12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ватолина Светлана Анатольевна18744
Работаю в школе с 1990 года. Закончила Пермское педагогическое училище №4 (сейчас колледж"Оникс") художественно-графическое отделение гр.46. Совмещаю основную работу с преподаванием основ ИЗО в Детской школе искусств для детей 5-10 лет.
Россия, Пермский край, с. Усть-Кишерть
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

Урок-экскурсия «Осень в отражении».

Цели: сформировать представление о таком явлении природы, как отражение деревьев и кустарников с берега на воде.

Собрать гербарий.

Задачи:

Образовательные:

-углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы: отражение берега с осенними деревьями и кустарниками на воде;

-познакомить с отличительными признаками листьев различных деревьев, листьев кустарников от трав;

-формировать навыки пространственной ориентировки; 

-формирование целостного мировоззрения о природной среде.

Развивающее:

-развивать стремление к познанию, наблюдательность, память, внимание, связную речь; 

-развитие умения сравнивать и анализировать;

-развитие интереса к изучению природы;

-формировать у обучающихся умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира;

 Воспитательные:

-эстетическое воспитание;

-воспитание патриотизма, любви к природе;

-воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;

-способствовать сплочению коллектива посредством совместной творческой деятельности;

-воспитание бережного отношения к природе.

Возраст: обучающиеся 2-3 классов общеобразовательных школ на уроках и внеурочных занятиях, групп продлённого дня, для обучающихся 1-2 классов школ искусств и художественных школ, центров дополнительного образования.

Тип урока: вводный урок-экскурсия.

Время проведения экскурсии: 1 час.

Предметы: окружающий мир, изобразительное искусство, технология, декоративно прикладное искусство, ручной труд.

Формирование УУД:

Личностные: формируется бережное отношение к природе, способность к эстетическому переживанию, созерцанию окружающему мира.

Метапредметные:

Коммуникативные: развиваются умения сотрудничать с одноклассниками и учителем.

Познавательные: развиваются умения использовать различные способы поиска, овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Регулятивные: формируются умения оценивать свое поведение и осуществлять свои действия с поставленной целью и задачам.

Предметные: осознаётся целостность окружающего мира, происходит освоение основ экологической грамотности.

Актуальность урока-экскурсии:

Актуальность обусловлена внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, в котором особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно активные и нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Главное значение данной экскурсии в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами и осознают себя как часть системы мира природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, внимание, обогащается личный опыт.

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у обучающихся формируется интерес, любовь, бережное отношение к природе. Кроме того, формируются многие личностные качества ребенка.

Экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют укреплению здоровья детей. Наконец, экскурсии дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий – гербариев, коллекций и природных заготовок для творческих работ (аппликаций, поделок, композиций и т. д.).

Ход урока-экскурсии:

Предварительная подготовка.

Предварительная подготовка для учителя: составить маршрут экскурсии, собрать походную аптечку, подготовить пакет для сбора гербария, продумать вопросы для беседы во время экскурсии для обучающихся (Приложение №1).

Организационная часть.

Сообщение темы, цели, задач урока, задание. Проведение поведения у водоёмов, на мостах и местах спуска к водоёмам, правила при движении вдоль дорог и переходе через дорогу, правила сбора гербария (Приложение №2).

Экскурсия по маршруту.

Маршрут 1 км.: озеро «Молёбное», спуск к озеру, озеро «Кислое», мосты через «Кишертку» мостик к стадиону, автодорожный мост, мостик по улице Строителей, мостик по улице Набережная.

Рефлексия.

Ребята делятся своим впечатлениями, что узнали нового, в каких новых местах побывали. Складывают собранные листья для сушки под пресс. Рассматривают фотографии, комментируя свои наблюдения, соотносят их с ответами на вопросы во время экскурсии.

Домашнее задание: нарисуй свои впечатления об экскурсии, что запомнилось и понравилось.

Выполненный результат:

Приобретены навыки коллективного сотрудничества в совместной деятельности.

Собранные листья, цветы и травинки для дальнейших творческих работ. (Фотоотчёт)

Пополнена копилка дидактических материалов образовательными фотографиями. (Приложение №2)

​​​​​​​

Приложения:

Приложение №1 Фрагмент урока.

