Юный краевед
Разработчик: Турова Галина Ивановна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики.
Объединение «Юный краевед» (1 год обучения), направленность: туристско-краеведческая.
Возраст обучающихся: 8 -9 лет.
Срок освоения: 1 год.
Общее количество учебных часов по программе: 72 часа.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной программы
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» (1 год обучения) Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Эколого-биологический центр города Воткинска Удмуртской республики (далее – программа) разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской республики на основании Положения «О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога дополнительного
Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики».
Уровень программы - базовый
Направленность программы. Программа осваивается по туристско - краеведческому направлению работы учреждения, направлена на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Уровень программы ознакомительный.
Актуальность программы. Актуальность программы в том, что ее содержание позволяет формировать столь важные в современном мире компетенции обучающихся, как уважительное отношение к семье, городу, республике, России, к истории, современности, природе и культуре родного края, а также установку на здоровый образ жизни.
Новизна программы в ее практико-ориентированном характере: обучающиеся не только осваивают теоретические знания по истории родного края, но и активно участвуют в различных краеведческих, экологических, творческих, спортивных мероприятиях (конкурсы, акции, походы, экскурсии, соревнования). Программа помогает раскрыть интеллектуальный, творческий и физический потенциал ребенка.
Отличительной особенностью программы «Юный краевед» (1 год обучения) является преобладание краеведческой составляющей. Туристскую деятельность обучающиеся изучают на практике во время прогулок, походов выходного дня, знакомятся с основами спортивного ориентирования, что позволяет принимать участие в соревнованиях.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности обучающихся, развитию чувства патриотизма, познавательного интереса к изучению истории родного края, заботы о природе родного края, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.
За время обучения по программе обучающиеся расширяют и углубляют базовые знания по истории и краеведению, овладевают научным подходом к решению различных задач. Занятия способствуют формированию основ абстрактного, понятийного мышления, навыков публичного выступления, содействуют повышению самостоятельности на всех этапах деятельности.
Отдельные занятия по программе проводятся в рамках сетевого взаимодействия с городскими музеями Воткинска, библиотеками города с использованием их кадровых, технических и технологических ресурсов для более глубокого погружения в тему.
Ориентация на социальный заказ
Программа составлена на основе педагогического опыта с учетом опроса среди детей и их родителей и учета мнения руководителей образовательных учреждений города. Программа реализует современные требования модернизации образования, учитывает потребности общества и раскрывает потенциал образовательной организации.
Адресат программы. Программа предназначена для младших школьников (8 – 9 лет), что соответствует начальному уровню образования.
Возрастные особенности детей 8-9 лет:
Доверчивость, исполнительность. Как правило, обучающиеся этого возраста выполняют требования педагога беспрекословно, не вступают с ним в споры, доверчиво воспринимают поучения педагога. Они не претендуют на самостоятельность и независимость.
Повышенная восприимчивость выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает все новое.
Повышенная реактивность проявляется на занятиях в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, стремлении отвечать самому.
Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствием рассказывают об увиденном ранее.
Подражательность заключается в том, что дети повторяют рассуждения педагога, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию.
Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У детей этого возраста сохраняется ряд потребностей, существующих ранее:
- потребность в игровой деятельности;
- потребность в движениях;
- потребность во внешних впечатлениях.
Вместе с тем у них появляются и новые потребности:
- точно выполнять требования педагога;
- овладевать новыми знаниями, навыками, умениями;
- получать одобрение со стороны взрослых;
- быть лучшим учеником;
- выполнять общественную роль.
Практической значимостью данной программы является то, что полученные знания дети могут использовать при подготовке к олимпиадам по таким предметам как «окружающий мир», «краеведение», «история», в дальнейшем «основы безопасности жизни», и «физкультура». Содержание программы направленно на то, чтобы помочь ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия многолетней культуры Вятского края. Средствами туристко-краеведческой деятельности воспитывается экологическая культура и ведение здорового образа жизни.
Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, необходимых для успешного освоения программы – 72 часа: 36 недель по 2 часа в неделю в течение 9 месяцев.
Количество занятий и темы занятий в разделах можно регулировать, увеличивать или сокращать, заменять равноценными, более полно раскрывающими содержание программы, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности, запросы обучающихся и их родителей.
Формы обучения: очная форма с элементами дистанционного и электронного обучения.
