Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Время играть»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Время играть»
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 1 год (108 часов)
Уровень сложности: стартовый
Автор: коллектив педагогов
Полное название программы | Время играть |
Автор программы, должность | Педагоги дополнительного образования |
Адрес реализации программы | |
Вид программы | по степени авторства – модифицированная; по уровню сложности – стартовый |
Направленность программы | Социально-гуманитарная |
Срок реализации | 1 год, 108 часов |
Возраст учащихся | 7-11 лет |
Название объединения | Время играть |
Краткая аннотация | Программа «Время играть» направлена на развитие логического мышления и пространственных представлений обучающихся. Дает возможность расширить и углубить практические умения, повышает уровень языковой культуры. Участие детей в игре способствует их самоутверждению. |
Оглавление
РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 4
1.2. Цель и задачи программы 6
РАЗДЕЛ 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 11
2.1. Календарный учебный график 11
Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая. Каникулы не предусмотрены. 11
2.2. Условия реализации программы 11
2.3. Формы аттестации (контроля) 11
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 1.1. Пояснительная записка
Несмотря на высокий уровень компьютеризации современного мира и, как следствие, появление обширных возможностей для разнопланового досуга, классические настольные игры продолжают сохранять востребованность в широкой среде потребителей. Часто воспитательный потенциал настольной игры является скрытым, благодаря чему увлекательный процесс решения задач сочетает в себе качественное обучение, являясь незаменимым средством для детей.
Даже если игра не несет весомой смысловой и логической нагрузки, ее воспитательный потенциал все равно сохраняется на высоком уровне: ребенок развивает свою зрительную память, сообразительность, внимание, а также учится мыслить отвлеченно. Немаловажным выступает аспект межличностной коммуникации у детей, поскольку большинство игр данной категории предполагают участие двух и более человек. Освоив игровую этику, сопереживание проигравшим соперникам и научившись с достоинством принимать собственное поражение, ребенок сформирует прочный фундамент для взращивания достойных личностных качеств.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Вид программы:
- по степени авторства – модифицированная;
- по уровню сложности – стартовая.
Язык реализации программы: официальный язык Российской федерации – русский.
Перечень нормативных документов:
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»).
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации. Цель программы - замещение у детей онлайн общения на реальное; компьютерной игры на интеллектуальные, настольные, благотворно влияющие на психическое воспитание учащихся. Интеллектуальные, настольные игры положительно влияют на всесторонне развитие и совершенствование у обучающихся таких психических процессов и качеств, как память, внимание, пространственное воображение, логическое мышление, воля и т.д. Игры помогают научиться управлять своим поведением, развивают умение самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, воспитывают организованность и дисциплину, чувство коллективизма, товарищества и самоконтроля.
Полученные навыки помогут детям адаптироваться к современной жизни и добиваться поставленных целей.
Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.
Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повышает уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.
Отличительные особенности программы заключаются в практической игровой направленности.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Педагогическая целесообразность
Данная программа комплексно решает названные проблемы через игру. Учебный процесс максимально обличен в игровую форму, живо и доходчиво организован. Игра – это и есть учебный процесс, в результате которой у детей формируются знания, умение и опыт, а также развиваются интеллектуальные чувства, которые играют важную роль в социальном, интеллектуальном и эмоциональном становлении личности ребёнка. Важно с наибольшей полнотой раскрыть индивидуальные особенности детей, их творческие устремления. Практическая значимость изучаемого предмета обуславливается тем, что обучающийся проходит путь от простого увлечения популярной игрой к активному многогранному самообразованию и собственному интеллектуально-игровому творчеству. Воспитание творческого, раскованного, независимого мышления и усвоение принципов научной организации труда облегчает учащимся процесс дальнейшего образования и помогает достичь успехов в любом виде деятельности.
Адресат программы
Программа «Время играть» предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет), проявляющих интерес к игровой развивающей деятельности. Объединение комплектуется на основании заявлений законных представителей учащихся.
Получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования с другими учащимися, с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Состав группы: постоянный.
Особенности набора: группы формируются из школьников разного возраста на добровольной внеконкурсной основе.
Объем программы: 108 часов.
Сроки освоения программы: 1 год.
Режим обучения может быть такой: 1 раз в неделю по 3 часа; 2 раза в неделю - 2 часа и 1 час; 3 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения: очная, очная с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), заочная с применением ЭО и ДОТ
Форма организации образовательной деятельности: групповая. В рамках программы проводят как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия в объединениях (по группам, индивидуально или всем составом объединения). При реализации программы при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними учащимися могут участвовать их родители (законные представители).
Формы проведения занятий: теория преподносится в форме беседы, эвристической беседы, презентации, демонстрации, обзора.
Практические занятия: практические игровые занятия, игровые турниры, совместная продуктивная деятельность в ходе разработки и реализации творческого проекта.
В рамках программы педагог может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности учащихся и родителей (законных представителей).
Цель: Развитие познавательного интереса учащихся посредством использования интеллектуальных и настольных игр.
