Календарно-тематическое планирование к элективному курсу «Человек. Общество. Мир» (10–11 классы)
Календарно-тематическое планирование. 10 класс.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Примечания |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||
I |
Современное состояние цивилизации и цивилизацион-ного процесса |
36 |
|||||
1.1. |
Введение. |
1 |
Краткая характеристика изуча-емого курса. |
03.09. |
|||
1.2. |
Загадка III тыся-челетия. |
1 |
«Загадка III тысячелетия» — когда же оно началось (в 2000 г., в 2001 г., 11 сентября 2002 г.)? Условность и реальность исторического времени. |
Знать понятие «историческое время». |
10.09. |
||
1.3. 1.4. 1.5. |
Перспективы раз-вития цивилизации |
3 |
Перспективы цивилизации: а) Уточнение понятия «цивилизация», история вопро-са, точки зрения. б) Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания. |
Знать понятие «глобальные проблемы», «цивилизация». Уметь классифицировать глобальные проблемы со-временности. |
Презентация «Глобальные проблемы современности» |
17.09. 24.09. 01.10. |
|
1.6. |
Способы и типы ориентации чело-вечества в культу-рах и цивилизациях. |
1 |
Материальная и духовная культура. Духовное развитие общества. Суб-культура и контркультура. Проблема многообразия. |
Уметь объяснять, каковы способы развития духовной куль-туры; подтвердить примерами утверждение о множественности культур в современном мире; кратко характеризовать каждую из многообразия культур; объяснять, почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур. |
08.10. |
||
1.7. |
Урок-практикум. Работа с доку-ментами. |
1 |
Уметь работать с текстом, выделять главное, использо-вать ранее изученный мате-риал для решения познава-тельных задач. |
15.10. |
|||
1.8. |
Диалог цивилиза-ций. |
1 |
Проблема многообразия цивилизаций. Теория развития цивилизаций (А. Тойнби, О. Шпенглер). |
Знать понятие «цивилизация». Уметь объяснять, каковы способы развития духовной куль-туры; подтвердить примерами утверждение о множественности культур в современном мире; кратко характеризовать каждую из многообразия культур; объяснять, почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур. |
Презентация «Цивилизационное разнообразие». |
22.10. |
|
1.9. |
Конфликт и проти-востояние циви-лизаций. |
1 |
Формации и цивилизации. Типологии обществ. |
Знать понятие «конфликт». Уметь давать собственную оценку, характеризовать конфликт как форму социального взаимодействия; называть основные методы разрешения кон-фликта и приводить при-меры. |
29.10. |
||
1.10. |
Типы межцивили-зационных проб-лем: Север — Юг (отсталые и пере-довые цивилиза-ции). |
1 |
Глобальные проблемы современности. Проблема взаимоотношения Севера и Юга. |
Уметь характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов. |
02.11. |
||
1.11. |
Типы межцивили-зационных проб-лем: Запад — Вос-ток (прогресс и традиции). |
1 |
Глобальные проблемы современности. Проблема взаимоотношения Запада и Востока. |
Уметь характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов. |
16.11. |
||
1.12. 1.13. |
Попытки выработ-ки цивилизацион-ных универсалий. |
2 |
Попытки выработки цивили-зационных универсалий: а) «Право сильных» объ-являть свои ценности общече-ловеческими. б) «Право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности. |
Знать понятие «ценности». |
23.11. 30.11. |
||
1.14. |
Нарастание циви-лизационных кри-зисов. |
1 |
Глобализация. Глобализация эко-номики. Многоаспектность процессов глобализации. Противоречия процессов глобализации. |
Знать понятие «кризис». Уметь предлагать выходы из кризисной ситуации. |
06.12. |
||
1.15. 1.16. |
Экологические кризисы. |
2 |
Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема. |
Знать понятие «экологический кризис». Уметь классифицировать виды экологических кризисов. |
13.12. 20.12. |
||
1.17. |
Демографический кризис и дряхление цивилизации. |
1 |
Глобальные проблемы современности. Демографическая проблема. |
Знать понятие «демогра-фический кризис». |
27.12. |
||
1.18. |
Демографическая ситуация в России. |
1 |
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Демографическая и семей-ная политика в Российской Фе-дерации. |
Знать основные положения по теме урока: какие проблемы изучает демография; какие направления демогра-фической политики госу-дарства объявлены приоритетными. Понимать, в чем состоит необходимость про-думанной политики госу-дарства в сфере демографии. Уметь характеризовать основные тенденции изменения народонаселения в Российской Федерации. |
