Календарно-тематическое планирование к элективному курсу «Человек. Общество. Мир» (10–11 классы)

8
1
Материал опубликован 7 July 2017 в группе

Календарно-тематическое планирование. 10 класс.

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечания

Дата проведения

план

факт

I

Современное состояние цивилизации и цивилизацион-ного процесса

36

         

1.1.

Введение.

1

Краткая характеристика изуча-емого курса.

   

03.09.

 

1.2.

Загадка III тыся-челетия.

1

«Загадка III тысячелетия» — когда же оно началось (в 2000 г., в 2001 г., 11 сентября 2002 г.)? Условность и реальность исторического времени.

Знать понятие «историческое время».

 

10.09.

 

1.3.

1.4.

1.5.

Перспективы раз-вития цивилизации

3

Перспективы цивилизации:

а) Уточнение понятия «цивилизация», история вопро-са, точки зрения.

б) Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания.

Знать понятие «глобальные проблемы», «цивилизация».

Уметь классифицировать глобальные проблемы со-временности.

Презентация «Глобальные проблемы современности»

17.09.

24.09.

01.10.

 

1.6.

Способы и типы ориентации чело-вечества в культу-рах и цивилиза­циях.

1

Материальная и ду­ховная культура. Ду­ховное развитие обще­ства. Суб-культура и контркультура. Про­блема многообразия.

Уметь объяснять, каковы способы развития духовной куль-туры; подтвердить примерами утверждение о множественности культур в со­временном мире; кратко характе­ризовать каждую из многообразия культур; объяснять, почему в ус­ловиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур.

 

08.10.

 

1.7.

Урок-практикум. Работа с доку-ментами.

1

 

Уметь ра­ботать с текстом, выде­лять главное, использо-вать ранее изученный мате-риал для решения познава-тельных задач.

 

15.10.

 

1.8.

Диалог цивилиза-ций.

1

Про­блема многообразия цивилизаций. Теория развития цивилизаций (А. Тойнби, О. Шпенглер).

Знать понятие «цивилизация».

Уметь объяснять, каковы способы развития духовной куль-туры; подтвердить примерами утверждение о множественности культур в со­временном мире; кратко характе­ризовать каждую из многообразия культур; объяснять, почему в ус­ловиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур.

Презентация «Цивилизационное разнообразие».

22.10.

 

1.9.

Конфликт и проти-востояние циви-лизаций.

1

Формации и цивилизации. Типологии обществ.

Знать понятие «конфликт».

Уметь давать соб­ственную оценку, характеризо­вать конфликт как форму со­циального взаимодействия; назы­вать основные методы разрешения кон-фликта и приводить при-меры.

 

29.10.

 

1.10.

Типы межцивили-зационных проб-лем: Север — Юг (отсталые и пере-довые цивилиза-ции).

1

Глобальные проблемы современности. Проблема взаимоотношения Се­вера и Юга.

Уметь характери­зовать изученные социальные объ­екты; приводить собственные примеры; давать оценку различ­ных социальных объектов и про­цессов.

 

02.11.

 

1.11.

Типы межцивили-зационных проб-лем: Запад — Вос-ток (про­гресс и традиции).

1

Глобальные проблемы современности. Проблема взаимоотношения Запада и Востока.

Уметь характери­зовать изученные социальные объ­екты; приводить собственные примеры; давать оценку различ­ных социальных объектов и про­цессов.

 

16.11.

 

1.12.

1.13.

Попытки выработ-ки цивилизацион-ных универсалий.

2

Попытки выработки цивили-зационных универсалий:

а) «Право сильных» объ-являть свои ценности общече-ловеческими.

б) «Право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности.

Знать понятие «ценности».

 

23.11.

30.11.

 

1.14.

Нарастание циви-лизационных кри-зисов.

1

Глобализация. Глоба­лизация эко-номики. Многоаспектность процессов глобализа­ции. Противоречия процессов глобали­зации.

Знать понятие «кризис». Уметь предлагать выходы из кризисной ситуации.

 

06.12.

 

1.15.

1.16.

Экологические кризисы.

2

Глобальные проблемы современности. Эко­логическая проблема.

Знать понятие «экологический кризис».

Уметь классифицировать виды экологических кризисов.

 

13.12.

20.12.

 

1.17.

Демографический кризис и дряхление цивилизации.

1

Глобальные проблемы современности. Демографическая про­блема.

Знать понятие «демогра-фический кризис».

 

27.12.

 

1.18.

Демографическая ситуация в России.

1

Современная демо­графическая ситуация в Российской Федера­ции. Демографическая и семей-ная политика в Российской Фе-дерации.

