Урок истории в 5 классе «Олимпийские игры в древности»
Олимпийские игры в древности.
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с Олимпийскими играми в Древней Греции как праздника, объединявший эллинов.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, умение переносить текстовую информацию в графическую.
3. Расширить способность к самопереживанию, эмпатии.
Формирование УУД.
Регулятивные
1.Умение определять задачи урока;
2. Планировать свою деятельность на уроке.
Познавательные
1. Владеть смысловым чтением;
3. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
Личностные
1.Умение давать оценку.
2.Оценивать спорт как здоровый образ жизни.
Коммуникативные
1. Уметь аргументировать своё мнение.
2. Устная и письменная речь.
Учебное оборудование:
мультимедийный проектор.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.
Что же мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке? Дети читают тему урока и сами озвучивают задачу урока.
3.Изучение нового материала.
Учитель: Существует много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований. Тане было дано опережающее задание узнать об этом.
Ученик: (заранее приготовил сообщение).
По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
Учитель: У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Давайте узнаем причины появления Олимпийских игр, прочитав миф об основании Олимпийских
Еще одна легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в Олимпии он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.
Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?
Ученики:
1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.
2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.
3. Игры были честными.
Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. (Записываем в тетрадь). В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.
Вопрос учащимся:
Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?
Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.
Учитель:
На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено. Кто же смог пойти на такой риск?
Ученик:
Хочу рассказать об одной греческой женщине. Она сама тренировала своего сына. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. Его объявили чемпионом!
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. .По закону, нарушительница должна быть убита, но из уважения к ее сыну победителю помиловали. Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.
Учитель:
Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней
Пять незабываемых дней.- составление кластера (стр.156-159)
Первый день. Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.
Клятва участника соревнований:
Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.
Клятва судей:
- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.
Физкультминутка:
Перед состязаниями участники разминались, давайте, и мы проведем разминку.
Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков.
В третий день проводились соревнования взрослых атлетов . Пятиборье и кулачные бои
Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.
1. Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в других соревнованиях. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.
2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла.
3. Метания копья и диска.
Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.
4.Кулачный бой, бег с оружием.
5.Гонка колесниц на ипподроме. Участвовали в гонках только очень богатые греки.
5-й день Олимпиады.
В этот день перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю». Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие.
Учитель:
Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.
IV. Закрепление изученного материала.
Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?
(можно использовать белые и черные карточки)
1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .
2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры.
3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры.
4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.
6. Впервые на соревнования в Олимпии победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.
8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.
9. Пятиборье - это соревнование одного человека в пяти видах спорта.
Кроссворд «Олимпийские игры».
По горизонтали:
1.Обряд, который совершают в первый день Олимпийских игр.
2. Сколько дней продолжались Олимпийские игры?
3.Спортивный снаряд дискобола?
4. Главный результат, к которому стремились все участники Олимпийских игр.
По вертикали:
1.Кому запрещалось присутствовать на играх?
2. Участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач?
3.Победитель Олимпийских игр.
4. Главное состязание Олимпийских игр.
5. Место проведения игр.
Выставление оценок за урок. Рефлексия
VI. Домашнее задание:
Параграф 33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя ( на стр. 161).
Учитель: спасибо, что вы активно работали на уроке.