Просветительское занятие с элементами тренинга «Мир профессий» (7–11 класс)

2
0
Материал опубликован 4 February 2022 в группе

Просветительское занятие с элементами тренинга «Мир профессий»

Автор-сотавитель: Мак Диана Владимировна

заместитель начальника отдела исследовательской работы
​​​​​​​ управления психологического сопровождения ФГБОУ "МДЦ "Артек"

Цель: создание условий для профессионального самоопределения обучающихся и принятия ими осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и возможностей.

Задачи:

Способствовать активизации процесса профессионального самоопределения;

Сформировать представлений о различных сферах труда, мире профессий;

Создать условия для повышения мотивации к обучению и познанию;

Диагностировать у обучающихся профессиональную направленность к определенной сфере деятельности.

Ожидаемые результаты: у обучающихся сформированы готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Продолжительность занятия: 2 часа

Количество участников: 20-25 человек

Возраст участников: 15-17 лет

Структура занятия:


Вступительное слово педагога-психолога.

Притча о труде и трудолюбии. Групповое обсуждение.

Информационный блок.

Просмотр видеоролика «Атлас новых профессий»

Упражнение «Кем я хочу стать».

Профориентационная диагностика.

Работа в группах. Создание информационных справок.

Подведение итогов. Рефлексия.

Материально-техническое обеспечение: цветные и простые карандаши, ручки, листы А4, бланки карт-портретов (Приложение 1), бланки опросников; компьютер\ноутбук с выходом в Интернет (для демонстрации электронного ресурса).

Источники/Литература:

https://pritchi.ru

http://atlas100.ru

http://testoteka.narod.ru



Ход занятия

Вступительное слово педагога-психолога.

Притча о труде и трудолюбии.

Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них:

«Что ты делаешь?»

Землекоп ответил:

«Копаю эту проклятую яму!»

Второй на этот же вопрос ответил:

«Зарабатываю себе на кусок хлеба»

А третий с воодушевлением ответил, что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад. 

В чем смысл этой притчи?

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Примечание: Эта притча показывает разное отношение к своему труду. Для кого-то он в тягость и не приносит никакого удовлетворения, для другого – жизненная необходимость, а третий видит в своей работе смысл, перспективу, испытывает радость от результатов своего труда.


Информационный блок – Просмотр видеоролика «Атлас новых профессий»

На данный момент в мире насчитывается более 50 тысяч различных профессий!

Профессия род трудовой деятельности, связанный с определенной областью общественного производства.

Профессиональное самоопределение – определение направления своего профессионального развития на основе осознания своих личных качеств.

Для того чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть информированным, читать о различных профессиях, узнавать от знакомых людей об особенностях их руда, сравнивать и «примерять» на себя различные профессии.

До 2020 года появятся 186 новых профессий, а 57 привычных нам – исчезнут!

Подробно познакомится со всеми профессиями можно на сайте - atlas100.ru

Примечание: Возможен вариант, когда педагог-психолог наглядно демонстрирует возможности использования электронного ресурса atlas100.ru.


Упражнение «Кем я хочу стать»

Цель: развитие рефлексивности, активизация процесса профессионального самоопределения.

Инструкция: упражнение проводится в формате группового обсуждения. Каждому участнику поочередно предлагается продолжить фразу «Я хочу стать\я хотел(а) стать …» и обосновать свою позицию.

Что повлияло на ваш выбор профессии?

Что, по вашему мнению, важно учитывать при выборе профессии в первую очередь?

(вариативная часть для обучающихся 12-17 лет)

Залог успешного выбора профессии – высокая информированность.

Основные мотивы выбора профессии:

Востребованность и престиж;

Желание общественного признания;

Заработная плата;

Условия труда;

Позиция родственников;

Советы друзей;

Способности и склонности;

Высокий интерес.

Профориентационная диагностика

Цель: выявление у обучающихся профессиональной направленности к определенной сфере деятельности; определение индивидуально-личностного портрета подростка.

Инструкция: обучающимся предлагается поучаствовать в профориентационном тестировании. Инструкция к проведению вариативна для каждой отдельной выбранной методики.

Возможные варианты методик:

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова;

Методика оценки профессиональных интересов и способностей (тест «Ориентации» Соломина И.Л.);

Тест «Карта интересов» А. Е. Голомштока;

Методика Л.А. Йовайши;

«Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкиной;

Методика «Структура интересов» В. Хеннинга.

Работа в подгруппах. Создание информационных справок о современных профессиях.

Цель: расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий; развитие умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию.

Инструкция: для выполнения задания необходимо использовать электронный ресурс – atlas100.ru.

Участники должны разделиться на подгруппы. Каждой подгруппе путем жребия достается 3 отрасли (Приложение 2), из которых им необходимо выбрать профессии, о которых они хотели бы рассказать остальным (на сайте atlas100.ru). Каждая подгруппа в течение 10-15 минут работает над созданием информационной справки о современных профессиях, где раскрывают основные характеристики той или иной профессии (основные обязанности, качества, необходимые специалисты, условия труда, особенности образования для выполнения обязанностей и т.д.). После работы каждая подгруппа выступает с докладом перед остальными командами. Групповое обсуждение.


Примечание: Для создания информационной справки можно использовать бланк «Моя будущая профессия» (Приложение 1).


Подведение итогов. Рефлексия.

Что для вас было наиболее важным?

Какие эмоции вы испытывали на протяжении занятия?

С какими трудностями вы столкнулись?

К какому выводу вы пришли по итогам участия в занятии?

Эпиграф:

«Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»

К.Д. Ушинский


Подведение итогов. Рефлексия.

Что для вас было наиболее важным?

Какие эмоции вы испытывали на протяжении занятия?

С какими трудностями вы столкнулись?

К какому выводу вы пришли по итогам участия в занятии?



Приложение 1

Отрасли профессий с сайта atlas100.ru:

МЕДИЦИНА

ОБРАЗОВАНИЕ

ЭНЕРГОГЕНЕРАЦИЯ И НАКОПЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ

СТРОИТЕЛЬСТВО

ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО

ЭНЕРГОСЕТИ И УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕМ

БЕЗОПАСТНОСТЬ

МЕДИА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ

АВИАЦИЯ

БИОТЕХНОЛОГИИ

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

КОСМОС

ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

МЕТАЛЛУРГИЯ

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ

РОБОТОТЕХНИКА И МАШИНОСТРОЕНИЕ

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ИНДУСТРИЯ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ И СЕРВИСОВ

ИТ-СЕКТОР

ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР

МЕНЕЛДЖМЕНТ

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

ФАРМАЦЕВТИКА

УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДОЙ



















Приложение 2

Бланк игры «Моя будущая профессия», созданная на основе Атласа, Шелковым Е.Л. из «Центра образования и профессиональной ориентации», Пензенская область, г. Заречный.













t1643961937aa.gif









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.