Выступление «Вдохновение как цель, средство и результат работы преподавателя»
Мещеряков А.Г.
Выступление на итоговом педагогическом совете 20.06.2019 г.
Тема:
«Вдохновение» как цель, средство и результат работы преподавателя (Развитие межорганизационного сотрудничества в целях повышения эффективности образовательного процесса)
Уважаемые коллеги!
Мне лошадь встретилась в кустах.
И вздрогнул я. А было поздно.
В любой воде таился страх,
В любом сарае сенокосном...
Зачем она в такой глуши
Явилась мне в такую пору?
Мы были две живых души,
Но неспособных к разговору.
Мы были разных два лица,
Хотя имели по два глаза.
Мы жутко так, не до конца,
Переглянулись по два раза.
И я спешил — признаюсь вам —
С одною мыслью к домочадцам:
Что лучше разным существам
В местах тревожных —
не встречаться!
Желаю всем Вам, уважаемые коллеги, и себе в том числе, не встречать в классах, мастерских и салонах вместо студентов «других существ, неспособных к разговору». И не быть таким существом для студентов. А как разговаривать с людьми на одном языке? Главное, и в профессии, и в жизни – это человеческое отношение. Даже к лошадям! Чтобы ни у кого и никогда не возникало ни малейшего сомнения в том, что «стоит жить и работать стоит»!
Есть старый, с бородой, анекдот. Автобус на остановке. Водитель смотрит в зеркало заднего вида, как какая-то бабушка с авоськами бежит к автобусу. Водитель держит палец на кнопке закрывания дверей, смотрит и думает: «Успеет бабка или не успеет? Успеет или не успеет?!» Только бабущка подбежала к дверям, водитель двери-то и закрыл. И уехал. «Не успела…», - подумал водитель.
Неправильно объяснять анекдоты. Но, простите уж, я объясню. Водитель, конечно, не сам придумал правила, расписание и так далее и тому подобное. Но логика конкретной жизненной ситуации требовала от него подкорректировать правила. Успеет бабушка или нет – зависит только от водителя. Бабушка не успела. Почему? Потому что эта бабушка водителю - никто! Нет у него личного к ней отношения – человеческого. А как говорит один персонаж одного российского фильма, «мы живем как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто!» Впрочем, этот персонаж был дурак. И водитель наш – досадное недоразумение. Сам я выступаю в качестве шута.
«А у нас спокон веков
Спроса нету с дураков!»
Я сегодня хочу поделиться с Вами, коллеги, маленьким лайфхаком – как установить контакт со студентами, оставаясь самим собой, и в то же время сохраняя дистанцию и не выходя за рамки предписаний. Очень просто! Разговаривайте стихами! Нет, не в смысле «сочиняйте стишки-стишатки и рифмованные шарадки». Я о другом. Есть масса замечательных стихов - известных и не очень. И классиков, и поэтов XX века, и современности. Вообще людей, которые находят в себе смелость и берут на себя ответственность называться поэтами. Я не буду слишком распространяться о том, что художественно-исторические образы воздействуют не только на мысль, но и на чувства, что поэзия воспитывает эстетические вкусы, что она открывает широкие возможности для эмоционально-образного восприятия изучаемых явлений или событий, и так далее, и так далее, и так далее. Это само собой разумеющиеся, так сказать, бонусы. В нашей с Вами работе стихи - очень удобная штука. И мысль умную, интересную можно донести, и спрятаться «за широкую спину» поэта, если что не так. Даже поэта можно «отмазать» - мол, это персонаж такой, сам поэт так не думал… Это я шучу.
А если серьезно, то главное, что можно взять у поэтов, и что так необходимо педагогам, - это вдохновение! Штуковина заразная, если не сопротивляться и не пользоваться контрацептивами в виде ложной скромности и «какбычегоневышло». «Вдохновение» - именно так мы назвали конкурс чтецов, который прошел в апреле этого года здесь в нашем колледже. Я очень благодарен Марине Андреевне Дмитриевой, которая активно включилась в работу по подготовке конкурса, а главное – придумала это название – «Вдохновение». Сработало как автомат Калашникова. Простота конструкции обеспечила эффект. Случился праздник поэзии. К нам съехались участники со всей области. И все дышали одним воздухом, заражались друг от друга вдохновением. По-моему было здорово!
Вдохновение – это не просто название, это, если хотите, кредо. Используйте свое вдохновение, если оно Вас посетит, берите чужое, берегите остатки. Аппетит приходит во время еды. Вдохновение может распространяться! Стремитесь к нему, используйте его, и радуйтесь тому, что из этого получилось!
Для меня было бы совсем непонятно и неправильно, неприлично даже, если бы я не поделился с Вами своим вдохновением, и не воспользовался тем замечательным обстоятельством, что в зале собрались такие умные, благодарные и доброжелательные люди! И в таком количестве! Я предлагаю чуть-чуть окунуться в историю и припомнить времена Алексея Михайловича и Степана Разина. И тот, и другой давно превратились из реальных людей в литературных персонажей. А уже эти персонажи сформировали наше представление об исторической эпохе. И не об одной. И не один раз. Кем они будут для нас с Вами? Посмотрим?