13.01. |
||
1.19. 1.20. |
Геополитический кризис. |
2 |
Причины изменений в геопо-литических процессах. Краткий обзор современного геополитического состояния в регионах мира. Качественные и количественные изменения на политической карте мира. Основные работы Ф. Ратцеля и Р. Челена - основоположников геополитики. Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы). |
Знать понятие «геополи-тический кризис». |
Темы для сообще-ний: 1. Роль современ-ных США в миро-вой геополитике. 2. Политическая карта мира: совре-менная и будущая. 3. «Молодые дра-коны Азии». 4. «Горячие точ-ки» планеты. 5. Бразилия, Ар-гентина и другие. 6. Япония – воз-можности неогра-ниченны? |
20.01. 27.01. |
|
1.21. |
Проблема преодо-ления отсталости и продовольственная проблема. |
1 |
Глобальные проблемы современности. Демографическая проблема как причина продовольственной проблемы. Учение В.И. Вернад-ского |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения позна-вательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собствен-ные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов. |
03.02. |
||
1.22. |
Урок-практикум. Работа с доку-ментами. |
1 |
Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения позна-вательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов. |
10.02. |
|||
1.23. |
Кризисная ситуа-ция как система «вызовов» и типы ответов на нее. |
1 |
Теория «вызова и ответа» А. Тойнби. |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные. |
17.02. |
||
1.24. 1.25. |
Активизация наци-онального и рели-гиозного фактора, движение «анти-». |
2 |
Активизация национального и религиозного фактора, движе-ние «анти-». а) «Принуждение к миру» (США). б) Ориентация на собственные силы (Китай). в) Российский ответ (традиции, государственность, коллекти-визм). |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные. |
24.02. 03.03. |
||
1.26. |
Основные тенден-ции цивилизаци-онного развития. |
1 |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные. |
10.03. |
|||
1.27. 1.28. |
Международный терроризм. |
2 |
Сетевой терроризм на фоне гло-бализации. Экстремизм. Международные террористические организации: «Алькаида», «Братья-му-сульмане» и др. Субсидиарность. |
Знать основные положения по теме урока и понимать, в ка-ких сферах человеческой деятельности наиболее активно проявляют себя сетевые струк-туры; в чем опасность терро-ристических сетей. Уметь перечислять особенности и отличительные черты современного политического терроризма. |
Презентация «Международные террористические организации» |
17.03. 01.04. |
|
1.29. |
Экстремизм. |
1 |
Сетевой терроризм на фоне гло-бализации. Экстремизм. Междуна-родные террористические организации: «Алькаида», «Братья-му-сульмане» и др. Субсидиарность. |
Знать основные положения по теме урока и понимать, в чем опасность экстремистских организаций. |
08.04. |
||
1.30. |
Семинар на тему: «Что такое терроризм?» |
1 |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные; выделять главное, приводить собственные при-меры; давать оценку различных социальных объектов и процессов. |
15.04. |
|||
1.31. 1.32. |
Межнациональное сотрудничество и конфликты. |
2 |
Этническое многообразие со-временного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные осо-бенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регу-лирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации. |
Знать особенности национальных отношений, при-чины конфликтов и спосо-бы их разрешения. Уметь объяснять причинно-след-ственные и функциональные связи изученных социальных объектов, осуществлять поиск социальной информации, представ-ленной в различных зна-ковых системах, анализировать ее, формулировать собственные суждения по определенным проблемам. |
22.04. 29.04. |
||
1.33. |
Поиск координи-рованных усилий по сохранению мира. |
1 |
Поиск координированных усилий (сотрудничество в Космосе и т.п.). |
Знать понятие «интеграция» и «дезинтеграция». |
06.05. |
||
1.34. |
Урок-практикум. Работа с докумен-тами. |
1 |
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом, выделять главное. |
13.05. |
|||
1.35. 1.36. |
Итоговое повторение. |
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения позна-вательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов. |
тест |
20.05. 27.05. |
