Статья на тему «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя дошкольной группы, как условие повышения качества и результативности коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР»
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя дошкольной группы, как условие повышения качества и результативности коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР.
Целью образовательного процесса работы с детьми с ЗПР является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей. Развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей и уметь ориентироваться в той или иной ситуации.
Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Работа ведется в таких направлениях, как:
* диагностическое;
* коррекционно-развивающее;
* консультативно-просветительское.
Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит от того, насколько им хорошо организована работа с воспитателем, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми знаний на занятиях учителя-дефектолога.
Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей определяют следующие принципы:
·Системность.
·Комплексность.
·Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.
·Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку с ОПФР в процессе занятий.
·Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа
Функции дефектолога:
1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
3. Коррекция звукопроизношения.
4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
5. Устранение недостатков слоговой структуры слова.
6. Отработка новых лексико-грамматических категорий.
7. Обучение связной речи.
8. Развитие психических функций.
Функции воспитателя:
1. Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе.
2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
3. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
4. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
5. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
6. Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя - дефектолога.
7. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Примерное содержание работы воспитателя и дефектолога
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей с ЗПР в период их пребывания в ДОУ, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.
Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка с ЗПР в ДОУ.
Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим, сенсорике, формированию элементарных математических представлений, развитию графомоторных навыков и ориентировке в пространстве, предметно-практической деятельности.
Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты.
Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности.
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают детей.
Учитель-дефектолог индивидуально обследует детей, наблюдает за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты совместно обсуждаются и анализируются, намечается индивидуальный план работы с конкретным воспитанником.
2. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальная программа развития по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.
Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.
Воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий. Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать и специалисты отделения социально-трудовой реабилитации.
4. Совместное взаимодействие с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, лекция, показ занятия. Включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.
Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий дефектолога, необходимо распределить функции:
·дефектолог формирует первичные базовые понятия и универсальные учебные действия;
·воспитатель закрепляет их.
Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников центра содействия семейному воспитанию.