12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евгения Анатольевна Панина54
Россия, Ульяновская обл., Димитровград

АННОТАЦИЯ


Данная разработка познакомит студентов с событиями афганской войны 1979-1989 годов, с именами воинов-афганцев, акцентируя внимание на своих земляках.

В разработке раскрывается содержание, методика и эффективность проведения мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание.

Разработка призвана представить инновационный опыт автора, и предназначена для преподавателей по проведению внеклассного мероприятия, посвящённого дню вывода войск из Афганистана.





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. По В.И.Далю слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник и отчизник». В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. Патриотическое воспитание должно осуществляться в процессе включения студентов в активную деятельность и может быть реализована с помощью многообразных форм и методов. В ДТПТ в целях воспитательной работы проводятся мероприятия, в рамках которых реализуются программы патриотического воспитания, содержание которых способствуют воспитанию патриотических чувств у студентов. Данная методическая разработка имеет важное значение для реализации патриотического воспитания студентов.

На основании плана воспитательной работы данное мероприятие проводится накануне дня вывода войск из Афганистана -15 февраля. Именно поэтому, сегодня попробуем заглянуть за сухие строчки учебника и почувствовать мужество наших солдат и офицеров, а за ними - боль и страдание огромной страны. Данное занятие получило название «Урок – память «Солдат войны не выбирает…»».

Цель мероприятия: создать условия для воспитания у студентов чувства уважения к воинам-интернационалистам, чувства любви к своей Родине и чувства долга перед Отечеством.

Обоснование проблемы: отсутствие у молодёжи знаний о войне в Афганистане, о последствиях советско-афганской войны.

Задачи:

Образовательная - познакомить студентов с историей советско-афганской войны и ее последствиями;

Развивающая - продолжить развивать навыки исследовательской деятельности в процессе изучения исторически значимых событий России;

Воспитательная - воспитывать чувства сострадания и гордости за прошлое своего Отечества, любви и ответственности за его будущее.

Сопутствующие задачи:  привлечь внимание молодёжи к историческим событиям России; активизировать участие студентов в общественной жизни  страны.

Актуальность. Ежегодно, в рамках празднования Дней воинской славы России в ДТПТ уделяют особое внимание воспитанию у студентов патриотизма, гордости за своих отцов, выстоявших в этом тяжелейшем испытании. Обращение к тому времени не ограничивается прохождением фактического материала на занятиях истории России. Оно органично дополняется внеурочной деятельностью, в том числе встречами с живыми свидетелями знаменательных событий. Общение с ними обычно вызывает у студентов неподдельный интерес. Воспоминания афганцев, их высказывания по таким актуальным проблемам, как дружба между народами, необходимость зашиты Родины, борьба против разных форм экстремизма, звучат на встречах со студентами особенно весомо. Подчас именно они помогают студентам осознать сложную реальность, стоящую за сухими цифрами и фактами учебников.

Проведение таких мероприятий очень важны для молодёжи, которая на современном этапе истории дезорентирована в отношении чувств патриотизма, долга, чести. Встречи с воинами интернационалистами позволят взглянуть по-другому на события тех дней, студентам хочется сравнить сведения с воспоминаниями очевидцев, узнать, что именно чувствовали солдаты на войне, было ли им страшно, как мирное население относилось к солдатам, как был обустроен солдатский быт. Сопоставление информации, полученной от людей, переживших ужасы Афганской войны, с текстами учебников и документов становится основой для выработки современной молодёжью более взвешенного собственного мнения по обсуждаемым вопросам, приобщает их к исторической памяти нашего народа. Встречи с воинами интернационалистами позволяют студентам по-новому взглянуть на приглашённых людей, осознать, что многое на той войне создано благодаря их мужеству, стойкости, терпению, вере и надежде на светлое и счастливое будущее. 
В этой работе очень важно не уйти к декларативным формам. Призывая любить Отечество, необходимо осознавать, что студент - это не объект воспитания, а сама ценность. И потому возникает необходимость овладения каждым педагогом личностным подходом. Это означает признание в каждом студенте уникальности, неповторимой личности, от которой зависит будущее Отечества. В рамках этого направления в военно-патриотическое воспитание закладывается также формирование гордости и уважения к Российским Вооружённым Силам, их боевым традициям, ратному труду, военной профессии.
В ДТПТ создаются всевозможные условия для того, чтобы выпускники выходили достойными гражданами РФ.

