Конспект занятия по образовательной робототехнике с использованием современных педагогических технологий «Путешествие в Москву на парад Победы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД № 25», ЗАТО Северск
Конспект совместной деятельности по образовательной робототехнике с использованием современных педагогических технологий
«Путешествие в Москву на парад Победы »
разработали:
педагог- психолог
Косолапова Алёна Александровна
воспитатель
Никитина Елена Вячеславовна
Томская область, ЗАТО Северск 2019г.
Тема совместной деятельности: «Путешествие в Москву на парад Победы»
Пояснительная записка
В настоящее время стратегия государства в области образования и введение ФГОС требуют обеспечение системно-деятельностного подхода, где категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». И для воплощения этого подхода мы обратились к образовательной робототехнике, как одному из путей. В процессе создания, преобразования, исследования моделей из конструктора ребенок получает знания, ставя перед собой цель, решая задачи и отвечая за результат, работая как индивидуально, так и в команде. Также важной особенностью образовательной робототехники является то, что она носит интегрированный характер, что в свою очередь способствует развитию интегративных качеств. Кроме того, игра с взрослым и сверстниками помогает развитию личностных и социальных навыков.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы жизнедеятельности человека и вызывают интерес детей к современной технике. Благодаря разработкам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте приобщить детей к основам строения технических объектов.
Цель – развитие технического творчества и формирование научно-технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами образовательной робототехники.
Задачи:
формировать первичные представления о робототехнике, её значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
приобщать к научно-техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
развивать продуктивную деятельность (конструирование): обеспечить освоение детьми основных приемов сборки и программирования робототехнических средств;
формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, парами.
Адресат: воспитатели и специалисты ДОУ, педагоги дополнительного образования, реализующие направление «Образовательная робототехника»
Актуальность:
отсутствие методического обеспечения формирования основ технического творчества, навыков начального программирования;
востребованность развития широкого кругозора старших дошкольников, в том числе в естественнонаучном направлении;
необходимость ранней пропедевтики научно-технической профессиональной ориентации.
В нашем саду направление «Образовательная робототехника» реализуется в рамках дополнительного образования педагогом - психологом Косолаповой Аленой Александровной и воспитателем Никитиной Еленой Вячеславовной.
Данная разработка включена в модуль «Забавные механизмы» программы «Путешествие с WeDoшей», реализуемой в ДОУ, так как в её основе лежит создание модели, входящей в этот блок.
Тема приурочена к празднованию Дня Победы и направлена на закрепление знаний о традициях, воспитании в духе патриотизма, любви к Родине, гордости за её историческое прошлое.
Общее содержание:
сюрпризный момент, актуализация знаний
постановка задачи, практическая работа
программирование
заключительная часть
рефлексия
Условия реализации: дети подготовительной группы, подгруппа 8-10 человек
Длительность: 40 минут
Цель: создать и запрограммировать модель самолета, скорость вращения пропеллера которого зависит от того, поднят или опущен нос самолета.
Задачи:
Образовательные:
• упражнять в умении конструировать модель самолета с LEGO WeDo, следуя пошаговой инструкции; совершенствовать навыки соединения деталей конструкции;
• учить программировать модель; модифицировать её путем создания обратной связи при помощи датчика наклона;
закрепить знания о ВОВ, празднике Победы, сложившихся традициях;
закрепить знания детей о классификации транспорта.
Развивающие:
развивать навыки конструирования, моделирования, элементарного программирования;
развивать творческие способности, воображение и конструктивное мышление;
развивать память, внимание, зрительное восприятие и мелкую моторику рук;
развивать связную и диалогическую речь; закрепить умение детей самостоятельно высказываться при рассматривании картин, фотографий.
Воспитательные:
прививать чувство гордости за нашу Родину, её историческое прошлое;
воспитывать уважение к памяти воинов-победителей;
формировать добрые чувства, уважительное отношение к старшему поколению;
воспитывать культуру межличностных отношений.
Словарь: День Победы, парад Победы, ветераны, традиция, транспорт.
