12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Завалий Виктория Степановна536
Веселая, активная, творческая!
Россия, Саха (Якутия) респ., п.Беркакит


Название статьи: «Воспитание толерантности у младших подростков, через программу «Мы взрослеем»»

Title of the article: "Education of tolerance in younger adolescents, through the program" We are growing up ""

Автор - Саенко Виктория Степановна; The author - Saenko Victoria Stepanovna;

Занимаемая должность - Педагог дополнительного образования

Position - Teacher of Continuing Education

Место работы - Филиал Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования « Центр развития творчества детей и юношества»

п.Беркакит


Place of work - Branch of the Municipal budgetary institution of additional education "Center for the Development of Creativity of Children and Youth"

Berkakit village


Почтовый адрес: 678990, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, п. Беркакит, ул. Октябрьская 3.

Postal address: 678990, Republic of Sakha (Yakutia), Neryungrinsky district, p. Berkakit, st. October 3.

Телефон:: 8-924-162-25-13, E-mail: vika_saenko@mail.ru

Phone: 8-924-162-25-13, E-mail: vika_saenko@mail.ru

Аннотация статьи. В статье рассматриваются вопросы воспитание толерантности у младших подростков, через программу «Мы взрослеем»» Как показывает анализ практики, выше рассматриваемый процесс происходит стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в классе, в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов с воспитанниками.

Abstract of the article. The article discusses the issues of tolerance education in younger adolescents through the program "We are growing up" "As the analysis of practice shows, the above process occurs spontaneously. In order to make it purposeful, you need organized pedagogical activity in the classroom, at school. Today, when there is a violation of family ties, alienation of adults and children, increased conflict in their relationships, the vacuum that many students find themselves in can be filled with full-fledged work of teachers with students.

Ключевые слова: толерантность, толерантная личность, толерантные отношения, интолерантные отношения.

Key words: tolerance, tolerant personality, tolerant relationships, intolerant relationships.

Статья: «Воспитание толерантности у младших подростков, через программу «Мы взрослеем»»

Постановка проблемы толерантного воспитания в России является актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добро-творчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка школьного возраста. Сегодня умения общаться, сохранять хорошее отношения с другими людьми, становится самым важным. К сожалению, многие дети ни в семье , ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, И порой только педагог, может научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать мнения и не в последнюю очередь- следовать социальным нормам и правилам. Известно, что в младшем подростковом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Не всегда отношения между подростками складываются гладко. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, раздражение, нетерпимое отношение друг к другу, особенно среди подростков, становятся причиной ссор, конфликтов. Поэтому особое внимание стоит уделять воспитанию толерантности в подростковом возрасте, поскольку в этот период жизни процессы личностного формирования и адаптации в социуме протекают наиболее активно.

Так что же такое толерантное отношение?

Толерантность (от латинского “tolerantia”) – терпение, переносимость, снисходительность. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание. Толерантность - это жизненная мировоззренческая позиция “за” или “против” принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности. Основная задача в развитии толерантных отношений заключается в повышении коммуникативной компетентности  подростков, готовности к открытому диалогу, готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, а также в формировании оптимальных условий для самовыражения, развития культуры достоинства и терпимости по отношению к окружающим.

Задачи развития толерантных отношений объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями  социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) обучение подрастающего поколения традициям и нормам поведения, принятых у носителей иных языков и культур; не только с целью развития умения “принятия инаковости”, но и с целью выработки умений адекватного  реагирования на поведение инокультурного собеседника.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения  и воспитания

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитаниютолерантности у детей и подростков.

На современном этапе выдвигается проблема не только толерантного сознания и культуры межэтнических отношений, но и профилактики и диагностики интолерантности в обществе, проистекающей из убежденности отдельных людей и групп в том, что их мировоззрение и образ жизни, система ценностей являются единственно истинными и находятся выше по отношению к остальным.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки.