Патриотизм - это любовь к Родине, а Родина - в понимании каждого это, в первую очередь место, где ты родился, отчий дом и всё, что с ним связано.
Такие качества, как долг, честь, ответственность, воспитывают через творческое погружение в родную культуру.

Студенты должны усвоить главное: любовь к Родине - это проявление патриотизма, а защита Отечества - это долг и обязанность патриота.

Подготовка мероприятия. Для подготовки и проведения мероприятия была использована пошаговая методика, которая включает в себя:

1-й шаг - определение цели мероприятия и даты, которому она будет посвящена; 
2-й шаг - выбор удобного для всех времени и места проведения мероприятия;

3-й шаг - подготовка студентов к предстоящему мероприятию;

4-й шаг – оценивание эмоционального состояния перед мероприятием (рефлексия до…);

5-й шаг – проведение Круглого стола с воинами-интернационалистами;

6-й шаг - проведение мероприятия;

7-й шаг - осознание студентами результатов мероприятия (рефлексия после…).

В ходе разработки мероприятия необходимо было подготовить несколько вариантов возможного времени встречи, так как придётся учесть интересы нескольких сторон: воинов интернационалистов, студентов, администрации, преподавателей. Следует также помнить об усталости студентов в конце учебного дня, поэтому не все из них будут способны тихо и внимательно выслушивать воспоминания приглашённых и выступающих. В связи с этим мероприятие лучше проводить в первой половине дня или сразу после обеда.

Согласовав заранее время встречи с администрацией, пригласили её представителей. Отметим, что присутствие на встрече представителей администрации и педагогического коллектива радуют ветеранов. Для студентов же это наглядный пример тактичного отношения к ветеранам со стороны взрослых, имеющих авторитет. Для повышения результативности рекомендовано провести данное мероприятие в актовом зале.

В рамках мероприятия Урок-память «Солдат войны не выбирает…» прошёл Круглый стол при участии воинов-афганцев. В ходе встречи воины-афганцы поделились личными воспоминаниями о событиях той войны, отвечали на вопросы студентов, а также высказывали своё мнение о том, как нужно воспитывать молодёжь и увеличивать уровень патриотического сознания современного поколения (см.Приложение 4).

Подводя итоги Круглого стола, администрация ДТПТ поблагодарила воинов-интернационалистов за то, что они показали пример мужества, стойкости, храбрости, бескорыстной любви к Родине, пожелала им крепкого здоровья, благополучия и оптимизма.

Необходимо подготовить студентов к восприятию того, что будет происходить во время мероприятия. Изменение программ по истории привело к тому, что о событиях, проходивших в Афганистане, мало кто знает. Слабое представление студентов об основных этапах событий и её главных исторических моментах могут затруднить восприятие ими рассказов о боевых эпизодах и тем самым помешают им осознать значимость подвига нынешнего поколения.

Обязательным условием создания развивающей, воспитательной среды на данном мероприятии является этап рефлексии. Рефлексия помогает всем участникам мероприятия сформулировать полученные результаты, скорректировать свои последующие действия, научиться анализировать. Целесообразно провести рефлексию настроения и эмоционального состояния перед началом мероприятия с целью установления эмоционального контакта с участниками мероприятия и в конце деятельности.

Перед началом мероприятия был применён метод рефлексии «Светофор». Гостям предлагали оценить своё эмоциональное состояние в самом начале мероприятия с помощью карточек трёх цветов – красный, жёлтый, зелёный (см.Приложение 2).

В конце мероприятия использовался приём «Лесенка». Каждому гостю предоставлялся небольшой лист бумаги, на котором изображена лесенка трёх цветов. Каждый цвет соответствует определённому настроению. Нужно поместить человечка (себя) на ту ступеньку, цвет которой соответствует вашему настроению (см.Приложение 3).

Структура данного мероприятия предполагает поочередное выступление студентов-ведущих с различными номерами (чтение стихотворений, исполнение песен, предоставление презентаций и видеороликов), а также посещение «виртуальной гостиной». Подбором информации занимается преподаватель совместно со студентами. Это стимулирует студентов к самостоятельности, к принятию правильного решения при поиске и подборе информации и репертуара, воспитанию эстетического вкуса, развитию актерских способностей. Песни, видеоролики, презентации и стихотворения, включенные в репертуар, принадлежат различным авторам в большинстве своем участникам Афганской войны. Они отражают боль тех событий, боль матерей которые не дождались сыновей с той войны, храбрость и мужество солдат, которые, рискуя своей жизнью и самой жизнью, спасали своих товарищей. Данный подбор материала позволяет понять, что любая война многогранна, что она оставляет неизгладимый след в семьях участников Афганской войны.