Календарно-тематическое планирование. 11 класс.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Примечания |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||
II |
РАЗДЕЛ 2. Проблема прав человека в XXI веке. |
34 |
|||||
1.1. |
Введение. |
1 |
Краткая характеристика изуча-емого курса. |
03.09. |
|||
1.2. |
Происхождение го-сударства и права. |
1 |
Теории происхождения госу-дарства. Патриархальная тео-рия, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расо-вая теория, материалистическая теория и их представители. |
Знать теории происхож-дения государства и права. |
Презентация «Происхождение государства и права» |
10.09. |
|
1.3. |
Право древнего ми-ра и средневековой Европы. |
1 |
Кодекс царя Хаммурапи. Зако-ны Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Евро-пейское и римское право. Осо-бенности средневекового права. Взаимоотношения средневеко-вого права и церкви. Великая хартия вольностей. |
Знать основное содер-жание законов древнего мира. |
Отрывки текстов |
17.09. |
|
1.4. |
Становление права Нового времени. |
1 |
Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содер-жание Конституции США. |
Знать основные положе-ния Конституции США. |
Отрывки из Конституции США |
24.09. |
|
1.5. |
Развитие права в России в IX – нача-ле XIX в. |
1 |
Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть времен-ных лет», «Поучение» князя" Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Да-ниила Заточника», «Слово о по-гибели Русской земли», «Задон-щина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г. |
Знать памятники правовой мысли России. |
Отрывки из документов |
01.10. |
|
1.6. |
Советское право в 1917 – 1991 гг. |
1 |
Сущность диктатуры пролета-риата В.И.Ленина. Революци-онное правосознание. Наруше-ния законности в нашей стране в 20-50-е г.г. Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидент-ское движение. |
Знать понятие «дисси-дент», основные положе-ния советских Конститу-ций. |
Отрывки текстов советских Конс-титуций |
08.10. |
|
1.7. 1.8. |
Современное рос-сийское право. |
2 |
Основные цели экономических реформ 90-х г.г. в России. Кон-ституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский кодекс РФ. Уго-ловный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ. |
Знать основные документы. |
Презентация «Отрасли российского права» |
15.10. 22.10. |
|
1.9. |
Международные договоры о правах человека. |
1 |
Ценности прав человека: гума-низм, человеческое достоин-ство, свобода, равноправие, со-лидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные уни-версальные, международные региональные, национальные документы. |
Знать международный билль о правах; основное содержание Факультатив-ного протокола к Между-народному пакту о граж-данских и политических правах. |
29.10. |
||
1.10. 1.11. 1.12. |
Виды прав чело-века. |
3 |
Классификация прав человека: по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по полити-ческому статусу личности, по времени формирования, по субъектам-носителям. |
Знать группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. |
Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" Интернет – урок «Права и свободы человека» |
02.11. 16.11. 23.11. |
|
1.13. |
Всеобщая декла-рация прав чело-века. |
1 |
История создания. Классифика-ция прав человека, зафиксиро-ванных во Всеобщей деклара-ции прав человека. |
Знать значение Всеобщей декларации прав человека. |
Текст Всеобщей Декларации прав человека |
30.11. |
|
1.14. |
Урок-практикум «Конституция РФ о правах человека». |
1 |
Конституция РФ как основной закон государства. Российская конституционная концепция прав человека. Основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. |
Знать Конституцию РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. |
Текст Конституции |
06.12. |
|
1.15. 1.16. |
Права ребенка. |
2 |
Декларация прав ребенка. Исто-рия принятия Конвенции. Ос-новные права ребенка. |
Знать основные права ребенка. |
Презентация «Права ребенка» |
13.12. 20.12. |
|
1.17. |
Урок-практикум «Конвенция о пра-вах ребенка». |
1 |
Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего об-щества в процессе реализации права детей на свободу ассоци-аций и собраний. |
Знать Конвенцию о правах ребенка. |
Текст «Конвенции о правах ребенка» |
27.12. |
|
1.18. |
Нарушения прав человека в совре-менном мире. |
1 |
