12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Талавера Юлия Анатольевна17

Участники: учитель-логопед, дети младшей группы, музыкальный руководитель.

Контингент: дети 3-4 лет с нарушением речи (ТНР. Общее недоразвитие речи 1-й – 2-ой уровень речевого развития).

Практическая реализация: данное открытое занятие было представлено для педагогов Василеостровского района 20.05.2016г.

Форма проведения: игра-путешествие.

Цель: закрепление полученных представлений детей о весне, птицах, цветах, деревьях, транспорте в процессе совместной игровой деятельности.

Задачи:

Развивать общие речевые навыки.

Развивать представления о сенсорных эталонах (цвет, величина).

Активизировать и расширять пассивно-активный словарь по лексической теме «Весна», «Птицы», «Цветы», «Деревья», «Транспорт».

Закрепить на практике грамматические умения (согласование существительного с прилагательным, существительного с числительным, употребление уменьшительно-ласкательные формы существительных).

Развивать умение понимать и следовать инструкции.

Развивать общую и пальчиковую моторику, координацию движений в соответствии с речевым сопровождением, согласованность движений с речью, музыкой.

Развивать артикуляторно-мимическую моторику.

Развивать правильное диафрагмальное дыхание.

Активизировать мыслительную деятельность, слуховое, зрительное восприятие, внимание, память, развивать конструктивные способности.

Стимулировать речевую активность в процессе игры, способствовать развитию диалогической формы речи.

Вызывать у дошкольника интерес к совместной игровой деятельности и воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к природе.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, способствовать развитию положительных эмоций.

Предварительная работа: дидактические и словесные игры по данным лексическим темам, беседа по сюжетной картине «Весна», «Деревья», «Транспорт», «Птицы весной», «Цветы», чтение рассказов и стихов, рассматривание иллюстраций по данным темам.

Технологии: игровая, технология сохранения и стимулирования здоровья (логоритмика, пальчиковая гимнастика и др.), личностно-ориентированная, коррекционная (психогимнастика, релаксация).

Материалы и оборудование: образные игрушки колобка, бабушки, дедушки, макеты рулей, мольберт (3шт), ватман с нарисованной корзиной, разноцветные цветы, дерево (дуб), предметные картинки (птицы, цветы, транспорт), разрезные картинки «Цветы»+корзиночки, коврики, обручи, столы+стулья, пианино, магнитофон, аудиозапись «Пяточка-носочек, раз, два, три», упражнение на развитие артикуляторной моторики «В гостях у бабушки с дедушкой», упражнение на развитие мелкой моторики.

Литература: музыка Е. Железновой «Пяточка-носочек, раз, два, три», упражнение на развитие артикуляторной моторики «В гостях у бабушки с дедушкой», упражнение на развитие мелкой моторики (Г.А. Османовой, Л,А, Поздняковой «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года)»,СПб, 2007г.).


 

Ход совместной игровой деятельности:

1. Организационный момент:

Педагог вместе с детьми под музыку заходит в зал, приветствует детей и гостей.

- Здравствуйте дети. Соберемся дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Улыбнемся и гостям (дети машут руками). Очень, очень рады вам. (Педагог вместе детьми становится в круг).

Игра «Подскажи словечко». (круг)

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Подскажите к кому мы сегодня поедем?

На сметане он мешен,

На окошке студён,

Круглый бок, румяный бок,

Кто же это..?....(ответ детей: КОЛОБОК).

- Правильно ребята, сегодня мы с вами поедем в гости к колобку. А теперь послушайте внимательно загадку и отгадайте, на чем же мы отправимся в путь?

Едет, катит по дорогам.

Много мест, окошек много.

А билет как будто пропуск,

Чтоб тебя подвез.. (Ответы детей: автобус)

Игровая ситуация (на мольберте) – найдите, где же наш автобус. (полукруг)
(на мольберте представлены картинки самолета, машины, поезда, голубого автобуса большого и маленького размера).

2. Введение в тему занятия. «Путешествие на автобусе». (стулья)

- Молодцы ребята. Мы с вами отправляемся в путешествие на автобусе. Путь неблизкий ждет всех нас, мы займем места сейчас. «ШШШШ - осторожно двери закрываются, автобус отправляется».

(Педагогическое сопровождение музыкальным руководителем, дети имитируют движения водителя с помощью руля, едут на автобусе).

Мы в автобус голубой сели прокатиться,

Наш автобус голубой по дорожке мчится.
Би-би-би, би-би-би по дорожке мчится.

