12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Есауленко Наталья Рашидовна775
Учитель, педагогический стаж 8 лет
Россия, Свердловская обл., качканар

Вводный урок по литературе: «О литературе, читателе и писателе».

Цель:

•выявить специфику художественной литературы как искусства слова; выявить круг читательских интересов школьников, подготовить ребят к восприятию курса литературы в 6 классе;

•воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Ход урока.

Организационный момент (перекличка)

Определение темы и цели урока:

Учитель: Сегодня мы побываем на интересной экскурсии. А вот и наша экскурсовод . Узнали?

(Ученики отвечают, что перед нами Машенька, из любимого мультфильма Маша и Медведь)

Учитель: Она такая проказница, такая непослушная, но она всегда хотела научиться читать. Помните?

(Ученики отвечают, что она научилась читать, как и мечтала, а в этом ей помог Медведь)

Учитель: Сегодня она нам расскажет о том, что нового она узнала о литературе, какие книги интересные она прочла за лето, а также о том, какой она читатель. В этом ей помогут цветочки, видите, какие они красивые. Каждый раз, когда она их будет отрывать, мы будем оказываться в интересном месте, связанным с Литературой, чтением и писателями.

( Маша оторвала первый лепесток)

 

Изучение нового материала:

Учитель: Кто это перед нами?

(Ученики отвечают, что перед нами портреты писателей )

Учитель: Маша знает, что писатели всегда к своему творчеству относились очень серьёзно, они утверждали, что не только талант и вдохновение помогают создать произведение, но и постоянный кропотливый труд в поисках своего сюжета и своего героя.

Давайте посмотрим, как писатели говорили о ТРУДЕ ПИСАТЕЛЯ.

( высказывания великих писателей о творчестве:

Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно.

Овидий (20 марта 43 г. до н. э— 17 г. н. э.) — древнеримский поэт

Третья способность души после ума и воли — творчество.

Василий Андреевич Жуковский

Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать

Александр Сергеевич Пушкин

Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют.

Антон Павлович Чехов

Быть поэтом — это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Сергей Есенин

Цель художника – заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях.

Лев Николаевич Толстой

Учитель: Маша очень хочет посмотреть, насколько вы дружные. Для этого она отрывает листок. Итак, оглянитесь, где мы с вами оказались? Это царство Литература. А вы знаете, что это слово обозначает?

(Ученики вспоминают понятие. Литература — это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык. Записывают в тетрадь. )

Учитель: Посмотрите внимательно на высказывания писателей о своем творчестве, как вы думаете, как – то связано творчество с литературой?

(Ученики отвечают, что между ними очень тесная взаимосвязь.)

Учитель: Ребята, объединившись в команды, вы должны проанализировать высказывания наших писателей о творчестве и обобщить их мысли. Выделить основные цели литературы.

(Примерные ответы учащихся: литература воспитывает, воздействует на эмоции человека, учит любить жизнь, сопереживать и сострадать )

Учитель: Маша отрывает новый лепесток. Посмотрите, что это вокруг нас? Это книги, как их много! Такие хорошие, красивые, интересные. Маша мне рассказала, что летом прочитала множество интересных книг, а вы?

Учитель: каждый из вас дома летом вел читательский дневник. Я бы хотела, чтобы вы, ребята, Маше рассказали по этому дневнику о самых интересных произведениях, которые вы прочитали.

(Ученики выступают со своим читательским дневником )

Учитель: Посмотрите внимательно, Маша оторвала еще один лепесток.

Где мы оказались? Это библиотека – хранилище книг. Здесь всегда собираются ребята, чтобы прочитать множество интересных книг.


 

Но так ли легко стать хорошим читателем? Маша принесла вам памятки о том, как стать хорошим читателем.

 


Учитель: И вот Маша отрывает последний лепесток. Кто перед нами?

(Ученики: ученый человек )

Учитель: Да, это мудрец. Он знает много интересных притч о том, как важно много читать и быть хорошим чтителем. Одну из них я вам расскажу.

Жил один человек, который очень любил читать. Целыми днями он занимался этим делом, впитывая книжку за книжкой, и прочитал их больше тысячи. Но однажды, по часам провидения пришло его время, и явился к нему ангел смерти, перебив сладкий сон. Ангел сказал ему, что пришло его время проститься с этим миром, что дни его сочтены и теперь он нужен наверху.

— Ты был хорошим человеком, — сказал ангел, — поэтому и смерть твоя будет простой и лёгкой. Дай мне свою руку, и ты с лёгкостью покинешь своё тело.

— Погоди, ангел, — сказал ему человек, медленно протягивая руку, — не торопись умерщвлять моё тело.

— Не волнуйся, твоё тело заснёт вечным сном, а душа твоя престанет перед Господом Богом нашим всевышним. И твоя дальнейшая судьба будет уже в его руках.

— Погоди, ангел, — повторил человек, — поручись мне, пожалуйста, дорогой мой, что с телом моим ничего не случится до самого утра. Потому что я ещё вернусь к нему, ведь не все дела я здесь ещё завершил.

Ангел с удивлением поручился и повёл его по незримым ступеням на небеса. Передав душу Господу, ангел улетел по своим делам. А Бог начал свой допрос, которому подвергается каждая душа, чтобы выяснить, где ей место: в раю или в очищающем огне.

Спустя некоторое время Бог вызвал того же ангела смерти и велел ему проводить душу человека обратно. Сказал при этом лишь, что произошли кое-какие изменения. Ангел же, не посмев выказать любопытства, покорно исполнил волю Господа. С большим удивлением он спросил воскресшего человека:

— О чём же вы говорили со Всевышним, что он решил дать тебе ещё десять лет? Ведь такого ещё никогда не было.

— Я думаю, — ответил воскресший, — что он сам тебе всё расскажет. И ещё я думаю, что это не последние десять лет, которые он мне дал.

Не удержавшись, ангел всё же спросил у Бога об этой ситуации. На что Бог ему ответил:

— Наши нынешние создания стали мало читать, а соответственно неумело разговаривать. Общаясь с этим человеком, я просто наслаждался, слушая его речь. Поскольку я давно не слышал красноречия от своих созданий, то очень удивился, и более того, даже возгордился за своё создание. А когда я спросил, чего он хочет за принесённую мне радость, он ответил: «Я хочу обрадовать тебя ещё больше, показав, что твоё создание может говорить ещё краше. Но для этого мне нужно прочитать ещё тысячу книг, а для этого, прошу у тебя ещё десять лет жизни».

Источник: http://pritchi.ru/id_3197

Учитель: Каков смысл притчи?

(О пользе чтения формирования мировоззрения человека, для развития речи человека) Закрепление изученного материала:

Учитель: Продолжите фразу «Хорошая книга дает человеку очень многое: ….., поэтому нужно……»

(Ответы учащихся)

Учитель: Маша прощается с вами и просит дать клятву верности книгам и чтению. Прошу вас встать и торжественно произнести клятву.

(Ученики: Я ни дня не проживу без чтения. Я каждый день буду читать интересную книгу. Я буду беречь книги).

Рефлексия:


 

Домашнее задание:

Нарисовать иллюстрации к прочитанным летом книгам.



 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.