Занятие по литерате в 6 классе «Веб-квест как форма организации дистанционного обучения»

10
2
Материал опубликован 14 July 2021 в группе

В процессе современного обучения одной из главных проблем, с которой приходится сталкиваться педагогу, является слабая мотивация учащихся. В условиях дистанционного образования она обостряется с ещё большей силой. Однако можно попытаться использовать особенности такого формата обучения и постараться обратить их в свою пользу (а ещё лучше в пользу обучающихся). Я в своей педагогической практике довольно часто применяю игровые приёмы: они нравятся детям, а знания, добытые самостоятельно и с удовольствием, лучше усваиваются и дольше сохраняются в памяти. Кроме того, на уроках литературы для меня важно, чтобы ученики не просто прочитали изучаемое произведение и порассуждали над ним, но и расширили свой кругозор, шагнули за рамки школьной программы.

Оказавшись на дистанционном обучении, я попробовала освоить новый игровой формат — веб-квест. Он позволяет решить сразу ряд важных задач: сохранить (и даже повысить!) мотивацию, привлечь к чтению не только основного текста, но и дополнительной литературы, укрепить навыки добывания информации в интернет-ресурсах, развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи.

Предлагаемый методический материал «Веб-квест по 12 подвигам Геракла» можно использовать в разных вариантах постороения уроков: либо все ученики последовательно переходят от одного этапа решения шарады к последующему, либо разбиваются на 6 подгрупп (мифологи, литературоведы, астрономы, искусствоведы, музыковеды, киноведы) и решают общее задание по частям, соединяя потом полученные результаты на этапе подведения итогов. Мы с детьми шли по первому пути, он более длинный, трудоёмкий, но зато позволяет в большем объеме осмыслить образ Геракла как в античной литературе, так и в мировой культуре в целом. Но если времени для такого «подвига» не хватает, то можно пойти по второму пути и сделать больший акцент на финальном этапе.

Способ оформления и организации также можно выбрать исходя из конкретных условий: важно сначала провести некую вводную (установовчную) конференцию, затем задания квеста можно загрузить на любую образовательную платформу (некоторые из них позволяют сопровождать задания иллюстративным материалом), дать детям время на их выполнение, а итоги подводить снова в форме онлайн-конференции.

В результате прохождения такого веб-квеста учащимся пришлось проработать довольно большой объём информации из разных областей знаний и не только, но они, с азартом выплняя задания и решая головоломки, получили удовольствие от самого процесса. Я не ограничивала детей определенным списком источников, и они признавались, что поиск информации занимал много времени, и этот поисковый опыт оказался не менее ценным, чем результаты наших исканий. На следующий год во время занятий по проектно-исследовательской деятельности он им очень пригодился.


ВЕБ-КВЕСТ по 12 подвигам Геракла

«Что совершить еще для умноженья славы?» (Эмиль Верхарн)


Герой в древнегреческой мифологии — это (с древнегреч. «доблестный муж, предводитель») — особый класс персонажей, дети божества или потомки божества и смертного человека. Главное отличие героев от богов в том, что герои смертны.


боги

герои

люди

бессмертны

смертны

смертны

могущественны

могущественны

Поступают по своей воле

Рождаются от союза богов и людей

Часто исполняют волю богов

Зависят от воли богов


Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из самых популярных героев древнегреческой мифологии — Гераклом. Но я предлагаю вам пойти не традиционным путём в понимании этого образа, получившего мировое значение, а, преодолев ряд испытаний, почувствовать себя в некотором смысле героями — пройти веб-квет и понять, что же символизирует образ Геракла, каково его значение в мировой художественной культуре.

Для этого нам будет необходимо перевоплощаться в исследователей разных областей искусства и науки, находить повсюду следы подвигов Геракла!

Ваша задача — отвечая на вопросы квеста, собирать буквы для решения общего задания и распределять их на протяжении квеста в две группы: 3.1. - буквы первого слова, 3.2. - буквы второго слова. Когда мы соберем их все, нужно будет составить два взаимосвязанных слова. Из них можно составить словосочетание, между ними можно поставить знак равенства, одно из них символизирует другое. Но раскрыть это символическое значение невозможно, не прочитав истории всех подвигов Геракла.

Итак, в путь!


1. мифилоги:

Задание:

1. Выяснить мифологическую предысторию (начало биографии героя), которая предваряла совершение 12 подвигов Геракла. Составить краткий план событий.

2. Познакомиться с содержанием двух первых подвигов Геракла:

Немейский лев, Лернейская гидра

3. Найти ответ на вопрос-шараду для решения общего задания квеста:

3.1. Первая буква имени мифологического персонажа, который стал главным и непобедимым противником Геракла (Гера)

3.2. Первая буква названия источника, близ Аргоса, где Гераклу суждено было убить засевшую d болоте хищницу, опустошительницу тамошней местности. (Лерна)


2. искусствоведы

Задание:

1. Выяснить, как мифологический сюжет о подвигах Геракла нашел отражение в таких видах искусства, как живопись и скульптура. Привести конкретные примеры.