Мероприятие проводится с применением презентации и видеороликов. Используется ноутбук и мультимедийный проектор. Мультимедийные технологии помогают представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, анимации, звука, что организует принцип наглядности и позволяет студента более ясно и чётко представлять описываемые события. В презентацию, сопровождающую всё мероприятие, включены видеофрагменты времён Афганской войны, фотографии, письма афганцев, карты, отрывки из фильмов «Последний солдат», «Храмы России». Отрывки из указанных фильмов дополняют и украшают мероприятие.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей по проведению внеклассного мероприятия, посвящённого дню вывода войск из Афганистана, воинов-афганцев, молодёжи и в частности для студентов всех возрастов и групп.

Структура методической разработки соответствует требованиям, предъявляемым подобным документам в положении «О методических разработках (рекомендациях)».

Работа содержит: титульный лист, аннотацию, пояснительную записку, содержание, заключение, перечень литературных источников, приложения.









СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ


Мероприятие Урок Памяти «Солдат войны не выбирает…» предполагает тщательную подготовку, как участников данного мероприятия, так и места его проведения. Рекомендовано проводить мероприятие в актовом зале, для достижения цели мероприятия, лучшей продуктивности и результативности. Так, заблаговременно, актовый зал необходимо оформить в соответствии с тематикой мероприятия. В актовом зале ДТПТ была создана Афганская библиотека, где была представлена различная литература по данной теме, это и учебная, и художественная литература, это и всевозможные газетные статьи, а также фотоальбомы афганской войны. Отдельно был создан уголок «Полевой почты», где все желающие могли увидеть реальные письма воинов-афганцев, которые так бережно были сохранены их родными людьми. Примечательно и то, что некоторые письма принесли сами студенты ДТПТ, это письма их родственников.

Перед началом мероприятия был применён метод рефлексии «Светофор». Данный метод позволяет выявить эмоциональное состояние гостей и учесть его в ходе мероприятия. Гостям предлагали оценить своё эмоциональное состояние в самом начале встречи с помощью карточек трёх цветов – красный, жёлтый, зелёный. Все результаты заносились в специальный бланк-счёт для дальнейшего сравнения с результатами рефлексии после мероприятия и их анализа.

В конце мероприятия использовался приём «Лесенка». Каждому гостю предоставлялся небольшой лист бумаги, на котором изображена лесенка четырёх цветов. Каждый цвет соответствует определённому настроению. Нужно поместить человечка (себя) на ту ступеньку, цвет которой соответствует настроению гостя.

Структура данного мероприятия предполагает поочередное выступление студентов-ведущих с различными номерами (чтение стихотворений, исполнение песен, предоставление презентаций и видеороликов), а также посещение «виртуальной гостиной». Подбором информации занимается преподаватель совместно со студентами. Это стимулирует студентов к самостоятельности, к принятию правильного решения при поиске и подборе информации и репертуара, воспитанию эстетического вкуса, развитию актерских способностей. Песни, видеоролики, презентации и стихотворения, включенные в репертуар, принадлежат различным авторам в большинстве своем участникам Афганской войны. Они отражают боль тех событий, боль матерей которые не дождались сыновей с той войны, храбрость и мужество солдат, которые, рискуя своей жизнью и самой жизнью, спасали своих товарищей. Данный подбор материала позволяет понять, что любая война многогранна, что она оставляет неизгладимый след в семьях участников Афганской войны.

Мероприятие проводится с применением презентации и видеороликов. Используется ноутбук и мультимедийный проектор. Мультимедийные технологии помогают представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, анимации, звука, что организует принцип наглядности и позволяет студента более ясно и чётко представлять описываемые события. В презентацию, сопровождающую всё мероприятие, включены видеофрагменты времён Афганской войны, фотографии, письма афганцев, карты, отрывки из фильмов «Последний солдат», «Храмы России». Отрывки из указанных фильмов дополняют и украшают мероприятие.

Время мероприятия: 120 минут.

Место проведения: актовый зал.

Участники: студенты образовательной организации.

Приглашённые гости: воины-афганцы, участники войны в Афганистане.

