Влияние родителей на профессиональное самоопределение старшеклассников
В природе все мудро продумано и устроено,
всяк должен заниматься своим делом, и в этой
мудрости — высшая справедливость жизни.
(Леонардо да Винчи)
Составители:
Каверина О.С., педагог-психолог ТО Елецкого муниципального района Г(О) БУ Центра «СемьЯ»,
Поваляева Т.В., социальный педагог ТО Елецкого муниципального района Г(О) БУ Центра «СемьЯ».
г. Липецк, 2022 г.
Влияние родителей на профессиональное самоопределение подростков
Очевидно, что профессиональный выбор в подростковом возрасте, осуществляется не только как собственное решение молодого человека. Он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых, прежде всего родителей.
Родители ОКАЗЫВАЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ на выбор профессии ребенком.
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. И у каждого из взрослых есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая передаем ребенку.
На данный момент достаточно острой проблемой является личностная и эмоциональная неготовность молодых людей к осознанному выбору профессий.
Почему так происходит? Как уже отмечалось, родители ОКАЗЫВАЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ на выбор профессии ребенком своими жизненными установками, представлением о работе. Не секрет, что родители по отношению к своим детям занимают различную позицию в соответствии со своими личностными особенностями.
Уважаемые родители! Предложенное ниже описание различных типов родителей, позволит Вам определить, к какому типу вы принадлежите и ответить на вопрос с какими трудностями может столкнуться мой ребенок и при выборе профессии.
1. Гиперопекающий тип родителей. Мамы и папы в таких семьях окружают детей чрезмерным вниманием. Ребёнок растёт с пониманием того, что весь мир опасен. Вырастая, такой человек боится совершить ошибку, считает, что «лучше всего знает мама». При выборе профессии такие люди очень ведомы и беспрекословно слушают наставления родителей. После окончания учебного заведения они вновь ищут конкретных ориентиров от мам и пап. Гиперопекающие родители в большинстве случаев не учитывают способности своего ребёнка. По большому счёту собственных интересов у таких детей нет, так как они проживают жизнь своих родителей.
2. Бывает другой вариант родителей – «нереализованные». В своё время они упустили какие-либо возможности и теперь стремятся реализовать их за счёт своих детей. Это тот случай, когда, например, папа не стал юристом, а сына отправляют в юридический вуз без наличия у него способностей к этой профессии.
3. Третий вариант развития – тревожные мамы и папы. Чаще всего родители сами являются детьми гиперопекающих родителей. Они опасаются жизни, боятся совершать ошибки. Своих детей также запугивают, дают им бессознательные установки: «Не высовывайся!», «Живи как все!», «Не рискуй!», «Ничего не меняй в своей жизни!», «Хорошая жизнь не для таких, как мы!». Чаще всего от таких родителей можно услышать фразы: «Пойдёшь работать ко мне, хоть зарплата небольшая, но на кусок хлеба хватит», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Такие родители, образно говоря, обрезают крылья детям, внушая им ощущение неуверенности.
Советуя своим детям, родители также могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбах детей:
- Человек не имеет возможности в полной мере реализовать свои способности.
- Наличие постоянного чувства неудовлетворенности, бесполезности своего труда.
- Быстрое профессиональное и эмоциональное выгорание, как следствие, возникновение заболеваний и т.д.
Среди часто встречающихся причин, приводящих к неправильному «подсказыванию» со стороны родителей в выборе профессии, следующие:
1. Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Задача взрослого – помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным “на его волну”, не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций.
2. Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному. Ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование. Очень часто от них можно услышать примерно следующее: «Главное - получи высшее образование, потому что без него сейчас никуда. А потом – делай что хочешь!» Такая позиция может привести к тому, что девушка или юноша получат первое попавшееся образование, которое им потом никогда может не пригодиться.
3. Недостаточная информированность о профессиях самих родителей.
4. Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии, например, следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д., при этом упуская из виду особые условия труда, психофизиологические показатели человека, необходимые для осуществления им профессиональной деятельности. .
5. Выбор профессии исключительно по принципу будущего благосостояния.
6. Семейные традиции. «Хочу быть врачом как мама» или «шофером как папа». В этом случае подросток идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. Но ему известно, какие качества он должен будет проявить, выбрав профессию родителей.
7. Недостаточный учет собственных способностей.
8. Игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют многие профессии.
Уважаемые родители! Ответьте на вопросы анкеты параллельно со своим ребенком, чтобы определить степень взаимопонимания между вами в вопросах профессионального самоопределения юного человека.
Анкета.
"Каким я вижу своего ребенка" (параллельное анкетирование).
Вопросы для родителей:
1. Кем Вы хотите видеть своего ребенка:
а) на следующий год после окончания школы ___________________________________
б) через 5-7 лет ____________________________________________________________
в) через 20 лет _____________________________________________________________
2. Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее?______________________
3. Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка. _________________________
4. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам? _________________________
5. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам? __________________________
6. Если Ваш ребенок уже выбрал профессию, то, что больше всего повлияло на его выбор? (Ваш совет; рекомендации учителя, мастера производственного обучения УПК, врача; мнение друзей; занятия в кружках, секциях, студии и др.; средства массовой информации; решил сам; другое) (дописать)_____________________________________
7. Чем Вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии? (Помогаю в учебе; рассказываю о своей профессии; поощряю занятия в кружках; обучаю элементам своей профессии; никак не помогаю; стараюсь не мешать; не знаю, чем помочь; другое) (дописать)__________________________________________________________________
8. Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей? (Не проявляю требовательности; не обращаю внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь).
9. Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе? (В целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше; полностью доволен).
10. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств:
1. выдержка,
2. аккуратность,
3. настойчивость,
4. лень,
5. целеустремленность,
6. самостоятельность,
7. дисциплинированность,
8. трудолюбие,
9. эгоизм,
10. инициативность,
11. скромность,
12. упрямство.
Вопросы для школьника:
1. Кем бы ты хотел быть:
а) на следующий год после окончания школы ___________________________________
б) через 5 - 7 лет___________________________________________________________
в) через 20 лет ____________________________________________________________
2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно ее?___________________
3. Каковы твои увлечения? ___________________________________________________
4. Какие свои качества ты считаешь положительными? ____________________________
5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными? _____________________________
6.Что повлияло на твой выбор профессии? (Совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей, мастера производственного обучения УПК, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение; решил сам (а); другое) (дописать)___________________________________________________________
7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии? (Помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое) (дописать)__________________
8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей? (Не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)_____
__________________________________________________________________________
9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе? (В целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны)___________
___________________________________________________________________________
10. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств:
1. выдержка,
2. аккуратность,
3. настойчивость,
4. лень,
5. целеустремленность,
6. самостоятельность,
7. дисциплинированность,
8. трудолюбие,
9. эгоизм,
10. инициативность,
11. скромность,
12. упрямство.
Выводы по результатам анкетирования:
Если получилась существенная разница в ответах родителей и детей, то это может свидетельствовать о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека. Это серьезный повод задуматься родителям о взаимопонимании с ребенком в плане выбора профессии, да и не только, и начать работать над взаимоотношениями прямо сейчас.
Памятка родителям:
1.Профессия наша на всю жизнь и нести её - удел самого человека.
2. Не выбирайте за него, а помогайте двигаться к правильному выбору.
3. Научите его анализировать себя в предполагаемых обстоятельствах.
4. И в правильном выборе, и при ошибке в выборе не корите его, а поддержите.
5. Советы давайте так, чтобы хотелось за ними обращаться.
По материалам Интернет-ресурса