Итак, Евгений Евтушенко. "Казнь Стеньки Разина". (Кстати, Иосиф Бродский, не сильно хорошо относившийся к Евтушенко, считал все же, что три-четыре его стихотворения навсегда останутся в истории литературы. Со своей стороны, думаю, что "Казнь Стеньки Разина" - одно из них.)
Как во стольной Москве белокаменной
вор по улице бежит с булкой маковой.
Не страшит его сегодня самосуд.
Не до булок...
Стеньку Разина везут!
Царь бутылочку мальвазии выдаивает,
перед зеркалом свейским
прыщ выдавливает,
Примеряет новый перстень-изумруд -
и на площадь...
Стеньку Разина везут!
Как за бочкой бокастой
бочоночек,
за боярыней катит боярчоночек.
Леденец зубенки весело грызут.
Нынче праздник!
Стеньку Разина везут!
Прет купец,
треща с гороха.
Мчатся вскачь два скомороха.
Семенит ярыжка-плут...
Стеньку Разина везут!!
В струпьях все,
едва живые
старцы с вервием на вые,
что-то шамкая,
ползут...
Стеньку Разина везут!
И срамные девки тоже,
под хмельком вскочив с рогожи,
огурцом намазав рожи,
шпарят рысью -
в ляжках зуд...
Стеньку Разина везут!
И под визг стрелецких жен,
под плевки со всех сторон
на расхристанной телеге
плыл
в рубахе белой
он.
Он молчал,
не утирался,
весь оплеванный толпой,
только горько усмехался,
усмехался над собой:
"Стенька, Стенька,
ты как ветка,
потерявшая листву.
Как в Москву хотел ты въехать!
Вот и въехал ты в Москву...
Ладно,
плюйте,
плюйте,
плюйте -
все же радость задарма.
Вы всегда плюете,
люди,
в тех,
кто хочет вам добра.
А добра мне так хотелось
на персидских берегах
и тогда,
когда летелось
вдоль по Волге на стругах!
Что я ведал?
Чьи-то очи,
саблю,
парус
да седло...
Я был в грамоте не очень...
Может, это подвело?
Дьяк мне бил с оттяжкой в зубы,
приговаривал,
ретив:
"Супротив народа вздумал!
Будешь знать, как супротив!"
Я держался,
глаз не прятал.
Кровью харкал я в ответ:
"Супротив боярства -
правда.
Супротив народа -
нет".
От себя не отрекаюсь,
выбрав сам себе удел.
Перед вами,
люди, каюсь,
но не в том,
что дьяк хотел.
Голова моя повинна.
Вижу,
сам себя казня:
я был против -
половинно,
надо было -
до конца.
Нет,
не тем я, люди, грешен,
что бояр на башнях вешал.
Грешен я в глазах моих
тем, что мало вешал их.
Грешен тем,
что в мире злобства
был я добрый остолоп.
Грешен тем,
что, враг холопства,
сам я малость был холоп.
Грешен тем,
что драться думал
за хорошего царя.
Нет царей хороших,
дурень...
Стенька,
гибнешь ты зазря!"
Над Москвой колокола гудут.
К месту Лобному
Стеньку ведут.
Перед Стенькой,
на ветру полоща,
бьется кожаный передник палача,
а в руках у палача
над толпой
голубой топор,
как Волга, голубой.
И плывут, серебрясь,
по топору
струги,
струги,
будто чайки поутру...
И сквозь рыла,
ряшки,
хари
целовальников,
менял,
словно блики среди хмари
Стенька
ЛИЦА
увидал.
Были в ЛИЦАХ даль и высь,
а в глазах,
угрюмо-вольных,
словно в малых тайных Волгах,
струги Стенькины неслись.
Стоит все терпеть бесслезно,
быть на дыбе,
колесе,
если рано или поздно
прорастают
ЛИЦА
грозно
у безликих на лице...
И спокойно
(не зазря он, видно, жил)
Стенька голову на плаху положил,
подбородок в край изрубленный упер
и затылком приказал:
"Давай, топор..."
Покатилась голова,
в крови горя,
прохрипела голова:
"Не зазря..."
И уже по топору не струги -
струйки,
струйки...
Что, народ, стоишь, не празднуя?
Шапки в небо - и пляши!
Но застыла площадь Красная,
чуть колыша бердыши.
Стихли даже скоморохи.
Среди мертвой тишины
перескакивали блохи
с армяков
на шушуны.
Площадь что-то поняла,
площадь шапки сняла,
и ударили три раза,
клокоча,
колокола.
А от крови и чуба тяжела,
голова еще ворочалась,
жила.
С места Лобного подмоклого
туда,
где голытьба,
взгляды
письмами подметными
швыряла голова...
Суетясь,
дрожащий попик подлетел,
веки Стенькины закрыть он хотел.
Но, напружившись,
по-зверьи страшны,
оттолкнули его руку зрачки.
На царе
от этих чертовых глаз
зябко
шапка Мономаха затряслась,
и, жестоко,
не скрывая торжества,
над царем
за-хо-хо-та-ла
голова!..
Спасибо за внимание!
Коллеги я отнял у Вас несколько минут времени. Прошу прощения, что не буду просить за это прощения. Всего Вам доброго! И - вдохновения!
20.06.2019
5