12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андриянова Ольга Владимировна104
1

Выбор стилей управления и разработка рекомендаций по этике руководства в образовательном менеджменте.

ОГБГОУ « Рязанский колледж культуры»













Выбор стилей управления и разработка рекомендаций по этике руководства в образовательном менеджменте.











Выступление на методическом семинаре

Андрияновой О.В., преподавателя общеобразовательных дисциплин













Шацк, 2018 г.





В наше время меняется место педагога как ведущего субъекта образовательного процесса, когда в основу педагогического процесса ставились знания, умения и навыки, обучаемый являлся средством достижения цели. Сейчас педагог рассматривается в качестве организатора, который призван создавать условия для самореализации личности обучаемого. Это новый тип педагога – менеджер образовательного процесса, который помимо знаний в области психологии, педагогики и методики должен быть профессионально подготовлен к управленческой деятельности, так как любой педагог по сути является менеджером учебно- воспитательного процесса в целом ( как субъект управления этим процессом). Понимание реальных процессов, происходящих в головах обучающихся, во внутригрупповых отношениях и отношениях между ними и педагогом – один из основополагающих факторов управления обучением.Обучение – это процесс, в котором участвуют живые люди, а следовательно в нем apriory присутствует психология. Известный бразильский психотерапевт и педагог Аугусто Кюри в своей книге « Тренировка эмоций» пишет: « Учителя – это поэты жизни. Надежда мира опирается на плечи образования. Однако в наше время самая благородная из профессий стала фабрикой стресса.» С этим не поспоришь. Гуманистическая психотерапия ввела понятие значимого учения: оно влияет на внутренний мир обучаемого и гармонизирует его отношения с внешним миром, а не просто обеспечивает усвоение некой суммы знаний, умений и навыков или развивает интеллект. Именно психологическая компетентность педагога отвечает за позитив и продуктивность на уроке и как следствие ведет к более высоким результатам обучения. Преподаватель может принять тот или иной стиль руководства, потому что именно он для него характерен. Работа преподавателя приобретает в конечном итоге определенные устоявшиеся формы и содержание – стиль руководства или управления. Стиль управления – это устойчивая совокупность конкретных принципов, методов, приемов и норм работы руководителя, характеризующая его подход к управлению коллективом и линию его поведения в возникающих при этом ситуациях. Традиционная классификация стилей управления включает: авторитарный, демократический и либеральные стили управления. Авторитарный стиль характеризуется: 1) требованием неукоснительного соблюдения собственных распоряжений, высокой исполнительностью; 2) главной, ведущей и единственной ролью преподавателя в процессе обучения; 3) тотальным контролем за деятельностью обучаемых; 4) преподаватель морально давит на обучающихся, не дает им высказывать свое мнение, принимать решения. На занятиях создается очень строгая атмосфера, которая не дает обучающимся возможности раскрепоститься, неблагоприятно влияет на процесс коммуникации, снижает уровень их творческой деятельности. При применении властных методов обучающиеся становятся пассивными и безучастными. Краеугольным камнем в деятельности педагога-авторитариста является доведение до абсурда педагогического требования. Авторитаристы по-своему трактуют утверждение Макаренко о том, что « требование не может быть половинчатым, оно должно быть предельным, доведенным до возможного предела. Но они игнорируют гуманную позицию педагога-классика о том, что реализация самых жестких требований допустима только в сочетании с верой в человека, с большим уважением к нему. « Чем больше требование к человеку, тем больше уважения к нему», утверждал Макаренко. Демократический стиль управления характеризуется: 1) влиянием на потребности, интересы обучающихся; 2) ненавязыванием обучающимся собственных взглядов и суждений; 3) предоставлением обучающимся права на собственные решения, они могут выражать свое согласие или отказ выполнять какие-либо задания; 4) коллективностью принятия решений совместно с обучающимися. Либеральный стиль управления характеризуется: 1) предоставлением обучающимся полной свободы в определении собственных целей деятельности, осуществление самоконтроля; 2) минимальным участием педагога в процессе обучения; 3) преподаватель непоследователен в своих действиях, легко поддается мнению других, его характеризует боязнь и перекладывание решений; 4) преподаватель предлагает на выбор обучающихся то, как они хотят изучать ту или иную тему, обучающиеся могут выбирать задания и упражнения на закрепление материала, форму опроса и контроля, задания для самостоятельной работы. Педагоги редко прибегают к данному стилю, т.к. он плохо влияет на продуктивность процесса обучения. Предпочтение надо отдавать демократическому стилю, т. к. главная функция при обучении , например, иностранному языку- это коммуникативная, а развитие творческих способностей, умения общаться невозможно без благоприятного климата на занятиях, когда обучающиеся чувствуют себя свободно и раскрепощенно. Самым оптимальным вариантом является сочетание и умеренное использование всех положительных и лучших элементов разных стилей, а также способность руководителя совмещать их в конкретных ситуациях. Всё это ведет к повышению эффективности руководства, формированию здорового микроклимата, поддержанию порядка и дисциплины. Атмосфера занятий должна обеспечивать ту самую « ответственную свободу», при которой с одной стороны осознается важность соблюдения всех указаний педагога, а с другой стороны исчезает боязнь и создается готовность высказать свою точку зрения и вступить в непринужденную беседу.