Дистанционное обучение проводится через рассылку заданий для самостоятельной работы через электронную почту, прием и проверку отчетов по ним в соц. сети ВК:
Формы и методы обучения:
- по количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, фронтальная и групповая формы, в зависимости от задач занятия;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекция, беседа, семинар, практикум, творческая мастерская, экскурсия, викторина, акция, конкурс, выставка, интеллектуальная игра, соревнование, поход выходного дня, подвижная игра, фестиваль;
- по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Методы обучения:
- по источникам информации: словесный, демонстрационный, практический;
- по видам деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология игрового обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.
Программа носит интегративный характер, так как помогает раскрыть потенциал ребенка в различных сферах:
- интеллектуальный потенциал – участие в конкурсах, конференциях, проектная и исследовательская деятельность, познавательные экскурсии, акции;
- творческий потенциал – участие в творческих конкурсах, выставках;
- спортивный потенциал – участие в соревнованиях, первенствах, походах.
Режим занятий:
Программа реализуется в течение всего учебного года. В летний период допускается работа с переменным составом обучающихся.
Режим и продолжительность учебного часа, время на отдых между занятиями определяются действующими санитарными правилами и нормами СанПиН с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Часовая нагрузка в неделю – 2 академических часа (1 занятия по 1 часу). Всего– 72 часа.
Изменение режима работы и смещение образовательной нагрузки возможно во время проведения занятия на местности (полевой выход, поход, экскурсии). Проведение практических занятий на местности, экскурсии в своем населенном пункте, участие в походах, туристско-краеведческих мероприятиях. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года. При необходимости (форс-мажорных обстоятельствах) возможно вынесение части занятий на дистанционное обучение.
В календарном учебном графике разделы, темы занятий программы могут меняться местами с учетом погодных условий или на усмотрение педагога.
Численный состав объединения в соответствии с «Положением о детских образовательных объединениях МАУДО ЭБЦ города Воткинска» 15-20 чел.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему города Воткинска на основе познавательной и практической деятельности.
Задачи:
Формировать представления о малой Родине -Удмуртии, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края.
Формировать информационную грамотность, т.е. совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение.
Формировать умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации.
Формировать уважительное отношение к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни.
Воспитать бережное отношение к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
3. Содержание программы
Учебный план (таблица 1)
Таблица 1.
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение | 3 | 1 | 2 | Входной контроль, Приложение 1. |
2. | «Мой город - мне дорог» | 20 | 8 | 12 | Выставка |
3. | «Новый год» | 9 | 1 | 8 | Выставка |
4. | Промежуточная аттестация | 2 | 0 | 2 | Тест, Приложение 1 |
| 1 полугодие: | 34 | 10 | 24 | |
5. | Государственная символика | 4 | 2 | 2 | Опрос |
6. | «Начинается земля, как известно от Кремля» | 5 | 1 | 4 | Викторина, Приложение 1. |
7. | Моя Удмуртия | 10 | 6 | 4 | |
8. | «Мир наших предков» | 9 | 3 | 6 | |
9. | «Мы туристы» | 4 | 2 | 2 | |
10. | Экскурсия в Детский парк | 4 | 0 | 4 | Полоса препятствий |
11. | Итоговая аттестация | 2 | 0 | 2 | Тест, Приложение 1 |
| 2 полугодие: | 38 | 14 | 24 | |
| ИТОГО: | 72 | 24 | 48 | |
Содержание учебного плана (таблица 2)
Таблица 2.
