12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цаган Николаевна Олюшева20
Учитель начальных классов МБОУ "Оргакинская СОШ им.Э.Чоноскаева" Ики-Бурульского района Республики Калмыкия. Участник Всероссийского форума классных руководителей в г.Москва, в 2022г. прошла курсы ПК в ФГБОУ "ВДЦ "Орленок" по программе "Орлята России".
Россия, Калмыкия респ., Оргакин

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Оргакинская средняя общеобразовательная школа имени Эрдни Чоноскаева»









Методическая разработка

«Воспитательная ценность народных игр. Игры в калмыцком хотоне»











Автор: Олюшева Цаган Николаевна,

классный руководитель, учитель начальных классов

первой квалификационной категории.

















п.Оргакин, 2022



Пояснительная записка

Олюшева Ц.Н. «Воспитательная ценность народных игр. Игры в калмыцком хотоне», методическая разработка – п. Оргакин МБОУ «Оргакинская СОШ им. Э.Чоноскаева», 2021 - 13 стр.

2020 год был богат на юбилейные даты, как Российской Федерации, так и Республики Калмыкия.

Проект «Воспитательная ценность народных игр. Игры в калмыцком хотоне.» был разработан к 100-летию Автономии Калмыкии.

Методическая разработка «Воспитательная ценность народных игр. Игры в калмыцком хотоне» предназначена для использования в работе классными руководителями и педагогами образовательных учреждений в воспитательных мероприятиях, способствующих приобщению к культурному наследию своего народа и духовно-нравственному воспитанию детей. Разработка предназначена для учителей, воспитателей и всех тех, кто использует этнопедагогические традиции в образовании.

Воспитание нравственной личности невозможно без семьи, без ее традиций, без знаний истории народа. Приобщение к культурному наследию – это комплекс воспитательных мер, которые приобщают детей к моральным ценностям человечества, наследию своих предков.

Данная разработка представляет собой познавательно-творческий, интерактивный, практический проект, в ходе реализации которого, классный руководитель решает ряд воспитательных задач, которые способствуют развитию и повышению интереса к культурному наследию народа. Разработка подойдёт любой возрастной категории школьников. При творческом подходе, грамотном выборе методов и приемов работы в реализации проекта можно добиться хороших результатов. Именно народные игры позволяют развивать нравственные качества личности ребенка. Игра учит ребенка размышлять, переживать, общаться со сверстниками, воспитывает хорошие манеры, формирует умения усвоить нормы и правила поведения.



Тематическое направление

Тематическое направление методической разработки – приобщение к культурному наследию.



Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Одной из приоритетных целей национального проекта «Образование» является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей. Народ, его культура и вековые традиции предков как ничто иное воспитывает человека и приобщает к его моральным ценностям. Мудрость и духовность этнопедагогики мною ставится во главу плана воспитательных мероприятий. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что последние годы многое из культурного наследия нашего народа забывается и утрачивает свое бесценное значение, среди школьников снижается интерес к национальной культуре.

«Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа», - утверждала профессор О.Д.Мукаева. С мудрыми слова нашего профессора нельзя не согласиться.

Народная игра – незаменимое средство формирования у детей морально-волевых качеств, интереса к истокам калмыцкой культуры. Дети объединяются и через игру понимают систему взаимоотношений людей, приходят к осознанию себя, как части истории своего народа.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия (возраст/класс)



Проект «Игры в калмыцком хотоне» был разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся и представляет собой универсальный план действий, который предполагает задействовать категории школьников с 1-11 классы. В данном проекте целевой аудиторией выступили обучающиеся начальной школы, среднего звена, старшеклассники, педагоги и сотрудники школы. Мероприятие продумано и выстроено таким образом, что педагоги могли самостоятельно адаптировать формы и методы работы под решение своих воспитательных задач.


Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Процесс работы над проектом является частью деятельности классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС. Народные игры, игры-головоломки не только воспитывают любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Этапы работы над проектом тесно связаны с планом воспитательной работы образовательного учреждения, календарно-тематическим планом по предмету «Родной язык» (использование национального регионального компонента) и с внеурочной деятельностью педагогов. Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного мероприятия: обучающихся, родителей, классного руководителя, учителей-предметников, библиотекаря, психолога, поваров и сотрудников школы.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: приобщение школьников к истокам народной культуры посредством «погружения» в быт кочевников через использование народных игр и состязаний.

Задачи:

- ознакомление с многообразием калмыцких народных игр;

- формирование устойчивого интереса к калмыцким народным играм, головоломкам и состязаниям;

- воспитание нравственных качеств: взаимоуважения, честности, отзывчивости, тактичности, чувство коллективизма;

Планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Популяризация народных игр и сплочение всех участников воспитательного мероприятия через общее коллективное дело (проект).

Воспитание воли и взаимовыручки; развитие сообразительности, быстроты, ловкости.

Усвоение норм и правил поведения девочек и мальчиков.

