12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексеева Елена Александровна19
1

Статья на тему «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя дошкольной группы, как условие повышения качества и результативности коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР»

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя дошкольной группы, как условие повышения качества и результативности коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР.

Целью образовательного процесса работы с детьми с ЗПР является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей. Развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей и уметь ориентироваться в той или иной ситуации.

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Работа ведется в таких направлениях, как:

* диагностическое;

* коррекционно-развивающее;

* консультативно-просветительское.

Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит от того, насколько им хорошо организована работа с воспитателем, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми знаний на занятиях учителя-дефектолога.

Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей определяют следующие принципы:

·Системность.

·Комплексность.

·Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.

·Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку с ОПФР в процессе занятий.

·Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа

Функции дефектолога:

1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.

2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

3. Коррекция звукопроизношения.

4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

5. Устранение недостатков слоговой структуры слова.

6. Отработка новых лексико-грамматических категорий.

7. Обучение связной речи.

8. Развитие психических функций.

Функции воспитателя:

1. Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе.

2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

3. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

4. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

5. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

6. Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя - дефектолога.

7. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

Примерное содержание работы воспитателя и дефектолога

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей с ЗПР в период их пребывания в ДОУ, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка с ЗПР в ДОУ.

Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим, сенсорике, формированию элементарных математических представлений, развитию графомоторных навыков и ориентировке в пространстве, предметно-практической деятельности.

Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты.


 

Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности.

1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают детей.

Учитель-дефектолог индивидуально обследует детей, наблюдает за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты совместно обсуждаются и анализируются, намечается индивидуальный план работы с конкретным воспитанником.

2. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальная программа развития по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.

Воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий. Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать и специалисты отделения социально-трудовой реабилитации.

4. Совместное взаимодействие с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, лекция, показ занятия. Включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.

Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий дефектолога, необходимо распределить функции:

·дефектолог формирует первичные базовые понятия и универсальные учебные действия;

·воспитатель закрепляет их.

Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников центра содействия семейному воспитанию.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.