Знать основные положения по теме урока: какие проблемы изу­чает демография; какие направле­ния демогра-фической политики госу-дарства объявлены приори­тетными. Понимать, в чем состоит необхо­димость про-думанной политики госу-дарства в сфере демографии. Уметь характеризовать основные тенденции изменения народонасе­ления в Российской Федерации.

 

13.01.

 

1.19.

1.20.

Геополитический кризис.

2

Причины изменений в геопо-литических процессах. Краткий обзор современного геополитического состояния в регионах мира. Качественные и количественные изменения на политической карте мира. Основные работы Ф. Ратцеля и Р. Челена - основоположников геополитики. Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы).

Знать понятие «геополи-тический кризис».

Темы для сообще-ний:

1. Роль современ-ных США в миро-вой геополитике.

2. Политическая карта мира: совре-менная и будущая.

3. «Молодые дра-коны Азии».

4. «Горячие точ-ки» планеты.

5. Бразилия, Ар-гентина и другие.

6. Япония – воз-можности неогра-ниченны?

20.01.

27.01.

 

1.21.

Проблема преодо-ления отсталости и продовольственная проблема.

1

Глобальные проблемы современности. Демографическая про­блема как причина продовольственной проблемы. Учение В.И. Вернад-ского

Уметь анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, выска­зывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выде­лять главное, использовать ранее изученный материал для решения позна-вательных задач; характери­зовать изученные социальные объ­екты; приводить собствен-ные примеры; давать оценку различ­ных социальных объектов и про­цессов.

 

03.02.

 

1.22.

Урок-практикум. Работа с доку-ментами.

1

 

Уметь ра­ботать с текстом учебника, выде­лять главное, использовать ранее изученный материал для решения позна-вательных задач; характери­зовать изученные социальные объ­екты; приводить собственные примеры; давать оценку различ­ных социальных объектов и про­цессов.

 

10.02.

 

1.23.

Кризисная ситуа-ция как система «вызовов» и типы ответов на нее.

1

Теория «вызова и ответа» А. Тойнби.

Уметь анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, выска­зывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные.

 

17.02.

 

1.24.

1.25.

Активизация наци-онального и рели-гиозного фактора, движение «анти-».

2

Активизация национального и религиозного фактора, движе-ние «анти-».

а) «Принуждение к миру» (США).

б) Ориентация на собственные силы (Китай).

в) Российский ответ (традиции, государственность, коллекти-визм).

Уметь анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, выска­зывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные.

 

24.02.

03.03.

 

1.26.

Основные тенден-ции цивилизаци-онного развития.

1

 

Уметь анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, выска­зывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные.

 

10.03.

 

1.27.

1.28.

Международный терроризм.

2

Сетевой терроризм на фоне гло-бализации. Экстремизм. Международные террористические организации: «Алькаида», «Братья-му-сульмане» и др. Субсидиарность.

Знать основные положения по теме урока и понимать, в ка-ких сферах челове­ческой деятельности наиболее ак­тивно проявляют себя сетевые струк-туры; в чем опасность тер­ро-ристических сетей.

Уметь перечислять особенности и отличительные черты современ­ного политического терроризма.

Презентация «Международные террористические организации»

17.03.

01.04.

 

1.29.

Экстремизм.

1

Сетевой терроризм на фоне гло-бализации. Экстремизм. Междуна-родные террористические организации: «Алькаида», «Братья-му-сульмане» и др. Субсидиарность.

Знать основные положения по теме урока и понимать, в чем опасность экстремистских организаций.

 

08.04.

 

1.30.

Семинар на тему: «Что такое терроризм?»

1

 

Уметь анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, выска­зывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные; выде­лять главное, приводить собственные при-меры; давать оценку различ­ных социальных объектов и про­цессов.

 

15.04.

 

1.31.

1.32.

Межнациональное сотрудничество и конфликты.

2

Этническое многообразие со-временного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные осо-бенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регу-лирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.

Знать особенности национальных отношений, при-чины конфликтов и спосо-бы их разрешения. Уметь объяснять причинно-след-ственные и функциональные связи изученных социальных объектов, осуществлять поиск социальной информации, представ-ленной в различных зна-ковых системах, анализировать ее, формулировать собственные суждения по определенным проблемам.

 

22.04.

29.04.

 

1.33.

Поиск координи-рованных усилий по сохранению мира.

1

Поиск координированных усилий (сотрудничество в Космосе и т.п.).

Знать понятие «интеграция» и «дезинтеграция».

 

06.05.

 

1.34.

Урок-практикум. Работа с докумен-тами.