Формирования навыков культурного поведения.



Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Данная разработка представляет собой познавательно-творческий, интерактивный, практический проект. Современные информационные и педагогические технологии позволяют вовлечь школьников в разнообразные проекты воспитательного характера. Многообразие, привлекательность, занимательность народных игр делают воспитательное мероприятие интересным и актуальным для всех участников процесса.



Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности, педагогика сотрудничества.

Методы формирования сознания: тематические классные часы, беседа, дискуссии, подвижные и малоподвижные игры, мастер-классы, хореографические физминутки.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: игры-состязания, квест-игры.

Приемы воспитания: «корзина идей», «по секрету всему свету», «ты - мне, я – тебе».

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

(кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)



Для реализации проекта необходимы кадровые ресурсы: творческие группы; выполнение заданий происходит строго по маршрутным листам; команды возглавляются одним из старшеклассников; на каждом этапе (станции) работы команды встречают организаторы (педагоги, родители) с которыми также проводится инструктаж по технологии проведения игр.

К методическим ресурсам относятся основные положения разработки воспитательного мероприятия: обоснование выбора, цель, задачи, технология, приёмы, форма проведения.

Материально-техническая база предполагает наличие игровых площадок (кабинетов, рекреаций с компьютерной техникой, спортивных площадок, школьная столовая);

необходимый инвентарь для проведения игр, состязаний (ширдыки-коврики, платочки, серебряный пояс, альчики, юла-дуһрул, кнут-маля, аркан, макет головы лошади, лук, стрелы, головоломки «Нəрн шинҗ», кибитка-ишкə гер).

Информационные ресурсы представляют собой разработанные классным руководителем задания, подготовленные заранее буклеты, стенгазеты (продукты мини-проектов), мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Рекомендации по использовании методической разработки в практике работы классных руководителей

Данная методическая разработка адресована широкому кругу педагогических работников. Для более эффективной работы в данном направлении рекомендую реализацию мини-проектов « Играем семьей», «Игра в моей семье», «Моя малая родина», «Веселые альчики», «Зандн хальмг цə» (оформление буклета, стенгазеты, фоторассказ и т.д.). На протяжении нескольких месяцев ведется систематическая, целенаправленная работа по вовлечению обучающихся в воспитательный процесс.

В итоге такого плодотворного сотрудничества с учителями – предметниками в школе выявились ребята, которые увлеклись калмыцкой головоломкой «Нəрн шинҗ» и в последствие даже стали Лауреатами Ӏ степени дистанционного открытого фольклорного фестиваля «Как у наших у ворот..» г. Воронеж.

t1653892750aa.jpgt1653892750ab.jpg

Результатом данного воспитательного мероприятия также считаю зарождение в нашей школе фольклорной группы «Байруш»; реализация проекта «Шахматы для всех!», продуктом которого стало открытие интерактивного этнографического зала силами моих учеников 4 класса, старшеклассников и педагогов.

Буду рада, если мой опыт и неподдельный интерес, задор моих учеников пригодится и другим классным руководителям!



t1653892750ac.jpgt1653892750ad.gift1653892750ae.jpg

t1653892750af.gift1653892750ag.jpg

t1653892750ah.jpgt1653892750ai.jpgt1653892750aj.jpg





Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия

Выбранная форма организации воспитательного мероприятия - творческий проект, учитывающий психологические особенности учащихся любого возраста и реализующий системно- деятельный подход в образовании.

Собранные внутри проекта разнообразные виды деятельности делают его интересным и актуальным для всех участников воспитательного процесса.

Современные информационные и педагогические технологии позволяют вовлечь подростков в коллективно-творческое дело воспитательного мероприятия.



Проект реализуется в течение всего учебного года, разделяясь по полугодиям, и осуществляется одновременно в нескольких направлениях, которые представляют собой отдельные мини-проекты ( «Игры предков», «Нəрн шинҗ», «Насан авад зальврийя!», «Мергн баатрмуд», «Экин заясн келн», «Цə - идəни дееҗ» и др.) с определёнными целями, формами работы и результатами. Реализации общешкольного воспитательного мероприятия «Игры в калмыцком хотоне» предшествовала большая подготовительная работа:

- мальчики под руководством учителя технологии выпилили макеты головы лошади; сплели кнуты (маля), арканы; из дерева изготовили юлу (дуһрул); головоломку «Нəрн шинҗ»;

- девочки учились варить калмыцкий чай; разучивали народные песни; ставили танцы; изготовили пиалы в технике «Папье-маше»; сшили небольшие платки;

По итогам проделанной работы творческая группа приступает к реализации общего итогового мероприятия. Силами творческой группы из числа педагогов, родителей, старшеклассников во дворе школы были распределены игровые площадки (станции).

Такой подход в реализации коллективно-творческого дела позволяет более эффективно и интересно построить совместную работу участников воспитательного процесса.


Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)



Конспект воспитательного мероприятия

Тема: «Игры в калмыцком хотоне»

Аудитория: обучающиеся, педагоги, родители, сотрудники школы

Форма проведения: коллективное творческое дело (КТД)

Цель: приобщение школьников к истокам народной культуры посредством «погружения» в быт кочевников через использование народных игр и состязаний.



Задачи:

- ознакомление с многообразием калмыцких народных игр;

- формирование устойчивого интереса к калмыцким народным играм, головоломкам и состязаниям;

- воспитание нравственных качеств: взаимоуважения, честности, отзывчивости, тактичности, чувство коллективизма.

Оборудование: ширдыки-коврики, платочки, серебряный пояс, альчики, юла-дуһрул, кнут-маля, аркан, макет головы лошади, лук, стрелы, головоломки «Нəрн шинҗ», кибитка-ишкə гер, тесто для борцогов).

Ӏ. Организационный этап.

Сбор всех участников в фойе школы. Звучит калмыцкая мелодия. Обучающиеся распределяются по командам путем жеребьевки (фишки-альчики красного, синего, зеленого, желтого цветов). Далее проходят в актовый зал. Зал украшен в национальном стиле. На экране проецируются кадры документальной хроники из жизни калмыков.



ӀӀ. Вступительный этап

1вед. Здравствуйте, дорогие друзья, взрослые и дети! Мендвт!

2вед. Мы вас видим! Байрта!

1вед. Будьте старыми! Зун нас наслтн!

2вед. Пусть вас не смущают такие необычные обращения. Ведь они состоят из приветствий народов, и в каждой фразе заложен особый смысл.

- Мендвт! Здравствуйте! – пожелание здоровья и благополучия.

- Байрта! Мы вас видим! – значит, рады встрече с вами.

- Зун нас наслтн! Будьте старыми! – пожелание долгих лет жизни, а значит – мудрости.

1) - Приветственное слово директора школы

2) - Литературный монтаж

Исполнение песни «Калмыцкие кибитки кочевые»

(вокальная группа поваров и технического персонала)

1 вед. С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд.

2вед. Ушли в историю года.

Цари менялись и народы.

Рождались сёла, города…

И зародилась Элиста.

Песню «Элиста» исполняет хор учащихся 6 и 8 классов.

2) - Назначение командиров групп: Улагчнр, Шаргчнр, Ноһачнр, Көкгчнр.

( По описанию ведущих и их призыва- на сцену выходят старшеклассники)

1вед. Ѳндр нуһта,

Күнд һарта,

Чиирг цогцта,

Женя-көвүн, нааран һар!

2вед. Бөк бəəрлдəнд дурлдг,

Келсн үгдəн күрдг,

Көдлмшəн күцдг,

Эрдни-көвүн, нааран йов!

1вед. Һо сəəхн нурһта,

Еңсг сəəхн дута,

Урн, алтн һарта,

Байр-көвүн, нааран һар!

2вед. Баатр цогцта,

Цаһан седклтə,

Хурдн көлтə,

Алдр-көвүн, нааран йов!

(Командирам предлагается выбрать тюльпаны красного, желтого, синего, зеленого цветов, что будет означать его команду. Командам даны названия соответственно цвету фишек.)

Командиры группируют свои команды. Распределяются на задание ЧАСТИ 1.

Часть Ӏ - Практическая

Задание №1 Мужская часть школы отправляется на отведенную площадку для

установки кибитки.

Женская часть отправляется в школьную столовую для

приготовления калмыцкого чая и борцогов (тесто готовится заранее).

t1653892750ak.gift1653892750al.gif

t1653892750am.gift1653892750an.gif

Часть ӀӀ – Основная

Хурал (построение команд, вручение маршрутных листов)

t1653892750ao.jpg









Играющие отправляются в путь по маршрутным листам. Детям были предложены игры:

увлекательные и интересные: «Дуһрул», «Шаһалцан», «Мергн баатр»;

веселые и задорные: «Мөңгн бүс», «Ут күзүн»;

ловкие и силовые: «Хорма хотн», стрельба из лука, метание аркана;

гибкие и смекалистые: «Нəрн шинҗ».



t1653892750ap.gif



t1653892750aq.gif

t1653892750ar.gif

t1653892750as.gif





t1653892750at.jpg











Заключительный этап



На данном этапе каждой команде был предложен конверт с отдельными буквами для составления слова: АВТОНОМИЯ. Команды приступили к выполнению задания.

Мероприятие завершилось дружным чаепитием, танцами, благопожеланиями и веселой игрой «Мөңгн бүс» («Серебряный пояс»), в которой прозвучали задорные шаваши ( четверостишия- подбадривания танцующих).





Опубликовано


Комментарии (1)

Калягина Ирина Владимировна, 30.05.22 в 11:16 0Ответить Пожаловаться
Цаган Николаевна, спасибо за интересную публикацию! :)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.