Практикум «Цитата как речетворческий приём в контексте учебной речевой деятельности школьников»
/data/files/h1646118879.jpg (1920x1438)
/data/files/k1646118904.jpg (1920x1438)
/data/files/w1646118932.jpg (1920x1438)
/data/files/v1646118955.jpg (1920x1438)
/data/files/j1646118979.jpg (1920x1438)
/data/files/o1646118996.jpg (1920x1438)
/data/files/j1646119019.jpg (1920x1438)
/data/files/h1646119043.jpg (1920x2564)
Фрагменты цитаты
ODT / 30.58 Кб
/data/files/f1646119135.odt (Фрагменты цитаты)Цитата как речетворческий приём в контексте учебной речевой деятельности школьников
(на примере наглядного пособия «Заговори, чтобы я тебя увидел»)
Пояснительная записка
Устное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе и итоговое выпускное сочинение по литературе в 11 классе наглядно демонстрируют необходимость развития речетворческих способностей учащихся. Устная и письменная речь обучающихся страдает от отсутствия своего оригинального слова, собственной авторской позиции, нестандартности мышления, освоенных практик оформления содержания высказывания.
Учитывая наличие в экзаменационных материалах заданий с использованием цитаты, целесообразно организовать работу по формированию речетворческих способностей учащихся, используя цитату как речетворческий приём.
Данное наглядное пособие представляет собой банк цитатного материала, сформированный учителем для учащихся 9-11 классов с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.
Ситуации применения наглядного пособия:
1.Использование приёма «собери цитату»
Учитель выбирает цитату, определяет границу, где цитату можно «разорвать», предоставляет ученикам разрозненные фрагменты. Учащиеся должны собрать фрагменты цитаты, предложив свою интерпретацию авторского высказывания.
Практикум
Перед вами мудрые ответы монаха Симеона Афонского на простые жизненные вопросы. Соотнесите вопросы и авторские, по вашему мнению, ответы. Объясните, как вы понимаете эти ответы.
|
Вопросы |
1 |
Какое умение самое редкое? |
2 |
Какое умение самое лучшее ? |
3 |
Какое умение самое важное ? |
4 |
Какое умение самое трудное ? |
5 |
Какое умение самое нужное ? |
|
... |
Варианты ответов: умение слушать, умение молчать, умение отдавать, умение спрашивать, умение прощать.
Самое лучшее умение - это умение прощать: обида в душе не сделает тебя счастливым. (Анастасия Л.)
Самое лучшее умение-это умение прощать, так как люди не ангелы: все ошибаются. Когда-нибудь прощение может понадобиться и тебе. (Кирилл А.)
2. Использование приёма «незавершённая, незаконченная цитата»
Учитель выбирает цитату, определяет границу, где цитату можно «прервать» и просит учеников завершить цитату, аргументируя свой авторский вариант завершения высказывания.
Практикум
Счастлив тот... (А.П. Чехов).
Счастлив тот, чьи родители ещё живы. Если твои родители живы - ты ещё ребёнок, твоё детство ещё не закончилось, твои ангелы-хранители ещё на земле. (Обидов Ш.)
3. Использование базовых коммуникативных стратегий при работе с цитатами
Учитель выбирает цитату, формулирует вопрос - задание, помогающий освоить одну из коммуникативных стратегий.
Практикум
Переоформите цитату. Подберите свой метафорический вариант пояснения цитаты.
Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. (К.Г. Паустовский).
Отнять у человека способность мечтать — это все равно, что птице подрезать крылья: жить будет, но летать уже не сможет. (Юлия М.).
Данное авторское наглядное пособие составлено и апробировано в результате работы в творческой группе слушателей курсов повышения квалификации НИПКиПРО и по материалам учебно-методического пособия «Позиция в диалоге: стратегии устного и письменного общения» / Под науч. ред. Н.В. Максимовой. Новосибирск, 2018.
В приложении представлен оформленный учениками вариант цитатного материала данного пособия, посвящённый творчеству А.П. Чехова.
Легоцкая Вера Сергеевна
Лапина Лариса Геннадьевна
Соколова Елена Борисовна
Лапина Лариса Геннадьевна