12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга46

МБОУ «Шалдежская основная школа»







Интегрированный урок литературного чтения, музыки, изобразительного искусства

4 класс



t1663748048aa.gif

t1663748048ab.gif








Провела: Чумакова О.К.





2020год


Цели:

Образовательные: познакомить детей с произведениями искусства (поэзии, музыки, живописи), которые сыграли важную роль в победе советского народа над фашистской Германией; создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе мыслительной деятельности детей;


Воспитательные: воспитывать уважение к истории своего народа; чувство патриотизма; прививать любовь к искусству;


Развивающие:  развивать у учащихся желание высказывать свое мнение, слушать одноклассников; формировать умения анализировать, выделять главное, делать выводы; развивать речь, мышление, память, внимание детей;



Ход урока.

Орг. момент:

Учитель литературы:Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Поприветствуйте друг друга. Садитесь.

Сегодня у нас необычный урок, потому что он будет включать в себя 3 предмета: литературу, музыку, изобразительное искусство.

Учитель: 9 мая вся наша страна будет отмечать 75-летие со дня Победы советского народа над гитлеровской Германией. Вы об этом много слышали. В нашей стране проводится огромное количество мероприятий, акций в связи с этой датой. Не обошло это важное событие и нашу школу.

Я прошу вас настроиться на интересную и серьезную работу и хочу, чтобы никто не оставался в стороне.

Слайд 1.Тема нашего урока: «Вклад искусства в Победу над фашизмом».

Знакомство с новой темой.

Учитель:Что мы относим к искусству?

(Ответы)

Термину «искусство» специалисты дают разные определения, поскольку в одно понятие, одну фразу невозможно вместить весь тот огромный смысл, который несет в себе это слово. Искусство формирует духовные ценности и воспитывает понимание прекрасного.

Учитель:Писатели, поэты, режиссеры, композиторы, операторы, художники, скульпторы – это люди, которые служили и служат искусству.


- Как вы считаете, нужен был их труд во время войны или же людям было не до этого?

(Здесь мнения детей могут разделиться, но это лишь создаст на уроке проблемную ситуацию.Самое главное, чтобы в конце урока прийти к выводу, что искусство нужно людям во все времена, а в тяжелые – тем более).

Учитель: Давайте попробуем разобраться, кто из вас ближе к истине. Мальчики из 6 класса прочитают стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь», написанное в 1941 году.

( Музыкальный фон) Слайд 2

1. Жди меня, и я вернусь

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


2.Жди меня, и я вернусь,

Не жалей добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


3.Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять неждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Учитель:

-Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали это стихотворение? (Ответы)

-А что могли чувствовать солдаты, которые читали это стихотворение в перерывах между боями, как вы думаете?

(Ответы).

Это стихотворение К.Симонова солдаты переписывали друг у друга, зачитывали свои листочки до дыр, оно помогало им выжить. Бойцы верили, что их ждут жены, дочери, сыновья, значит, надо выжить!


-Война… Слайд 3,4,5 (звуки: стрельба, сирена, взрыв)


- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость)


-Подберите к слову ВОЙНА эпитеты. Какая она?

(Жестокая, бессердечная, страшная, кровавая, зверская)


- Какие чувства у вас вызывает война?

(Тревожные, беспокойные, печальные, горькие)


Самостоятельная работа :


(работа в группе по 2 человека)


-На столах у вас листочки, на которых написано стихотворение Е.Благининой «Письмо папе», но некоторые слова в нем пропущены. Ваша задача дополнить письмо, выразив свои чувства, эмоцииот имени ребенка к своему папе.


(Заранее заготовлены карточки, размещенные на магнитной доске)


-Так что же такое война? Что мы знаем о ней?

Давайте попробуем на уровне ваших ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы о ней читали, видели, слышали. И давайте попробуем составить таблицу, в которой отразятся звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне.


(Составляют таблицу.)


Сам.работа

-А сейчас оформите эту таблицу у себя в рабочих листах и дополните в каждый столбик еще по два, три слова.


Проверка сам.раб. :

- Ребята, давайте послушаем, какие письма вы написали.


(дети зачитывают письма)


- На фронте не только писали письма, но и сочиняли стихи, на которые в свою очередь была положена музыка.


Учитель музыки:

Ребята, каждый день вы слышите десятки песен. Некоторые песни

становятся популярными, но через год – два забываются. Но есть такие

песни, которые пережили свое время и стали классикой.

Классический - значит образцовый, безукоризненный, безупречный.

Слайд 6.К таким вечным песням можно отнести песни Великой Отечественной

войны.Много песен родилось во время Великой Отечественной Войны, это особая глава песенной истории нашего народа и нашей армии. Музыка была вдохновленным политруком, строгим командиром, любящей матерью, женой. Это было сложное время, но русский народ находил в себе силы бороться с врагом, и вместе с солдатами в окопах, на передовой всегда была музыка.

- Ребята, скажите, как помогала песня солдатам?

(ответы детей)


- Любимых песен было много. Несмотря на суровый быт, они зажигали своим весельем и удалью.

Слайд 7.А вот песня В.Лебедева – Кумача «Священная война» сопровождала и вдохновляла нашу армию все четыре года. 24 июня 1941 года в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи, сразу же А.Александров написал к ней музыку.

Давайте послушаем эту песню, кто знает – подпевайте.


Слайд 8.(на экране ролик песни «Священная война»)


Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной Войны.

-А какое впечатление произвела эта песня на вас?

Что вы испытывали, когда смотрели документальные кадры?


(ответы детей)


- Как вы считаете, нужны ли были песни на войне?

(Нужны.Поднимали боевой дух солдат, помогали выиграть последний бой, напоминали о родных, близких, которые нуждались в них, ради которых надо было вопреки всему остаться живым)

- А вот как сами герои войны оценивают роль песни:

Слайд 9. На экране эпизод из фильма «В бой идут одни старики», где капитан Титаренко говорит важные слова: «Кто сказал, что нужно бросить, песню на войне?! После боя сердце просит музыки вдвойне!»



Научно-исследовательская деятельность учащихся по группам.

Учитель музыки:

- Военные песни создавались в разное время.Мы с вами слушали военные песни, пели их. Вот сейчас мы и поработаем над этим .

Ребята, я предлагаю вам поработать в группах по 2 человека.


Возьмите рабочие листы . Здесь вы видите список песен о войне. Ваша задача - выбрать из списка песни, написанные

-до войны;

-во время войны;

-после войны.


Обратите внимание на дату.


Список песен:

А. Новиков “Дороги” - после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1945 года.

А. Александров “Священная война” - 24 июня 1941 года 

К. Листов “В землянке”- в конце ноября 1941 года

Э. Колмановский “Алеша” - в 1962 году 

В. Мурадели “Бухенвальдский набат” – в сентябре 1958 года

Д. Тухманов “День Победы” - в марте 1975 года

Я. Френкель “Журавли” – в 1969 году 

Н. Богословский “Темная ночь” - в 1943 году

М. Блантер “Катюша” - в 1938 году

А. Новиков “Смуглянка” – 1940 год


Проверка

«Музыкальная таблица».

На экране таблица. В правой её стороне будем записывать ответы на вопросы, которые я буду задавать. А в левой стороне название одного из городов-героев.

1. Эта песня была написана В.Лебедевым-Кумачом и А.Александровым в первые дни войны. Её называли «Песня-призыв, песня-воин, песня-полководец, песня-пророк».

О какой песне идёт речь?

(«Священная война»)

Берём последнюю букву из названия песни.

2. Авторы этой песни: композитор Н.Богословский, поэт В.Агатов.

Подсказка: «Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь.

                      И поэтому знаю, со мной ничего не случится».

(«Тёмная ночь»)

Берём четвёртую букву.

3. Стихотворение, из которого родилась эта песня, возникло случайно. Оно не собиралось быть песней. Это были 16 «домашних» строк из письма жене.

«До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти – четыре шага…»

О какой песне идёт речь?

Подсказка: звучит песня - № 16.

(«В землянке»)

Берём пятую букву.

4. «У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон…»

Из какой песни эти строки.

(«Три танкиста»)

Берём вторую букву.

5. Решением Пловдиевского городского Совета эта песня утверждена официальным гимном города. Как называется эта песня?

(«Алёша»)

Берём последнюю букву.

6. Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдержать в минувшей войне нашему народу. Она написана вскоре после окончания ВОВ.

Подсказка: звучит фрагмент песни - № 6.

(«Эх, дороги»)

Берём последнюю букву.

7. О какой песне писала газета «Правда»: «Тухманов и Харитонов создали замечательную песню-поэму о прошлом, которая трогает до слёз ветеранов и заставляет учащённо биться сердца молодых».

Подсказка: «Этот день мы приближали как могли…».  

(«День Победы»)

Берём первую букву.

8. Именем популярной в те годы песни, народ «окрестил» новое грозное оружие – реактивные гвардейские миномёты.

(Катюша)

Берём третью букву.

9. Песня-шутка, которую создали композитор А.Новиков и поэт Я.Шведов в начале войны.

Подсказка: песня прозвучала в кинофильме «В бой идут одни старики».

(«Смуглянка»)

Возьмём четвёртую букву.

10. Первоначальное название этой песни «Пришла и к нам на фронт весна». Что это за песня?

Подсказка: звучит фрагмент песни - № 24.

(«Соловьи»)

Возьмём первую букву.

Какой же город у нас получился? Слайд 14.

     С

«Соловьи»

     Т

«Катюша»

     А

«Алёша»

     Л

«В землянке»

     И

«Эх, дороги»

     Н

«Тёмная ночь»

     Г

«Смуглянка»

     Р

«Три танкиста»

     А

«Священная война»

     Д

«День Победы»



Сам.работа- возьмите рабочие листы, найдите задание( соединить композитора и названия песен ).


Проверка сам.работы.

-Какие песни , вы отнесли к довоенному времени?

Ответы детей

Слайд15.

-Какие песни , вы отнесли к довоенному времени?

-Какие песни , вы отнесли к военному времени?

-Какие песни , вы отнесли к послевоенному времени?


Ответы детей


Проверка сам.работы



Вывод: Песня помогала выстоять и победить. Песня помогала ковать победу.

Песни ВОВ - они и теперь по прошествии более чем 75 лет, по- прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.

Музыка − душа и сердце каждого человека. И на войне песня обладала удивительной силой.

Музыка – это наша жизнь.


Учитель ИЗО: Ребята, а с помощью какого еще вида искусства советские люди боролись с фашистами?

(Ответы детей ).

Слайд 18. Учитель ИЗО: Правильно , это карикатура. Она была необходимой частью пропаганды победы нашего народа, карикатура высмеивала Гитлера и его армию, показывала немцев жалкими, скорее животными, чем людьми.Во время войны трое художников – карикатуристов, их творческий союз назывался Кукрыниксы, нарисовали множество таких сатирических плакатов.

- Посмотрите на них и скажите, что хотели художники сказать своими картинками?

Слайд 19.

( Идет разбор плакатов.Дети высказывают свои мнения).


Учитель: Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики; они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. В карикатурах Кукрыниксов, разоблачающих гитлеризм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом.

Учитель: Сегодня на уроке мы успели многое узнать и разобрать. Ваше мнение изменилось по поводу важности искусства во время войны или нет?

(Ответы).

Что особенно вас заинтересовало, а что не тронуло душу?

(Ответы).



Учитель:  После ВОВ много людей не вернулось с фронта. Но память о них жива.«Война – жесточе нету слова.

«Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет…».


В завершении нашего урока мы выполним с вами интересные творческие работы.


Работа для.

« Журавли»– песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. Когда звучит песня “Журавли” в каждой семье вспоминают о своих погибших отцах, братьях, сыновьях и дочерях. Бессмертный образ белых журавлей стал родным и близким миллионам людей на нашей планете. И нашел он свое отражение не только в песне Р.Гамзатова, но и в памятниках запечатлевших «белых журавлей», которые разлетелись по всей России.

Чтобы почтить память всех погибших на полях сражений, мы сегодня сделаем своих бумажных журавлей. Как сделать журавликов мы посмотрим на слайде.


Журавли в небе, как надежда, как отголосок небесной любви, как тонкая нить, связывающая души всех нас!

Работа для.

Знаете, ли , вы , ребята, а что еще радовало солдат , кроме писем, на фронте, что еще им посылали их родные?

Радовали наших бойцов подарки, присланные на фронт. В этих посылках было все, что можно сделать женскими руками – носки, варежки, вышитые кисеты.


В годы войны жители Нижегородской области оправляли на фронт посылки. Несмотря на голод и нужду, каждый старался положить в посылку что – то ценное. В заботливо собранных посылках отправляли на фронт большое количество сдобных сухарей, печенья, жареных кур, поросят, копчёностей, сливочного масла». Из Линды колхозники и учителя послали на фронт мёд, печенье, кисеты, носки, платки, бритвенные приборы.

Давайте перенесёмся в то далёкое время и представим, что мы собираем посылку на фронт. Сейчас каждый из вас нарисует, что считает самым ценным и самым нужным для солдата на войне?


Пока вы выполняете задания, давайте послушаем эту проникновенную песню « Журавли».


Дети рисуют, делают журавлика, показывают, что у них получилось.


Учитель:  - Всё дальше в историю уходят страшные годы войны, унесшие жизни миллионов мирных людей. Но никогда не померкнет героизм русского народа, отстоявшего в борьбе с фашизмом нашу великую Родину!

Ребята, какую цель мы ставили на уроке? Удалось нам ее достичь?

Ответы учащихся.




Рефлексия «Салют Победы»


Учитель:  - В День Победы  песни поют! В честь Победы сверкает салют!


 Учитель:- Я предлагаю подарить салют победы всем героям войны нашего района, памятнику воину – солдату и стеле, на которой написаны имена наших земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945г.г


Ученики подходят и крепят на доску, получается салют Победы.

( Звучит Песня « День Победы»).

У читель:-​​​​​​​

t1663748048ac.gif-все получилось, урок понравился.


t1663748048ae.gif- осталось кое-что не понятно

t1663748048af.png-было скучно и ничего не понятно



5. Домашнее задание.

- Ребята, на листочках,которые я вам раздаю , написано задание по литературе, музыке, изобразительному искусству. То задание, которое Вам понравится, вы и выполните дома.

Литература:

1. Выучить наизусть стихотворение о войне.

2. Прочитать рассказ А.Фадеева «Листовки» и подготовить его пересказ.

3. Подготовить выразительное чтение любой главы В.Катаева «В разведке».

4. Прочитать и подготовить пересказ главы рассказа В.Катаева «Сын полка».


Музыка:

1. Написать названия 5-6 песен о войне, их авторов.

2. Подготовить материал, презентацию об истории написания какой–либо военной песни.

3. Прослушать и разучить любую песню о войне.


ИЗО:

1. Нарисовать картинку на военную тему.

2. Написать названия нескольких картин о войне, указать ФИО автора картины.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.