Подходы к воспитанию толерантности проходит через личностно-ориентированный и деятельностный подходы:

Личностно-ориентированный

Деятельностный:

признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;

индивидуальный подход

опора на активность, сознательность и самостоятельность;

ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей



Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя:

Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).

Воспитание активной жизненной позиции на основе:

-осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;

-осознания своих возможностей;

-формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;

-осознания своих достоинств и недостатков; проявление критичности;

-осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

-формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других;

-проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;

-определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями “правила”, “закон”, “норма”, “требования”, “традиции”);

-развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

-углубления понимания значимости и ценности каждого человека, развития интереса к жизни других людей

2. Практическая часть.

На базе 5-6 классов СОШ № 22 с 2013 года проводится программа « Мы взрослеем». Цель, которой - оказание психолого – педагогической поддержки учащихся 5 – 6 х классов в период их адаптации к условиям перехода из начального звена в среднее. Снизить у детей уровень тревожных переживаний, обусловленных возрастными изменениями и трудностями социальной адаптации. Занятия проходят один раз в неделю, в актовом зале СОШ № 22, по параллелям 5 классы в четверг, 6 классы в понедельник. Программа занятий рассчитана на работу в течение учебного года и делится на четыре этапа. ( по четвертям). В каждом этапе по два основных раздела, которые тоже делятся на , несколько занятий. Работа включает в себя 4 этапа: 1 этап– развитие самопознание и рефлексия; . 2 этап – навыки позитивного общения; Раздел «Школьные трудности» - темы входящие в раздел: « Нужна ли агрессия?», « Что такое толерантность?», « Меня не понимают одноклассники», « Проблемы с учителями». В раздел « Школьные трудности» входят следующие темы занятий: « Что такое толерантность?» - познакомить детей с понятием « Толерантность», стимулировать воображение детей в поисках собственного понимания терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнению. « Меня не понимают одноклассники» - Обучить альтернативным вариантам поведения и анализу различных состояний. Выявить ситуации в которых чаще всего одноклассники агрессивно реагируют. « Проблемы с учителями» - Подвести детей к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими. Объяснить, что учитель тоже человек может эмоционально реагировать на различные ситуации. « Нужна ли агрессия?»- дать представление об агрессивном поведении. Выработать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии. В раздел «Позитивное общение » - входят следующие темы занятий: « Почему люди ссорятся?» - цель познакомить детей с понятием « конфликт», выявить особенности поведения в конфликтных ситуациях. Обучить способам выхода из конфликтных ситуаций, проигрывание конфликтных ситуаций. « Предотвращение конфликтов» - выработать у детей умение предотвращать конфликтные ситуации. Закрепить навыки поведения в проблемной ситуации, педагог предлагает каждому самостоятельно подобрать свои варианты выхода из проблемных ситуаций и написать их в тетрадях. « «Учимся слушать друг друга» - цель показать значимость собственного « Я». Подвести детей к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими. « Уверенное и неуверенное поведение» - цель: дать детям понятие о сильной личности. Выработать навыки уверенного поведения, формировать негативное отношение к агрессии. В раздел «Проблемы общения» входят следующие темы занятий: « Барьеры общения» - дать детям представление о вербальных барьерах общения. Обучить альтернативным вариантам поведения и анализу различных состояний « Пойми меня» - формировать у детей умение понимать друг друга. « Ищу друга» - помочь детям в самораскрытии. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения. « Мои проблемы»- познакомить детей с термином « проблема». Научить осознавать проблемы и их обсуждать. « Обиды» - объяснить детям понятие « Обида», выявить способы борьбы с обидами. Как вести себя чтобы люди не обижались?. В раздел «Самопознание », входят следующие темы занятий : « Зачем нужно знать себя?» - создать у детей мотивацию на самопознание. Способствовать самопознанию и рефлексии детей. « Способности человека» - формирование общих представлений детей о способностях и задатках человека. Развития навыков групповой и самостоятельной работы. « Определение индивидуальных способностей»- Сформировать у детей представление о разнообразии окружающего мира и способах его восприятия каждым человеком, определение различных видов способностей. Сформировать у детей представление о Развитие навыков социального проектирования. Формирование активной социальной позиции и навыков гражданского поведения. « Я глазами других»- формировать способность к самоанализу. Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться. Развивать способность принимать друг друга « Самооценка» - дать понятие о самоценности человеческого « Я» .Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки. Закрепление навыков групповой работы.