2. Познакомиться с содержанием двух подвигов Геракла:

Керинейская лань, Эриманфский вепрь

3. Найти ответ на вопрос-шараду для решения общего задания квеста:

3.1. Первая буква имени (не фамилии!) художника венецианской школы эпохи Возрождения, создавшего картину, запечатлевшую один из судьбоносных моментов на героическом пути Геракла, который неоднократно повторялся и другими художниками, став метафорой нравственного выбора. (Паоло Веронезе «Выбор Геракла» или «Геркулес на распутье»)

3.2. Первая буква древнеримской версии имени Геракла, часто встречающегося в названиях художественных произведений на эту тему. (Геркулес)


3. астрономы

Задание:

1. Выяснить, как мифологический сюжет о подвигах Геракла нашел отражение в астрономии (названия созвездий, небесных тел и других космических явлений). Привести конкретные примеры.

2. Познакомиться с содержанием двух подвигов Геракла:

Стимфалийские птицы, стойла Авгия

Примечание:

Есть версия, увязывающая пятый подвиг с комплексом созвездий, находящихся на небе недалеко друг от друга. Возможно и придумана она была именно с целью мнемонического запоминания небесных ориентиров. По этой версии ряд созвездий... - это стимфалийские птицы, Стрела - это символическое изображение стрел Геракла, а сам Геракл предстает здесь в виде созвездия Стрелец.

3. Найти ответ на вопрос-шараду для решения общего задания квеста:

3.1. Первая буква созвездия, входящего в группу Геркулеса и и имеющего официальное название Aquila (Орел)

3.2. Первая буква в названии сооружения, которое принадлежало сыну бога Солнца и которое Геркулес должен был привести в порядок. (конюшни)


4. литературоведы

Задание:

1. Выяснить, как мифологический сюжет о подвигах Геракла нашел отражение в литературе разных стран и эпох. Привести конкретные примеры.

2. Познакомиться с содержанием двух подвигов Геракла:

Критский бык, кони Диомеда

3. Найти ответ на вопрос-шараду для решения общего задания квеста:

3.1. Последняя буква в имени древнегреческого драматурга, написавшего трагедию о предыстории героического пути Геракла, а также ряд других произведений о его подвигах («Алкеста», «Гераклиды» и др.) (Еврипид)

3.2. Первая буква имени отца богатыря, который кормил своих питомцев мясом чужеземцев. (Арес или Атлант)


5. искусствоведы

Задание:

1. Выяснить, как мифологический сюжет о подвигах Геракла нашел отражение в музыке (песни, оперы, балеты). Привести конкретные примеры.

2. Познакомиться с содержанием двух подвигов Геракла:

пояс Ипполиты, быки Гериона

3. Найти ответ на вопрос-шараду для решения общего задания квеста:

3.1. Первая буква фамилии итальянского композитора 18 века, который написал опреу о подвиге Геракла на землях амазонок. (Вивальди «Геркулес на Термодонте»)

3.2. Третья буква в фамилии барда, написавшего песню о скалах в Гибралтарском проливе, символизирующих «край света» или «предел мира» (Городницкий)


6. киноведы

Задание:

1. Выяснить, как мифологический сюжет о подвигах Геракла нашел отражение в кинематографе и мультипликации. Привести конкретные примеры.

2. Познакомиться с содержанием двух подвигов Геракла:

яблоки Гесперид, укрощение Цербера.

3. Найти ответ на вопрос-шараду для решения общего задания квеста:

3.1. Первая буква фамилии актрисы, которая озвучивала роль Мегары в мультипликационном фильме о Геракле в 1997 году (Иган Сьюзан)

3.2. Гласная в имени чудовища, охраняющего выход из царства мёртвых в Аиде (Цербер).


Подведение итогов

У вас получились слова: «Подвиг» и «Геракл». Одно символизирует другое. Но образ Геракла в мировой культуре яляется также символом становления личности, делающей нравственный выбор между легкой, но короткой дорогой наслаждения и порока и трудной, длинной, но ведущей к славе путём добродетели.

Эта история была впервые рассказана греческим софистом Продиком в своей речи, но дошла до нас в пересказе Сократа, записанном Ксенофонтом. Продик аллегорически изложил проблему выбора, с которой сталкивается каждый человек в начале своего жизненного пути, избрав для большей наглядности героем своей аллегории знаменитого героя. Он говорит о свободе воли человека в выборе своей жизни, тогда как согласно мифам, судьба Геракла была уже жёстко предопределена его отцом при рождении — стать героем. Следует уточнить, что этот сюжет не является древнегреческим мифом и не входит в список эпизодов жизни Геракла.

Образ Геракла прочно вошел в сознание человечества и закрепился в том числе в некоторых фразеологизмах. Например, авгиевы конюшни - очень грязное и неухоженное место. В мифе Геракл очищает это место; гераклов труд - подвиг, героический поступок. Все то, что совершил Геракл, считается поступками, которые требовали от него нечеловеческих усилий; дойти до Геркулесовых столбов (столпов) - оказаться на крайне точке, границе чего-то. В мифе эти сооружения находились на месте, которое обрамляло пролив Гибралтар; а также и гераклово распутье - употребляется тогда, когда человеку приходится делать крайне сложный выбор.

В финале нашего многоэтапного испытания желаю вам всегда стремиться делать правильный выбор, даже если он кажется трудным.

Комментарии

Интересная работа, Юлия! Спасибо!

14 July 2021

Спасибо, интересно и грамотно.

16 July 2021

Похожие публикации