№ п/п | Раздел. Тема | Теоретическая часть | Практическая часть |
1. | Введение. (3 часа). | План работы объединения. Инструктаж по охране труда Определение целей и задач на учебный год. Режим работы объединения Инструктаж по охране труда (1 час). | Вход. тест, прил. 1 (2 часа) |
2. | «Мой город мне дорог» (20 часов) | Возникновение заводского поселка. Исторические и памятные места Краткая история возникновения заводского поселка. Архитектурное решение строительства города. Старые улицы города и их современные названия. Исторические и памятные места, связанные с историей завода, его продукцией. Памятники, посвященные событиям гражданской и Великой Отечественной войнам. Исторические здания Воткинского заводского поселка. Наши земляки. Знакомство с известными земляками, принесшими известность нашему краю: писатель Е. Пермяк, композитор П.И. Чайковский. Продукция Воткинского завода с начала его образования: якоря, якорные цепи, пароходы, паровозы, мостостроение, с/х орудия, современная продукция завода. Продукция Воткинского завода (8 часов) | Выставка Просмотр фото, иллюстраций с изображением города. Просмотр фильма о городе. Экскурсия. Е. А. Пермяк в Воткинске. Экскурсия по музею – усадьбе П.И. Чайковского. Оригами «пароход», аппликация «якорь» (12 часов). |
3. | «Новый год» (9 часов) | Встреча Нового года в других странах Мастерская Деда Мороза. Туристско-краеведческая игра. Обычаи, традиции, встречи Рождества и Нового года в разных странах мира. История новогодней открытки. Подготовка трафаретов, эскизов. Подготовка команды: название, девиз, эмблема (1 час). | Выставка. Художественное оформление открыток. Делаем новогодние сувениры. Спортивные задания (8 часов) |
4. | Промежуточная аттестация | | Тест, Прил. 1 |
5. | Государственная символика (4 часа). | Историческое становление Российский Символики. Герб, флаг, гимн Удмуртии. Герб, флаг, гимн - символы государства. История государственной символики России, Советского Союза, изменения в разные периоды времени. Краткая историческая справка создания символики УР. Значение цвета, солярных знаков на изображении герба и флага (2 часа). | Опрос Просмотр иллюстраций символики разных стран. Прослушивание гимна России. Прослушивание гимна Удмуртии (2 часа) |
6.
| «Начинается земля как известно от Кремля» (5 часов) | История московского Кремля. Кремль, как защитное сооружение города, государства. Строительство древнего Кремля Башни московского Кремля. Основатель Москвы - Юрий Долгорукий. Площади, музеи, соборы Кремля. Москва – сердце России. Москва – столица России (1 час) | Викторина, (приложение 1). Работа с картой московского Кремля. Просмотр иллюстраций, рисунки детей, Виртуальная экскурсия по Красной Площади и по Москве (4 часа). |
7. | Моя Удмуртия (10 часов) | Положение республики на карте, города Удмуртии, «Города Удмуртии», реки и водоемы, птицы, звери и насекомые Удмуртии. Деревья и кустарники Удмуртии (6 часов) | экскурсия в библиотеку Работа с иллюстрациями, атласами –определителями Плешаков. КВН «Моя Удмуртия» (4 часа) |
8. | «Мир наших предков» (9 часов) | Мифы, легенды, сказки удмуртского народа. Загадки, пословицы, заклички удмуртов. Национальные удмуртские игры. Знакомство с мифами, легендами и сказками удмуртского народа. Вечер загадок у удмуртов. Знакомство с условиями и правилами национальных игр (3 часа). | Чтение мифов, легенд, сказок. Рисунки «Герои удмуртских сказок». Игра «Переводчики» (рус-удмурт.). Игры удмуртского народа. Викторина (6 часов) |
9. | «Мы - туристы» (4 часа) | Групповое снаряжение в походе. План местности. Основы топографии. Что относится к групповому снаряжению. Его применение во время туристской прогулки. Понятия о простейших топографических знаках (лес, дорога, река, родник, строение и т.д.). Изображение топознаков на картах. Способы изображения рельефа на местности. Изображение местности на рисунке, фотографии, схеме или плане (2 часа) | Игра «Что возьмем с собой в поход?». Зарисовка топографических знаков. Сбор карты по образцу (пазлы, мозаика) Рисовка плана местности (2 часа) |
10. | Экскурсия в Детский парк (4 часа) | | Спортивные задания Полоса препятствий (2 часа) |
11. | Итоговая аттестация (2 часа) | | Тест, прил. 1 (2 часа) |
4. Планируемые результаты программы
Предметные результаты:
обучающиеся в результате освоения программы должны
- знать символику Российской Федерации, Удмуртской Республики, города Воткинска, ее историю;
- знать карту Удмуртии, города республики;
- изучить историю родного города Воткинска, историю заводского поселка, памятники и исторические места города;
- владеть информацией о вкладе Воткинцев в Великую победу над фашистской Германией;
- знать основные топографические знаки и их применение на практике.
Метапредметные результаты:
- уметь выступать перед аудиторией сверстников;
- уметь использовать различные источники информации;
- уметь работать в коллективе, слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- уметь контролировать свои поступки.