Методы: мультимедийный, круглый стол, рассказ-беседа.




Учебно-материальное обеспечение:

1. Информационно-электронное пространство образовательного учреждения (фотографии, презентации, видеоролики, музыкальное сопровождение).

2. Наглядные пособия: карты, плакаты, письма, книги.

3. Технические средства обучения: ПК, мультимедийное оборудование, экран.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В этой работе очень важно не уйти к декларативным формам. Призывая любить Отечество, необходимо чётко осознавать, что студент - это не объект воспитания, а сама ценность. И потому возникает необходимость овладения каждым педагогом личностным подходом. Это означает признание в каждом студенте уникальность, неповторимой личности от которой зависит будущее Отечества. В рамках этого направления в военно-патриотическое воспитание закладывается также формирование гордости и уважения к Российским Вооруженным Силам, их боевым традициям, ратному труду, военной профессии.

В ДТПТ создаются всевозможные условия для того, чтобы выпускники выходили достойными гражданами РФ.

Патриотизм - это любовь к Родине, а Родина - в понимании каждого это, в первую очередь, место, где ты родился, отчий дом и всё, что с ним связано.
Такие качества, как долг, честь, ответственность, воспитывают через творческое погружение в родную культуру.

Студенты должны усвоить главное: любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.












СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


Галицкий С.Г. Они защищали Отечество. – М.: Град Духовный, 2017. – 128 с.

Гвоздюк Н.В. Основные требования к составлению и оформлению методической разработки: методические рекомендации. – Ульяновск.: ОГАУ «ИРО», 2019. – 36 с.

Дынин И.М. Звёзды подвига: на земле Афганистана. – М.: Арт, 2015. – 207 с.

Карцев В.Н. Зодчество Афганистана. – М.: Дрофа, 2015. – 247 с.

Шерстнёв Ю.И. Нам не забыть Афганистан. – Димитровград: ЮНИПресс, 2014. – 218 с.



















ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Сценарий мероприятия Урок – память «Солдат войны не выбирает…»


Ход мероприятия:

Перед началом мероприятия всем гостям предлагается оценить своё эмоциональное состояние с помощью карточек трёх цветов – красный, жёлтый, зелёный.

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча - дань памяти всем, кто причастен к героическим и трагическим войнам 20-го столетия.  У времени есть своя память - история. Серьёзная, волнующая и трагичная тема… Перед Вами лежат карточки трёх цветов, оцените, пожалуйста, своё эмоциональное состояние перед началом нашего мероприятия, здесь и сейчас, подняв вверх карточку того цвета, которому соответствует Ваше настроение – зелёный цвет – хорошее настроение, жёлтый – не очень хорошее настроение, среднее и красный – плохое настроение. Для нас это очень важно!

Гости мероприятия поднимают вверх карточки того цвета, которому соответствует их настроение.

Ведущий 2: Спасибо, уважаемые гости. Продолжаем. Словно Война и Жизнь говорят с нами, когда мы встречаемся с ними - с афганцами. Запах пыльных афганских дорог, обжигающая злость песчаного ветра, горящие бронемашины, разрывы фугасов, караваны с оружием… - всё это смешано с солдатской кровью… Разве такое возможно забыть?! Всё это уже никогда не сотрётся из памяти воинов-интернационалистов, прошедших Афган.

Показан видеоролик «Пришёл приказ» (продолжительность 4 минуты).

Ведущий 3: Пожалуй, нет на земле места, которое не затронула бы война… На земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и чужим. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А итог войны всегда страшен.

Ведущий 4: Когда ведём речь о войне, в первую очередь вспоминаем страшные годы Великой Отечественной войны, которая отгремела более 70 лет назад, но, к сожалению, забываем о том, что была ещё одна - афганская. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, долгая и страшная, немыслимая и чудовищная война, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная...

Ведущий 1: Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там. Афганистан - школа мужества, школа жизни и смерти… Не все вернулись с той страшной войны.

Ведущий 2: Попав в Афган, одно мы знали точно,

Афганистан - восточная страна,
И что не зря зовут «горячей точкой»

Страну на карте, где идет война…

Ведущий 3: 15 февраля 2019 года исполняется 30 лет, как последние наши солдаты покинули Афганистан, а 24 декабря будет 40 лет с начала этой войны. Об этой войне в учебнике истории всего несколько строк: «…В целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 году приняла решение о введении туда «ограниченного контингента советских войск» (около 200 тысяч человек). СССР оказался втянутым в кровопролитную войну, развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни». Вот и всё. Десять лет войны – пять строк в книге…

Ведущий 4: Именно поэтому, сегодня мы попробуем заглянуть за сухие строчки учебника и почувствовать мужество наших солдат и офицеров, а за ними - боль и страдание огромной страны. Мы назвали наше мероприятие Урок-память «Солдат войны не выбирает…»

Студент читает стихотворение «Господи Боже».