Планируемые результаты:
в свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:
коммуникативные: при работе в группе - умение слушать, обсуждать, обмениваться идеями;
манипулятивные: умение пользоваться конструктором и технологиями, развивают координацию движений;
социальные: самостоятельность, аккуратность, терпимость к другому, самодисциплину, умению доводить задуманное до конца.
Предварительная работа:
знакомство с событиями ВОВ, беседа на тему: «Традиции нашей страны»
посещение городского музея «Боевой славы», памятников погибшим героям;
• чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание иллюстраций,
открыток на тему «Великая Отечественная война»;
• слушание военных песен, разучивание стихотворений;
• беседы о видах транспорта.
Дидактическое обеспечение занятия: слайды по теме, интерактивная коллекция предметных картинок на тему «Транспорт», интерактивная карта России.
Методическое обеспечение занятия:
• программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software »
• инструкции по сборке (в электронном виде)
• книга для учителя (в электронном виде)
Оборудование: интерактивная доска, конструктор Перворобот LEGO WeDo, ноутбуки, мультимедиа-проектор, робот «Ведоша», самолет на палочке.
Ход:
Сюрпризный момент, актуализация знаний (15 минут):
детей встречает робот Ведоша, у него в руках «письмо», сложенное по традициям военного времени – треугольником.
Педагог: Посмотрите, ребята! Сегодня у Ведоши для нас письмо. Какое необычное! Чем оно отличается от современных писем? (треугольное, без марки) Интересно, что же он нам написал. Да это загадка!
Алые букеты в небе расцветают,
Искорками света лепестки сверкают.
Вспыхивают астрами голубыми, красными,
Синими, лиловыми – каждый раз всё новыми!
А потом рекою золотой текут. Что это такое?..
(праздничный салют!)
демонстрация слайда – праздничный салют
А вы знаете, какой праздник готовится отмечать наша страна? (День Победы) Правильно, его празднуют 9 мая. А в этом году исполняется 70 лет со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
А кто знает, что это за победа? (наш народ победил фашистов)
Да, это была страшная война. Весь народ поднялся на борьбу с фашистами. Кто-то ушел на фронт – воевать, и оттуда посылал своим родным вот такие письма.
демонстрация слайда – фронтовое письмо
А другие остались в тылу – снабжали солдат оружием, военной техникой, продуктами, лечили раненых в госпиталях.
демонстрация слайдов – работа на заводе во время войны, в госпитале
Много русских людей погибло в эту войну. Но мы должны всегда их помнить! Они отдали свою жизнь – самое дорогое, что есть у человека, чтобы сейчас мы жили свободно и счастливо! Как мы храним память о героях войны? (им поставлены памятники, о них написаны книги, песни и стихи, их именами названы улицы)
демонстрация слайда – вечный огонь
А вы знаете, как принято отмечать праздник 9 мая? (в этот день все несут цветы к памятникам погибших воинов, поздравляют ветеранов)
демонстрация слайда – возложение цветов
А кто скажет, кто это такие - ветераны? (люди, которые жили в то время и воевали с фашистами) Как их можно поздравить? (подарить цветы, подарки, устроить концерт) К сожалению, их осталось совсем мало. Видя их, мы всегда должны говорить им: «Спасибо за победу!»
демонстрация слайда – ветераны
А ещё в нашей стране появилась традиция – в честь этого праздника во всех городах проводить парады Победы! А главный военный парад состоится в столице нашей Родины на Красной площади. Как она называется? (Москва)
демонстрация слайда – Красная площадь (Приложение 1)
Давайте с вами представим – как это будет происходить.
физкультминутка «Наша армия» (движения по тексту)
Аты-баты, аты-баты, на парад идут солдаты!
Вот идут танкисты, потом артиллеристы,
Потом идет пехота – рота за ротой!
Левой – раз, левой – раз, посмотрите все на нас!
Мы захлопали в ладошки дружно, веселей!
Застучали наши ножки громче и быстрей!
