12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Грекова Светлана Борисовна32
2

«Воспитание детей в семье, пути решения через инновационные методы и формы работы в процессе взаимодействия педагогов и родителей».

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»

Грекова Светлана Борисовна,

учитель химии и биологии муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 60» г. Оренбург.


Аннотация: В своей статье раскрыла актуальные проблемы по теме: «Воспитание детей в семье, пути решения через инновационные методы и формы работы в процессе взаимодействия педагогов и родителей».

Взаимодействие семьи и школы – это взаимосвязь родителей и учителей в процессе общения и совместной деятельности. Условия современного образования сделали родителей субъектами образовательного процесса, то есть на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей.

Бесспорно, семья одна из основных ценностей, которая признаваема во все времена, она значима и необходима каждому человеку. Ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был, никогда не заменит семью. Современная семья формирует личность ребенка, влияет на актуализацию его творческого потенциала. Именно в семье ребёнок приобретает первый опыт социализации, получает уроки нравственности, расширяется его кругозор, здесь формируется характер, закладываются основополагающие жизненные позиции. Уместно вспомнить строки из стихотворения  средневекового поэта Себастьяна Бранта, которое будет для нас всех напоминанием в воспитании и жизни:

«Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему».

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране, поэтому обостряются семейные проблемы, что приводит к конфликтам внутри семей и даже к распаду. В этом случае страдает ребёнок, так как родителям не всегда удаётся построить правильное воспитание детей в сложившихся условиях. Поэтому работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Ведь известно, что одним из условий нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. В работе с родителями в воспитании детей необходимо руководствоваться наказом педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения». Только в этом случае проделанная работа с родителями будет успешна, поможет совершенствованию личностных качеств школьника. Учитель должен создать благоприятную атмосферу и установить партнерские отношения с каждой семьей.

Единые согласованные требования семьи и школы – это одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где родитель и педагог действует согласованно – лучше осуществляется учебно-воспитательная работа. Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». В этом процессе роль классного руководителя очень важна! Ведь смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребёнка – комфортной, радостной и, конечно, счастливой.

С первых дней необходимо выстраивать взаимоотношения учителя с родителями учащихся. Именно первый контакт располагает их к учителю, не стоит планировать на первое родительское собрание никакой официальной информации. Это может оттолкнуть и испугать. Лучше если это будет разговор по душам. Также следует помнить, что общие интересы – это залог успешных взаимоотношений. Обе стороны нуждаются в плодотворном сотрудничестве. Родители смогут укрепить авторитет учителя, помочь в проведении внеклассных мероприятий, принять посильное участие в работе классного и школьного родительского комитета. В работе можно использовать различные формы учебного взаимодействия с семьями учащихся.

Поэтому одной из основных задач школы как общеобразовательной организации, её педагогов, является установление положительных взаимоотношений между школой и семьей, разработка новых технологий, форм и методов работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, организация педагогического сотрудничества, привлечение внимания родителей к ребенку и раскрытие последствий негативных отношений в семье.

Прежде всего, рассмотрим, что же такое инновация?

Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду (организацию, общество, группу) новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в качественно другое.

Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности учителей общеобразовательного учреждения и имеет ряд принципов – сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Решить проблему инновационно – значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой моделью. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.

Значит, работая с родителями необходимо применять более новые формы работы.

К инновационным (нетрадиционным) формам взаимодействия с родителями относятся:

1. Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: анкетирование, опрос, тесты, социальный паспорт, «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2. Досуговые формы: родительские собрания, проведенные в нетрадиционной форме, совместные досуги, развлечения, праздники, выставки, предназначенные для установления теплых, неформальных, доверительных отношений между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

3. Познавательные формы: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, формирование у них практических навыков воспитания. Это могут быть собрания в нетрадиционной форме, групповые консультации.

4. Наглядно-информационные формы позволяют родителям получить правильную информацию и оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, «Дни открытых дверей», тематические выставки работ обучающихся, различные буклеты, организация творческого отчёта работы кружков художественной самодеятельности, внеурочной деятельности, а также переписка с родителями по интернету.

Практика свидетельствует о том, что родительское собрание наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:

родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);

классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;

родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;

каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

Перед началом проведения родительских лекториев следует продумать подготовительную работу. Сначала необходимо провести анкетирование, затем организовать микроисследование (изучить состав и особенности семей, их бытовые условия, материальные ресурсы). Этому может способствовать изучение подобранной педагогом, классным руководителем доступной для родителей научно-методической литературы. Также педагоги могут обращаться за помощью к специалистам (врачи, психологи, учителя-предметники и другие) и пригласить их для совместной деятельности.

На современном этапе актуально создать сообщество (группа) в социальной сети. Такие группы можно организовывать бесплатно в рамках любой социальной сети. Например, WhatsApp, Viber, ОК, ВК, Facebook и другие мессенджеры.

Социальные сети созданы для общения между людьми во всемирной паутине: наличие аудиохостинга, наличие групп по интересам, можно создать свою группу, которую можно наполнить интересным материалом, а также пригласить в неё других пользователей. Работникам ООУ необходимо приобщать родителей к такой форме взаимодействия. Общение с родителями через социальную сеть – это современно, эффективно, оперативно и не требует дополнительного времени у родителей.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями даст положительные результаты: изменится характер взаимодействия учителей с родителями, многие из родителей станут активными помощниками. Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей сформируется чувство гордости за своих близких, повысится самооценка, родители приобретут опыт педагогического сотрудничества.

Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы – вот условия истинной родительской и учительской любви. И если мы найдём ключик к каждой семье и детской душе – то, несомненно, подарим частичку своего сердца и воспитательный процесс будет иметь ожидаемый положительный результат!











Литература:

Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка/Н.А. Землянухина/ Социальная педагогика. 2005. - №1. - С. 81 – 83.

Каверина Л. Б. Организация работы классного руководителя/Л. Б. Каверина//Классный руководитель, 2006. - №7. - С. 43 – 49.

Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник. – М.: Инфра-М, 2010. – 400 с.

Лебедева Т.Н. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Т.Н. Лебедева, Л.С. Носова, В.А. Леонтьева, В.В. Чалкова - Челябинск, 2016. – 294 с.

Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. - М., 1988.- 304с.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Мысль, 1993. -  306с.


















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.