Господи Боже, взгляни на Россию!                                                                                                                       

Боже, услышь голоса матерей                                                                                                                       

Тех, кто к тебе обращается ныне:                                                                                                                          

Господи Боже, спаси сыновей!                                                                                                                   

Хоть не учили нас в детстве молиться,                                                                                                                    

Хоть и креста на груди нет моей,                                                                                                                             

Все же позволь мне к Тебе обратиться:                                                                                                                 

Господи Боже, спаси сыновей!                                                                                                                    

Их посылают спокойно правители                                                                                                                    

Голову сложить у горных цепей

Лишь на тебя полагаюсь, Спаситель.                                                                                                                  

Господи Боже, спаси сыновей!                                                                                                                   

 Мы их растили для счастья и жизни,                                                                                                                        

Мы им отдали часть жизни своей.                                                                                                                          

Что же ты делаешь с ними, Отчизна?                                                                                                                     

Господи Боже, спаси сыновей!                                                                                                                     

Господи Боже, взгляни на Россию,                                                                                                                      

Боже, услышь голоса матерей,                                                                                                                     

Тех, кто к тебе обращается ныне:                                                                                                                         

Господи Боже, спаси сыновей!

Ведущий 1: После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В 1973году в Афганистане была свергнута монархия. Этот переворот и его последствия стали прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых 10 лет.

Ведущий 2: 15 февраля 1989 года в истории России появилась новая знаменательная дата. Ею стал вывод советских войск из Афганистана. Этот день стал Днём памяти воинов-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в разное время на территориях разных государств, информация о которых строго умалчивалась. Среди этих государств Алжир, Египет, Вьетнам, Сирия, Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Йеменская Арабская Республика, Камбоджа, Бангладеш, Лаос, Ливан, Афганистан. Этот день стал дорог всем, кого коснулось дыхание войны в мирное для нашей страны время.

Ведущий 3: День 15 февраля - это не только дань памяти всех погибших, но и выражение глубочайшей признательности и благодарности всем вернувшимся домой, кто честно и мужественно исполнил свой воинский долг в Демократической Республики Афганистан.

Ведущий 4: Для нашего поколения война в Афганистане - это целая история. История, написанная кровью солдат и слезами матерей, обелисками со звёздочками и фронтовым ветром, ворвавшимся в нашу жизнь стихами и песнями. Но эту историю должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, нашей страны, наших родных, близких, знакомых.

 Далее гостям мероприятия представлен фрагмент фильма об Афганистане (12 минут).

Ведущий 1: Сегодня   афганскую войну называют крупнейшей внешнеполитической ошибкой  Советского руководства. В гражданский конфликт различных политических сил оказался вовлечённым Ограниченный контингент советских войск, вступивших по приказу советского руководства СССР 25 декабря 1979 года на территорию Афганистана.

Ведущий 2: Тогда ещё никто не знал, насколько долго затянется эта жестокая война…

А мальчики не в чём не виноваты,
Ни в том, что родились в 60-м
Ни в том, что на планете нет покоя
Ни  в том, что не сдавались в плен без боя…

Ведущий 3: Разве могли Матери, рожавшие сыновей в мирные 60-е, предположить, что в мирные 80-е их сыновья, отправляясь на боевую операцию и, возвращаясь с неё, будут буднично говорить о себе: «Уходим на войну», «Пришли с войны». А ведь кто-то не вернулся с той жестокой кровавой войны. Дети, дети, которые ещё вчера строили планы на будущее, мечтавшие учиться, работать, создавать семью…

Ведущий 4: Если бы только мать могла, она прикрыла бы его от пуль и осколков, первой прошла бы по тропам, начинёнными минами, напоила бы сына водой, умыла бы его лицо, измученное знойным ветром и пылью. Но ничего этого она не могла сделать. Могла только ждать. Афганская война самая долгая война в истории Советского Союза, но осталась в сердцах незаживающим ожогом памяти. Не извлечённые осколки, не долеченные раны, не вернувшиеся  друзья, останутся с нами, пока ходит по земле поколение, вынесшее и выстрадавшее эту войну.