Сегодня в российском обществе – обществе 21 века остро стоит вопрос о « правильном этичном поведении» , о том как строить педагогу свои взаимоотношения с обучающимися, с коллегами, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности. Сфера деятельности педагога – это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально этической культуры. Соответственно проблема этичного поведения преподавателя сегодня особенно актуальна. Закон об Образовании ст. 48 гласит: педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Наиболее распространенными нарушениями в этике поведения преподавателя являются: - обращение к обучающемуся по фамилии; - отсутствие извинения в адрес обучающегося в случае своей оплошности; - приказной, административный характер просьб педагога без приглашающих интонаций , без слова « пожалуйста»; - невнимание к ответу обучающегося ( прерывание речи студента, беседа с другими во время ответа); - постановка обучающего в неудобное, унизительное положение, сравнение с другими, а не с самим собой; - неумение выразить веру в обучающегося. Неудачи в учении нисколько не должны снижать общее уважение к обучающемуся как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания. Но моральные конфликты должны разрешаться не методом административного нажима, а путем нахождения разумных решений. Предлагаются следующие рекомендации в образовательном менеджменте: - нельзя быть олицетворением лозунга « Преподаватель всегда прав»; - не надо стесняться признаваться в собственных ошибках , быть честным, добрым , но не добреньким; - не давать обещаний, которых не можем выполнить; - быть оптимистичным, активным и инициативным; - быть простым и человечным, сохраняя дистанцию между собой и обучающимися – установить её снова будет гораздо труднее; - исключить крики и оскорбления; - учитывать мнения обучающихся. Эти основные требования закреплены в Кодексе профессиональной этике педагога, принятом на « Педагогической ассамблее» в РГГУ им. Герцена в Санкт-Петербурге в 2010 г Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов иотставание культурных, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Важно, чтобы каждый обучающий хранил Кодекс этики не в папке профессионального мастерства, а у себя в душе. Разумеется даже самый лучший педагог – живой человек и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчета, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затерто звучит, учит добру, причем делает это как словестно, так и личным примером. Основное требование педагогической морали: воспитатель должен быть прежде всего воспитан сам. В этом суть всей педагогической морали.



Использованная литература.

1. Р. Мильруд « Ценности, нормы и стереотипы» Иностранные языки в школе, №5, 2012 2. О. Самарова « Девять рекомендаций для достижения педагогического благополучия» Иностранные языки в школе,№ 5, 2012 3. Я. М. Колкер « Речевые способности: как их формировать» Иностранные языки в школе, №1, 2000 4. Л.С. Гордиенко « Педагог как менеджер образовательного процесса на материале иноязычного обучения» Военная академия, Республика Беларусь 5. « Этикет», Энциклопедия

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.