Статья «Воспитательная среда на уроках физической культуры в рамках современных ФГОС на примере МОУ “СОШ №31”»
Воспитательная среда на уроках физической культуры в рамках современных ФГОС на примере МОУ “СОШ №31”
Воспитательная среда учебного заведения – это многообразие условий, которые окружают школьника. Эффективное развитие личности возможно только в той среде, где есть дисциплина и этикет, великодушие, дружба и забота друг о друге.
Современный национальный идеал личности, воспитанный в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, целью воспитания в МОУ “СОШ №31” является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребёнка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Важным фактором успеха в достижении поставленной цели является сотрудничество педагога и обучающегося, а также сочетание усилий педагога по развитию личности ребёнка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию.
Достижение поставленной цели воспитания обучающихся способствует решение основных задач:
поддерживать традиции школы в реализации ключевых дел;
реализовывать воспитательный потенциал на школьных уроках с использованием интерактивных форм занятий с обучающимися;
поддерживать ученическое самоуправление, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведённых дел и мероприятий;
вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и т. д.
В связи с этим образовательная деятельность заключается в предоставлении каждому обучающемуся индивидуальных образовательных услуг для выявления и развития способностей обучающихся на основе организации комплекса соответствующих условий и возможностей.
Задача каждого учителя создать и поддерживать в классе такой микроклимат при котором каждый обучающийся будет чувствовать себя комфортно. Сюда входят такие составляющие понятия как психологическая, интеллектуальная и физическая комфортность. Психологическая комфортность предполагает создание атмосферы раскрепощенности, это такие условия при которых ребенок будет чувствовать себя как дома. Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность ребёнка своей мыслительной деятельностью и ее результатами, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Физическая комфортность - это соответствие между телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды.
В своей работе я применяю групповые, игровые технологии, интегрированное, личностно – ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии. Формы работы на уроке: групповые, метод индивидуальных заданий (дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями), при этом учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности. В организации учебной деятельности на уроках физической культуры я использую принцип индивидуально - дифференцированного подхода, он основан на доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся: зависит от физической подготовленности детей, от развития их физических качеств.
Свои уроки я стараюсь строить так, чтобы каждый обучающийся мог совершенствовать свои умения и навыки. Как известно в классе все ученики разные, поэтому я должна знать о состоянии здоровья каждого ученика индивидуально. Это делается для того, чтобы более результативно построить учебный процесс, правильно организовать работу с учениками, не навредить здоровью учащихся. К началу учебного года ученики проходят медосмотр, с результатами которого я обязательно знакомлюсь. Затем в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности школьников дозирую нагрузку на уроке. Стараюсь, чтобы в учебный процесс включались не только сильные ученики, но и те кто слабее, медлительнее. Это способствует поднять уровень двигательных умений и навыков. Учу, чтобы ребята стремились к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию своих возможностей. Достижение более высокого результата вызывает положительные эмоции от уроков физической культурой, способствует движению вперед и развитию ребенка, создают хорошее настроение. Таким образом обеспечиваю психологический комфорт, интерес к урокам увеличивается. Дети с удовольствием идут на уроки, на дополнительные занятия и мероприятия по предмету.
Контролирую выполнение гигиенических требований в спортзале: поддержание температуры, своевременное проветривание; освещение спортзала; своевременная влажная уборка помещения через каждые 2 часа; наличие раздевалок для девочек и мальчиков; наличия аптечки; наличия спортивного инвентаря по возрасту; наличие у учащихся спортивной одежды и обуви для занятий на уроке физической культуры в зале и на свежем воздухе (осень - весна, зима).
Работа нашей школы по физическому воспитанию детей направлена на осуществление важной задачи - формирование интереса к физкультуре и спорту, желания укреплять и совершенствовать свое физическое здоровье. Мотивирую школьников на занятие физической культурой не только в школе, во внеурочной деятельности но и дома, с родителями, с семьей.
В план школы включена внеурочная деятельность по физической культуре. На внеклассных занятиях каждый должен получить возможность активно, с интересом овладевать знаниями и умениями. Содействуют воспитанию активности и инициативы такие методы организации учебного труда: индивидуальные задания отстающим ученикам, выполняемые ими самостоятельно, а также с помощью более подготовленных ребят. Это делает коллектив более дружным и сплоченным, заставляет ребят думать не только о себе, но и о тех кто учится рядом.
В школе проводится дополнительная работа по предмету физическая культура: различные соревнования, конкурсы, кросс нации, лыжня России, биатлон, весёлые старты, президентские игры все это повышает интерес учеников к предмету. Мероприятия проводятся с участием родителей. Мы живём на севере, в республике Коми. Очень много внеклассных уроков у меня посвящено зимнему виду спорта - лыжам. Ребятам и родителям очень нравится биатлон. Здесь сочетаются лыжные гонки со стрельбой из винтовки. Заканчивается мероприятие награждением победителей и совместным чаепитием.
В последние годы возобновилась старая, некогда забытая, традиция школы. После завершения учебного года вся школа: учителя, учащиеся и родители идут в поход. Планирование, организация и непосредственно сам поход делают коллектив школы дружным и сплоченным.