Дипломный проект «Особенности социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии»
Шумкова А.А Особенности социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями в речи посредством музыкотерапии
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Соликамский социально-педагогический колледж
имени А.П. Раменского»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)
по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми
ПМ.04 Организация социальной работы в различных сферах (социальная защита, здравоохранение, образование и др.)
ПМ.05 Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС
Тема: Особенности социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии
Выполнила: Шумкова Анастасия Андреевна С-42
фамилия имя отчество группа
39.02.01 Социальная работа
наименование специальности
Руководитель: Чупикова Нина Николаевна, преподаватель колледжа
фамилия имя отчество, должность
Защита состоялась: «___»____ 2020г.
Оценка: ____(___________________)
Соликамск, 2020
Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы организации социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии
1.1 Характеристика социально-психологического статуса инвалидов с нарушениями речи …………………………………………………………….7
1.2 Основы социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи …………………………….………………………………9
1.3 Музыкотерапия как метод социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи………………………………………… ….11
Глава 2. Практические подходы к организации социально - коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии ……………………………………………………………….16
2.1. Социологическое исследование востребованности социального проекта «Тональность мечты» по работе с инвалидами с нарушениями речи
2.2. Социальный проект «Тональность мечты» по работе с инвалидами с нарушениями речи на базе музыкальной студии…………………………….16
Заключение………………………………………………………….…………38
Список литературы……………………………………………………………41
Приложение……………………………………………………………………43
Введение
В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дается более полное определение инвалидности. Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом. Постоянный рост инвалидности и численности инвалидов — с одной стороны, углубление внимания к каждому индивиду, вне зависимости от его физических, психических и интеллектуальных способностей, — с другой, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности в настоящее время. Только официально признано инвалидами по меньшей мере 10 млн человек, а с учетом данных о показателях физического, психического и социального благополучия всего населения — эти проблемы затрагивают каждого третьего человека. [Холостова Е.И]
По состоянию на 1 ноября 2018 года, по данным Федерального реестра инвалидов, в Российской Федерации насчитывается 12 млн инвалидов, в том числе 665,7 тыс. детей-инвалидов.
В Реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации.
К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Статистика степеней нарушений функций организма:
-незначительные стойкие нарушения здоровья наблюдается у 30% детей;
-умеренные стойкие нарушения — у 60%;
-стойкие нарушения — у 80%;
-значительные нарушения — до 100%.
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: — по возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые; — по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего забо левания; — по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным и неподвижным группам; — по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).
Нарушение речи относиться к третьей группе инвалидности(25% случаев), так как третья группа зачастую присваивается тем, кто имеет ограничения по причине ранее перенесенных заболеваний и полученных травм.
В работе с инвалидами можно применять методы и формы для развития у них творческих способностей, к примеру:
- арт-терапия;
- изотерапия;
-музыкотерапия
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность человека еще с раннего возраста. Восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется духовный, внутренний мир, чувства и мысли. Музыка вне восприятия, как искусство, вообще не существует. Говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир людей бессмысленно, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
Музыка, несомненно, может быть средством успокоения и лечения, средством борьбы с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, и, доказано научно, приводит к снижению заболеваемости. Такую функцию музыки и принято называть «музыкотерапия».
Многочисленные исследования и эксперименты подтверждают: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Является полезным восприятие музыкальных произведений композиторов-классиков.
Музыкотерапия помогает усваивать учебный материал по музыке и другим предметам, вызывая искренний и живой интерес ко всему, что происходит вокруг. В целях музыкотерапии используется, прежде всего, классическая музыка, но не стоит забывать и о произведениях современной легкой музыки. В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения, лучше проводить подбор музыкальных произведений малых форм. Под нежную, медленную и успокаивающую музыку учатся приемам расслабления. Музыка должна звучать тихо, находясь как бы за кадром. В процессе психологической разгрузки обычно используют музыкальные произведения медленного темпа, обладающие спокойно-повествовательным воздействием.[3]
Исходя из всего вышеперечисленного, можно отметить, что темой выпускной квалификационной работы является «Особенности социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии».
Объект: социально-коррекционная работа с инвалидами с нарушениями речи.
Предмет: организация социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии.
Цель: теоретическое обоснование особенностей организация социально-коррекционной работы с инвалидами с нарушениями речи посредством музыкотерапии и разработка социального проекта «Тональность мечты» для инвалидов, с нарушениями речи.
Задачи исследования:
Изучить социально-психологическую и нормативно-правовую литературу по теме исследования;
Дать характеристику социально-психологического статуса инвалидов с нарушениями речи.
Раскрыть содержание социально-корреционной работы с инвалидами с нарушениями речи.
Охарактеризовать музыкотерапии как метод социально-корреционной работы с инвалидами с нарушениями речи.
5. Провести социологическое исследование востребованности разработки социального проекта «Тональность мечты» для инвалидов, с нарушениями речи.
6. Разработать социальный проект «Тональность мечты» для инвалидов, с нарушениями речи.
Методы исследования:
Теоретический (изучение литературы в аспекте темы, систематизация изученного);
эмпирический (анкетирование, беседы, социологический опрос).
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в систематизации теоретического материала по рассматриваемой проблеме и разработке проекта «Тональность мечты» для инвалидов, с нарушениями речи.
Теоретическую основу исследования составляют труды учёных: Дементьевой Н.Ф; Холостовой Е.И, в которых рассматриваются проблемы инвалидов, основные направления работы с данной категорией.