Вопросы и предполагаемые ответы для беседы во время экскурсии:

Какие вы знаете близлежащие водоёмы? (Озеро «Молёбное», «Кислое», речка «Кишертка»).

Как меняется природа осенью у водоёмов? (Желтеет и опадает листва деревьев, кустарников в воду, застоявшаяся вода покрывается тиной и т. д.).

Что отражается на воде? (Небо с облаками или тучами, берег с растительностью.)

Когда мы видим отражение берега на воде? (В светлое время суток.)

Когда отражение на воде более четкое по цвету? (В солнечную погоду.)

Отличается ли отражение на воде относительно расположению солнца? (Солнце со спины-отражение более четкое по цвету, идеальное зеркальное отражение. Солнечные лучи напротив взгляда-отражение имеет цвет воды, намного темнее и насыщеннее, цвет объектов в отражении на воде нечёткий).

Когда мы видим отражение с одного берега, а когда с обоих противоположных берегов? (С одного берега, когда смотришь с противоположного берега; с обоих берегов, когда стоишь на мосту, справа-правый берег, слева-левый)

Как называются пятнышки, полосочки света на воде? (Блики, которые передают движение воды, течение-рябь или зыбь).

Чем отличаются листья деревьев, листья от трав, кустарники от деревьев?

Одинаково ли меняют цвет листья с разных деревьев и кустарников?


Приложение №2 Правила и рекомендации.

Правила поведения на экскурсии.

Соблюдайте правила дорожного движения. Не кричите в общественных местах. Будьте вежливыми и дружелюбными с прохожими. Не перебивайте друг друга во время беседы. Слушайте внимательно учителя и одноклассников.

Запрещается:

Разрешается:

Рвать растения, включённые в Красные Книги: Международную, России или региональную Красную книгу.

Не собирать пыльные и грязные растения по обочинам дорог и тропинок.

Не рвать и не трогать незнакомые растения, спрашивать о них у учителя. ​​​​​​​

Задавать вопросы по теме, отвечать на заданные вопросы, дополнять ответы одноклассников, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (рассматривать, наблюдать), собирать листья, цветы, травинки небольшого размера.


Приложение №3 Образовательные фотографии.

Пояснительная записка.

Цель: обобщить наблюдения и знания полученные на уроке-экскурсии.

Задачи:

-познакомить с образовательными фотографиями;

-развивать навыки работы с фотографиями;

-формировать пространственное мышление;

-развивать внимание, смекалку, сообразительность, творческое воображение;

-воспитывать аккуратность, уважение к мнению своих сверстников.

Фотографии нужно не только рассмотреть, но и выполнить творческие задания. Выполнять задание можно индивидуально или в паре. Так же можно предложить проверить задания самим детям, меняясь ответами. Таким образом формировать у обучающихся умение оценивать других и корректировать свою деятельность.
Образовательные фотографии.
DOCX / 4.2 Мб

Фотоотчёт с экскурсии.​​​​​​​

Фотоотчёт.
DOCX / 6.55 Мб



Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (34)

сменить сортировку
Ватолина Светлана Анатольевна, 26.10.19 в 19:06 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Аладышева Татьяна Петровна, 26.10.19 в 19:09 5 Ответить Пожаловаться
Интересная и полезная для детей экскурсия! Вы замечательно всё организовали, Светлана Анатольевна!
Ватолина Светлана Анатольевна, 26.10.19 в 19:20 5 Ответить Пожаловаться
Татьяна Петровна, благодарю за положительный отзыв!
Ковалева Галина Валентиновна, 26.10.19 в 19:27 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Отличная методическая разработка!
Ватолина Светлана Анатольевна, 26.10.19 в 19:37 5 Ответить Пожаловаться
Галина Владимировна, Вам спасибо за комментарий!!!
Коновалова Елена Валерьевна, 26.10.19 в 19:42 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна, за материал! Очень интересны задания с образовательными фотографиями!
Ватолина Светлана Анатольевна, 26.10.19 в 19:49 5 Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзыв, Елена Валерьевна!!! Задания обдумывала недолго, они как-то сами образовались после внимательного просмотра получившихся фотографий с экскурсии.
Перминова Елена Федоровна, 26.10.19 в 19:43 4 Ответить Пожаловаться
Спасибо, отличная экскурсия! Очень понравились задания, благодарю за творческий подход!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.