Внеклассное мероприятие «Знай свой край Донской» для обучающихся 3 классов с тяжёлыми нарушениями речи
Внеклассное мероприятие «Знай свой край» для обучающихся 3 классов с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель: Обобщение знаний детей о родном крае: его истории, растительном и животном мире.
Задачи:
1. Систематизировать знания учащихся об истории Донского края, его растительном и животном мире.
2. Развивать познавательный интерес, память, сообразительность, мышление, быстроту реакции, творческую активность учащихся.
3. Прививать интерес к историческому прошлому Донского края, животному и растительному миру.
Оборудование: карта Ростовской области, медали трех вариантов (с изображением цветов, с изображением животного, с изображением карты Ростовской области), пакетики с рисом, пшеницей, кукурузой, пшеном, гречкой, семечками подсолнечника, коллекции природных ископаемых.
Предварительная работы: Для участия в викторине учащиеся совместно с классным руководителем выбирают участников команды в количестве 5 человек, один, из которых капитан команды.
Ход викторины:
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Наша встреча посвящена Донскому краю. И сегодня мы проводим внеклассное мероприятие, которое называется «Знай свой край». Мы вспомним об истории Донского края, о его растительном и животном мире. В викторине принимают участие 3 команды:
Команда 3 «А» класса и ее капитан (назвать фамилию и имя ученика)
Команда 3 «Б» класса и ее капитан…
Команда 3 «В» класса и ее капитан…
Поприветствуем команды и их капитанов!
Учитель: Правила для участников викторины. Я буду задавать вам вопросы, и давать различные задания. Отвечает капитан команды. Для того, чтобы ответить, нужно поднять руку. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. Если ответ не правильный, отвечает капитан другой команды. За каждый правильный ответ вы получите вот такие медали (показываю медали) Выигрывает команда, которая набрала большее количество медалей.
Учитель: Внимание болельщики! Убедительная просьба во время проведения викторины соблюдать тишину. Если все 3 команды не дают правильного ответа, вы получаете право ответить на вопрос и получить медаль. Теперь представим участников счетной комиссии: (назвать фамилию, имя, отчество членов счетной комиссии – 3 человека)
Викторина начинается!
Учитель: Перед вами карта Ростовской области. На ней вы видите 3 раздела нашей викторины:
Первый – исторический – здесь мы вспомним об истории Донского края;
Второй – посвящен растительному миру - речь пойдет о растениях, растущих на территории Ростовской области;
Третий – посвящен животному миру – поговорим о животных и птицах нашего края.
Итак.
Вопрос №1: Когда предположительно произошло первое появление человека на территории теперешней Ростовской области?
Варианты ответов: А- 100 лет назад , Б – 15000 лет назад, В – 350000 лет назад
Ответ: 350000 лет назад
Вопрос №2: Как назывались первые жители Донского края?
Ответ: кочевник
Вопрос №3: Чем занимались кочевники на Дону?
Ответ: разведением овец, лошадей, земледелием, ловлей рыбы, разведением крупного рогатого скота.
Вопрос №4 Какова протяженность границ Ростовской области?
А- 2280 км, Б- 50207 км, В – 103 км.
Ответ: 2280 км.
Вопрос №5: Назовите главную реку области? Какова её длина?
Ответ: река Дон, длина 1870 км.
Вопрос № 6: Какие полезные ископаемые имеются на территории Ростовской области?
Ответ: каменный уголь, природный газ, мел, глина, песок, известняк, железная руда, поваренная соль.
Учитель: Покажите каменный уголь, мел, глину, известняк, железную руды.
(у каждой команды на столах лежат коллекции природных ископаемых)
Вопрос №7: Как называют коренного жителя Ростовской области?
Ответ: казак.
Вопрос №8: Как раньше называлось жилище казака?
Ответ: курень.
Уважаемая счетная комиссия подведите итоги первого этапа викторины.
Учитель: Переходим ко второму этапу нашей викторины. Здесь мы поговорим о растительном мире нашего края.
Вопрос №1: Сколько видов растений произрастает на территории Ростовской области?
Ответ: около 2000 видов.
Задание №2: Угадай дерево по листу.( Команде предлагается по пронумерованным точкам нарисовать лист и угадать дерево)
Ответ: 3 «А» - ива, 3 «Б»- дуб, 3 «В» - береза, 4 «А» - клён, 4 «Б» - рябина.
Вопрос №3: Сколько лет сохраняется хвоя у сосны? ели?