Методы диагностики толерантности. Методы диагностики толерантности можно поделить на специфические, т.е., которые направлены, на выявление установок толерантного сознания и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности). К специфическим методам исследования толерантности можно отнести следующие:

1. Методика измерения уровня толерантности у подростков; 

2. Индекс толерантности;

3. Осторожно! Насилие! Тетрадь для размышлений; 

4. Диагностический тест отношения; 

5. Культурно-ценностный дифференциал; 

6. Тест личностных конструктов Дж. Келли (модификация); 

7. Метод измерения социального расстояния; 

8. Метод приписывания качеств; 

9. Диагностика общей коммуникативной толерантности. 

Неспецифические методы диагностики:

1. Направленность личности в общении; 

2. Тесты на ассертивность; 

3. Интерперсональная диагностика Т. Лири в модификации С.А. Шеина; 

4. Тест эмпатических тенденций Мехрабиана; 

5.. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга; 

6 . Тест поведения в конфликте К.Томаса; 

7. Типы реагирования в конфликтной ситуации (Э.И. Киршбаум).

Методики, которые были использованы в работе, над развитием толерантного отношения между детьми.

В своей работе применяю следующие методики:

1.Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) 2. Вопросник для измерения толерантности (В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура)

3. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)

4. Опросник « Шкала базовых убеждений»* (Р.Янов-Бульман)

5. Методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой

6. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э.Френкель-Брунсвик)

7. Типы этнической идентичности Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова)

8. Шкала социальной дистанции (Э.Богардус)

В начало 2018 года была проведена диагностика толерантности (Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова, Методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой .

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Рисунок 1 Уровень толерантности в 6 классе на начало учебного года.

t1607046098aa.gif

Уровень толерантности в 6 классе на начало учебного года.

1. Этническая толерантность

29,9

2. Социальная толерантность

34,2

3. Толерантность как черта личности

29,4

После проведения диагностики толерантности в течение года проводилась работа по развитию толерантных отношений через:

1. Тренинги общения (овладение социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; развитие способности адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей; диагностика личностных качеств детей, мешающих реальному и продуктивному межэтническому общению);Тренинг для подростков "Будь толерантным!" ( Гурченкова И. А.), «Планета толерантности» игровой тренинг. Н.Н. Егорова, Г.Б. Улыбышева,

2.Психодраммы или социодраммы (занятия на которых отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека)

3.Ролевые игры (направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта самоуправления поведением)

4.Творческие проекты(составление ребусов, кроссвордов, использую пословицы, поговорки, загадки, сказки разных народов. )

5.Игры, упражнения развития толерантных отношений между детьми.

В работе использовались педагогические приемы по формированию толерантности. Приведу пример некоторых из них:

1. Прием «Обнаружение противоречий».

2. Прием «Коррекция позиций»

3. Приём «Акцент на лучшее»

4. Прием «Поиск толерантной позиции»

5. Прием «Ломка стереотипов»

После проведенной работы. в начале 2019 гола была проведена повторная диагностика (Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова, Методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой ). Получились следующие результаты.



Рисунок 2 Уровень толерантности в 6 классе на конец учебного года.

t1607046098ab.gif

Уровень толерантности в 6 классе на конец учебного года.

1. Этническая толерантность

30,9

2. Социальная толерантность

37,8

3. Толерантность как черта личности

31,4



Вот какие получились результаты в конце года:

Изменения уровня толерантности в течении учебного года.

