12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Залевская Наталья Ивановна1005 По знаку Зодиака - Козерог. Россия, Новосибирская обл., село Сурково Тогучинского района Материал размещён в группе «В помощь учителю» |
Календарно-тематическое планирование к элективному курсу «Человек. Общество. Мир»
Календарно-тематическое планирование. 10 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Примечания | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
I | Современное состояние цивилизации и цивилизацион-ного процесса | 36 | |||||
1.1. | Введение. | 1 | Краткая характеристика изуча-емого курса. | 03.09. | |||
1.2. | Загадка III тыся-челетия. | 1 | «Загадка III тысячелетия» — когда же оно началось (в 2000 г., в 2001 г., 11 сентября 2002 г.)? Условность и реальность исторического времени. | Знать понятие «историческое время». | 10.09. | ||
1.3. 1.4. 1.5. | Перспективы раз-вития цивилизации | 3 | Перспективы цивилизации: а) Уточнение понятия «цивилизация», история вопро-са, точки зрения. б) Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания. | Знать понятие «глобальные проблемы», «цивилизация». Уметь классифицировать глобальные проблемы со-временности. | Презентация «Глобальные проблемы современности» | 17.09. 24.09. 01.10. | |
1.6. | Способы и типы ориентации чело-вечества в культу-рах и цивилизациях. | 1 | Материальная и духовная культура. Духовное развитие общества. Суб-культура и контркультура. Проблема многообразия. | Уметь объяснять, каковы способы развития духовной куль-туры; подтвердить примерами утверждение о множественности культур в современном мире; кратко характеризовать каждую из многообразия культур; объяснять, почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур. | 08.10. | ||
1.7. | Урок-практикум. Работа с доку-ментами. | 1 | Уметь работать с текстом, выделять главное, использо-вать ранее изученный мате-риал для решения познава-тельных задач. | 15.10. | |||
1.8. | Диалог цивилиза-ций. | 1 | Проблема многообразия цивилизаций. Теория развития цивилизаций (А. Тойнби, О. Шпенглер). | Знать понятие «цивилизация». Уметь объяснять, каковы способы развития духовной куль-туры; подтвердить примерами утверждение о множественности культур в современном мире; кратко характеризовать каждую из многообразия культур; объяснять, почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур. | Презентация «Цивилизационное разнообразие». | 22.10. | |
1.9. | Конфликт и проти-востояние циви-лизаций. | 1 | Формации и цивилизации. Типологии обществ. | Знать понятие «конфликт». Уметь давать собственную оценку, характеризовать конфликт как форму социального взаимодействия; называть основные методы разрешения кон-фликта и приводить при-меры. | 29.10. | ||
1.10. | Типы межцивили-зационных проб-лем: Север — Юг (отсталые и пере-довые цивилиза-ции). | 1 | Глобальные проблемы современности. Проблема взаимоотношения Севера и Юга. | Уметь характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов. | 02.11. | ||
1.11. | Типы межцивили-зационных проб-лем: Запад — Вос-ток (прогресс и традиции). | 1 | Глобальные проблемы современности. Проблема взаимоотношения Запада и Востока. | Уметь характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов. | 16.11. | ||
1.12. 1.13. | Попытки выработ-ки цивилизацион-ных универсалий. | 2 | Попытки выработки цивили-зационных универсалий: а) «Право сильных» объ-являть свои ценности общече-ловеческими. б) «Право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности. | Знать понятие «ценности». | 23.11. 30.11. | ||
1.14. | Нарастание циви-лизационных кри-зисов. | 1 | Глобализация. Глобализация эко-номики. Многоаспектность процессов глобализации. Противоречия процессов глобализации. | Знать понятие «кризис». Уметь предлагать выходы из кризисной ситуации. | 06.12. | ||
1.15. 1.16. | Экологические кризисы. | 2 | Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема. | Знать понятие «экологический кризис». Уметь классифицировать виды экологических кризисов. | 13.12. 20.12. | ||
1.17. | Демографический кризис и дряхление цивилизации. | 1 | Глобальные проблемы современности. Демографическая проблема. | Знать понятие «демогра-фический кризис». | 27.12. | ||
