Статья на тему «Влияние логопедических занятий на формирование личности обучающихся младших классов» (1–4 классов)
ВЛИЯНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Учитель – логопед МБОУ г. Иркутска СОШ № 27
Худоногова Юлия Николаевна
« Общение-ведущий вид человеческой деятельности,
направленный на познание и оценку самого себя
через посредство других людей».
Важнейшим компонентом формирования личности ребенка является общение.
Речь выступает как основное средство общения и играет главную роль в становлении личности. Правильная четкая, выразительная речь - основа всестороннего развития ребенка, его социализации и успешного обучения.
Процесс формирования личности осуществляется на основе совместной деятельности психологов, учителей, педагогов, логопедов непрерывно в дошкольном учреждении, а затем в школе.
Логопедические занятия в школе посещают дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии, а также ряд психологических особенностей, затрудняющих формирование у них универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных). Нарушение речи нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими, отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, на развитие личности - его способностей, волевых качеств, эмоций, мотиваций, социальных установок, способствуют развитию негативных черт характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности.) В результате чего учащиеся испытывают психологические комплексы и трудности в обучении.
Таким образом, главной задачей учителя-логопеда является преодоление речевых нарушений и обеспечение полноценного всестороннего развития ребенка, прежде всего, формирование личностных качеств, черт не закомплексованной, гармоничной личности.
Для успешного решения поставленных задач, учитывая особенности детей с нарушениями речи, обучающихся в начальных классах средней школы, определены основные направления логопедической работы:
-развитие связной речи (диалогической и монологической);
- формирование коммуникативных умений и навыков;
-формирование грамматического строя речи;
-расширение лексического запаса (обогащение словаря);
- развитие звуковой стороны речи и коррекция дефектов звукопроизношения;
- развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
- коррекция психических процессов (памяти, внимания, логического мышления);
- формирование полноценных учебных умений и действий;
- развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
- создание благоприятной психологической атмосферы, ситуации успеха;
- повышение интереса к обучению и мотивации;
- формирование эмоционально-волевой сферы.
Эффективность коррекционной работы в условиях логопункта определяется повседневным взаимодействием учителя, учителя-логопеда, психолога, социального педагога, педагога ГПД, родителей. Качество этого взаимодействия определяют базовые принципы: комплексности, непрерывности, согласованности в работе. Коррекционная работа ведется не только на логопедических занятиях, но и на уроках, и во внеурочное время. На логопедических занятиях используется личностно-ориентированный подход, а также индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся.
На групповых и индивидуальных логопедических занятиях используются следующие методы и приёмы, способствующие формированию личности учащихся в процессе обучения а также решению основных коррекционных задач.
Основные методы и приемы:
Практические (упражнения, игры, знаковые схемы, метод моделирования);
Наглядные (показ образца и способа выполнения, использование макетов и пособий, сюжетные и предметные картинки);
Словесные (рассказ, беседа, игра-драматизации, словесные игры, словотворчество, логосказки).
Наряду с основными методами широко используются на логопедических занятиях интерактивные методы:
Игротерапия (игровые методы, сказкотерапия, песочная терапия);
Кинезиотерапевтические методы (логоритмика, псигогимнастика);
Психокоррекционные методы(драматизация, пантомима, театрализация, инсценировки, диалоги, беседы, дискуссии,интервью);
Информационно-компьютерные технологии (видеоэкскурсия, просмотр мультфильма с обсуждением, развивающие задания и программы, аудиосказки с обсуждением услышанного);
Элементы арт-терапии ( рисование, лепка, куклотерапия, музыкотерапия, танцетерапия).
Данные методы могут применяться как на занятиях, так и во внеклассной деятельности в виде логопедических праздников, спектаклей.
Главная задача применения интерактивных методов - обеспечение интерактивного общения. Интерактивно общаясь с учащимися, мы обучаем, развиваем, формируем личность, коррегируем дефекты, социализируем.
Самое главное значение в работе логопеда отводится игровому методу, который пронизывает всю деятельность на логопедических занятиях и играет ведущую роль в формировании личностных качеств учащихся. Личность формируется в игре. Игра помогает первоклассникам адаптироваться в школе, снижает психологическое напряжение, облегчает процесс обучения, повышает его результативность.
Игры , способствующие формированию коммуникативных навыков у детей могут быть различных видов: сенсорные, познавательные, образовательные ( тематические), интеллектуальные, сюжетно-ролевые(деловые), подвижные.
Интерактивными средствами игрового метода являются настольные игры, игрушки, дидактические игровые пособия. В игре ребенок учится контактировать с педагогом, с другими учащимися, общаться, адекватно взаимодействовать в коллективе, соблюдать правила, выполнять роли, передавая характеристики персонажей. Благодаря использованию игр появляется интерес к занятиям, повышается речевая активность, улучшается эмоциональный фон.
Немаловажным является также метод сказкотерапия. Основной принцип которого-целостное развитие личности. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, благотворно влияют на развитие связной речи.
Использование интерактивных методов на логопедических занятиях предполагают сотрудничество детей, работу в парах, тройках. Это совместный выбор картинок, игрушек, обсуждение особенностей предметов, действий, эмоций. При этом развивается взаимный контроль, оценка действий, взаимопомощь, повышается самостоятельность, речевая активность.
В своей работе я использую интерактивный метод «Сортировщик». Также успешно использую элементы драматизаций, составление диалогов, психогимнастику, динамические паузы, физминутки, артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастики, гимнастику для глаз, игры и упражнения для развития психических процессов (памяти, внимания, логического мышления). Использую художественные произведения, элементы арт-терапии( игры с песком, крупами, конструирование, рисование, лепка). А так же элементы здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика).
Таким образом, применение всех вышеперечисленных методов в логопедической работе способствует:
- развитию коммуникативных навыков;
- формированию личностных качеств;
- преодолению барьеров общения;
- снятию психологического напряжения, боязни речи, выступлений;
- созданию возможностей для самовыражения;
- повышению речевой активности, обогащению словаря;
- развитию социального самосознания учащихся;
- улучшению качества речи, повышению ее выразительности;
- выявлению интересов и потребностей учащихся;
- способствует самовыражению и самопознанию личности;
- повышает мотивацию, чувство радости и успешности.
Данные методы интерактивного общения позволяют в атмосфере доброжелательности, использовать парные коллективные и индивидуальные формы работы, создавая творческий настрой, раскрывая потенциал каждого учащегося в непринужденной игровой форме. Таким образом, использование данных методов делает работу с детьми динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. Благодаря чему улучшается качество обучения, повышается его эффективность и результативность.