1. Этническая толерантность

1

2. Социальная толерантность

3.6

3. Толерантность как черта личности

2

Уровень этнической толерантности в течения года увеличился на 1%, социальной толерантности на 3,6 %, уровень толерантности как черты личности на 2%. Больше всего увеличился уровень социальной толерантности. - "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. На втором месте Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. И пока на третьем месте Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Описанные мероприятия лишь начало большой, кропотливой работы по формированию толерантности. И очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

Выводы

Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей, то есть быть толерантным.

 





























Список литературы.

1. Андрияхина Н.В. Семинар тренинг «Толерантность учителя»//Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 20-34.

2. Битянова М., Вачков И. Встречи во Вселенной. Игра на развитие толерантности старшеклассников // Школьный психолог. – 2002, №4. 

3. Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ – М.: 2003 – 240с.

4.Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – 1999.

5.Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

6.Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/.        

7.Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/.

8.Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости// Педагогика. – 2000. – №4.

9. Драганова О.А. Психофизиологические маркеры личностной толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. – СПб., 2007.

10. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении//Вопр. психол. – 2006. – №2. – С.3-12

11. Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников. Дис. … канд. психол. наук – М., 2005. – 189 с.

12.На пути к толерантному сознанию /Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2000.

13.Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001.

14.Рожков М.Н. Байбородова Л.В. Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.

15.Сергеева В. Воспитание межнационального согласия в коллективе // Сельская школа. – 2004. – №5.

16.Степанов В.П. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. – 2001. – №6.

17.Сериков Г.В. Мир различий/ Сборник упражнений для учащихся образовательных школ.

18.Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.

19. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М., 2003.

20.Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

List of references.

1. Andriyakhina N.V. Seminar training "Tolerance of the teacher" // Classroom teacher. - 2006. - No. 4. - S. 20-34.

2. Bityanova M., Vachkov I. Meetings in the Universe. Game for the development of tolerance in high school students // School psychologist. - 2002, No. 4.

3. Bondyreva S.K. Tolerance. Study guide / - M .: 2003 - 240p.

4.Vachkov I. Fundamentals of group training technology. Psychotechnics. - 1999.

5. Vygodsky L.S. Pedagogical psychology. - M., 1991.

6. The website “A.Ya. Psychology ".http: //azps.ru/.

7. Website "Tolerance". http://www.tolerance.ru/.

8. Hasanov Z.T. Problems of education of patriotism, friendship of peoples, religious tolerance // Pedagogy. - 2000. - No. 4.

9. Draganova O.A. Psychophysiological markers of personal tolerance in adolescence: Author's abstract. diss. to apply for an account. degree of Cand. psychol. sciences. - SPb., 2007.

10. Kozhukhar G.S. The problem of tolerance in interpersonal communication // Vopr. psychol. - 2006. - No. 2. - P.3-12

11. Nedorezova N.V. Tolerance in high school students' interpersonal communication. Dis. ... Cand. psychol. Sciences - M., 2005 .-- 189 p.

12. On the way to a tolerant consciousness / Ed. A.G. Asmolova. - M., 2000.

13. Reardon B. Tolerance is the road to peace. - M., 2001.

14. Rozhkov M.N. Bayborodova L.V. Kovalchuk M.A. Education of tolerance among schoolchildren. - Yaroslavl, 2003.

15. Sergeeva V. Education of interethnic harmony in the team // Rural school. - 2004. - No. 5.

16. Stepanov V.P. A tolerant person: how to educate him? // Public education. - 2001. - No. 6.

17. Serikov G.V. The world of differences / Collection of exercises for students of educational schools.

18.Marasanov G.I. Socio-psychological training. - M., 2001.

19. Fopel K. Cohesion and tolerance in the group. - M., 2003.

20. Shirokova G.A., Zhadko E.G. Child psychologist's workshop. - Rostov n / a: Phoenix, 2005.


*



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.