12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия41
Россия, Иркутская обл., Иркутск

ВЛИЯНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Учитель – логопед МБОУ г. Иркутска СОШ № 27

Худоногова Юлия Николаевна

« Общение-ведущий вид человеческой деятельности,

направленный на познание и оценку самого себя

через посредство других людей».


Важнейшим компонентом формирования личности ребенка является общение.

Речь выступает как основное средство общения и играет главную роль в становлении личности. Правильная четкая, выразительная речь - основа всестороннего развития ребенка, его социализации и успешного обучения.

Процесс формирования личности осуществляется на основе совместной деятельности психологов, учителей, педагогов, логопедов непрерывно в дошкольном учреждении, а затем в школе.


Логопедические занятия в школе посещают дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии, а также ряд психологических особенностей, затрудняющих формирование у них универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных). Нарушение речи нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими, отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, на развитие личности - его способностей, волевых качеств, эмоций, мотиваций, социальных установок, способствуют развитию негативных черт характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности.) В результате чего учащиеся испытывают психологические комплексы и трудности в обучении.


Таким образом, главной задачей учителя-логопеда является преодоление речевых нарушений и обеспечение полноценного всестороннего развития ребенка, прежде всего, формирование личностных качеств, черт не закомплексованной, гармоничной личности.


Для успешного решения поставленных задач, учитывая особенности детей с нарушениями речи, обучающихся в начальных классах средней школы, определены основные направления логопедической работы:


-развитие связной речи (диалогической и монологической);


- формирование коммуникативных умений и навыков;


-формирование грамматического строя речи;


-расширение лексического запаса (обогащение словаря);


- развитие звуковой стороны речи и коррекция дефектов звукопроизношения;


- развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;


- коррекция психических процессов (памяти, внимания, логического мышления);


- формирование полноценных учебных умений и действий;


- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;


- создание благоприятной психологической атмосферы, ситуации успеха;


- повышение интереса к обучению и мотивации;


- формирование эмоционально-волевой сферы.


Эффективность коррекционной работы в условиях логопункта определяется повседневным взаимодействием учителя, учителя-логопеда, психолога, социального педагога, педагога ГПД, родителей. Качество этого взаимодействия определяют базовые принципы: комплексности, непрерывности, согласованности в работе. Коррекционная работа ведется не только на логопедических занятиях, но и на уроках, и во внеурочное время. На логопедических занятиях используется личностно-ориентированный подход, а также индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся.


На групповых и индивидуальных логопедических занятиях используются следующие методы и приёмы, способствующие формированию личности учащихся в процессе обучения а также решению основных коррекционных задач.


Основные методы и приемы:


Практические (упражнения, игры, знаковые схемы, метод моделирования);


Наглядные (показ образца и способа выполнения, использование макетов и пособий, сюжетные и предметные картинки);


Словесные (рассказ, беседа, игра-драматизации, словесные игры, словотворчество, логосказки).


Наряду с основными методами широко используются на логопедических занятиях интерактивные методы:


Игротерапия (игровые методы, сказкотерапия, песочная терапия);


Кинезиотерапевтические методы (логоритмика, псигогимнастика);


Психокоррекционные методы(драматизация, пантомима, театрализация, инсценировки, диалоги, беседы, дискуссии,интервью);


Информационно-компьютерные технологии (видеоэкскурсия, просмотр мультфильма с обсуждением, развивающие задания и программы, аудиосказки с обсуждением услышанного);


Элементы арт-терапии ( рисование, лепка, куклотерапия, музыкотерапия, танцетерапия).


Данные методы могут применяться как на занятиях, так и во внеклассной деятельности в виде логопедических праздников, спектаклей.


Главная задача применения интерактивных методов - обеспечение интерактивного общения. Интерактивно общаясь с учащимися, мы обучаем, развиваем, формируем личность, коррегируем дефекты, социализируем.


Самое главное значение в работе логопеда отводится игровому методу, который пронизывает всю деятельность на логопедических занятиях и играет ведущую роль в формировании личностных качеств учащихся. Личность формируется в игре. Игра помогает первоклассникам адаптироваться в школе, снижает психологическое напряжение, облегчает процесс обучения, повышает его результативность.


Игры , способствующие формированию коммуникативных навыков у детей могут быть различных видов: сенсорные, познавательные, образовательные ( тематические), интеллектуальные, сюжетно-ролевые(деловые), подвижные.


Интерактивными средствами игрового метода являются настольные игры, игрушки, дидактические игровые пособия. В игре ребенок учится контактировать с педагогом, с другими учащимися, общаться, адекватно взаимодействовать в коллективе, соблюдать правила, выполнять роли, передавая характеристики персонажей. Благодаря использованию игр появляется интерес к занятиям, повышается речевая активность, улучшается эмоциональный фон.


Немаловажным является также метод сказкотерапия. Основной принцип которого-целостное развитие личности. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, благотворно влияют на развитие связной речи.


Использование интерактивных методов на логопедических занятиях предполагают сотрудничество детей, работу в парах, тройках. Это совместный выбор картинок, игрушек, обсуждение особенностей предметов, действий, эмоций. При этом развивается взаимный контроль, оценка действий, взаимопомощь, повышается самостоятельность, речевая активность.


В своей работе я использую интерактивный метод «Сортировщик». Также успешно использую элементы драматизаций, составление диалогов, психогимнастику, динамические паузы, физминутки, артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастики, гимнастику для глаз, игры и упражнения для развития психических процессов (памяти, внимания, логического мышления). Использую художественные произведения, элементы арт-терапии( игры с песком, крупами, конструирование, рисование, лепка). А так же элементы здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика).


Таким образом, применение всех вышеперечисленных методов в логопедической работе способствует:


- развитию коммуникативных навыков;


- формированию личностных качеств;


- преодолению барьеров общения;


- снятию психологического напряжения, боязни речи, выступлений;


- созданию возможностей для самовыражения;


- повышению речевой активности, обогащению словаря;


- развитию социального самосознания учащихся;


- улучшению качества речи, повышению ее выразительности;


- выявлению интересов и потребностей учащихся;


- способствует самовыражению и самопознанию личности;


- повышает мотивацию, чувство радости и успешности.


Данные методы интерактивного общения позволяют в атмосфере доброжелательности, использовать парные коллективные и индивидуальные формы работы, создавая творческий настрой, раскрывая потенциал каждого учащегося в непринужденной игровой форме. Таким образом, использование данных методов делает работу с детьми динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. Благодаря чему улучшается качество обучения, повышается его эффективность и результативность.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.