Ответ: У ели – 10 лет, у сосны – 3 года.
Вопрос №4 : Назовите самого «древнего жителя» Ростовской области?
Ответ: Это – дуб.
Вопрос №5: Назовите растение, которое может оказать первую медицинскую помощь, если вы поранились или натерли ногу?
Ответ: подорожник.
Вопрос№6: Какие лекарственные растения Ростовской области вы знаете?
Ответ: зверобой, пастушья сумка, ландыш, подорожник, чистотел, ромашка, шиповник, мать – и – мачеха, пижма, чабрец, тысячелистник, цикорий.
Задание №7: Перед вами злаковые культуры. Разложите из в заданном порядке:
-рис
-пшеница
-кукуруза
-пшено
-гречиха
-подсолнечник.
Вопрос №8: Какие из предложенных злаковых культур выращивают в Ростовской области?
Ответ: все выращиваются.
Вопрос №9: Выберите культуры, урожай которых собирают осенью: рис, кукуруза, подсолнечник.
Вопрос №10: Отгадайте загадки, ответ покажите картинкой.
1. Колосится в поле рожь,
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко – синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василёк)
2. Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш)
3. Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова. ( одуванчик)
4. Цвёл когда – носил как франт
На макушке красный бант,
И созрел он – и макушка
Стала, словно погремушка.
Много в городе большом
Лишь по бубликам знаком. (мак)
5. Замечательный цветок,
Словно яркий огонек.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный. (тюльпан)
6. Там, где ветер гладит спинку,
Поднимая к небу пыль,
Вы увидите травинку -
Называется (ковыль)
7. Солнце зноем сушит травы,
Греет темные дубравы,
А в лесу родник звенит,
Травы напоить спешит,
Силы даст им возродиться:
Запахнет медом. (медуница)
Молодцы! Все команды правильно разгадали загадки. Покажите картинки растений, которые занесены в Красную книгу Ростовской области.
Ответ: Тюльпан, ковыль, василек
Учитель: Учащиеся 3 «В» класса подготовили нам танец. Давайте поддержим их и станцуем вместе с ними. А наша счетная комиссия подведёт итог второго этапа викторины.
Объявляются итоги второго этапа викторины.
Учитель: Вот мы и подошли к последнему этапу викторины, который называется «Животный мир»
Вопрос №1: Для чего белке и лисе нужен большой хвост?
Ответ: Белке хвост помогает совершать большие прыжки с дерева на дерево, а лисе делать резкие повороты при быстром беге. Хвост служит им своеобразным рулём.
Вопрос №2: Пользу или вред приносит лисица сельскому хозяйству? Какую?
Ответ: Пользу. Она уничтожает мышей.
Вопрос №3: Почему трудно держать живую рыбу в руках?
Ответ: Потому что чешуя рыбы покрыта слизью.
Вопрос №4: Всегда ли рак пятиться назад?
Ответ: не всегда. Плавает назад, а за жертвой устремляется вперед.
Вопрос №5: Назовите шестиногих друзей человека?
Ответ: насекомые.
Вопрос №6: Как осы распознают своих и чужих?
Ответ: По частоте взмаха крыльев.
Вопрос №7: Сколько ног у паука?
Ответ: 8
Вопрос №8: У какого из насекомых уши на ногах?
Ответ: У кузнечика.
Вопрос №9: Кого называют пернатой кошкой?
Ответ: Сову.
Вопрос №10: У какой певчей птицы самки зеленые, а самцы желтые?
Ответ: У иволги.
Вопрос №11: Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах, лошадях?
Ответ: Таскают шерсть для гнёзд и выклевывают насекомых и их личинок из кожи животных.
Вопрос №12:Сколько раз за лето воробьи выводят птенцов?
Ответ: 3 раза.
Вопрос №13: Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?
Ответ: Кукушка.
Учитель: Учащиеся 3 «А» класса подготовили для вас сценку по басне А. Фетцера «Лесной врач». Пока мы будем смотреть сценку, счётная комиссия подведет итоги викторины.
Учитель: Подведем итоги викторины. Наибольшее количество медалей у команды __ класса. Она занимает первое место. На втором месте команда ____класса, количество медалей___. На третьем - ___ класс, количество медалей ___.
Учитель: Вот и подошла к концу наше внеклассное мероприятие. И в заключении хотелось бы вспомнить известную песню «Край Родной» слова А. Пришелец, музыка Д. Кабалевского. Давайте споём её вместе.
Всем спасибо за внимание. До новых встреч!