Просветительское занятие с элементами тренинга «Мир профессий» (7–11 класс)
Просветительское занятие с элементами тренинга «Мир профессий»
Автор-сотавитель: Мак Диана Владимировна
заместитель начальника отдела исследовательской работы
управления психологического сопровождения ФГБОУ "МДЦ "Артек"
Цель: создание условий для профессионального самоопределения обучающихся и принятия ими осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и возможностей.
Задачи:
Способствовать активизации процесса профессионального самоопределения;
Сформировать представлений о различных сферах труда, мире профессий;
Создать условия для повышения мотивации к обучению и познанию;
Диагностировать у обучающихся профессиональную направленность к определенной сфере деятельности.
Ожидаемые результаты: у обучающихся сформированы готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Продолжительность занятия: 2 часа
Количество участников: 20-25 человек
Возраст участников: 15-17 лет
Структура занятия:
Вступительное слово педагога-психолога.
Притча о труде и трудолюбии. Групповое обсуждение.
Информационный блок.
Просмотр видеоролика «Атлас новых профессий»
Упражнение «Кем я хочу стать».
Профориентационная диагностика.
Работа в группах. Создание информационных справок.
Подведение итогов. Рефлексия.
Материально-техническое обеспечение: цветные и простые карандаши, ручки, листы А4, бланки карт-портретов (Приложение 1), бланки опросников; компьютер\ноутбук с выходом в Интернет (для демонстрации электронного ресурса).
Источники/Литература:
Ход занятия
Вступительное слово педагога-психолога.
Притча о труде и трудолюбии.
Один путешественник во время долгого пути встретил людей, роющих землю. Тогда он спросил одного из них:
– «Что ты делаешь?»
Землекоп ответил:
– «Копаю эту проклятую яму!»
Второй на этот же вопрос ответил:
– «Зарабатываю себе на кусок хлеба»
А третий с воодушевлением ответил, что вскапывает землю под прекрасный фруктовый сад.
– В чем смысл этой притчи?
– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Примечание: Эта притча показывает разное отношение к своему труду. Для кого-то он в тягость и не приносит никакого удовлетворения, для другого – жизненная необходимость, а третий видит в своей работе смысл, перспективу, испытывает радость от результатов своего труда.
Информационный блок – Просмотр видеоролика «Атлас новых профессий»
На данный момент в мире насчитывается более 50 тысяч различных профессий!
Профессия – род трудовой деятельности, связанный с определенной областью общественного производства.
Профессиональное самоопределение – определение направления своего профессионального развития на основе осознания своих личных качеств.
Для того чтобы сделать правильный выбор, очень важно быть информированным, читать о различных профессиях, узнавать от знакомых людей об особенностях их руда, сравнивать и «примерять» на себя различные профессии.
До 2020 года появятся 186 новых профессий, а 57 привычных нам – исчезнут!
Подробно познакомится со всеми профессиями можно на сайте - atlas100.ru
Примечание: Возможен вариант, когда педагог-психолог наглядно демонстрирует возможности использования электронного ресурса atlas100.ru.
Упражнение «Кем я хочу стать»
Цель: развитие рефлексивности, активизация процесса профессионального самоопределения.
Инструкция: упражнение проводится в формате группового обсуждения. Каждому участнику поочередно предлагается продолжить фразу «Я хочу стать\я хотел(а) стать …» и обосновать свою позицию.
– Что повлияло на ваш выбор профессии?
– Что, по вашему мнению, важно учитывать при выборе профессии в первую очередь?
(вариативная часть для обучающихся 12-17 лет)
Залог успешного выбора профессии – высокая информированность.
Основные мотивы выбора профессии:
Востребованность и престиж;
Желание общественного признания;
Заработная плата;
Условия труда;
Позиция родственников;
Советы друзей;
Способности и склонности;
Высокий интерес.
Профориентационная диагностика
Цель: выявление у обучающихся профессиональной направленности к определенной сфере деятельности; определение индивидуально-личностного портрета подростка.
Инструкция: обучающимся предлагается поучаствовать в профориентационном тестировании. Инструкция к проведению вариативна для каждой отдельной выбранной методики.
Возможные варианты методик:
«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова;
Методика оценки профессиональных интересов и способностей (тест «Ориентации» Соломина И.Л.);
Тест «Карта интересов» А. Е. Голомштока;
«Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкиной;
Методика «Структура интересов» В. Хеннинга.
Работа в подгруппах. Создание информационных справок о современных профессиях.
Цель: расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий; развитие умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию.
Инструкция: для выполнения задания необходимо использовать электронный ресурс – atlas100.ru.
Участники должны разделиться на подгруппы. Каждой подгруппе путем жребия достается 3 отрасли (Приложение 2), из которых им необходимо выбрать профессии, о которых они хотели бы рассказать остальным (на сайте atlas100.ru). Каждая подгруппа в течение 10-15 минут работает над созданием информационной справки о современных профессиях, где раскрывают основные характеристики той или иной профессии (основные обязанности, качества, необходимые специалисты, условия труда, особенности образования для выполнения обязанностей и т.д.). После работы каждая подгруппа выступает с докладом перед остальными командами. Групповое обсуждение.
Примечание: Для создания информационной справки можно использовать бланк «Моя будущая профессия» (Приложение 1).
Подведение итогов. Рефлексия.
– Что для вас было наиболее важным?
– Какие эмоции вы испытывали на протяжении занятия?
– С какими трудностями вы столкнулись?
– К какому выводу вы пришли по итогам участия в занятии?
Эпиграф:
«Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
К.Д. Ушинский
Подведение итогов. Рефлексия.
– Что для вас было наиболее важным?
– Какие эмоции вы испытывали на протяжении занятия?
– С какими трудностями вы столкнулись?
– К какому выводу вы пришли по итогам участия в занятии?
Приложение 1
Отрасли профессий с сайта atlas100.ru:
МЕДИЦИНА | ОБРАЗОВАНИЕ | ЭНЕРГОГЕНЕРАЦИЯ И НАКОПЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ |
СТРОИТЕЛЬСТВО | ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО | ЭНЕРГОСЕТИ И УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕМ |
БЕЗОПАСТНОСТЬ | МЕДИА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ | НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ |
АВИАЦИЯ | БИОТЕХНОЛОГИИ | ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ |
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО | СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО | КОСМОС |
ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | МЕТАЛЛУРГИЯ | НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ |
РОБОТОТЕХНИКА И МАШИНОСТРОЕНИЕ | ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ | ИНДУСТРИЯ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ И СЕРВИСОВ |
ИТ-СЕКТОР | ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР | МЕНЕЛДЖМЕНТ |
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА | ФАРМАЦЕВТИКА | УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДОЙ |
Приложение 2
Бланк игры «Моя будущая профессия», созданная на основе Атласа, Шелковым Е.Л. из «Центра образования и профессиональной ориентации», Пензенская область, г. Заречный.