нетрадиционной формы урока применяются современные педагогические технологии, такие как: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.
Что же дают нетрадиционные формы урока? Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.
Функции нетрадиционных форм урока заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством нестандартных методов обучения, активизации познавательной деятельности и формировании навыков общения и ориентации в изучаемом предмете.
Нетрадиционные уроки по литературе
В таблице приведены основные нетрадиционные формы урока.
Типы уроков |
Виды уроков |
Принцип создания |
Урок изучения нового материала |
Концерт, Спектакль, Путешествие, Турнир, Конференция, Видеоурок |
Воспроизведение типичных атрибутов изучаемой эпохи, эффектный способ преподнесения темы. |
Повторительно-обобщающий урок Проблемный урок |
Интервью, Суд, Дискуссия, Исторический портрет, |
Создание эффекта личного присутствия через анализ деятельности исторических лиц |
Контрольный урок |
КВН, Аукцион, Викторина, Конкурс знатоков, Олимпиада |
Игровые способы проверки знаний и умений.
|
Нетрадиционные формы урока литературы также уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством классиков, литературная прогулка, литературная гостиная, инсценировка.
Помимо всего прочего к нетрадиционным формам урока литературы относятся уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, регламентированная дискуссия, телепередача. (Например, "Своя игра", которая проводится мною на этапе обобщения после изучения таких произведений, как "Обломов" И.А. Гончарова, "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, "Война и мир" Л.Н. Толстого, "Отцы и дети" И.С. Тургенева.
Это и уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: учёный совет, следствие, дебаты в парламенте, суд. Большой интерес учащихся вызывают массовые мероприятия. Участие в неделях русского языка и литературы не только развивает познавательные способности обучающихся, но и сплачивает ученический коллектив.
Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли.
Уроки – диспуты позволяют сформировать умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, развивать креативность мышления, толерантное отношение к позиции других. Например, при изучении литературы 19 века в 9 классе я провожу диспут на тему «Кто же герой нашего времени: Онегин, Печорин или…».
Уроки - экскурсии заставляют учащихся не только развить свой кругозор, раскрыть творческий потенциал ребят, но и цивилизованно общаться между собой, вести себя в соответствии с требованиями этикета. Например, библиотечные уроки, проведённые в 6 классах, обогатили словарный запас детей, они узнали многое о литературе, расширив свой кругозор.
Уроки - встречи повышают уровень креативности детей, заставляют по-новому взглянуть на современное творчество. Так учащиеся 8 классов на встрече, смогли по-новому взглянуть на поэзию, узнали о том, как рождаются стихи, после чего с удовольствием приняли участие в конкурсе чтецов.
На своих уроках я применяю различные методы обучения: вербальный, наглядный, метод групповой работы, метод проблемного изложения материала для формирования коммуникативной компетенции. Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать формирование коммуникативной компетенции, заставляя обучающихся анализировать проблему, искать пути её решения, брать на себя ответственность за её решение и, конечно же, высказывать свои предположения, аргументируя их. Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы - всё это активизирует речевое мышление обучающихся, повышает уровень креативности.
Нестандартные уроки, проводившиеся с обучающимися филиала № 1.
В условиях обучения в местах лишения свободы с обучающимися 9-12 классов в течение 2020-2021 учебного года прошло несколько нестандартных уроков по литературе.
Так, в первом полугодии в 11 классах состоялся урок-диспут по циклу «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Обучающиеся прочитали несколько рассказов из цикла, вспомнили историю этого периода войны, попытались представить себя на поле боя в качестве некоторых героев, а также сформулировали и обсудили одну из главных тем автора: «Война – это зло для всего народа». Финальным аккордом стал монолог героя Михайлова, рассуждающего об увиденном.
Урок-викторина по творчеству поэта Сергея Есенина прошла во втором полугодии. Обучающеся 10 классов отвечали на разные вопросы, связанные с биографией и творчеством поэта, угадывали стихи по первым строкам, анализировали, какую тему поднял поэт в том или ином своем произведении. Кроме текстовых, в викторине были музыкальные задания, задания-ребусы и задания-картинки.
В марте в рамках недели литературы обучающиеся 12 классов приняли участие в игре «Поле чудес» по произведениям писателей и поэтов конца 19 – начала 20 века. Вопросы для игры были подобраны с учетом уровня знаний обучающихся и включали в себя задания на отгадывание фамилии писателя и поэта, фамилии главного героя, жанра произведения. Самым сложным было задание для суперигры: финалисту необходимо было отгадать название произведения, прослушав первые его строки.
Также во втором полугодии с обучающимися 11 классов состоялся урок-расследование по фактам биографии и мотивам творчества поэта Владимира Маяковского. В ходе урока обучающиеся собирали факты, касающиеся жизни и творчества поэта, и самостоятельно формулировали выводы, выдвигали свою теорию. Надо отметить, что некоторые обучающиеся проявили хорошие мыслительные способности, продемонстрировали логику и предложили оригинальное обоснование пьесы «Клоп», ряда обстоятельств жизни и гибели В. Маяковского.
Заключительными уроками для обучающихся 9-12 классов стали уроки-путешествия, представляющие собой обзор изученных произведений способом работы с картой литературы 18-20 веков. Причем сами обучающиеся выбирали для себя маршрут, состоящий из рассказа о произведении и его авторе, ряда иллюстраций и настоящей карты литературного учебного года.
Заключение.
В своей работе я пришла к выводу, что в современной системе образования проведение уроков в нетрадиционной системе должно иметь место. Проанализировав имеющуюся литературу различных точек зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, сделала вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, важным является выделение творческих воображений и качества творческого мышления как обязательных компонентов творческих способностей.
И одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности обучающихся, решается и будет решаться в дальнейшем.
Список литературы.
Бережная,И.Д. Литература. 9-11 классы: уроки исследования / авт. сост. И.Д.Бережная. – Волгоград: Учитель, 2008. – 149с.
А. М. Сафина. Нестандартные уроки для 5-11 классов. Челябинск. 2014.
Литература, 10 класс, планы-конспекты для 105 уроков, учебно-методическое пособие, Фефилова Г.Е., 2016.