Ведущий 1: Советские воины, выполняя приказ, проявили себя, как мужественные защитники интересов мира и дружбы, взаимопомощи. Они показали себя беззаветно преданными сынами родного Отечества.

Ведущий 2: Сейчас несколько слов как начиналась эта война. 

На сцену выходят несколько студентов, которые по очереди озвучивают факты о начале Афганской войны.

Студент 1: 12 декабря 1979года на заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение - ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку - на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул. Первые погибшие появились уже через 2 часа.

Студент 2: В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР  «Зенит» и  «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм - 333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле.

Студент 3: На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…

Ведущий 1: Находившиеся в стране представители КГБ дали понять руководителям переворота, что в случае успеха признание и помощь гарантируется. В Кремле надеялись обрести в Афганистане плацдарм для броска к Индийскому океану.

Так начиналось то, что хочется забыть, но то, что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить.

Ведущий 2: Советские войска вмешались во внутренний политический конфликт, в гражданскую войну. Факт появления чужеземных солдат был воспринят афганским народом как иностранная интервенция. Противниками оказывались не только «банды моджахедов», но и сам народ от мала до велика, вне зависимости от классовой принадлежности.

Видео хроника с песней «Кому нужна эта война?» (продолжительность 4 минуты 50 секунд).

Ведущий 3: И правда, кому нужна была эта страшная беспощадная война?... В абсолютном своём большинстве солдат в Афганистане составляла молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде. И их отношение к событиям было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат, их дневниках, их стихах, песнях. Давайте послушаем отрывки из писем тех ребят, которых нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле.

Видеоролик с отрывками из писем (продолжительность 3 минуты). Затем студенты поочерёдно зачитывают письма воинов-афганцев. В это время показываются слайды с письмами воинов-афганцев (слайды 1-5 «Письмо Афганистан»).

Ведущий 4: Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа (см.Приложение 9, слайд «Этапы афганской войны»):

Декабрь 1979 года – февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

Март 1980 года – апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

Ведущий 1:

Май 1985 года – декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений, главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Продолжалось оказание помощи в развитии вооруженных сил ДРА. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.

Ведущий 2:

Январь 1987 года - февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

Ведущий 3: 15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки (студент читает стихотворение):

Наша боль и опасений тень

С вашими тревогами слились,

Наконец настал последний день,

Наконец его мы дождались.

Кто вставал, кто падал под огнём,

У судьбы не спросишь что - кому,

Девять лет вы жили этим днём,

Девять лет с боями шли к нему.

Как измерить боль горячих ран?

Облегчить как горе матерей?

Будет сердце жечь Афганистан

И в объятьях Родины своей.

Ведущий 4: Афганская война прошла, но её раны ещё долго будут давать о себе знать. Сколько вернулись израненных солдат душой и телом - не сосчитать. 15600 солдат, офицеров, служащих погибли, до конца выполнив свой воинский долг.

Ведущий 2: Пришлось пройти через афганскую войну и нашим землякам. Сейчас их хочется назвать поименно: Шиханов Николай Андреевич, Ефанов Олег Викторович, Кулаков Виктор Владимирович, Моисеев Сергей Юрьевич, Кулаков Валерий Евгеньевич, Атауллов Ильдар Наилевич, Волчков Александр Владимирович, Исаков Олег Анатольевич, Панасенко Александр Александрович, Лазарев Сергей Анатольевич, Каштанов Виктор Иванович…(в это время идёт демонстрация презентации с именами погибших афганцев)

Ведущий 1: Девять лет, один месяц и восемнадцать дней… Ровно столько, по официальным данным, длилась афганская война - с декабря 1979 года по февраль1989 года. А между этими датами - кровопролитные бои, смерть, кровь, слезы и ужас. Вашему вниманию предоставляется видеоматериал.

Видеоклип «Мне Старушка сказала» (продолжительность 3 минуты 20 секунд).

Ведущий 3: 15 тысяч погибло в этой войне,15 тысяч не образовавшихся семей,15 тысяч не родившихся детей,15 тысяч матерей оплакивают и ждут своих сыновей. И мы  должны помнить цену этих войн. Почтим память воинов, погибших при исполнении служебного долга, минутой молчания.