1.18. | Демографическая ситуация в России. | 1 | Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Демографическая и семей-ная политика в Российской Фе-дерации. | Знать основные положения по теме урока: какие проблемы изучает демография; какие направления демогра-фической политики госу-дарства объявлены приоритетными. Понимать, в чем состоит необходимость про-думанной политики госу-дарства в сфере демографии. Уметь характеризовать основные тенденции изменения народонаселения в Российской Федерации. | 13.01. | ||
1.19. 1.20. | Геополитический кризис. | 2 | Причины изменений в геопо-литических процессах. Краткий обзор современного геополитического состояния в регионах мира. Качественные и количественные изменения на политической карте мира. Основные работы Ф. Ратцеля и Р. Челена - основоположников геополитики. Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы). | Знать понятие «геополи-тический кризис». | Темы для сообще-ний: 1. Роль современ-ных США в миро-вой геополитике. 2. Политическая карта мира: совре-менная и будущая. 3. «Молодые дра-коны Азии». 4. «Горячие точ-ки» планеты. 5. Бразилия, Ар-гентина и другие. 6. Япония – воз-можности неогра-ниченны? | 20.01. 27.01. | |
1.21. | Проблема преодо-ления отсталости и продовольственная проблема. | 1 | Глобальные проблемы современности. Демографическая проблема как причина продовольственной проблемы. Учение В.И. Вернад-ского | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения позна-вательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собствен-ные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов. | 03.02. | ||
1.22. | Урок-практикум. Работа с доку-ментами. | 1 | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения позна-вательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов. | 10.02. | |||
1.23. | Кризисная ситуа-ция как система «вызовов» и типы ответов на нее. | 1 | Теория «вызова и ответа» А. Тойнби. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные. | 17.02. | ||
1.24. 1.25. | Активизация наци-онального и рели-гиозного фактора, движение «анти-». | 2 | Активизация национального и религиозного фактора, движе-ние «анти-». а) «Принуждение к миру» (США). б) Ориентация на собственные силы (Китай). в) Российский ответ (традиции, государственность, коллекти-визм). | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные. | 24.02. 03.03. | ||
1.26. | Основные тенден-ции цивилизаци-онного развития. | 1 | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные. | 10.03. | |||
1.27. 1.28. | Международный терроризм. | 2 | Сетевой терроризм на фоне гло-бализации. Экстремизм. Международные террористические организации: «Алькаида», «Братья-му-сульмане» и др. Субсидиарность. | Знать основные положения по теме урока и понимать, в ка-ких сферах человеческой деятельности наиболее активно проявляют себя сетевые струк-туры; в чем опасность терро-ристических сетей. Уметь перечислять особенности и отличительные черты современного политического терроризма. | Презентация «Международные террористические организации» | 17.03. 01.04. | |
1.29. | Экстремизм. | 1 | Сетевой терроризм на фоне гло-бализации. Экстремизм. Междуна-родные террористические организации: «Алькаида», «Братья-му-сульмане» и др. Субсидиарность. | Знать основные положения по теме урока и понимать, в чем опасность экстремистских организаций. | 08.04. | ||
1.30. | Семинар на тему: «Что такое терроризм?» | 1 | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные; выделять главное, приводить собственные при-меры; давать оценку различных социальных объектов и процессов. | 15.04. | |||
1.31. 1.32. | Межнациональное сотрудничество и конфликты. | 2 | Этническое многообразие со-временного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные осо-бенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регу-лирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации. | Знать особенности национальных отношений, при-чины конфликтов и спосо-бы их разрешения. Уметь объяснять причинно-след-ственные и функциональные связи изученных социальных объектов, осуществлять поиск социальной информации, представ-ленной в различных зна-ковых системах, анализировать ее, формулировать собственные суждения по определенным проблемам. | 22.04. 29.04. | ||
1.33. | Поиск координи-рованных усилий по сохранению мира. | 1 | Поиск координированных усилий (сотрудничество в Космосе и т.п.). | Знать понятие «интеграция» и «дезинтеграция». | 06.05. | ||