Основные виды нарушений прав человека в современном мире. Дискриминация. Геноцид. Апартеид. Национальный экс-тремизм. Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов. |
Знать понятие «геноцид, апартеид». |
Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" |
11.01. |
|
1.19. |
Соблюдение прав человека. |
1 |
Условия и средства обеспече-ния прав человека в современ-ном мире. |
Уметь применять полу-ченные знания при ре-шении практических и проблемных задач; выде-лять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения. |
Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" |
18.01. |
|
1.20. |
Организация защи-ты прав человека. |
1 |
Международные организации, осуществляющие защиту прав человека. Внутригосударст-венные правозащитные органы. |
25.01. |
|||
1.21. 1.22. |
Дискриминация или защита прав человека. |
2 |
Спорные вопросы прав чело-века: смертная казнь, аборт, эвтаназия и др. |
Знать понятие «дискри-минация». |
01.02. 08.02. |
||
1.23. |
Права человека и их природа. |
1 |
Смысловые значения права. Ос-новные назначения права в обществе. Мера свободы, спра-ведливости и ответственности. |
Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с текстом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой. |
Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" |
15.02. |
|
1.24 1.25. |
Права человека и правовая культура. |
2 |
Понятия достойное существо-вание, естественные и неот-чуждаемые права, юридические гарантии, судебная система, уполномоченный по правам человека. Права человека — высшие ценности человечес-кой цивилизации. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие правовые документы. |
Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с текстом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой. |
Презентация "Права и свободы человека и граж-данина" |
22.02. 01.03. |
|
1.26. 1.27. |
Международное гу-манитарное право. |
2 |
Задачи, принципы, история во-зникновения, основные доку-менты МГП и механизмы их применения. Определение гражданских объектов. Опре-деление военных объектов. |
Знать понятия «междуна-родное гуманитарное пра-во. Комбатанты. Военно-пленные. Военные пресс-тупления. Военные пресс-тупники». |
Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» Конспект урока "Международное гуманитарное право" |
15.03. 22.03. |
|
1.28. |
Лица и объекты, пользующиеся осо-бой защитой. |
1. |
Категории лиц, нуждающихся в специальных правах и особой заботе государства: сироты, инвалиды, беженцы и др. Конвенция о статусе беженцев. Медицинский персонал. Духовный персонал. Персонал и объекты, использующие отличительную эмблему. Журналисты. Санитарные, безопасные, нейтрализованные и демилитаризованные зоны. Культурные ценности. |
Знать, какие лица поль-зуются особой защитой в МГП. |
Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» |
05.04. |
|
1.29. |
Общие принципы использования ору-жия. |
1 |
Оружие, способное нанести чрезмерные повреждения или причинить излишние страдания. Оружие неизбирательного действия. Применение запрещённого оружия. |
Знать виды оружия, спо-собного нанести чрезмер-ные повреждения или при-чинить излишние страда-ния. |
Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» |
12.04. |
|
1.30. |
Защита прав чело-века в мирное и военное время. |
1 |
Гуманное обращение. Запрещение убийства. Лишение свободы. Статус военнопленного. Раненные и больные. Лица пропавшие без вести. Лица находящиеся под особой защитой. Роль государственных органов в защите прав человека. |
Знать роль ООН в защите прав человека, обществен-ные организации, наблюда-ющие за соблюдением прав человека. |
Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» |
19.04. |
|
1.31. 1.32. |
Конституционное право. |
2 |
Виды конституций. Роль конс-титуции как правового доку-мента. Конституционное право. Источники конституционного права. Конституционная сис-тема. Значение понятия «кон-ституционализм». Основное содержание преамбулы Конс-титуции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции. |
Знать главные задачи и основные положения Кон-ституции РФ; основные принципы конституцион-ного строя РФ. Уметь формулировать главные ценности, на ко-торых базируется Консти-туция РФ; характеризовать конституционный строй РФ. |
Интернет – урок «Конституционный строй» Презентация «Конституционное устройство РФ» |
26.04. 02.05. |
|
1.33. 1.34. |
Итоговое повторение. |
2 |
Знать основные положения раздела. |
тест |
16.05. 23.05. |
Лихина Елена Викторовна