1

 

Уметь анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, ра­ботать с текстом, выде­лять главное.

 

13.05.

 

1.35.

1.36.

Итоговое повторение.

   

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы, выска­зывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные; ра­ботать с текстом учебника, выде­лять главное, использовать ранее изученный материал для решения позна-вательных задач; характери­зовать изученные социальные объ­екты; приводить собственные примеры; давать оценку различ­ных социальных объектов и про­цессов.

тест

20.05.

27.05.

 

Календарно-тематическое планирование. 11 класс.

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечания

Дата проведения

план

факт

II

РАЗДЕЛ 2.

Проблема прав человека в XXI веке.

34

         

1.1.

Введение.

1

Краткая характеристика изуча-емого курса.

   

03.09.

 

1.2.

Происхожде­ние го-судар­ства и права.

1

Теории происхождения госу-дарства. Патриархальная тео-рия, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расо-вая теория, материалистическая теория и их представители.

Знать теории происхож-дения государства и права.

Презентация «Происхожде­ние государ­ства и права»

10.09.

 

1.3.

Право древ­него ми-ра и средневековой Европы.

1

Кодекс царя Хаммурапи. Зако-ны Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Евро-пейское и рим­ское право. Осо-бенности средневеково­го права. Взаимоотношения средневеко-вого права и церкви. Великая хартия вольностей.

Знать основное содер-жание законов древнего мира.

Отрывки текстов

17.09.

 

1.4.

Становление права Нового времени.

1

Основные черты буржуаз­ного права. Всеобщая дек­ларация прав человека. Основное содер-жание Кон­ституции США.

Знать основные положе-ния Конституции США.

Отрывки из Конституции США

24.09.

 

1.5.

Развитие пра­ва в России в IX – нача-ле XIX в.

1

Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в разви­тии правовой системы. Па­мятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть времен-ных лет», «Поучение» князя" Влади­мира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Да-ниила Заточника», «Сло­во о по-гибели Русской зем­ли», «Задон-щина», «Сказа­ние о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г.

Знать памятники правовой мысли России.

Отрывки из документов

01.10.

 

1.6.

Советское право в 1917 – 1991 гг.

1

Сущность диктатуры проле­та-риата В.И.Ленина. Рево­люци-онное правосознание. Наруше-ния законности в нашей стране в 20-50-е г.г. Конституция 1977 г. Право­защитное, диссидент-ское движение.

Знать понятие «дисси-дент», основные положе-ния советских Конститу-ций.

Отрывки текстов советских Конс-титуций

08.10.

 

1.7.

1.8.

Современное рос-сийское право.

2

Основные цели экономиче­ских реформ 90-х г.г. в Рос­сии. Кон-ституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский ко­декс РФ. Уго-ловный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ.

Знать основные документы.

Презентация «Отрасли российского права»

15.10.

22.10.

 

1.9.

Международ­ные договоры о правах че­ловека.

1

Ценности прав человека: гума-низм, человеческое достоин-ство, свобода, равноправие, со-лидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные уни-версальные, междуна­родные региональные, национальные документы.

Знать международный билль о правах; основное содержа­ние Факультатив-ного прото­кола к Между-народному пакту о граж-данских и поли­тических правах.

 

29.10.

 

1.10.

1.11.

1.12.

Виды прав чело-века.

3

Классификация прав человека: по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по полити-ческому статусу личности, по времени формирования, по субъектам-носителям.

Знать группы прав, со­ставляющие содержание Всеобщей декларации.

Презентация "Права и свободы человека и граж-данина"

Интернет – урок «Права и свободы человека»

02.11.

16.11.

23.11.

 

1.13.

Всеобщая декла-рация прав чело-века.

1

История создания. Классифика-ция прав человека, зафиксиро-ван­ных во Всеобщей деклара-ции прав человека.

Знать значение Всеобщей декларации прав человека.

Текст Всеобщей Декларации прав человека

30.11.

 

1.14.

Урок-практикум «Конституция РФ о правах человека». 

1

Конституция РФ как основной закон государства. Российская кон­ституционная концепция прав человека. Основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.

Знать Конституцию РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина.

Текст Конституции

06.12.

 

1.15.

1.16.

Права ребенка.

2

Декларация прав ребенка. Исто-рия принятия Конвенции. Ос-новные права ребенка.

Знать основные права ребенка.

Презентация «Права ребенка»

13.12.

20.12.

 

1.17.

Урок-практикум «Конвенция о пра-вах ребенка».

1

Конвенция о правах ребен­ка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего об-щества в процес­се реализации права детей на свободу ассоци-аций и собраний.