1.34. | Урок-практикум. Работа с докумен-тами. | 1 | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом, выделять главное. | 13.05. | |||
1.35. 1.36. | Итоговое повторение. | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точ-ку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения позна-вательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов. | тест | 20.05. 27.05. |
Календарно-тематическое планирование. 11 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Примечания | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
II | РАЗДЕЛ 2. Проблема прав человека в XXI веке. | 34 | |||||
1.1. | Введение. | 1 | Краткая характеристика изуча-емого курса. | 03.09. | |||
1.2. | Происхождение го-сударства и права. | 1 | Теории происхождения госу-дарства. Патриархальная тео-рия, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расо-вая теория, материалистическая теория и их представители. | Знать теории происхож-дения государства и права. | Презентация «Происхождение государства и права» | 10.09. | |
1.3. | Право древнего ми-ра и средневековой Европы. | 1 | Кодекс царя Хаммурапи. Зако-ны Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Евро-пейское и римское право. Осо-бенности средневекового права. Взаимоотношения средневеко-вого права и церкви. Великая хартия вольностей. | Знать основное содер-жание законов древнего мира. | Отрывки текстов | 17.09. | |
1.4. | Становление права Нового времени. | 1 | Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содер-жание Конституции США. | Знать основные положе-ния Конституции США. | Отрывки из Конституции США | 24.09. | |
1.5. | Развитие права в России в IX – нача-ле XIX в. | 1 | Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть времен-ных лет», «Поучение» князя" Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Да-ниила Заточника», «Слово о по-гибели Русской земли», «Задон-щина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г. | Знать памятники правовой мысли России. | Отрывки из документов | 01.10. | |
1.6. | Советское право в 1917 – 1991 гг. | 1 | Сущность диктатуры пролета-риата В.И.Ленина. Революци-онное правосознание. Наруше-ния законности в нашей стране в 20-50-е г.г. Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидент-ское движение. | Знать понятие «дисси-дент», основные положе-ния советских Конститу-ций. | Отрывки текстов советских Конс-титуций | 08.10. | |
1.7. 1.8. | Современное рос-сийское право. | 2 | Основные цели экономических реформ 90-х г.г. в России. Кон-ституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский кодекс РФ. Уго-ловный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ. | Знать основные документы. | Презентация «Отрасли российского права» | 15.10. 22.10. | |
1.9. | Международные договоры о правах человека. | 1 | Ценности прав человека: гума-низм, человеческое достоин-ство, свобода, равноправие, со-лидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные уни-версальные, международные региональные, национальные документы. | Знать международный билль о правах; основное содержание Факультатив-ного протокола к Между-народному пакту о граж-данских и политических правах. | 29.10. | ||
1.10. 1.11. 1.12. | Виды прав чело-века. | 3 | Классификация прав человека: по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по полити-ческому статусу личности, по времени формирования, по субъектам-носителям. | Знать группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. | | 02.11. 16.11. 23.11. | |
1.13. | Всеобщая декла-рация прав чело-века. | 1 | История создания. Классифика-ция прав человека, зафиксиро-ванных во Всеобщей деклара-ции прав человека. | Знать значение Всеобщей декларации прав человека. | Текст Всеобщей Декларации прав человека | 30.11. | |
1.14. | Урок-практикум «Конституция РФ о правах человека». | 1 | Конституция РФ как основной закон государства. Российская конституционная концепция прав человека. Основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. | Знать Конституцию РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. | Текст Конституции | 06.12. | |
1.15. 1.16. | Права ребенка. | 2 | Декларация прав ребенка. Исто-рия принятия Конвенции. Ос-новные права ребенка. | Знать основные права ребенка. | Презентация «Права ребенка» | 13.12. 20.12. | |
