Внеклассное мероприятие «Занимательная геометрия» (7 класс)

4
0
Материал опубликован 8 May 2022

Внеклассное мероприятие

«Занимательная геометрия»


Презентация "Занимательная геометрия" 7 класс
PPTX / 7.6 Мб

Продолжительность: 45 минут (один академический час)

Класс: 7

Место проведения: кабинет математики, библиотека

Организаторы игры-конкурса: учителя математики


Описание мероприятия: математическая игра-конкурс «Занимательная геометрия» представляет собой внеклассное мероприятие по математике для обучающихся 7 класса основной общеобразовательной школы, при проведении которого прослеживается связь с другими науками.

Актуальность: математические знания нужны сегодня всем — не только специалисту — математику, инженеру, учёному, но и врачу, рабочему, моряку или спортсмену, даже художнику и литератору. Особую актуальность в этой связи приобретают геометрические головоломки.

Цель: воспитывать интерес к математике; развивать логическое мышление учащихся; развивать универсальные учебные действия; развивать внимание и память.

Задачи:

изучить учебные, познавательные интересы учащихся;

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассного занятия по математике;

формировать положительную мотивацию участия во внеклассном занятие по математике;

обеспечить эффективное использование учащимися своих ресурсов;

созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий;

строить демократический стиль взаимоотношений с детьми.

Оборудование:

таблички для каждой команды с номерами 1, 2, 3, 4;

портреты ученых математиков;

рисунки с геометрическими фигурами;

разноцветные звездочки из бумаги.

Наглядность:

Плакаты с высказываниями о геометрии:

«Геометрия – это наука хорошо измерять». П. Рамус;

«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» А.С. Пушкин;

«Математик должен быть поэтом в душе» С. В. Ковалевская.


Ход мероприятия

Таблица 1 – Этапы проведения внеклассного мероприятия «Занимательная геометрия»

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный этап

(2 мин)

Приветствует участников мероприятия. Организация внимания обучающихся.

Делит класс на 5 команд по 5 человек. На столе стоит коробка с карточками-цветами (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый) для деления ребят на команды. Вступительное слово учителя

«Здравствуйте, сегодня у нас с вами интеллектуальная математическая игра «Занимательная геометрия» (слайд 1). Для начала разделимся на команды по 5 человек. Для этого вам необходимо из коробки вытянуть карточку с определенной цифрой (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый), после чего вы садитесь за стол вашей команды. В математике существует множество различных заданий, примеров и задач, много интересных фактов и доказательств. Об этом даже подтверждают следующие высказывания ученых (слайд 2). Математический раздел «Геометрия» настолько серьезен. И хотя геометрия по-прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой,

Слушают учителя. Готовятся к участию в мероприятии. Делятся на 5 команд по 5 человек. Вытягивают из коробки на столе у учителя карточку с определенным цветом (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый) после чего садятся за стол определенного цвета.

Личностные:

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный этап

(2 мин)

иногда в ней проскальзывает озорная улыбка (слайд 3). Условия игры: в игре участвуют 5 команд. У каждой из команд имеются на столе карточки с номерами для показа номера ответа. За правильный ответ команда получает звездочку. Побеждает та команда, у которой будет больше звездочек. Выявляется участник – победитель по наибольшему количеству звезд».


- умение слушать и слышать своих одноклассников;

- умения принимать условия и правила социума.

2

«Разминка»

(7 мин)

На столе стоит коробка с порядковыми номерами для определения очередности команд.

«Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку (слайд 4). Но для начала ваши капитаны должны вытянуть порядковый номер для вашей команды».

Проводит жеребьевку команд

«Отлично! Сейчас на слайдах будут появляться вопросы, и вы по очереди будете на них отвечать. Итак, мы начинаем нашу викторину! За каждый правильный ответ команда получает 1 звездочку. Внимание! Первый вопрос для первой команды (слайд 5):

1. Сколько углов у треугольника?

Все верно! Следующий вопрос для второй

Командиры команд

вытягивают порядковый номер из коробки на столе у учителя карточку с номером для команды.




Отвечают на вопросы мероприятия «Разминка» (предположительный ответы обучающихся)

«1. Три;

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- умение работать с разными видами информации;

- умение изменять виды деятельности в зависимости от поставленной задачи;

Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

2

«Разминка»

(7 мин)

команды (слайд 6)

2. Как называется отрезок, соединяющий точку окружности с центром этой окружности?

Правильный ответ! Следующий вопрос для третьей команды (слайд 7)

3. Сколько градусов содержит прямой угол?

Правильно! Следующий вопрос для четвертой команды (слайд 8)

4.На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»?

Верный ответ! Вопрос для пятой команды (слайд 9)

5. Сумма углов треугольника равна …?

Первый вопрос для первой команды (слайд 10)

6. Сколько прямых можно провести между двумя параллельными прямыми?

Все верно! Следующий вопрос для второй команды (слайд 11)

7. Сколько градусов содержит тупой угол?

Правильный ответ! Следующий вопрос для третьей команды (слайд 12)

8. Сумма длин сторон многоугольника?

