Открытый урок по теме «Восстание Спартака» (История, 5 класс)

5
0
Материал опубликован 28 April 2021

Открытый урок по теме:

Восстание Спартака.


Цели:

1. Образовательные: подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения; познакомить с героической личностью Спартака; сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в древнем мире.

2. Развивающие: формировать информационные умения (умения извлекать историческую информацию); коммуникативные (анализировать, делать выводы, развивать речь); умения правильно показывать по карте объекты, умения работать в парах.

3. Воспитательная: развивать интерес к истории, любознательности.

Тип урока: Изучение нового материала


ХОД УРОКА


I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ


Здравствуйте. Меня зовут Марианна Валерьевна! Сегодня урок истории у вас проведу я! Урок у нас пройдет не много в необычной форме, мы с вами сегодня будем учиться как в Сингапурских школах. Давайте разберемся что же это значит, и как там учатся. Посмотрите на свои столы, посередине стола находится карта! У вас есть партнер по плечу и партнер по лицу. Партнеры по плечу, повернитесь и улыбнитесь друг другу. Молодцы! Партнеры по лицу – помашите друг другу! Замечательно!

Кроме карты, у вас на столе еще рабочие листы. Подпишите их. И еще, один лист оценивания, в него, вы будете вносить баллы за выполнение заданий.


II.ВВОДНО- МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ


Я прошу вас внимательно рассмотреть на слайд презентации:

Римляне утверждали, что между изображенными на рисунках людьми, плугом и животными есть сходство. В чем они усматривали это сходство? (Ответы детей: на рисунках изображены орудия труда, рабы – «говорящие орудия труда»)


Задание 1 «конэрс». Посмотрите внимательно, в классе развешено несколько табличек: блондин, шатен, есть домашнее животное, люблю проводить время с друзьями. Встаньте в группы по 4 человека, в соответствии с вашим интересом. Затем, найдите себе пару,но не из вашей группы. Обсудите вопросы. По сигналу вернитесь на свое место и расскажите партнеру по плечу всю полученную информацию, а он внесет ее в рабочий лист. на задание я вам даю 5 мин (4 б)


1. Кого называют рабами? Что мы о них знаем? В каких государствах древности существовало рабство?

2. Каковы источники рабства?

3. Каким было положение рабов в Древнем Риме?

4. К чему могло привести такое отношение рабовладельцев к рабам?


Сегодня на уроке мы поговорим о восстании рабов в Древнем Риме. Запишем тему урока «Восстание Спартака».


Вопрос к ученикам: чтобы вы хотели узнать на уроке? Сформулируйте вопросы, запишите их в свой рабочий лист




t1619580423aa.gift1619580423ab.gifПочему? Как?

t1619580423ac.gif


t1619580423ad.gift1619580423ae.gift1619580423af.gif


Кто? Где? Чем?


Чтобы достичь, поставленные цели, нам надо проявить умения анализировать документы, делать выводы, работать с картой, учебником.


План урока:


1.Причины восстания.

2. Спартак- руководитель восстания

3 Ход восстания

4. Причины поражения


Причины восстания


Действительно, положение рабов в Риме было тяжелым. Результатом стало восстание под руководством Спартака. Это было крупнейшее восстание в древнем мире.


ПРОБЛЕМА: почему восстание рабов в Древнем Риме является самым крупным в истории Древнего мира? Ответ на вопрос вы сможете дать после изучения темы.


Вопрос к ученикам: чтобы определить причины восстания, нам необходимо ответить на вопрос, почему началось восстание?


Задание: перед вами лежит исторический документ, по которому вы будете работать в парах, внимательно его прочитайте и выполните задание № 2 в листе.


Работа с документом

Плутарх. Марк Красс,8-11


Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, а исключительно вследствие несправедливого, жестокого обращения с ними их рабовладельцев, которые насильно заставляли их учиться ремеслу гладиаторов. В 74 году до н.э. двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вулкане Везувий, гладиаторы выбрали себе руководителя. Им стал Спартак.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.— С. 211—212.



Сделайте вывод, вставив пропущенные слова:

ВЫВОД:

Обращение с рабами было ………(1)………, их насильно заставляли быть…(2)……………Восстание произошло в …… (3)………………. до н.э. Восстание началось в городе……(4)……….. Затем восставшие заняли укрепление на вершине вулкана Везувий. Руководил восстанием……(5)….


Работа в парах поменяйтесь с соседом по лицу, проверим


Задание № 3 в листе: Отметь на линии времени дату восстания Спартака. В каком веке произошло восстание. В начале или конце века? Сколько лет прошло с этого события?

2095

ПРОВЕРКА РАБОТЫ


Мы переходим ко второму пункту плана.


Спартак- руководитель восстания


Какими личностными качествами обладал Спартак?


Задание № 4 в листе. Закончите предложение.