Студент читает стихотворение.

Минута молчанья - это много иль мало.
За тех, кого рядом уж больше не стало?
За тех, чья судьба оборвалась так круто…
Минута молчанья.

Прислушайтесь, люди,
Пожалуйста, тише!
Вдали отгремела война.
Минута молчанья, 
Погибших мальчишек
Чтит в эту минуту страна.

Им много не надо,
Лишь память да верность
Да летом букетик цветов.
Ненужными стали
Им льготы и слава.
И каменный блеск орденов.

Пусть стали гранитом
Их светлые души.
Что прячет холодный гранит?
Минута молчанья,
Как белая птица,
Над миром притихшим летит.

Так встаньте же, люди,
Они заслужили, чтоб их вспоминали порой
Почтим их, Минутой молчанья одной!

Ведущий 4: Как дань уважения и почтения к воинам-интернационалистам, к тем, кто погиб, к тем, кто вернулся, но не дожил до сегодняшнего дня, пусть для всех них наша Минута молчания станет  - Минутой памяти.

Звучит звук метронома и сопутствующее видео «Минута молчания» (продолжительность 1 минута).

Ведущий 2: Что можем мы, живущие, сделать для погибших? Во-первых, помнить о них. Прожив такую, до обидного, короткую жизнь, они заслужили своими поступками того, чтобы остаться в нашей памяти. Именами солдат - афганцев названы отряды, дружины, школы, улицы. Наши погибшие друзья оживают в рассказах тех, кто был рядом с ними и в мирное время, и в военную пору. В своих выступлениях перед аудиторией в будние и в праздничные дни воины - афганцы вспоминают тех, кто уже никогда не вернется.

Ведущий 3: Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

Ведущий 4: Кровоточащая рана - Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат - это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних прервалась не одна славянская фамилия…

Ведущий 1: Верные присяге, убеждённые в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг. И наша святая обязанность – хранить память о них, как о верных сынах Отечества.

Ведущий 2: Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей еще жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опалённое её огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.

Студент читает стихотворение.

Я снова куда-то спешу, как всегда,

Сквозь встречи, прощанья и споры,

А память несет меня снова туда,

Где к небу вздымаются горы.

Где пылью «афганец» закрыл небосвод

И солнце в зените пылает,

Где долго над взлетной кружит самолет

И веер ракет рассыпает.

Где горы берут гарнизоны в кольцо

В молчанье недобром и жутком,

Где серым от пыли бывает лицо

И потом пропитана куртка,

Где в горы под утро уходит отряд,

Тропа между сопками вьется,

Где снова душманские пули свистят

И кто-то опять не вернется.

И нужно не струсить, решиться, успеть

И выполнить к ночи задачу –

Судьба нас разделит на жизнь и на смерть

И каждому долю назначит.

А память мне снова уснуть не дает –

И борется смелость с испугом,

И вновь меня память под пули ведет

И плачет беззвучно над другом.

(Л.Молчанов «Я снова куда-то спешу»)

Ведущий 3: Ещё долго будут тревожить всех нас голоса погибших и живых участников афганской войны. Эта война всегда будет жить в стихах и воинских песнях, напоминая о ненужности войны, о её трагизме и мужестве советского солдата.

Ведущий 4: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности,  созданные человеком.

Ведущий 1: Сегодняшние мальчишки продолжают эстафету Мужества. И Чечня, как когда-то  Афганистан, стала многострадальной землёй. Здесь наши солдаты, подавая руку дружбы  и спасая судьбу человечества, порой  отдавали свои, совсем ещё юные жизни ради мира на земле.  

Память о тех, кто прошёл дорогами войны, и кто не вернулся в родной дом, для которых совесть, долг, отечество, честь были главными в жизни пусть останется в наших сердцах частицей гордости за них.

Ведущий 2: Мы ценим их как ответственных, доблестных, честно выполнявших свой гражданский и воинский долг настоящего человека, гражданина своей Родины. Желаем всем крепкого здоровья, счастливой и радостной жизни!

Ведущий 3: Надеемся, что  сегодняшняя встреча была для вас продуктивной, пусть она останется в ваших сердцах напоминанием того, что пока жива человеческая память, жив и сам Человек.

