Внеурочная краеведческая деятельность как фактор нравственно-патриотического воспитания классного коллектива в рамках современных ФГОС

1
0
Материал опубликован 16 June 2022 в группе

ВНЕУРОЧНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ ФГОС

Гусева Ольга Васильевна, канд. ист. наук, учитель истории и обществознания, классный руководитель Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Петровска», Россия, Петровск

В статье в качестве одного из приоритетных факторов нравственно-патриотического воспитания учащихся рассматривается использование краеведческого материла в работе классного руководителя, что позволяет осуществить интеллектуальное и творческое воспитание личности, формируя так необходимые сегодня духовные скрепы - милосердие, сочувствие, сострадание друг другу, поддержку и взаимопомощь.

Ключевые слова: педагогика, ФГОС, классное руководство, краеведение, история, обществознание, нравственно-патриотическое воспитание.

Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие. С. О. Шмидт

В послании Федеральному собранию РФ Президент В.В. Путин заявил о «дефиците духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [2]. Новые ФГОС предполагают, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах [3]. Стандарт ориентирован и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится «уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов» [3].

Таким образом, при переходе к ФГОС нового поколения роль краеведения в урочной и внеурочной деятельности не только не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области - одна из ступеней развития гражданина России [4, с. 16]. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении, что является актуальной социально-педагогической задачей нашего времени, являясь основой работы классного руководителя по нравственно-патриотическому воспитанию школьников.

Локальная история сосредоточена на жизни обычных людей и это более ценно, чем история, изложенная в учебнике. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырастает до понимания своей связи со страной. Так, при изучении первобытного общества дети имеют возможность познакомиться со стоянками «человека разумного» на территории Петровского района (по данным археологических раскопок в с. Колки, Медведицкое, Новозахаркино и экспозициям краеведческого музея); изучая быт и обычаи Древней Руси – «смолоть муку» при помощи ступы и песта, «принести воды» на коромысле, «сварить кашу» при помощи чугуна и ухвата (используя экспонаты школьного кабинета истории, собранные в окрестностях родного города); «стать участниками» крестьянских восстаний XVIII-XIX вв. (во время экскурсии в краеведческом музее); определить роль земств в системе местного управления (совершив экскурсию по улицам родного города с остановками у зданий, построенных Петровским земством в конце XIX-нач. ХХ вв.); увидеть уникальность природы своей малой родины (на выставке картин петровских художников в картинной галерее); услышать рассказы очевидцев и участников исторических событий (во время встреч с земляками) и т.д.

В моем классе стало традиционным задание для учащихся на тему «История страны в истории моей семьи», при выполнении которого дети, обращаясь к членам своей семьи, не только «из первых уст» узнают об их участии в тех или иных событиях, но и выстраивают родословные, порой насчитывающие десяток поколений. Многие ученики с большим удивлением узнают, что их прадеды брали Берлин или были раскулачены. Например, Усачева Ксения, выполняя данное задание, составила родословную своей семьи до 12 колена (до XVIII века); Пельц Алина разыскала корни своей семьи и родственников в Германии. Так выполнение творческого задания способствует воспитанию семейных ценностей, «оживляет» историю, создает связи между прошлым и настоящим, помогает прививать интерес к истории родного края.

Еще больший простор для педагогического творчества представляет социальная жизнь города и района, что, несомненно, позитивно влияет на формирование патриотических чувств, воспитание гражданской позиции учащихся через любовь к своей малой родине. Изучение местных общественных процессов подталкивает детей к исследовательской деятельности во внеурочное время. Так появились проекты, успешно презентованные на конференциях различного уровня: «Семь чудес земли петровской», «Мой город мне дорог», «Верую… (религиозные организации на петровской земле)», «Дорога как жизнь. Жизнь как дорога» и др. Занятие краеведением помогает глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» [1, ч. 3. ст. 44], «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» [1, ст. 58].

Таким образом, использование краеведческого материала в работе классного руководителя и во внеурочной деятельности учащихся позволяет разнообразить методику воспитания классного коллектива, вносит в школьный процесс конкретность и убедительность. Краеведческая работа помогала и помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности, способствует нравственно-патриотическому воспитанию, «краелюбию», формируя так необходимые сегодня духовные скрепы - милосердие, сочувствие, сострадание друг другу, поддержку и взаимопомощь.

Список литературы

Конституция РФ. // КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru/document/ cons_ doc _LAW_28399/ (дата обращения: 12.08.2018).

Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ. // Консультант Плюс. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138990/ (дата обращения: 12.08.2018).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2010.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.