Спартак обладал такими личностными качествами как,………………………………


ПРОВЕРКА РАБОТЫ


Слово учителя: Перед Спартаком стояла задача - создать войско. Рабов надо было вооружить, и поэтому в лагере восставших днем и ночью ковали оружие. Рабы были разделены на отряды, их обучали сражаться. Была установлена жесткая дисциплина. За короткое время Спартак создал организованное войско.


Ход восстания


Самостоятельная работа с текстом учебника и картой.

Задание № 5: Прочитайте § п.3-5 на стр.248-250 и на основе текста заполните пропуски в таблице

Название географического объекта

Событие

Капуя

Заговор. Побег.

Везувий

Восставшие сплели из лозы винограда лестницы и спустились по скале вниз, обошли римлян с тыла и обратили их в бегство.

Двигались к альпам

Консулы окружили восставших. Рабы повернули назад, нанесли удар и одержали победу.

Река По

восставшие одержали победу над наместником Галии

Сицилия

План - переправиться на остров. Пираты обманули рабов.

Юг Италии

С севера подошел Римский полководец Красс, в самой узкой части полуострова Красс приказал вырыть ров, рабы в ловушке!


Работа с картой . Проследить ход событий. Комментирование таблицы.


Задание № 6 !!! Если будет время!!!

в листе: Установите хронологическую последовательность

А) битва с тремя полководцами на юге Италии

Б) устройство лагеря на вул. Везувий

В) переправа на о. Сицилия

Г) разгром двух консулов у Альп


ПРОВЕРКА РАБОТЫ б,г.в, а


Причины поражения


СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Восстание рабов под руководством Спартака охватило всю Италию. Спартак создал из рабов армию, установил в ней дисциплину, вооружил их. Это позволило рабам побеждать римские легионы. Спартак был хорошим организатором и полководцем. Но все же восстание потерпело поражение.


Вопрос к ученикам: как вы думаете, почему восставшие потерпели поражения?


В парах выполните задание № 7 в листе на работу вам 3 мин.

Задание: внесите недостающие слова в схему


Причины

поражения

восстания


t1619580423ag.gif

t1619580423ah.gif

t1619580423ai.gif

…римское войско превосходило

По численности

Среди восставших были разногласия.



Не было четкого плана.








ПРОВЕРКА РАБОТЫ


Вернемся к нашей проблеме.


ПРОБЛЕМА: почему восстание рабов в Древнем Риме является самым крупным в истории Древнего мира?


Итоговое слово учителя:

Нет более популярного героя древней истории, чем Спартак. И если более чем за две тысячи лет его слава не потускнела, а, наоборот, засверкала новыми красками, то это потому, что имя Спартака для человечества навеки связано с борьбой за свободу.


III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА УРОКЕ

РЕФЛЕКСИЯ


-Ребята, мы ответили на все вопросы, поставленные в начале урока?

-Мы справились с планом?Пришло время оценить как мы поработали.

Выставьте себе оценки в рабочем листе за урок, используя оценочную шкалу.

- Чему вы научились?

- Что вы сумели сделать?

Я предлагаю оценить вам наш урок, как мы с вами поработали:

если на уроке вам было интересно, вы узнали много нового и активно работали, выберите красную карточку; если вам было не совсем интересно, вы многого не поняли, выберите зеленую карточку.


IV.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать § 51 стр. 234–238, составить рассказ о Восстание Спартака от имени участника восстания

Творческое задание:

Составить кроссворд или нарисовать рисунок самого запомнившегося события.

-Спасибо, вы сегодня молодцы!































Задание 1

1. Кого называют рабами? Что мы о них знаем? В каких государствах древности существовало рабство?

2. Каковы источники рабства?

3. Каким было положение рабов в Древнем Риме?

4. К чему могло привести такое отношение рабовладельцев к рабам?


вопроса

Ответ

1




2




3




4






Задание 1


1. Кого называют рабами? Что мы о них знаем? В каких государствах древности существовало рабство?

2. Каковы источники рабства?

3. Каким было положение рабов в Древнем Риме?

4. К чему могло привести такое отношение рабовладельцев к рабам?


вопроса

Ответ

1




2




3




4





Рабочий по лист по теме “Восстание Спартака” ________________________________

ФИ учащегося________________



ЦЕЛИ (1 балл)


t1619580423aa.gift1619580423ab.gif

t1619580423ac.gif


t1619580423aj.gift1619580423ak.gift1619580423af.gif



_________________________________________________________________________________________



ПЛАН

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПРОБЛЕМА: Почему восстание рабов в Древнем Риме является самым крупным в истории Древнего мира?


_________________________________________________________________________________________


1. ПРИЧИНЫ ВОССТАНИЯ


Задание №2 вам разрешается свободно ходить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку. Но только молча!