Личностные результаты:
- проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;
- владеть навыками работы в группе;
- понимать ценность здоровья;
- уметь принимать себя как ответственного и уверенного в себе человека;
- называть и объяснять значение государственной символики РФ, Удмуртской Республики;
- ориентироваться на карте, называть соседей нашей республики, знать - историю заселения нашего края;
- знать знаменитых людей Удмуртии и их роль в истории Удмуртии;
- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью педагога;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации.
Формы подведения итогов реализации программы:
собеседование, опрос, наблюдение;
вопросник по программе, тестовые задания и упражнения, контрольные задания, викторины;
творческие задания и проекты (рисунки, планы, схемы, поделки, анаграммы, кроссворды, ребусы), защита творческих проектов;
игры (познавательные, интеллектуальные, развлекательные);
участие в конкурсах, выставках.
Формы контроля, используемые в программе, соответствуют по содержанию темам программы. Предусмотрен входной контроль (сентябрь) с целью выявления начального уровня знаний обучающихся, текущий контроль (декабрь) с целью усвоения программы и итоговый контроль (май), с целью определения уровня освоения программы в полном объеме (Приложение 1).
Удовлетворенность (ожидание результатов) образовательным и воспитательным процессом в Учреждении выявляется анкетированием родителей и обучающихся (Приложение 4).
Программа дополняет курс предмета «Окружающий мир» для начальной школы.
5. Комплекс организационно-педагогических условий реализации Программы
Календарный учебный график (тематический план, таблица 3)
Таблица 3
№ п/п | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Раздел 1. Введение, 3 часов | |||||||
1. | | | Беседа, тест | 1 | Вводное занятие. Инструктажи | Учебный кабинет | Тест, прил. 1 |
2. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия на Центральную площадь. | Учебный кабинет | опрос |
Раздел 2. Мой город - мне дорог, 22 часа | |||||||
3. | | | Беседа Практикум | 1 | Возникновение заводского поселка | Учебный кабинет | |
4. | | | Лекция | 1 | Исторические и памятные места города | Учебный кабинет | |
5. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия по Набережной пруда | Набережная пруда | |
6. | | | Лекция | 1 | Улиц наших имена | Учебный кабинет | |
7. | | | Творческая работа | 1 | Улиц наших имена | Учебный кабинет | Сообщения детей |
8. | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия на Партизанскую площадь | Партизанская площадь | |
9 | | | Практикум | 1 | «Мой город» в рисунках детей | Учебный кабинет | |
10 | | | Беседа | 1 | «Наши известные земляки» Чайковский | Учебный кабинет | |
11 | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия по территории Музея – усадьбы Чайковского | Музей- усадьба П. И. Чайковского | |
12 | | | Беседа | 1 | Е.А. Пермяк | Учебный кабинет | |
13 | | | Практикум | 1 | Мои любимые произведения | Учебный кабинет | Рисунок |
14 | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия в ВМИК. Город – завад. | ВМИК | |
15 | | | Лекция | 1 | Продукция завода. | Учебный кабинет | |
16 | | | Беседа Практикум | 1 | Пароходы | Учебный кабинет | |
17 | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия к проходной завода | Проходная завода | |
18 | | | Лекция | 1 | Другая продукция завода. (шпиль Петропавловки, мосты, паровозы, эксковаторы) | Учебный кабинет | |
19 | | | Беседа Практикум | 1 | Выставка рисунков «Это делал наш завод» | Учебный кабинет | Рисунки |
Раздел 3. Новый год, 7 часов | |||||||
20 | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия в ВМИК «Зимняя сказка» | ВМИК | |
21 | | | Семинар | 1 | Новый год в других странах | Учебный кабинет | |
22 | | | Практикум | 1 | Мастерская Деда Мороза | Учебный кабинет | |
23 | | | Игра | 2 | «Непоседы» Туристско- краеведческая игра | Стадион СОШ № 1 | |