Би-би-би, би-би-би по дорожке мчится.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,

«ш-ш-ш, осторожно двери открываются, остановка «Лесная»».

3. Развитие диафрагмального дыхания. «Запахи в лесу». Развитие артикуляторно-мимической моторики. «В гостях у бабушки с дедушкой». (стоя, вокруг полянки+цветок)

- Вот мы с вами приехали в лес, полный сказок и чудес. Почувствуйте, какой здесь лесной аромат! Поможет нам в этом носик. Глубокий вдох носиком, выдох ртом…(2 раза).

Ой , ребята, посмотрите, а кто нас здесь встречает? По дорожке, по тропинке,

Между сосен прыг да скок.

Очень весело, игриво

Покатился… (ответ детей: КОЛОБОК).

Кто нас тут встречает? (На пеньке сидит колобок).

(Появляется колобок).

Колобок: - Здравствуйте ребята. Я познакомиться хочу. Имя твое узнать хочу.

Игровая ситуация «Здравствуй, колобок».

Дети приветствуют колобка. (Колобок поочередно подходит к каждому ребенку и спрашивает, как его зовут).

-Сегодня мы с вами будем путешествовать по лесу, где вас ждет много интересного. Но прежде я хочу узнать:

Вы дружные? (ответ детей: ДА!)
Вы внимательные? (ответ детей: ДА!)
Вы умелые? (ответ детей: ДА!)
Вы смелые? (ответ детей: ДА!)

-Тогда вспомните, пожалуйста:

Я - веселый колобок, у меня румяный .. (ответ детей: БОК!)

Кто скажите меня, испек? (ответ детей: бабушка)

А для кого? (ответ детей: для дедушки)

Как меня слепили? Как тесто замесили? Покажите

Пальчиковая игра «Слепим колобка»
(дети вместе с педагогом имитируют движения)

Помешаем, помешаем,
Покатаем, покатаем,
И похлопаем немножко,
А теперь стряхнем ладошки!
Вышел ровный, вышел гладкий
Колобок румяный, сладкий!

- Я - непоседливый и шустрый колобок. Но очень люблю бабушку с дедушкой. А вы? (ответ детей: ДА!). Тогда покажем колобку как внуки приехали в гости к бабушке и дедушке. Приготовились! (сидя, на ковриках)

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые – лишь кожа  да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянем вперёд).

Утром проснулись – в улыбочки губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами).

С нижними зубками тоже мы дружим  (повторение этих движений языком в положении за  нижними зубами).

Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),

- Вот мы с вами проснулись, зубки почистили. Скажите, что же мы будем делать дальше? (дети отвечают на вопрос).

- Правильно, сейчас мы с вами будем завтракать. Поэтому..

Блюдца поставим -  положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

- Сделайте блюдце рукой. (дети выполняют упражнение) Хорошо. А теперь из язычка. Съедим наш блинчик. (дети выполняют упражнение на распластывание языка=пя-пя-пя).

Блинчики съели – никто не обижен (ответ детей «нет!»).

Вкусный был завтрак – мы губы оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

- Какие вы умницы. Бабушке с дедушкой и колобку понравилось как работают ваши язычки и губки. И колобок приготовил для вас загадки.

4. Игровая ситуация «На опушке».

Психологическая установка (с показом):
Наши глазки внимательно смотрят,

Наши ушки внимательно слушают,

Наши ножки нам не мешают,

Наши ручки нам помогают.

На полянку прибежал, что-то здесь я увидал. Что это?

(Ответы детей: Деревья)

Как оно называется? (дуб).

- Правильно ребята, это дуб. Вокруг себя обернись, в дуб превратись. Давайте покажем какой он. (стоя)

Психогимнастика «Дуб».

Дуб весной просыпается,
Сил набирается. Сильный, могучий.
Веточки поднимает вверх, листьями шелестит (ш-ш-ш)
И опускает вниз.

- А как вы думаете, кто весной из теплых стран прилетает к нам? (ответ детей: птицы).

- Правильно, птицы.

- Как мы назовем птиц ласково? (ответы детей: птички)

- Давайте научим колобка считать.

А теперь давайте посчитаем сколько птиц прилетело на наше дерево?

одна птица
две птицы
три птицы
четыре птицы
пять птиц

(дети проговаривают словосочетание+ загибают пальцы по количеству прилетвших птиц).

- Какие вы молодцы, всех птиц пересчитали.

Колобок: - Птицы - это мои друзья, с ними люблю играть я. Давайте с вами превратимся в птиц.

Птицы с юга к нам летят, птицы гнезда вить хотят!

Подвижная игра «Птички невелички».