Дорогие друзья, каждому из Вас предоставляется сейчас возможность оценить наше мероприятие. Вашему вниманию представлены небольшие листочки бумаги, на которых изображена лесенка из трёх ступенек. Каждая ступенька соответствует определённому высказыванию. Нужно поместить человечка (себя) на ту ступеньку, которая соответствует Вам. Самая нижняя – мероприятие не удалось, мне не понравилось… (дописать), средняя – мероприятие хорошее, но мне не хватило… (дописать), самая верхняя ступенька – мероприятие удалось, мне очень понравилось… (дописать) (см.Приложение 3).

Ведущий 4: Спасибо всем участникам и гостям мероприятия! Спасибо за Ваше настроение, за Вашу искренность и теплоту! Мы заканчиваем наш урок Памяти. И хотим вам пожелать здоровья, радости и мирного неба над головой! Мы поздравляем Вас с наступающим праздником Днём Защитника Отечества. Мы гордимся вами! До свидания!

Мероприятие заканчивается.

После завершения мероприятия проводится анализ результатов рефлексии до и после мероприятия. На основе этого анализа составляется сравнение, и затем обосновывается результат успешности/неуспешности, эффективности/неэффектовности данного мероприятия.



























ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Рефлексия «Светофор»



Перед началом мероприятия был применён метод рефлексии «Светофор». Гостям предлагали оценить своё эмоциональное состояние в самом начале мероприятия с помощью карточек трёх цветов – красный, жёлтый, зелёный.

Кt1602830718aa.jpg расный цвет – плохое настроение;

Жёлтый цвет – не очень хорошее настроение;

Зелёный цвет – хорошее настроение.


















ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Рефлексия «Лесенка»



В конце мероприятия использовался приём «Лесенка». Каждому гостю предоставлялся небольшой лист бумаги, на котором изображена лесенка трёх цветов. Каждая ступенька соответствует определённому высказыванию. Нужно поместить человечка (себя) на ту ступеньку, которая соответствует Вам. Самая нижняя – мероприятие не удалось, мне не понравилось… (дописать), средняя – мероприятие хорошее, но мне не хватило… (дописать), самая верхняя ступенька – мероприятие удалось, мне очень понравилось… (дописать)








t1602830718ab.gift1602830718ab.gif



t1602830718ac.gift1602830718ad.gif



















ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Вопросы для Круглого стола с Афганцами


1. Как вы оказались на службе в Афганистане?

2. Что Вы чувствовали, когда впервые пересекали границу?

3. Как меняется совершенно мирные человек, превращаясь в солдата?

4. Какими были межнациональные отношения в советской армии в Афганистане?

5. Что Вы можете сказать о местных жителях Афганистана?

6. Чем Вам на службе приходилось заниматься?

7. Как прошло Ваше боевое крещение?

8. Курьезные случаи бывали?

9. Часто ли Вам приходилось думать о доме. И как поддержка близких помогала Вам пройти эту нелегкую службу?

10. Что было самым страшным для Вас в Афганистане?

11. Что или кто придавал Вам сил выдержать все испытания Афганской войны?

12. А могли ли Вы тогда отказаться от службы в Афганистане?

13. Можно ли считать Афганскую войну забытой и оболганной?

14. Говорят, что людям, которые воевали долго снится война. Вам она сниться? И сниться ли сейчас?

15. Как сложилась Ваша жизнь после Афганистана?

16. Что Вы чувствуйте, вспоминая и рассказывая нам о событиях в Афганистане?

17. Что бы Вы могли сказать сейчас бодуче в таком возрасте и с опытом советскому правительству, которое дало приказ на ввод нашей армии в Афганистан?

18. Жалеете ли Вы, что Вам выпала такая трудная служба?

19. Есть ли на Ваш взгляд художественный фильм, правдоподобно отражающейся события Афганской войны?

20. Как вы думаете, гладя на наше поколение, способны ли мы на подвиги?

21. Что бы Вы пожелали современной молодежи?

22. А как Вы рассматривайте службу в армии представительницами прекрасной половины человечества?

23. А какие песни Вам напоминают о боевом братстве, об энной нелегкой службе в Афганистане?






































ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Рис.1. Письмо афганца домой



t1602830718ae.jpg













ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Рис.2. Письмо афганца матери




t1602830718af.jpg















ПРИЛОЖЕНИЕ 7



Рис.3. Письмо афганца домой



t1602830718ag.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 8



Рис.4. Письмо матери погибшего сына-афганца



t1602830718ah.jpgt1602830718ai.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 9



Рис.5. Этапы Афганской войны



t1602830718aj.jpg

38


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.