Внеурочное занятие физкультурно-спортивного направления в 5–6 классе
Ход заняти
Вступление: Прежде, чем мы начнем наш занятие, давайте обсудим правила:
Единая форма обращения друг к другу на «ты» (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на «ты». Это психологически уравнивает всех, способствует раскрепощению участников тренинга.
Общение по принципу «здесь и сейчас». Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе во время тренинга.
3. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
4. Уважение к говорящему.Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы, или высказываем свою точку зрения.
Разминка.
У кого сейчас хорошее настроение, помашите правой рукой;
Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников ;
Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один за всех, и все за одного»;
Кивните головой те, кто еще не нашел друга в классе.
Встаньте те, кто готов прийти на помощь своим товарищам
Упражнение на ориентацию: «Моя проблема в общении».
Ход упражнения: все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «Моя основная проблема в общении (в школе, в классе)?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы решить данную проблему. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.
Алгоритм. Упражнение «Руки не для скуки»
Ход упражнения: участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
Приветствие с помощью рук.
Выразить сожаление с помощью рук.
Выразить поддержку с помощью рук.
Пожалеть руками.
Выразить радость.
Попрощаться руками.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
Простое упражнение «Мост»
Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.
Описание упражнения: участники делятся на две команды. На полу раскладываются листы бумаги, образуя мост. Задача участников из противоположных команд пройти через мост, встретившись на его середине и не упав «в реку».
Обсуждение:
Какие эмоции проявились при выполнении этого упражнения?
Что происходило с вами, вызвало ли у вас дискомфорт это упражнение?
Сложное упражнение Игра «Атомы и молекулы»
Цель: сближение участников, физическая активность.
Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и под музыку начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.
Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
Рефлексия. Упражнение «Пожелания».
Цель: окончание занятия на позитивной ноте, сплочение классного коллектива.
Ход упражнения: участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.