24 | | | Практикум | 1 | Мастерская Деда Мороза | . Учебный кабинет | |
Раздел 4. Промежуточная аттестация, 2 часа | |||||||
25 | | | Промеж. аттестация | 1 | Промежуточная аттестация | Учебный кабинет | Тест, прил. 1 |
26 | | | Промеж. аттестация | 1 | Промеж. аттестация | Учебный кабинет | Составление кроссвордов |
Раздел 5. Государственная символика, 4 часов | |||||||
27 | | | Лекция | 1 | Историческое становление Российской символики | Учебный кабинет | |
28 | | | Беседа Практикум | 1 | Современные символы России Символика Удмуртия | Учебный кабинет | |
29 | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия к гос. учреждениям | центральный район города | |
Раздел 6. Начинается земля, как известно, от Кремля, 5 часов | |||||||
30 | | | Лекция | 1 | История Московского Кремля | Учебный кабинет | |
31 | | | Семинар | 1 | «Москва- столица России» | Учебный кабинет | |
32 | | | Практикум | 2 | «Москва- столица России | Учебный кабинет | Творческработы детей |
33 | | | Итоговое занятие. | 1 | Итоговое занятие «Москва- столица» | Уч. кабинет СОШ № 1 | Викторина, прил. 1 |
Раздел 7. Моя Удмуртия, 10 часа | |||||||
34 | | | Экскурсия | 2 | История нашего края | ВМИК | |
35 | | | Беседа Практикум | 1 | Положение птицы, звери и насекомые Удмуртии. республики на карте | Учебный кабинет | |
36 | | | Беседа | 1 | Города Удмуртии Деревья и кустарники Удмуртии | Учебный кабинет | |
37 | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия в библиотеку | библиотека | |
38 | | | Семинар | 1 | «Города Удмуртии» | Учебный кабинет | |
39 | | | Практикум | 1 | Реки и водоемы | Учебный кабинет | |
40 | | | Итоговое занятие | 2 | КВН «Моя Удмуртия» | Учебный кабинет | |
Раздел 8. Мир наших предков, 9 часов | |||||||
41 | | | Беседа | 1 | Мифы, легенды, сказки удмуртского народа | Учебный кабинет | |
42 | | | Беседа Практикум | 1 | Мифы, легенды, сказки удмуртского народа | Учебный кабинет | |
43 | | | Экскурсия | 2 | Экскурсия в библиотеку | библиотека | |
44 | | | Семинар | 1 | Загадки. Заклички. Пословицы удмуртов | Учебный кабинет | |
45 | | | Игры | 1 | Удмуртские подвижные игры | Стадион СОШ № 1 | |
46 | | | Игры | 2 | Удмуртские подвижные игры | Стадион СОШ № 1 | |
47 | | | Итоговое занятие | 1 | Викторина | Учебный кабинет | |
Раздел 9. Мы туристы, 4 часов | |||||||
48 | | | Беседа Практикум | 1 | Групповое снаряжение для похода. Личное снаряжение | Учебный кабинет | |
49 | | | Практикум | 2 | Игра «Собери Рюкзак» | Учебный кабинет | |
50 | | | Беседа Практикум | 1 | Основы топографии | Учебный кабинет | |
Раздел 10. Экскурсия в Детский парк, 4 часа | |||||||
51 | | | ПВД | 2 | Поляна заданий | Детский парк | |
52 | | | ПВД | 2 | Поляна заданий | Детский парк | |
Раздел 11. Итоговая аттестация, 2 часа | |||||||
53 | | | Итоговая аттестация | 2 | | Учебный кабинет | Тест, Прил. 1. |
| | | Итого: | 72 | | | |
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования МАУДО ЭБЦ без предъявления требований к стажу и категории, с активной жизненной позицией и чувством патриотизма, имеющий необходимую педагогическую и краеведческую подготовку.
Санитарно-гигиенические условия
Режим работы МАУДО ЭБЦ в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», локальными актами Учреждения.
Материально-технические условия:
- помещение: учебный кабинет для проведения очных занятий, оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фотоматериалы в виде фильмов, видеороликов, презентаций, аудиокниг, а также ресурсы сети Интернет (Приложение 2).
Внешние условия
Работа по Программе предполагает сотрудничество обучающихся с педагогами школ, с различными специалистами МАУДО ЭБЦ, предусмотрено тесное взаимодействие с учреждениями культуры (Воткинский музей истории и культуры, Музей-усадьба П.И. Чайковского, библиотека им. Е. Пермяка).
Формы аттестации
анкетирование, тестирование;
защита рефератов, творческих работ и проектов;
участие в конкурсах, выставках, акциях;
итоговое занятие с обсуждением результатов программы.