(Е. Борисова)
Хотите побывать в Москве и увидеть главный парад Победы своими глазами? (да)
А на чем люди передвигаются, как это называется одним словом? (транспорт) А какие виды транспорта вы знаете? (водный, воздушный, наземный)
д/у «Раздели на группы» (работа на интерактивной доске)
Перед вами на доске изображения всех видов транспорта. Давайте сейчас разделим их на группы. Вы видите 3 колонки, каждая из них имеет свой значок-символ. Как вы думаете, символом «облако» (замкнутая кривая линия) какой вид транспорта обозначен? (воздушный)
А символом «волна» (волнистая линия)? (водный)
А символом «дорога» (прямая линия)? (наземный)
Правильно! Давайте заполним наши колонки. (дети по очереди выходят к доске и составляют каждый свою группу – по договоренности, соотнося картинку со значком-символом)
Молодцы! Теперь мы с вами можем отправиться в Москву.
демонстрация карты России (работа с интерактивной доской) В этом месте находится Москва (ставится метка на карте). А как называется город, в котором мы живем? (Северск) Я покажу вам его на карте (ставится метка) Как вы думаете, далеко или близко от нашего города находится Москва? (рассуждения детей). На чем можно доехать до Москвы? (предложения детей). От Северска до Москвы на поезде можно добраться за 3 дня. На автомобиле за 5 дней. А если мы торопимся? Можем ли мы выбрать другой вид транспорта? Какой? На чем можно долететь до столицы? (на самолете) (Приложение 2)
Постановка задачи, конструирование (15 минут):
Давайте создадим самолёт и отправимся на нем в Москву. Подготовьте свои рабочие места, а пока ноутбуки загружаются, давайте разомнем наши пальчики.
пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»
Пальцы эти – все бойцы, Удалые молодцы. |
показать раскрытые ладони, сжать пальцы в кулак |
Два – больших и крепких малых И солдат в боях удалых. Два – гвардейца-храбреца. Два – сметливых молодца. Два – героя безымянных, Но в работе очень рьяных! Два – мизинца-коротышки – Очень славные парнишки! |
поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно |
Пальцы эти – все бойцы, Удалые молодцы. |
сжимание и разжимание пальцев в кулак |
(Е. Карельская)
сборка модели: дети работают с конструкторами, используя пошаговую электронную инструкцию (Приложение 3); после выполнения задания проводится гимнастика для глаз (дети прослеживают движение маленького самолета на палочке)
Мы летаем высоко, Мы летаем низко, Мы летаем далеко, Мы летаем близко. |
глазами посмотреть вверх глазами посмотреть вниз глазами посмотреть вправо глазами посмотреть влево |
повторить 3 раза |
|
А сейчас глаза закроем – Их немного успокоим |
закрыть глаза |
Программирование модели (5 минут):
После сборки модели дети начинают составлять программу: запрограммируйте свою модель так, чтобы скорость вращения пропеллера зависела от того, поднят или опущен нос самолета
Заключительная часть (2 минуты)
Самолеты готовы к полету? Заводите мотор – полетели (дети запускают программу).
Самолеты в небе синем,
Белый след бежит за ними,
Полетели на парад,
Понеслись за рядом ряд!
Рефлексия (3 минуты): обсуждение с детьми, что научились делать, всё ли удалось, на каком этапе возникли трудности.
Предложить детям нарисовать к следующему занятию – что они увидели на параде.
Список литературы:
«Путешествие с WeDoшей» (основы робототехники для детей старшего дошкольного возраста): Программа. – Томск: Дельтаплан, 2014. – 24с.
ПервоРобот LEGO® WeDo™. Книга для учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.soiro.ru/images/Lego_wedo_pervorobot_kniga_uchitelya.pdf
Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 192с
Приложение 1
Салют
Фронтовые письма
Работа на заводе
Работа в госпитале
Вечный огонь
Возложение цветов
Ветераны
Парад на Красной площади
Приложение 2
карта России и классификация транспорта
Приложение 3. Этапы сборки самолета
Приложение 4. Программирование
Список литературы:
• «Путешествие с WeDoшей» (основы робототехники для детей старшего дошкольного возраста): Программа. – Томск: Дельтаплан, 2014. – 24с.
• ПервоРобот LEGO® WeDo™. Книга для учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.soiro.ru/images/Lego_wedo_pervorobot_kniga_uchitelya.pdf
• Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.