12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса24

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центральная детская школа искусств» им. М.Ф. Кнауф-Каминской





План-конспект открытого урока по музыкальной литературе «Виват тебе, Бетховен!» для учащихся 5-х классов по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства предметной области «Фортепиано», «Хоровое пение», «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».



Составитель:

преподаватель Высшей категории

музыкально-теоретических дисциплин

Райкова Л.С.











г. Благовещенск

2021 год

Тема урока: «Виват тебе, Бетховен!».

Дата проведения: 14.01.2021г.

Класс: 5 класс.

Цель урока: познакомиться учащихся с основными вехами жизни и творчества Л.В. Бетховена.

Задачи:

- сделать обзор биографии композитора;

- познакомиться с образцами произведений композитора;

- выявить стилевые особенности музыки композитора.

Тип урока: ознакомление с новым материалом, биографического плана.

Необходимое оборудование: мультимедийная аппаратура, портрет композитора, ноты.

Музыкальный материал:

- фрагмент «Героической симфонии»;

- фрагмент «патетической сонаты»;

- фрагмент «Аллегретто» из «Сонаты» №17;

- фрагмент пьесы «К Элизе»;

- фрагмент песни «Сурок»;

- фрагмент увертюры к опере «Фиделио»;

- фрагмент финала «Симфонии» №9.





Ход урока:

В 2020 году исполнилось 250 лет со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Его музыка - смелая и решительная, нежная и пронзительная, патетическая и философская - знакома каждому, кто любит слушать музыку. Каждый, кто учился или учится музыке, играл Бетховена, поэтому Бетховен у каждого свой.

Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах.

Но начну я с рассказа о событии, которое произошло весной 1912года. Газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского лайнера «Титаник». Он столкнулся с айсбергом и затонул.

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…

(Звучит фрагмент «Героической» симфонии).

Это была Третья «Героическая» симфония великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Обречённые на гибель люди слушали эту музыку, и она вливала в них мужество, укрепляла их волю, уберегала от паники. Музыка Бетховена звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами.

Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это произведение? Как вы думаете?

(Дети высказывают свои предположения).

Сама жизнь и творчество великого немецкого композитора были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.

В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним слухом, поэтому продолжил сочинять.

Известны гордые слова композитора: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть ей меня не удастся».

И вот на таком душевном подъёме появляются его самые лучшие вдохновенные произведения. И среди них была прозвучавшая Третья «Героическая» симфония. Теперь становится понятным выбор музыкантов. Бетховенская симфония давала людям поддержку в трагическую минуту жизни, помогала им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство.

Людвиг Ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий композитор, пианист, дирижер. Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, но они быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен думал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей (послушайте отрывок из 3 части Сонаты №17 – Аллегретто).

В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству.

Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов (пример – Вступление «Патетической сонаты» №8).

Бетховен всегда отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил: «Таким свиньям я играть не буду!». И никакие извинения и уговоры не помогли.

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.

Любовь Бетховена - Джульетта Гвиччарди. Гений был сразу же покорен ее ангельской красотой, он мечтал о женитьбе, хотя отлично понимал: он глухой, небогатый, она – прекрасная, богатая, молодая...

Бетховен бесился, швырял на пол ноты, орал.... А потом раскаивался, писал Джульетте любовные письма, просил прощения. Летом, проведённым вместе в Венгрии, была сочинена его «Лунная соната», посвящённая только ей! (фрагмент «Лунной сонаты»).

«Лунная соната» – четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена. Название сонаты «Лунная» принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора – в 1832 году – окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью. Как он был не прав, услышав в этой музыке, полной глубоких, мужественных страданий, всего лишь лунный пейзаж!..

Для того, чтобы понять каким был композитор на самом деле, нам нужно обратиться к его записям из “разговорных тетрадей”, они раскрывают перед нами личность великого музыканта. О каких качествах характера Бетховена говорят его слова:

Ни один из моих друзей не будет нуждаться, пока я что-нибудь имею” (сочувствие, забота о ближнем, щедрость).

С детства я научился любить добродетель, растите детей в добродетели, только она может дать счастье, а не деньги” (девиз жизни Бетховена порядочность, честность, доброта).

Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один” (гордость, независимость, чувство собственного достоинства)

Нет такого сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно. Не претендуя, хотя бы в малейшей степени, на учёность я стремился с детства познать смысл всего лучшего и мудрейшего каждой эпохи. Позор тому, который не считает своей обязанностью, хотя бы постараться продвинуться в этом” (стремление к знаниям, самообразование).

Бетховен был бунтарем. Он был твердо уверен, что ум и трудолюбие выше знатность и богатства. Его внешний облик, его отношение к людям ломали все установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами, он к тому же слишком просто и небрежно одет, по понятиям того времени.

Давайте посмотрим на Бетховена и попытаемся по портрету определить какие черты характера были присущи композитору (смотрят, подбирают слова).

А вот как видела Бетховена в своём стихотворении известная русская поэтесса Марина Цветаева (читает стих ученица).

В последние годы жизни из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине (фрагмент увертюры к опере «Фиделио»).

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена — «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Все музыканты называют Й. Гайдна “отцом симфонического оркестра”. В XVII-XVIII веках состав инструментов мог быть самым разнообразным. Гайдн установил чёткие соотношения оркестровых групп. Назовите 4 основные группы оркестра.

А какие инструменты впервые появились в оркестре Бетховена?

(Назовите инструменты, изображённые на экране).

Ответ: Пикколо, альтовый и теноровый тромбон, контрфагот.

Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.

Послушайте фрагмент знаменитой пьесы «К Элизе». Это произведение входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира. Подумайте, почему это произведение так любимо абсолютно всем?

(Слушаем «К Элизе»).

Звучание музыки светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.

Также очень известна и любима песня «Сурок», написанная композитором в молодые годы на стихи немецкого поэта Гёте.

(Смотрим видео песни «Сурок»).

Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку.

(Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)

В оригинальном тексте чередуются немецкие и французские строки (язык савояров - французский)

Давайте с вами споём эту песню с русским текстом (поём песню «Сурок»).

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Грильпарцером: “Он был художник- музыкант, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного”.

Наследие Бетховена (произведения на слайде)

Памятники Бетховену (Прага, Вена, Бонн).

О Бетховена поставлено около десятка различных художественных фильмов, самым популярным из которых является американский фильм «Переписывая Бетховена». Давайте посмотрим фрагмент из этого фильма – о том, как Бетховен дирижировал своей 9 «Симфонией» (смотрим фрагмент фильма).

Закончить урок хотелось бы словами Бетховена: «Музыка — более высокое откровение, чем вся мудрость и философия. Кому открывается моя музыка, тот избавляется от всех тех бед, которые терзают других людей».

Спасибо за внимание, до свидания!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.