Задачи:
обучающие:
сформировать навыки нестандартного мышления и умение решать нестандартные задачи;
сформировать навыки эффективной коммуникации: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей;
научить обучающихся совместно организовывать совместные настольные игры;
сформировать умение следовать правилам в настольных играх.
воспитательные:
сформировать интерес к решению нетрадиционных задач, самостоятельному поиску решений;
воспитать трудолюбие, уверенность, умение доводить начатое дело до конца;
воспитать самоуважение и уважение к окружающим людям.
развивающие:
развить познавательное мышление;
развить мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развить психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развить языковую культуру: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
развить самоконтроль и самообладание.
1.3. Содержание программы
№ п/ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Введение. Первая встреча с игрой | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
2. | Интеллектуально-познавательные игры (викторины) | 6 | 3 | 3 | Викторина | |
3. | Игры - ассоциации | 9 | 3 | 6 | Эвристическая беседа, | |
4. | Настольные игры | 16 | 3 | 13 | Контрольное | |
5. | Ситуативные игры | 6 | 3 | 3 | Контрольное | |
6 | Дорожные игры | 6 | 3 | 3 | Контрольное | |
7 | Словесные игры | 6 | 3 | 3 | Контрольное | |
8 | Логические игры | 16 | 3 | 13 | Контрольное | |
9 | Игры с уклоном на математику | 16 | 3 | 13 | Контрольное | |
10 | Игры с уклоном на русский язык | 16 | 3 | 13 | Контрольное | |
11 | Экономические настольные игры | 6 | 3 | 3 | Контрольное | |
12 | Итоговое занятие | 3 | | 3 | Рефлексия. Проведение игры самостоятельно. | |
| Итого | 108 | 31 | 77 | |
Содержание учебного плана
1. Первая встреча с игрой. Игра и жизнь. Правила игры, игровые роли, сюжет игры. Игровое состояние. Назначение игры. Игра и дети. Игра и взрослые. Многообразие игр.
Теория: Порядок работы объединения. Правила поведения во время учебного занятия. Обсуждение плана работы творческого объединения на учебный год. Беседа по технике безопасности.
Практика: Распределение заданий среди воспитанников.
2. Интеллектуально-познавательные игры (викторины).
Интеллектуально- познавательная игра — соревнование в информированности и сообразительности.
Теория: правила викторины.
Практика: Викторины на знание правил дорожного движения, поведения в общественных местах (в школе, в транспорте, дома на улице).
3. Игры – ассоциации.
Правила игры. Умение принимать правильное решение. Игра. Обсуждение схемы подсчёта очков.
Теория: беседа о правилах проведения игр -ассоциаций.
Практика: игры «Крокодил», «Кто я?», «Народные промыслы», «Профессии»,
«Имаджинариум».
4. Настольные игры
Теория: беседа о правилах игры в настольные игры. Правила игры в шашки, шахматы, футбол, хоккей, биллиард. Правила настольных игр в лото и домино.
Практика: Разнообразие настольных игр. Парные игры. Игра в настольный футбол, хоккей, биллиард. Игра в шашки, шахматы — классические настольные игры. Настольные игры на бумаге (крестики-нолики, морской бой). Настольные игры в компании (домино и лото, пазлы). Настольные игры – конструктор, лего, мозаика.
5. Ситуативные игры-упражнения.
Теория: беседа о правилах ведения ситуативной игры. Парное взаимодействие в игре. Влияние на партнёра, избирательная реакция на влияние, противостояние влиянию.
Практика: ситуационные учебные игры. Развивающие задания: тесты, кроссворды, головоломки, ребусы.
6. Дорожные игры.
Теория: правила игры.
Практика: Кроссворды, чайнворд, найди отличие, морской бой, судоку.
7. Словестные игры.
Теория: Правила игры. Игра. Составление турнирной таблицы.
Практика: карточки с заданиями, игры: «Викторина чемпионов» «Сундучок знаний. Вокруг света», «Слова», «города», Крокодил, «Таймлайн»,«Хронолет»
8. Логические игры.
Теория: Правила игры. Обсуждение схемы подсчёта очков.
Практика: Игра «Продолжение логического ряда». Установление и продолжение закономерности. Организация и проведение игрового турнира. Игра «Падающая башня»
Игры «Танграмм» (коробка с фигурками).
9. Игры с уклоном на математику.
В игровом процессе тренируется внимательность, концентрация и скорость реакции, активно работает память. Устный счет: свободно интегрируя арифметику в игру, малыши учатся использовать полученные навыки в жизни, не просто запоминая правила, а понимая смысл сложения и вычитания.
Теория: Правила игры.
Практика: Игры :«Котосовы»,«Турбосчет». Игры: «Делиссимо», «Много-Много», «Цветариум», «7 на 9». Игра «Геометрика».
10. Игры с уклоном на русский язык. Это интересное домино с проверкой учит определять правильно безударную гласную, подбирая проверочные слова.
Позволяет ребенку быстро научиться выделять корень слова и делать разбор слова по составу. Обогащает словарный запас, развивает словесно-логическое мышление и активность словаря, расширяет кругозор, совершенствует навыки чтения.
