Дипломный проект «Особенности социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии»

0
0
Материал опубликован 30 May 2020

Шумкова А.А Особенности социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями в речи посредством музыкотерапии

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение  

«Соликамский социально-педагогический колледж  

имени А.П. Раменского» 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ) 

по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми 

ПМ.04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование и др.) 

ПМ.05 Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС 

 

 

Тема: Особенности социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии 

 

Выполнила: Шумкова Анастасия Андреевна     С-42                           

фамилия имя отчество группа 

 

 

    39.02.01 Социальная работа 

наименование специальности  

 

 

Руководитель: Чупикова Нина Николаевна, преподаватель колледжа 

фамилия имя отчество, должность 

 

 

 

Защита состоялась: «___»____ 2020г. 

Оценка: ____(___________________) 

 

 

Соликамск, 2020 

 






 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………… 3 

Глава 1.  Теоретические  основы организации  социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии 

1.1        Характеристика социально-психологического статуса  инвалидов   с нарушениями речи  …………………………………………………………….7  

 1.2    Основы  социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи …………………………….………………………………9 

1.3  Музыкотерапия как метод  социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи………………………………………… ….11   

Глава 2.  Практические подходы к организации социально - коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии ……………………………………………………………….16 

2.1. Социологическое исследование востребованности социального проекта «Тональность мечты»  по работе с инвалидами  с нарушениями речи  

2.2. Социальный проект  «Тональность мечты»  по работе с инвалидами  с нарушениями речи на базе музыкальной студии…………………………….16 

  

Заключение………………………………………………………….…………38 

Список литературы……………………………………………………………41 

Приложение……………………………………………………………………43 

 

 

 

 

 

 

 














Введение

В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дается более полное определение инвалидности. Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты 

Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом. Постоянный рост инвалидности и численности инвалидов — с одной стороны, углубление внимания к каждому индивиду, вне зависимости от его физических, психических и интеллектуальных способностей, — с другой, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности в настоящее время.   Только официально признано инвалидами по меньшей мере 10 млн человек, а с учетом данных о показателях физического, психического и социального благополучия всего населения — эти проблемы затрагивают каждого третьего человека. [Холостова Е.И] 

По состоянию на 1 ноября 2018 года, по данным Федерального реестра инвалидов, в Российской Федерации насчитывается 12 млн инвалидов, в том числе 665,7 тыс. детей-инвалидов. 

В Реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации. 

К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). 

Статистика степеней нарушений функций организма: 

-незначительные стойкие нарушения здоровья наблюдается у 30% детей; 

-умеренные стойкие нарушения — у 60%; 

-стойкие нарушения — у 80%; 

-значительные нарушения — до 100%. 

 Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: — по возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые; — по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего забо левания; — по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным и неподвижным группам; — по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).  

Нарушение речи  относиться к третьей группе инвалидности(25% случаев), так как третья группа зачастую присваивается тем, кто имеет ограничения по причине ранее перенесенных заболеваний и полученных травм.  

В работе с инвалидами можно применять методы и формы для развития у них творческих способностей, к примеру: 

- арт-терапия; 

- изотерапия; 

-музыкотерапия   

 Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность человека еще с раннего возраста. Восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется духовный, внутренний мир, чувства и мысли. Музыка вне восприятия, как искусство, вообще не существует. Говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир людей бессмысленно, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. 

Музыка, несомненно, может быть средством успокоения и лечения, средством борьбы с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, и, доказано научно, приводит к снижению заболеваемости. Такую функцию музыки и принято называть «музыкотерапия». 

Многочисленные исследования и эксперименты подтверждают: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Является полезным восприятие музыкальных произведений композиторов-классиков. 

Музыкотерапия помогает усваивать учебный материал по музыке и другим предметам, вызывая  искренний и живой интерес ко всему, что происходит вокруг. В целях музыкотерапии используется, прежде всего, классическая музыка, но не стоит забывать и о произведениях современной легкой музыки. В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения, лучше проводить подбор музыкальных произведений малых форм. Под нежную, медленную и успокаивающую музыку учатся приемам расслабления. Музыка должна звучать тихо, находясь как бы за кадром. В процессе психологической разгрузки обычно используют музыкальные произведения медленного темпа, обладающие спокойно-повествовательным воздействием.[3] 

Исходя из всего вышеперечисленного, можно отметить, что темой  выпускной квалификационной работы является «Особенности социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии». 

Объект: социально-коррекционная  работа с инвалидами с нарушениями речи. 

Предмет: организация социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи  посредством музыкотерапии. 

    

Цель: теоретическое обоснование особенностей организация социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи  посредством музыкотерапии   и разработка социального проекта  «Тональность мечты» для инвалидов,   с нарушениями речи. 

Задачи исследования: 

Изучить социально-психологическую и нормативно-правовую литературу по теме исследования; 

Дать характеристику социально-психологического статуса инвалидов с нарушениями речи. 

 Раскрыть содержание   социально-корреционной работы с инвалидами с нарушениями речи. 

 Охарактеризовать музыкотерапии как метод социально-корреционной работы с инвалидами с нарушениями речи. 

5. Провести социологическое исследование востребованности разработки социального проекта «Тональность мечты» для инвалидов,   с нарушениями речи. 

6. Разработать социальный проект  «Тональность мечты» для инвалидов,   с нарушениями речи. 

  

 Методы исследования:       

Теоретический (изучение литературы в аспекте темы, систематизация изученного); 

эмпирический (анкетирование, беседы, социологический опрос). 

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в систематизации теоретического материала по рассматриваемой проблеме и разработке проекта   «Тональность мечты» для инвалидов,   с нарушениями речи. 

 

  

Теоретическую основу исследования  составляют труды учёных:   Дементьевой Н.Ф; Холостовой Е.И, в которых рассматриваются проблемы  инвалидов, основные направления работы с данной категорией. 

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации