Влияние лидера на психологический климат класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Барнаул, Алтайский край
«Лицей №124»
Тема: «Влияние лидера на психологический климат класса»
Пинаева Индиана Васильевна,
Педагог-психолог
г.Барнаул, 2021
Оглавления
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы лидерства
Понятие и теория происхождения лидерства 6
Виды и стили лидерства 7
Теоретический анализ лидерских качеств 10
Глава 2 Теоретико-методологические основы психологического климата
Понятие психолого-педагогический климат 10
Виды психолого-педагогического климата в школьном коллективе 11
Анализ влияния качеств лидера на формирование психологического климата в школьном коллективе 13
Выводы 13
Список литературы 14
Введение
Актуальность исследования. До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. Обычно лидер в школьном коллективе – ключевая фигура. От того, как он ведёт себя с другими детьми, каким образом и во что вмешивается (либо не вмешивается), что он делает и как влияет на своих одноклассников, зависит очень многое. По этим причинам, а также потому, что персона лидера, всегда вызывает у школьного сообщества повышенный интерес, психологи уделяют этим вопросам особое внимание. Существуют многочисленные попытки сформулировать как функции и роль лидера в менеджменте и руководстве, но мало изучено влияние лидера и лидерских качеств школьный коллектив, и какие черты личности лидера влияют на успешное создание психологического климата в школьном коллективе.
Таким образом, проблема исследования представляется достаточно актуальной. Ее значимость обоснована поиском и анализом теоретического обоснования важности изучения влияния лидера на психологический климат в классе. А также изучение способствующих качеств лидера на формирование психологического климата в условиях средней общеобразовательной школы.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема лидерства рассматривалась в различных ее аспектах и исследовалась учеными в разных отраслях науки:
В изучении лидерства и проблемы развития лидерских навыков можно условно выделить четыре этапа. На первом - с древности до 40-х годов 20 века господствовала теория черт, исследователи описывали присущие лидерам характеристики, вопрос о развитии которых поднимался редко; лидерство вопреки его социальной природе рассматривалось как атрибут выдающейся личности. Качествам лидера и природе лидерства уделяли внимание многие философы прошлого: Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, М. Аврелий, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, А.Ф. Моджевский, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-О. Ламетри, К.-А. Гельвеций, И. Кант, Т. Карлейль, Ф. Ницше, 3. Фрейд и другие. Роль обучения и необходимость воспитания лидеров отмечали на этом этапе немногие (среди них Аристотель, И. Га-бирол, К.-А. Гельвеций, И. Кант, В.В. Розанов). В XX веке проблема лидерства привлекла внимание социологов, социальных психологов, теоретиков менеджмента. Лидерство как совокупность определённых психических качеств описывал американский социолог Э. Богардус; анализ исследований черт лидеров содержится в работах К. Бирда, Р. Стогдилла, Ю. Дженнингса, роль личностного фактора в лидерстве подчёркивал Б. Басс. В 20-30-е годы проблемой лидерства занимались Э. Вестбург, У. Коули, К. Левин, Р. Липпит, Г. Пейдж, П. Пигорс, др. Г. Пейдж отмечал, что лидеры больше, чем их последователи, нуждаются в обучении лидерству.
Анализ степени разработанности проблемы позволил выявить следующие противоречие, существующие между:
-возросшей потребностью российского общества и государства в необходимости обучения, развития, воспитания лидеров и недостаточной изученности влияния лидерских качеств на формирование психологического климата в общеобразовательном учреждении.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости теоретического исследования влияния лидера на психологический климат.
В связи с этим тема данного исследования: «Влияние лидера на психологический климат».
Объект: Теоретико-методологические основы лидерства и психологического климата
Предмет: Процесс влияния лидерских качеств на психологической климат в теоретико-методологическом аспекте.
Цель: Проанализировать теоретико-методологические основы лидерства и его влияния на психологической климат
Задачи:
провести анализ понятийного аппарата лидерства и психологического климата;
проанализировать виды и стили лидерства;
провести анализ понятия и видов психологического климата;
проанализировать влияние качеств лидера на формирование психологического климата в школьном коллективе.
Гипотеза: цель исследовательской работы будет достигнута, если:
Изучить и проанализировать теоретико-методологические основы лидерства;
Изучить и проанализировать теоретико-методологические основы психологического климата;
Провести анализ влияния лидера на психологический климат в классе;
Глава 1 Теоретико-методологические основы лидерства
Понятие и теория происхождения лидерства
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди)
Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею для своих личных интересов.
Существует три теории происхождения лидерства.
1. Теория черт состоит в том, что качества лидера являются врожденными и образуют счетное множество.
Составлено множество списков "лидерских" качеств характера. Максимальный из них состоит из 79 черт. Однако у разных экспериментаторов не было практически никакой корреляции между этими списками. Поэтому харизматическая теория не нашла серьезной научной поддержки, хотя в журналах регулярно предлагаются "психологические" тесты типа "Можете ли Вы стать лидером".
2. Ситуационная теория лидерства. Согласно этой теории, лидерство - это, в основном, продукт ситуации; то есть лидер - это тот, кто в данной ситуации адекватнее проявил нужную черту (хотя она может быть и у других), "оказался в нужный момент в нужном месте и возглавил". Здесь полностью снимается роль активности личности лидера, и он выступает как флюгер.
Чтобы преодолеть очевидную противоречивость такой теории, Хартли предложил 4 модели для объяснения того, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение:
- если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он станет лидером и в другой;
- вследствие воздействия стереотипов лидеры в данной ситуации начинают рассматриваться группой как лидеры вообще;
- человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, что повышает для него вероятность быть избранным вторично;
- отдельным людям свойственно "искать посты", и они ведут себя так, что им действительно "дают посты".
Эти добавления Хартли сделали ситуационную теорию достаточно популярной, и на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.
3. Компромиссный вариант - системная теория лидерства. Согласно этой теории, лидер - это тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи. Развитие этой же идеи можно пояснить следующим образом: в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается тот, кто как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей; именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.
Тем не менее проблема происхождения лидерства не решена до сих пор и, по-видимому, не имеет общего решения.
И все-таки выделен ряд факторов, от которых зависит то, что у одного человека больше шансов быть выбранным в лидеры группы и оказаться при этом эффективным вожаком, чем у другого. Группа ждет от своего вожака выполнения основных системных требований, то есть что он:
- сумеет скоординировать ее активность;
- обеспечит безопасность ее членов;
- даст им веру в будущее.
Поэтому лидером группы в большинстве случаев окажется человек, который способен удовлетворить эти потребности группы и, кроме того, умеет управлять другими. [ 5 ]
Виды и стили лидерства
Виды лидерства. Исследователи предлагают множество вариантов разделения на типы, различные классификации лидерства в соответствии со стилем руководства или личностными характеристиками, ряд классификаций стилей лидерства. Наиболее часто встречается разделение лидерства и стиля управления на такие категории как организаторы, творцы, борцы, дипломаты и утешители.
Лидер-организатор Данный стиль лидерства отличается хорошим восприятием нужд коллектива. Он проявляет активные действия для защиты интересов группы и ставит их на одном уровне с собственными. Среди ярких качеств такого вида лидерства в психологии отмечается способность убеждать людей, мотивировать их, организовывать для выполнения конкретной задачи, грамотно распределять роли. При необходимости высказать неодобрение по отношению к действиям какого-то члена коллектива, лидер-организатор выполняет это без ущерба для чувства собственного достоинства. Такая личность и такой либеральный стиль лидерства в неформальных группах всегда выходит на первый план.
Лидер-творец Обозначенный стиль руководства и лидерства способен вдохновить людей, заинтересовать новой идеей, предложить взяться за задачу, которая может казаться другим участникам группы невыполнимой. Такой человек всегда видит новое, легко берется за выполнение сложных или даже опасных проектов. Его стиль поведения — не командовать, а лишь приглашать к обсуждению. Остальные участники группы никогда не скажут, что лидер принимает решения единолично. Он всегда делает ставку на заинтересованность, советуется с остальным коллективом, приводит свои аргументы для достижения целей организации.
Лидер-борец Лидеры-борцы всегда выделяются в коллективе своими качествами. Они уверены в силах и имеют «железную» волю. Такие виды лидерства в менеджменте характеризуются как личности, которые без колебаний берутся за любые задачи, независимо от степени их сложности и опасности. Борцы, по своей сути, не склонны к уступкам. Они четко следуют намеченному пути и отстаивают принятое решение. Иногда их действия можно охарактеризовать как «безумство храбрых», так как иногда не успевают тщательно обдумать план действий и предусмотреть возможные сложности.
Лидер-дипломат Такой стиль лидерства в организации всегда делает ставку не на прямолинейность и открытость, а на скрытые и замаскированные способы воздействия. Лидер-дипломат — мастер всевозможных интриг, всегда в курсе всех новостей и сплетен. В открытую такой человек будет говорить только общеизвестные вещи, в то время как настоящие планы или идеи он обсуждает кулуарно.
Лидер-утешитель Отмечая основные стили лидерства, нельзя не упомянуть лидера-утешителя, наделенного превосходными человеческими качествами. Он склонен сопереживать, поддержать человека в трудную минуту. Всегда вежлив и предупредителен, может выслушать человека и вникнуть в его проблемы, к нему в коллективе всегда будут расположены доброжелательно.
Виды лидерства в психологии. Психологи и психоаналитики тщательно изучают проявления лидерства, как способность вызывать чувство восхищения, уважения, доверия и даже обожания. Среди членов группы подобные чувства по отношению к лидеру возникают бессознательно. В зависимости от особенностей личности лидера выделяют следующие типы лидеров и стили лидерства в психологии.
Автократическое. Характеризуется быстрым и единоличным принятием решений, жесткой властью лидера над группой. Лучшие результаты проявляет в кризисные моменты.
Деловое. Лидер берет на себя роль ведущего в коллективе для выполнения конкретной задачи. Чаще всего это амбициозные люди с четкой мотивацией, которые хотят продвинуться по карьерной лестнице или в общественной иерархии и проявляющие качества лидера.
Демократическое. Демократический стиль лидерства подразумевает под собой активное участие в принятии решений для всех членов группы. Демократические лидеры креативны, умеют вдохновлять, заботятся о создании оптимальных условий работы.
Лидерство, ориентированное на взаимоотношения. Основа — поддержка членов коллектива, забота об их развитии и эффективности. Такой стиль лидерства поощряет командную работу и успешное сотрудничество.
Обслуживающее. Характеризуется управлением людьми посредством оказания им помощи. Лидер осуществляет честное и разумное руководство, схожее на демократическое. Безучастное. Характеризуется предоставлением членам группы полной свободы действий, что присуще группам опытных, самостоятельных и инициативных людей.
Проблемно-ориентированное. Нацелено на выполнение конкретной задачи. В этой модели лидеры выполняют задачи постановки целей, разработки методов их решений, распределения обязанностей, контроля.
Харизматическое. Основывается на вдохновении членов группы, пробуждении в них энтузиазма. Личность лидера выходит на передний план и его интересы ставятся на первое место по отношению к интересам группы.
Трансформационное. Строится на мотивации команды на достижение 100 % результата. Лидер делает упор на эффективность взаимодействия членов группы, заботится о реализации общих целей и интересов. В бизнесе такая модель считается наиболее успешной.
Стили лидерства в менеджменте организации. С точки зрения роли лидерства в организации выделяют 3 вида лидерства:
Деловое лидерство. Основа — реализация производственных задач. Лидер компетентен в профессиональной области и проявляет качества: способность решать сложные организаторские задачи, деловая хватка, эффективность. Данный стиль лидерства в инновационной деятельности опирается на опыт и деловой авторитет.
Эмоциональное лидерство. Реализуется на основе человеческих симпатий внутри коллектива. Эмоциональный лидер в группе, как правило, вызывает доверие окружающих, вселяет уверенность, способен снимать психологическую напряженность в коллективе.
Ситуативное лидерство. Проявляется неустойчиво в зависимости от конкретной ситуации. Может сочетать в себе признаки эмоционального и делового лидерства. Пример: организация вывода людей из здания при пожаре. Каждая классификация лидеров, стилей лидерства и их характеристики имеют право на жизнь. Ученые продолжают работать в этой области, поэтому со временем появятся новые виды и типы. [ 4 ]
Теоретический анализ лидерских качеств
Глава 2 Теоретико-методологические основы психологического климата
2.1.Понятие психологический климат
Психологический климат класса/группы — это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слагается из устойчивых отношений группы к человеку, к делу, объединяющему членов класса/группы, к педагогу/ руководителю группы, а также к событиям, происходящим в классе/группе и за ее пределами.
Психологический климат — чрезвычайно тонкий феномен, существующий благодаря динамике выражаемых отношений, идущих от одного субъекта (ученика/учителя) к другому.
Психологический климат складывается в течение некоторого времени деятельного существования групп, рождаясь как устойчивое образование из многократного воспроизведения социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчива, переменчива. Для установления климата необходимо время и некоторая история жизнедеятельности группы.
Климат класса/группы благоприятен, если отношения позитивны. Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из отношений принимает свое негативное направление. Если дело неинтересно, если руководителю не доверяют, если учащиеся неуважительны по отношению друг к другу, если каждый или большинство несет в себе антиобщественную направленность, то климат классы/группы становится разлагающим фактором, тормозящим развитие каждого, в том числе и того, кто выбивается в лидеры.
2.2Виды психолого-педагогического климата в школьном коллективе
Определяют следующие виды психологического климата в школьном коллективе: отрицательный и положительный. Рассмотрим более подробно признаки положительного и отрицательного психологического климата.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают «слабых», выступают в их защиту, помогают новичкам.
В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
В классе преобладает подавленное настроение, пессимизм, наблюдается конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, класс заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
Данные характеристики определяют состояние ребенка в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование ценностных отношений ребенка. Первое и второе тесно связаны. Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений и влияет на развитие личности в целом[ 1 ]
.
Анализ влияния качеств лидера на формирование психологического климата в школьном коллективе
Психологический климат школьного коллектива – это не просто сумма личных качеств учащихся. Он образуется из взаимоотношений людей, что далеко не одно и то же. Между самыми положительными личностями могут сложиться отрицательные взаимоотношения, приводящие к «климатическим возмущениям», даже к конфликтам. Лидеру необходимо понимать в этом случае, что конфликт – вечный спутник нашей жизни и важно уметь снимать лишнюю напряженность и разрешать его конструктивно. Если преобладающие настроения – неприязнь, вражда, непонимание, то в коллективе идут бесконечные и бесполезные споры, появляется стремление сводить счеты, подсиживать, клеветать и т.п. Ум учащихся в школьном коллективе людей занят раздражением, ревностью, страхом, беспокойством. Управляющее воздействие лидера является основным. Его слова могут произвести серьезные изменения в психическом климате класса, как в лучшую, так и в худшую сторону. Формируя сознательно и целенаправленно морально-психологический климат своего коллектива, лидер пресекает и ликвидирует все ненужные раздражители. Значительная часть «трудных» детей является таковыми не по злому умыслу, а вследствие врожденной или приобретенной неустойчивости психики, слабых или расшатанных нервов и т.п. По отношению к ним лидер неизбежно выступает в роли решающего разногласия.
Выводы
Формирование социально-психологической структуры школьного коллектива связано с выдвижением лидеров в неформальных малых группах и в коллективе в целом. Лидерство, повторим, связано с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, что проявляется через личную форму власти, признаваемое группой право на влияние и оценку. Лидер олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем и активным проводником в жизнь. В связи с этим лидером считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет ее социальной деятельностью, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности. Личные качества лидера по - существу выступают основой его деловых качеств, его стиля управления, поскольку суть лидера в первую очередь – общение. Создание условий для сохранения психического здоровья, создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе – прямо зависят от качеств лидера. Характер психологического климата зависит от всех членов коллектива. Но решающую роль в его создании играют лидеры.
Список литературы
1.Виды и стили лидерства https://hrhelpline.ru/vidy-liderstva/ виды и стили лидерства (дата обращения 17.10.2021)
2. Канджеми Дж.П. «Психология современного лидерства: Американские исследования.» - М.: Когито-Центр. - 2006. - 288 с.
3. Кешаван Наир «Высокий стандарт лидерства. Уроки из жизни Галди». - М.: 2001. - 160 с.
4. Психология профессионального образования https://de.ifmo.ru/--books/0062/67.html (дата обращения 18.10.2021).
5.Психологический климат в коллективах обучающихся http://school125.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=163:psikhologicheskij-klimat-v-kollektivakh-obuchayushchikhsya-vospitannikov-dyup&catid=60&Itemid=431 (дата обращения 20.11.2021).