5. Развитие конструирования. (столы+стулья)

Колобок: я приготовил вам сюрприз.

- Достаньте каждый из своей корзиночки и соберите то, что любит колобок.

Дети собирают разрезные картинки по лексической теме «цветы» (от 2 до 6 разрезных частей, в зависимости от уровня развития ребенка).

- Получилось? –Да!

-например, Варя, что у тебя получилось? (ответ ребенка: цветок) . А как он называется? (ответ ребенка: мак) и т.д. со всеми детьми идет работа над активизацией словаря.

-Дети, как назвать одним словом, картинки, которые вам принес колобок?

(ответ детей: цветы!)

- А ласково? (ответ детей: цветочки!)

Релаксация «На полянке».

Колобок: Мы поляночку найдем, на полянке отдохнем.

Логопед: - мы гуляли, мы играли.
Мы немножечко устали,
Впереди далекий путь
Надо всем нам отдохнуть.

(дети ложатся на коврики под тихую спокойную музыку)
Мы лежим и отдыхаем. Наши глазки закрываем.
Солнышко пригревает, ручки ножки согревает.
Мы на солнышке лежим, 
 Но на солнце не глядим.  
 Глазки закрываем, глазки отдыхают.  
 Солнце гладит наши лица,  
 Пусть нам сон хороший снится.  
 Вот мы с вами отдохнули,
Ручки к солнцу протянули,
Глазки наши разомкнули,
Ножки наши встрепенули,
И скорей присели, с колобком играть.

 

6. Развитие тонкой моторики. «Нарисованные цветы» (сидя)

- колобок хочет с нами поиграть и цветы нарисовать. Приготовьте наши ручки.

Нарисую красный мак, Сжать в кулак и разжать правую руку

Не в подарок, просто так. Указательный палец двигать влево-вправо

Справа – синий василек, Поднять правую руку вверх, сгибать разгибать
пальцы,

Слева – белую ромашку. Поднять левую руку вверх, сгибать разгибать

пальцы.

Одуванчик золотой, Имитировать цветок из рук,

А над ним букашку. Положить большой палец на середину ладони.

Колобок: Становись скорее в круг. Спой мне песню, милый друг! (стоя)

Песня «Весна пришла»

Весна пришла, ой весна пришла,

Погляди-ка дружок, зеленеет лужок.

Ярче солнышко сияй 2раза.

И весну красну встречай.

8. Развитие зрительного внимания и памяти. Работа с сенсорным эталоном. «Волшебная корзинка». (стоя)

Колобок: мне понравилось с вами играть. И я для вас тоже что-то нарисовал. Посмотрите на доску. Что это?

(ответ детей: корзина).

- А ласково? (ответ детей: корзиночка!)

- Умнички ребята. Это корзина. А как вы думаете, что мы будем в нее собирать вместе с нашим другом? (ответы детей: цветы небывалой красоты).

- Мы с вами будем собирать в нее цветы, да не простые, а волшебные..

-Начнем..например, Влад скажи, пожалуйста, какой по цвету этот цветок? Это.. (синий цветок). Повтори всю фразу еще раз «синий цветок». Молодец. Теперь все вместе.. и т.д.

9. Речь с движением и музыкой «Веселые пяточки» (стоя)

Колобок: ой, какие вы молодцы! Все знаете! Все умеете! Я веселый колобок, по дорожке прыг да скок. Люблю друзей, люблю играть, люблю прыгать и скакать! Давайте разомнем наши ножки. (под музыку Железновой)

Пяточка -- носочек, раз, два, три!
Пяточка -- носочек, раз, два, три!
А теперь потопаем, ручками похлопаем,
А еще попрыгаем, ножками подрыгаем!
Покружились вправо -- раз!
Покружились влево -- два!
Ну и снова еще раз,
Повторяем этот пляс.

Колобок: я-колобок, румяный бок. По дорожке прыг да скок. К деду с бабой надо возвращаться, Нам пришла пора прощаться.

Логопед: давайте, ребята, поможем колобку быстрее катиться по дорожке («моталочка»).

- Покатился, покатился и домой возвратился!

10. Подведение итогов. Рефлексия. «Автобус».(сидя)

- Пора нам возвращаться в детский сад. Вот автобус наш едет, колеса стучат. (дети возвращаются в группу под музыку).

- Где мы сегодня были? Что мы сегодня делали? Кого мы сегодня встретили? Что запомнилось больше всего? С кем играли в лесу? Вам понравилось наше путешествие?

- мне очень понравилось с вами играть, а теперь пойдем мы отдыхать..