1.17. | Урок-практикум «Конвенция о пра-вах ребенка». | 1 | Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего об-щества в процессе реализации права детей на свободу ассоци-аций и собраний. | Знать Конвенцию о правах ребенка. | Текст «Конвенции о правах ребенка» | 27.12. | |
1.18. | Нарушения прав человека в совре-менном мире. | 1 | Основные виды нарушений прав человека в современном мире. Дискриминация. Геноцид. Апартеид. Национальный экс-тремизм. Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов. | Знать понятие «геноцид, апартеид». | | 11.01. | |
1.19. | Соблюдение прав человека. | 1 | Условия и средства обеспече-ния прав человека в современ-ном мире. | Уметь применять полу-ченные знания при ре-шении практических и проблемных задач; выде-лять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения. | | 18.01. | |
1.20. | Организация защи-ты прав человека. | 1 | Международные организации, осуществляющие защиту прав человека. Внутригосударст-венные правозащитные органы. | 25.01. | |||
1.21. 1.22. | Дискриминация или защита прав человека. | 2 | Спорные вопросы прав чело-века: смертная казнь, аборт, эвтаназия и др. | Знать понятие «дискри-минация». | 01.02. 08.02. | ||
1.23. | Права человека и их природа. | 1 | Смысловые значения права. Ос-новные назначения права в обществе. Мера свободы, спра-ведливости и ответственности. | Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с текстом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой. | | 15.02. | |
1.24 1.25. | Права человека и правовая культура. | 2 | Понятия достойное существо-вание, естественные и неот-чуждаемые права, юридические гарантии, судебная система, уполномоченный по правам человека. Права человека — высшие ценности человечес-кой цивилизации. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие правовые документы. | Уметь формулировать ос-новные права и обязаннос-ти гражданина; работать с текстом; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой. | | 22.02. 01.03. | |
1.26. 1.27. | Международное гу-манитарное право. | 2 | Задачи, принципы, история во-зникновения, основные доку-менты МГП и механизмы их применения. Определение гражданских объектов. Опре-деление военных объектов. | Знать понятия «междуна-родное гуманитарное пра-во. Комбатанты. Военно-пленные. Военные пресс-тупления. Военные пресс-тупники». | | 15.03. 22.03. | |
1.28. | Лица и объекты, пользующиеся осо-бой защитой. | 1. | Категории лиц, нуждающихся в специальных правах и особой заботе государства: сироты, инвалиды, беженцы и др. Конвенция о статусе беженцев. Медицинский персонал. Духовный персонал. Персонал и объекты, использующие отличительную эмблему. Журналисты. Санитарные, безопасные, нейтрализованные и демилитаризованные зоны. Культурные ценности. | Знать, какие лица поль-зуются особой защитой в МГП. | | 05.04. | |
1.29. | Общие принципы использования ору-жия. | 1 | Оружие, способное нанести чрезмерные повреждения или причинить излишние страдания. Оружие неизбирательного действия. Применение запрещённого оружия. | Знать виды оружия, спо-собного нанести чрезмер-ные повреждения или при-чинить излишние страда-ния. | | 12.04. | |
1.30. | Защита прав чело-века в мирное и военное время. | 1 | Гуманное обращение. Запрещение убийства. Лишение свободы. Статус военнопленного. Раненные и больные. Лица пропавшие без вести. Лица находящиеся под особой защитой. Роль государственных органов в защите прав человека. | Знать роль ООН в защите прав человека, обществен-ные организации, наблюда-ющие за соблюдением прав человека. | Интернет – урок «Права и защита жертв вооружён-ных конфликтов» | 19.04. | |
1.31. 1.32. | Конституционное право. | 2 | Виды конституций. Роль конс-титуции как правового доку-мента. Конституционное право. Источники конституционного права. Конституционная сис-тема. Значение понятия «кон-ституционализм». Основное содержание преамбулы Конс-титуции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции. | Знать главные задачи и основные положения Кон-ституции РФ; основные принципы конституцион-ного строя РФ. Уметь формулировать главные ценности, на ко-торых базируется Консти-туция РФ; характеризовать конституционный строй РФ. | Интернет – урок «Конституционный строй» | 26.04. 02.05. | |
1.33. 1.34. | Итоговое повторение. | 2 | Знать основные положения раздела. | тест | 16.05. 23.05. |