Знать Конвенцию о правах ребенка.

Текст «Конвенции о правах ребенка»

27.12.

 

1.18.

Нарушения прав чело­века в совре-менном мире.

1

Основные виды нарушений прав человека в современном мире. Дискриминация. Геноцид. Апартеид. Национальный экс-тремизм. Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов.

Знать понятие «геноцид, апартеид».

Презентация "Права и свободы человека и граж-данина"

11.01.

 

1.19.

Соблюдение прав че­ловека.

1

Условия и средства обеспече-ния прав человека в современ-ном мире.

Уметь применять полу-ченные знания при ре-шении практических и проблемных за­дач; выде-лять главное в учебном материа­ле; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Презентация "Права и свободы человека и граж-данина"

18.01.

 

1.20.

Организация защи-ты прав человека.

1

Международные организации, осуществляющие защиту прав чело­века. Внутригосударст-венные правозащитные органы.

   

25.01.

 

1.21.

1.22.

Дискриминация или защита прав человека.

2

Спорные вопросы прав чело-века: смертная казнь, аборт, эвтана­зия и др.

Знать понятие «дискри-минация».

 

01.02.

08.02.

 

1.23.

Права человека и их природа.

1

Смыс­ловые значения права. Ос-новные назначения права в обществе. Мера свободы, спра-ведливости и ответ­ственности.

Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с тек­стом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой.

Презентация "Права и свободы человека и граж-данина"

15.02.

 

1.24

1.25.

Права человека и правовая культура.

2

Понятия достойное существо-вание, естественные и неот-чуждаемые пра­ва, юридические гарантии, судебная система, уполномоченный по правам человека. Права человека — высшие ценности человечес-кой цивилизации. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие право­вые документы.

Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с тек­стом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой.

Презентация "Права и свободы человека и граж-данина"

22.02.

01.03.

 

1.26.

1.27.

Международное гу-манитарное право.

2

Задачи, принципы, история во-зникновения, основные доку-менты МГП и механизмы их применения. Определение гражданских объектов. Опре-деление военных объектов.

Знать понятия «междуна-родное гуманитар­ное пра-во. Комбатанты. Военно-пленные. Воен­ные пресс-тупления. Военные пресс-тупники».

Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов»

Конспект урока "Международное гуманитарное право"

15.03.

22.03.

 

1.28.

Лица и объекты, пользующиеся осо-бой защитой.

1.

Категории лиц, нуждающихся в специальных правах и особой за­боте государства: сироты, инвалиды, беженцы и др. Конвенция о ста­тусе беженцев. Медицинский персонал. Духовный персонал. Персонал и объекты, использующие отличительную эмблему. Журналисты. Санитарные, безопасные, нейтрализованные и демилитаризованные зоны. Культурные ценности.

Знать, какие лица поль-зуются особой защитой в МГП.

Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов»

05.04.

 

1.29.

Общие принципы использования ору-жия.

1

Оружие, способное нанести чрезмерные повреждения или причинить излишние страдания. Оружие неизбирательного действия. Применение запрещённого оружия.

Знать виды оружия, спо-собного нанести чрезмер-ные повреждения или при-чинить излишние страда-ния.

Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов»

12.04.

 

1.30.

Защита прав чело-века в мирное и военное время.

1

Гуманное обращение. Запрещение убийства. Лишение свободы. Статус военнопленного. Раненные и больные. Лица пропавшие без вести. Лица находящиеся под особой защитой. Роль государственных органов в защите прав че­ловека.

Знать роль ООН в защите прав человека, обществен-ные организации, наблюда-ющие за соблюдением прав чело­века.

Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов»

19.04.

 

1.31.

1.32.

Конституционное право.

2

Виды конституций. Роль конс-титуции как пра­вового доку-мента. Консти­туционное право. Источники конституционного права. Конституционная сис-тема. Значение понятия «кон-сти­туционализм».  Основное содержание преамбулы Конс-титуции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции.

Знать главные задачи и основные положения Кон-ституции РФ; основные принципы конституцион-ного строя РФ. Уметь формулировать главные ценности, на ко-торых базируется Консти-туция РФ; характеризовать конституционный строй РФ.

Интернет – урок «Конституционный строй»

Презентация «Конституционное устройство РФ»

26.04.

02.05.

 

1.33.

1.34.

Итоговое повторение.

2

 

Знать основные положения раздела.

тест

16.05.

23.05.

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Я же говорила, Наталья Ивановна, что Вы замечательный, грамотный учитель! Спасибо за разработку! Мне она очень пригодится. У меня как раз этот курс!

7 July 2017

Похожие публикации