Задание к историческому документу: внимательно прочитайте документ и сделайте вывод, вставив пропущенные слова.


Плутарх. Марк Красс,8-11


Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, а исключительно вследствие несправедливого, жестокого обращения с ними их рабовладельцев. Они насильно заставляли их учиться ремеслу гладиаторов. В 74 году до н.э. двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вулкане Везувий, гладиаторы выбрали себе руководителя. Им стал Спартак.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.— С. 211—212.


ВЫВОД: (5 баллов)

Обращение с рабами было (1)………………………………………., их насильно заставляли быть (2) ………………. … Восстание произошло в (3)………до н.э. Оно началось в городе(4)…………….. Затем восставшие заняли укрепление на вершине вулкана Везувий. Руководил восстанием (5)…………………..



Задание №3


Отметь на линии времени дату восстания Спартака. В каком веке произошло восстание. В начале или конце века? Сколько лет прошло с этого события? (1 балл)


t1619580423al.gift1619580423am.gif 2021


0

РЕШЕНИЕ_______________________________________________________________________________



_________________________________________________________________________________________



2. СПАРТАК- РУКОВОДИТЕЛЬ ВОССТАВШИХ


Задание №4 (1 балл)

Закончите предложение:

Спартак обладал такими личностными качествами как, …………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………



_________________________________________________________________________________________



3. ХОД ВОССТАНИЯ


Задание №5 (если все правильно 4 балла)

Прочитайте § 51 п.3-5 на стр. 248-250 и на основе текста заполните пропуски в таблице


Название географического объекта

Событие

Капуя

Заговор восставших. Побег.

Везувий

Восставшие сплели из лозы винограда лестницы и спустились по скале вниз, обошли римлян с тыла и обратили их в бегство.


Консулы окружили восставших. Рабы повернули назад , нанесли удар и одержали победу.

Река По






План - переправиться на остров. Пираты обманули рабов.

Юг Италии





Задание №6


Установите хронологическую последовательность


А) битва с тремя полководцами на юге Италии

Б) устройство лагеря на вул. Везувий 1 2 3 4

Вt1619580423an.gift1619580423ao.gift1619580423ao.gift1619580423ao.gif ) переправа на о. Сицилия

Г) разгром двух консулов у Альп



_________________________________________________________________________________________



ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ


Задание №7 (3 балла)

Внесите недостающие слова в схему



Причины

поражения

восстания


t1619580423ag.gif

t1619580423ah.gif

t1619580423ai.gif

……………………………..

превосходило

…………………………

………………………………………………………………разногласия.



………………………………………………………………

плана.







____________________________________________________________________________



РЕФЛЕКСИЯ


1. Я научился________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Я сумел сделать____________________________________________________________

____________________________________________________________________________


Мах 15 баллов

15-12 = Оценка «5»

11-8 = оценка «4»

7-5 = оценка «3»


_________________________________________________________________________________________

t1619580423ap.gif

МОЯ ОЦЕНКА ЗА УРОК




ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Задание:

С помощью карты и символов расставьте отрывки из произведений древних писателей, рассказывающих о восстании Спартака в правильной последовательности.


1.«Наступление римлян совпало с разногласиями. От войска Спартака отделился Крикс с 30-ю тысячами рабов. Вскоре он был разбит. А Спартак нанес поражение обеим консульским армиям и быстро продвигался через Аппенинские горы к Альпам»


2. «Клодий, присланный из Рима, осадил их на горе. Склоны горы были очень крутые. Чтобы не тратить силы на штурм, они перекрыли единственную тропу. Спартак осуществил невероятный по дерзости план. Рабы сплели из лоз винограда лестницы и один за другим стали спускаться вниз. Лестницы раскачивались от ветра, пугала огромная высота. Когда восставшие рабы оказались внизу, Спартак дал приказ обойти гору и напасть на римлян с той стороны, откуда они этого совершенно не ожидали.»


3 «Спартак, встретивший пиратские суда, решил отправиться на остров Сицилию. Пираты согласились ему помочь. Но, получив золото, обманули его и уплыли.»


4 «Наступило решающее сражение. Битва была ожесточенная, отчаяние охватило людей. Спартак был ранен в бедро дротиком; опустившись на колено, выставив вперед щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с окружающими его римлянами. Говорят, что число убитых рабов точно установить было нельзя. Римлян погибло около тысячи.»


5. Спартак продолжал быстро уходить из Италии и вскоре вступил на территорию Галлии, навстречу же ему во главе десятитысячного войска выступил Гай Кассий Лонгин Вар, наместник той части Галлии, что лежит по реке По. В завязавшемся сражении претор был разбит наголову, понес огромные потери в людях и сам едва спасся бегством."

t1619580423aq.gif

Условные обозначения:

Движение восставших

× Победа восставших

× Поражение восставших

^ Горы

Р Римляне

Восставшие

t1619580423ar.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.