Статья «Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя начальных классов, как условие повышения результативности коррекционной работы и лучшему усвоению учебного материала учащимися»
Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя начальных классов, как условие повышения результативности коррекционной работы и лучшему усвоению учебного материала учащимися
На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения все педагоги, в том числе учителя-дефектологи и учителя начальных классов.
Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-дефектолога стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Задача учителя-дефектолога - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно - воспитательного процесса.
На коррекционных занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Например, учитель начальных классов имеет прекрасную возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текстов или заучивании стихов он напоминает ребенку, какие звуки нужно произносить правильно. Учитель-дефектолог подсказывает учителю начальных классов, какие из них соответствуют произносительным возможностям того или иного школьника.
Следовательно, этот тандем осуществляет контроль над правильной речью учащихся, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками. Это особенно важно для заикающихся детей, имеющих проблемы с коммуникацией, для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, дизартрией.
Коррекционная работа в начальных классах нашего образовательного учреждения условно делится на четыре этапа: диагностический, подготовительный, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.
Также поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и учителя начальных классов.
Учитель - дефектолог и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:
учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на коррекционных занятиях, так и на уроках); - учет возрастных особенностей детей;
предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на коррекционных занятиях, так и на уроках;
придание обучению воспитывающего характера;
всестороннее развитие личности учащегося.
Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности коррекционной работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми.
Мы в своей работе ищем новые подходы, идеи, формы и методы, которые были бы интересны школьникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
В этом учебном году мы совместно с учителями, которые работают в первых классах решили внедрить в свою работу дидактическое пособие - лэпбук.
Что же такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство , представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая или интерактивная папка. Можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
организационную (экскурсии, походы)
техническую (фото, видео)
информационную (сбор информации для лэпбука)
мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность учителя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение школьников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Чем для нас стала привлекательна данная форма работы?
Во-первых, Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию.
В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)
Ну и в конце концов, это просто интересно.
В результате данной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Преимущества использования Лэпбуков:
· ребенок самостоятельно собирает нужную информацию
· структурирует большой объем данных
· побуждает интерес у детей к познавательному развитию
· может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослых
·развивает креативность и творческое мышление
·простой способ запоминания
·объединяет учащихся для увлекательного и полезного занятия.
Эффективно использовать Лэпбук можно
как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной,
так и для самостоятельной работы.
Из чего состоит лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.
С чего начать? тема - план - макет - оформление.
Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту), оригинальна.
Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук
В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал школьников, но и развить их.
На наш взгляд, лэпбук – это эффективная технология.
Надежда Сергеевна