Технологическая карта урока географии «Водные ресурсы и транспортные магистрали России» (8 класс)
Технологическая карта урока «Водные ресурсы и транспортные магистрали России»
( К учебнику под редакцией А.И. Алексеева
«География. Россия. 8 класс».
Серия «Полярная звезда». Издательство «Просвещение», 2014)
Тема урока: | Водные ресурсы и транспортные магистрали России | ||||||
Цели урока: | • Выявить значение рек, морей, искусственных водоемов и транспортных магистралей в развитии страны. | ||||||
Задачи | | ||||||
Предметные: | •Сформировать у учащихся систему знаний о водных ресурсах России и своей местности, их использовании и охране. •Научить учащихся работать с разными источниками получения географической информации. •Систематизировать знания учащихся о роли воды в природе и хозяйстве страны и своей местности.
| ||||||
Метапредметные: | •Совершенствовать умение самостоятельно формулировать тему, цели, задачи урока, ставить цели на каждом этапе урока и определять проблемные вопросы. •Создать условия для активной познавательной, исследовательской деятельности. •Способствовать развитию умения слушать, комментировать, оценивать информацию. •Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между разными природными компонентами. | ||||||
Личностные: | •Способствовать развитию умений получать нужную географическую информацию из различных источников: учебник, атлас, статистических таблиц, интернет-ресурсы. •Помогать учащимся логично и убедительно отстаивать свою точку зрения, опираясь на достоверные факты и информационные источники. •Повышать мотивацию к изучению предмета географии и краеведения. | ||||||
Тип урока | Урок получения новых знаний | ||||||
Ценностный компонент урока | Доказать, что Россия –морская держава; Россия – страна великих рек. | ||||||
Технология | проекно-исследовательская технологии и краеведческий принцип обучения | ||||||
Ресурсы 1.Физическая карта России. 2.Карта Ростовской области. 3. Атласы, контурные карты. 4.Презентация: Водные ресурсы и транспортные магистрали России. 5.Тест и маршрутные листы. 6.Справочный материал (Дон, Азовское море, Берёзовая, Волга, Байкал). | |||||||
№ п/п | Этапы урока | время | Деятельность учителя | Методы и приёмы обучения | Деятельность обучающихся | ||
1. | Организационный этап | 1 | Приветствие детей. Проверка готовности к уроку. | | Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | ||
2. | Этап проверки домашнего задания | 3 | Проверяет уровень усвоения учащимися материала предыдущего урока (тест). | тест | Выполняют тест с последующей самопроверкой и выставляют себе оценки | ||
3. | Актуализация знаний. Целеполагание. | 2 | Знакомит с эпиграфом к уроку. Задает вопросы и предлагает учащимся определить тему и цели урока, мотивирует на восприятие новых знаний. | диалог | определяют тему, цели урока, отбирают источники информации; ставят собственную цель на уроке: что бы я хотел узнать, какие новые знания могу получить на данном уроке. | ||
4. | Этап изучения новых знаний и способов действий. | 5 | 1.Вопрос к классу: Почему люди издавно селились на берегах рек, морей? | Работают с текстом параграфа Работа с физической картой Составьте кластер (схему): | Задание 1. Работают с текстом параграфа (стр. 116). Задание 2. Работа с физической картой России и Ростовской области в атласах. Составьте кластер (схему): Ресурсы рек и морей. | ||
8 6 2 | 2.Вопрос к классу: Как менялось значение рек в жизни общества? . | Работают с текстом параграфа Работа с рисунком Работа с физической картой Работа с картой: Водные ресурсы России | Задание 4. Работают текст учебника на странице 117. Задание 5. Используя рис. 60 в учебнике на странице 118. Называют и показывают на карте каналы, водохранилища, гидроэлектростанции. Задание 6. Выполняют по вариантам. | ||||
3.Вопросы к классу: 1.Какое значение имеют морские пути для развития страны? 2. Какое преимущество для развития давал странам выход в моря и океаны | Беседа по вопросам Практическая работа | Отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу: Нанесение на контурные карты морских и речных портов. | |||||
Физминутка: Игра: Самое, самое, самое… | |||||||
5. | Этап применения новых знаний и способов действий | 5 | Предлагает выполнить исследовательскую работу на применение полученных знений | Исследовательская работа Работа со статистической таблицей | Выполняют исследовательскую работу: Задание 9 стр.119. Заполнение итоговой таблицы в тетради. | ||
6. | Этап обобщения и систематизации знаний. | 2 | Обобщает ответы | Беседа по вопросам Творческое опережающие домашние задание: составление слоганов о водных объектах России | Обучающиеся обобщают полученные знания по теме урока, составляют и задают проблемные вопросы по новому изучаемому материалу. Участвуют в беседе Представляют результаты творческого опережающего домашнего задания: составление слоганов о водных объектах России | ||
7. | Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий | 2 | Выявляет качество и уровень усвоения знаний и способов действий. | Анализ карты | Представляют доказательства: 1в. Россия – морская держав; 2в.Россия –страна великих рек | ||
8. | Этап информирования учащихся о домашнем задании. | 2 | Обеспечивает понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Три уровня домашнего задания: 1.стандартный минимум: усвоить текст учебника, записей в тетради, ответить на вопросы для самоконтроля; 2.повышенный: выполнить стандартный минимум и дать оценку водных ресурсов своего края (форму изложения выбрать самостоятельно); 3.Творческий: составить кроссворд: Водные ресурсы России. | | Делают свой выбор. Записывают домашнее задание. | ||
9. | Этап подведения итогов. Рефлексия | 2 | Проводит рефлексию. Просит учащихся сделать вывод, достигли ли они цели урока. - С каким настроением вы работали на уроке? Спрашивает, кто из учащихся смог на уроке повысить уровень своих знаний «умею», кто пока на ступеньке «знаю», а кто может сказать «смогу объяснить». Благодарит учащихся за работу. | диалог | Учащиеся подводят итоги, высказывают свое мнение. поводу мотивации своей деятельности и взаимодействию с учителем и одноклассниками. Выбирают и отмечают на карте значком на берегу какого водоема, они хотели бы жить. Благодарят друг друга и учителя за сотрудничество. |
Литература
И.И. Баринова, М.С. Соловьев; Диагностические работы. География России. Природа; Москва; издательство Дрофа; 2016.
Е.А. Беловолова.; Формирование универсальных учебных действий; Москва; Издательство «Вентана-Граф»; 2016.
О.А.Бибекова, Л.А.Ласикова, Н.В. Приходько; Современные образовательные технологии в обучении географии; Волгоград: Учитель, 2016.
М.И.Капранова. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде. Волгоград: Учитель, 2015.
А.Б. Эркель ; География 8-9. Работа с различными источниками информации. Диагностика предметных и метапредметных результатов.Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие; Ростов на Дону; издательство Легион; 2014.
5