Правильно! Следующий вопрос для


2. Радиус;





3. 90 градусов;



4. 180 градусов;




5. 180 градусов;



6. Много;




7. Больше 90t1652018573ab.gif, но меньше 180t1652018573ab.gif;


8. Периметр;

Коммуникативные:

- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- умение работать в паре и группе, сотрудничать;


Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

2

«Разминка»

(7 мин)

четвертой команды (слайд 13)

9. Луч, делящий угол пополам?

Верный ответ! Вопрос для пятой команды (слайд 14)

10. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны?».

Очень хорошо, вы замечательно справились с первым этапом «Разминка». Давайте занесем данные разминки в турнирную таблицу на доске».


9. Биссектриса;



10. Медиана».


3

1 тур «Исторический»

(7 мин)

Объявление следующего этапа мероприятия «Исторический» (слайд 15)

«В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С. Грибоедов (слайд 16) окончил физико–математический факультет университета, а крупнейший математик Буняковский (слайд 17) был поэтом. Математику любили Гоголь и Пушкин, Лермонтов и Толстой (слайд 18). Не только руки, ноги и тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, ребусов развивает

Слушают учителя, готовятся к участию в 1 туре мероприятия.












Регулятивные:

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий;

Познавательные:

- осознанное и


Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

3

1 тур «Исторический»

(7 мин)

логическое мышление, скорость реакции.

Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума (слайд 19). И так 1 тур мероприятия «Исторический». За каждый правильный ответ капитан команды получает 1 звездочку.

Вопрос для капитана первой команды (слайд 20)

1 . Как переводится слово «геометрия»?

а. Наука б. Изучение.

в. Измерение г. Землемерие

Правильный ответ. Следующий вопрос для капитана второй команды (слайд 21)

2. Определите, где, чей портрет:

а. Евклида; б. Архимеда;

в. Пифагора; г. Н. И. Лобачевского.

Верный ответ. Вопрос для капитана команды № 3 (слайд 22)

О ком написаны эти строки:

3. Ученый, который разрешил вопрос об аксиоме параллельных (о пятом постулате) и открыл новую геометрию. Его труды – «О началах геометрии», «Пангеометрия» и др.

Хорошо, вопрос для капитана команды № 4 (слайд 23)




Отвечают на вопросы 1 тура мероприятия «Исторический» (предположительный ответы обучающихся)

«1. г. Землемерие;





2. 1 – а, 2 – б,

3 – в, 4 – г;





3. г. Н.И. Лобачевский;






произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение


Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

3

1 тур «Исторический»

(7 мин)

4. Ученый принадлежит к первым представителям Александрийской школы, жил за 300 лет до н.э. Труды, дошедшие до нас: 1) «Данные» - задачи, решаемые с помощью геометрической алгебры; 2) « О делении фигур»- задачи на построение; 3) «Начала»; 4) «Феномена» (явления) - астрономическое сочинение; 5) «Оптика».

Вопрос для капитана пятой команды (слайд 24)

5. Он был величайшим математиком и физиком древности родился в Сиракузах (287 -211 г.г. до н.э.). Так увлекался наукой, что приходилось его силой отрывать от рабочего места к столу или насильно уводить в баню, где он продолжал размышлять над геометрическими фигурами, которые чертил пальцем на мыльном теле.

Вопрос для капитана первой команды (слайд 25)

6. Он был одним из величайших математиков древности. Родился на острове Самос приблизительно в 580 г. до н.э. В молодые годы много путешествовал и всюду по

4. а. Евклид;










5. б. Архимед;











6. в. Пифагор;




монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

3

1 тур «Исторический»

(7 мин)

крупицам собирал древнейшие знания по математике, астрономии, технике. Одна из теорем геометрии носит его имя.

Правильный ответ. Следующий вопрос для капитана второй команды (слайд 26)

7. Неограниченная геометрическая фигура, которая не имеет краев

Верный ответ. Вопрос для капитана команды № 3 (слайд 27):

8. Треугольник, у которого один угол 120о

Хорошо, вопрос для капитана команды № 4 (слайд 28)

9. Сторона прямоугольного треугольника

И последний вопрос для капитана пятой команды (слайд 29)

10. Треугольник, у которого две стороны равны»

Замечательно, вы справились с 1 туром мероприятия «Исторический». Занесем полученные результаты в турнирную таблицу»






7. Плоскость




8. Тупоугольный треугольник;


9. Катет;



10. Равнобедренный треугольник».


4

2 турнир «Геометрические фигуры»

(13 мин)

Объявляет 2 тур мероприятия «Геометрические фигуры»

«2 тур нашего мероприятия «Геометрические фигуры» (слайд 30). За

Отвечают на вопросы учителя (предположительные ответы обучающихся)

Регулятивные:

- определение последовательности промежуточных целей


Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

4

2 турнир «Геометрические фигуры»

(13 мин)

каждый правильный ответ команда получит 1 звездочку. Команды отвечают на вопросы по очереди (вопросы появляются на экране по очереди слайды 31-40). Итак, начнем:

1. Фигура без углов

а. Треугольник б. Прямоугольник

в. Угол г. Окружность

2. Среди данных фигур найти равнобедренный треугольник.

3. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

а. Высота б. Биссектриса

в. Медиана г. Гипотенуза.

4. Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.

а. Высота б. Основание

в. Серединный перпендикуляр г. Катет

5. Найдите лишнее понятие:

а. Прямой угол б. Катеты

в. Боковая сторона г. Гипотенуза

6. Найдите треугольник, равный данному

7. Арена цирка имеет форму:

а. Квадрата б. Окружности





1. г. Окружность;



2. б;


3. в. Медиана;





4. б. Основание;





5. в. Боковая сторона;



6. г;

7. б. Окружности;


с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- анализ объектов  с целью выделения


Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

4

2 турнир «Геометрические фигуры»

(13 мин)

в. Трапеции г. Ромба

8. Какую фигуру называют «скошенный квадрат»:

а. Квадрат б. Ромб

в. Трапеция г.Прямоугольник

9. Колесо велосипеда сколько имеет осей симметрии:

а. 1 б. 2

в. 4 г. Бесконечно много

10. «Колесо обозрения» и колесо велосипеда - фигуры:

а. Равные б. Подобные

в. Неподобные»


8. б. Ромб;




9. г. Бесконечно много;




10. А. Натуральные».

признаков (существенных, несущественных);

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Коммуникативные:

- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

5

3 тур «Самые внимательные»

(10 мин)

Объявляет начало 3 тура мероприятия «Самые внимательные» (слайд 41)

«Начинаем 3 тур мероприятия «Самые внимательные». Для того чтобы правильно ответить на вопросы следующего тура вам необходимо внимательно случать задания (слайды 42-47). На выполнение каждой задачи у вас ровно 2 минуты. За каждое задание можно набрать 3 звездочки. Итак,

Слушают учителя (предположительные ответы обучающихся)







Регулятивные:

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного


Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

5

3 тур «Самые внимательные»

(10 мин)

начнем:

1. Из слова «геометрия» составьте как можно больше слов.







2. Найдите название единицы измерения из двух букв, служащее окончанием данных слов: НЕКТ(…); ПОЖ(…); КОМ(…); ПОВ(…).

3. Используя 12 палочек, которые лежат у вас на столе сложите 4 равных квадрата. Переместите 3 палочки так, чтобы получились 3 равных квадрата.

4. Решите задачу: крестьянину нужно пересечь реку, имея при себе волка, козу, связку кочанов капусты. Лодка вмещает только одну любую пару из перечисленного. Как крестьянину перевезти все в целости и сохранности?




1. Складывают слова из слова «Геометрия» (метр, мир, ром, тигр, три, метро, тир, грим, море, гром, рог, мотор, мор, грот, горе, ор, герой, гиря, рот, ретро – 20 слов)

2. Ар (нектАР, пожАР, комАР, повАР)



3. Используют палочки для выполнения задания


4. – крестьянин перевозит козу,

- возвращается,

- перевозит капусту (или волка), а козу увозит обратно,

- козу оставляет на 1 берегу,

конфликта и  к преодолению препятствий;

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;


Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

5

3 тур «Самые внимательные»

(10 мин)






5. Выполните рисунок показанный на слайде по условиям:

- карандаш от бумаги отрывать нельзя,

- дважды проводить карандашом в одном месте нельзя,

- пересекать линии нельзя.

- перевозит волка (или капусту) на другой берег,

- возвращается,

- перевозит козу;

5. каждая команда презентует свой способ на доске».

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и


Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

5

3 тур «Самые внимательные»

(10 мин)



синтаксическими нормами родного языка.

6

Подведение итогов мероприятия (4 мин)

Подводит итоги мероприятия. Награждает победителей и участников (слайд 48)

«Математика – это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Она развивает у человека такие важные качества личности, как: логическое мышление; целеустремленность, сильную волю; хорошую память; умение логически мыслить и т.д.

Подведем итоги нашего мероприятия «Занимательная геометрия»:

За участие награждаются команды …

III место занимает команда - …

II место – команда …

I место - …

Дружите с математикой и у вас все получится в жизни»

Слушают учителя. Подводят итоги участия в мероприятии.

Получают призы и грамоты за участие и побуду.

Регулятивные:

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

7

Рефлексия

(2 мин)

Проводит рефлексию проведенного мероприятия

«Наше мероприятие подошло к концу. Проведем рефлексию ответив на несколько вопросов (слайд 44). Возьмите листочки,

Проводят рефлексию. Записывают ответы на вопросы на листах, которые лежат на партах и сдают их

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов


Продолжение таблицы 1

п/п

Этап (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

7

Рефлексия

(2 мин)

которые лежат у вас на столах и запишите на них ответы:



1. Больше всего мне понравилось …




2. Мне было интересно узнать …



3. Было не интересно …

После ответов на вопросы сдайте листочки с ответами мне. (слайд 49) Спасибо всем за участие в мероприятии «Занимательная геометрия».

учителю (предположительные ответы обучающихся)


«1. Больше всего мне понравилось изучать что-то новое о математике.

2. Мне было интересно узнать об ученых математиках.

3. Было не интересно делиться на команды, лучше играть каждый сам за себя.

деятельности.




2


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.