Теория: Правила игры.
Практика: Игра «Спасти безударную». Игра «Мы с тобой одного корня». Игра «Эрудит».
11. Экономические настольные игры. Эти игры знакомят ребенка с миром экономики, коммерции и даже оттачивания своих предпринимательских навыков. Отлично развивают навыки логистики, логическое мышление, способности к аналитике, интуицию и многое другое.
Теория: Правила игры.
Практика: Игры: «Колонизаторы», «Монополия», «Рынок».
12. Итоговое занятие.
Практика: Подведение итогов обучения по программе. Проведение игры самостоятельно.
1.4. Планируемые результатыУсвоение программы возможно по 3-м уровням: низкий, средний, высокий.
Уровень | Знают | Умеют |
Низкий | правила поведения на занятиях; соблюдает нормы этики; виды и значение настольных игр в современной жизни людей; | умеет решать простейшие игровые задачи; задавать вопросы взрослому, любит экспериментировать; самостоятельно действовать; управлять своим поведением. |
Средний | правила поведения на занятиях; подробную информацию о возникновении и историческом развитии настольных игр; правила и различные игровые действия каждой из игр, предложенных программой; психологическую направленность каждой из предложенных игр. | играть во все виды игр, предложенных программой; пользоваться правилами и различными игровыми действиями с помощью педагога; работать в команде, паре; придумать настольную игру по аналогии в качестве творческого проекта; справляться с проигрышем с помощью педагога. |
Высокий | разные игровые тактики; правила и различные игровые действия каждой из игр; игры, которые раскроют потенциал каждого учащегося; возможности каждой из настольных игр и пути ее совершенствования; психологическую направленность каждой из предложенных игр. | пользоваться разными игровыми тактиками каждой из игр самостоятельно; коллективно организовывать совместные настольные игры; справляться с проигрышем самостоятельно; придумывать новые правила для имеющихся игр; работать в команде, паре; самостоятельно придумать оригинальную настольную игру в качестве творческого проекта. |
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 2.1. Календарный учебный график
Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая. Каникулы не предусмотрены.
Календарные учебные графики к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе представлены в рабочей программе.
Материально-техническое обеспечение
Просторное светлое помещение, столы, стулья
Карандаши (простые и цветные);
Ручки;
Листы А4;
Доска;
Мел;
Набор настольных и интеллектуальных игр по тематикам;
Мультимедийный проектор;
Оргтехника;
Дидактический материал соответствует тематике занятий, подбирается педагогом в соответствии с целями и задачами занятия.
Информационное обеспечение
Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка. [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-igry-dlja-vsestoronego-razvitija-lichnosti-reb-nka.html
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования.
2.3. Формы аттестации (контроля)Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель – определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися.
Текущий контроль осуществляется после изучения раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (опрос, турнир). Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Метод контроля: педагогическое наблюдение, самостоятельное проведение игры.
Данная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.
2.4. Оценочные материалы
Показатели | Формы и методы диагностики | Сроки проведения | Уровень оценки (в баллах) |
Теоретическая подготовка Теоретические знания по темам программы | устный опрос | в течении года конец года | 3-высокий 2-средний 1- низкий |
Практическая подготовка Практические умения по программе: культура игрового общения; коммуникативная культура | наблюдение праздник | в течение года конец года | 3-высокий 2-средний 1- низкий |
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
объективности;
доброжелательности;
активности;
творческий подход.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Также в процессе усвоения программы у детей формируется навык работы в группе. Благодаря этому формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. В программе используются игры разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются игры, в которые они могут играть успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Адекватная оценка своих успехов и неудач приводит к более благоприятной социализации и формированию гражданской идентичности.
После прохождения программы у ребенка формируется навык организации как самостоятельного досуга, так и досуга своего окружения.
Методы обучения:
практический;
наглядный;
словесный.
Алгоритм работы с играми.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение содержания игры.
Объяснение правил игры.
Разучивание игр.
Проведение игр.
Обсуждение игр.
Технологии:
Технология проблемного диалога. Учащимся не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.
Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с другими учащимися. Приучает к коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение.
Элементы здоровьесберегающих технологий являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки учащихся.
Проектная технология предлагает практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, проблем местного сообщества, знания материала на данный исторический этап. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, моделировать проектный продукт.
Информационно-коммуникационные технологии активизируют творческий потенциал учащихся; способствует развитию речи, повышению качества знаний; формированию, умения пользоваться информацией, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.
Индивидуальный учебный план. Обучение может осуществляться по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в случаях и в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Литература для педагога
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др./ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008
Битянова М.Р. Игра как метод решения школьных проблем. – М.: Педагогический университет, Первое сентября, 2013.
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2003.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2005.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 2000.
Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т. – М.: Педагогика, 1983. – T.I.
Хёйзинга Й. HomoLudens. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга // HomoLudens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.
Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1999.
Литература для детей и родителей
Баум Хайке Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха. – М.: Теревинф, 2016.