Данная программа помогает раскрыть потенциал ребенка в различных сферах:
- интеллектуальный потенциал – семинары, презентации, конференции, познавательные экскурсии, видео уроки;
- творческий потенциал – участие в творческих конкурсах, выставках, выступлениях;
- спортивный потенциал – участие в соревнованиях, акциях ЗОЖ, походах.
Критерии оценивания деятельности обучающихся.
Индивидуальные результаты обучающихся – это уровень освоение образовательной программы. Так как образовательная программа «Юный краевед» (1 год обучения) направлена не только на формирование теоретических знаний по краеведению, но и включает различные мероприятия (соревнования, конкурсы, акции), то и уровень освоения программы включает промежуточную и итоговую аттестации обучающихся, а также степень их участия в мероприятиях, наличие призовых мест.
Таким образом, каждый обучающийся может принять участие во всех мероприятиях либо выбрать мероприятия одной области в зависимости от своих интересов и способностей и целенаправленно улучшать свои показатели в данной сфере.
Оценочные материалы (таблица 4)
Таблица 4
Номер занятия | Форма контроля | Информационные ресурсы |
1 | Входная аттестация | Приложение 1 |
33 | Промежуточная аттестация | Приложение 1 |
72 | Итоговая аттестация | Приложение 1 |
Методические материалы
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, проектные технологии, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Методические материалы:
1. Методическая разработка «Пермяк - наш земляк».
2. Методическая разработка «Их подвиг навсегда в памяти народной».
3. Методические разработки экскурсий: «Привокзальный район».
4. Методическая разработка «Православные храмы Воткинска».
5. Методическая разработка «Уголок малой Родины».
6. Методическая разработка «По тропинкам Богатыревского сада.
7. Методическая разработка «Образование в заводском поселке».
Методическое обеспечение реализации программы (таблица 5)
Таблица 5
№ | Раздел. Тема | Дидактический материал |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Введение. Инструктаж по т/б. Знакомство с планом работы объединения «Мой город мне дорог»
Продукция Воткинского завода. «Новый год» Государственная символика «Начинается земля, как известно от Кремля» Моя Удмуртия «Мир наших предков»
«Мы - туристы» Экскурсия в Детский парк. Итоговая аттестация | Собеседование. Инструктажи, Приложения 1, 3. Газетные вырезки, фото. Книги Е.А. Пермяка, записи с музыкой П.И. Чайковского. «Поселок стал городом», «Уголок малой Родины» - метод. разработки. Фото, иллюстрации, методические рекомендации «Воткинский завод», «История Воткинского завода», «Якорное производство на Воткинском заводе», «Судостроение в Воткинске». Иллюстрации, образцы новогодних игрушек. Метод. разработка «Из истории празднования НГ». Иллюстрации, фото, аудиозапись гимна. Методическая разработка «Начинается земля, как известно от Кремля», карта-схема московского Кремля, иллюстрации. Иллюстрации, фото. Карта Удмуртии. Метод. разработка «Добровольное присоединение Удмуртии». Сказки, мифы, легенды Удмуртского народа. Считалки, загадки, заклички, пословицы. Народные игры. Перечень группового снаряжения. Карточки топографического лото. Планы, схемы. Оборудование для полосы препятствий. Викторины, игры, задания. Контрольные задания |
Список литературы
1. Аншаков Б.Я. Воткинск: летопись событий и фактов / [общ. редкол.: В.В. Башегуров и др.; сост. Б.Я. Аншаков]. - Устинов: Удмуртия, 1985. - 168 с.
2. Аншаков Б.Я. Дом-музей П. И. Чайковского в Воткинске: путеводитель / [текст подгот. Б. Я. Аншаковым; фото Н. И. Светлова]. - Изд. 2-е, доп. - Ижевск: Удмуртия, 1978. - 103 с.
3. Аншаков Б.Я. П.И. Чайковский. Годы детства: материалы к биографии: [сборник / сост.: Б. Я. Аншаков, П. Е. Вайдман]. - Ижевск: Удмуртия, 1983. - 144 с.
4. Бердников В.Ф. Воткинский завод в первые десятилетия (1759–1800) своего существования. Исторический очерк / В.Ф. Бердников // Краеведческий альманах «Витиль». – Воткинск, 2000. – Вып. № 1. – С. 3–54.
5. Горбачева С.В. Воткинск. Документы и материалы. 1758–1998 / С.В. Горбачева, Е.П. Никонова. – Ижевск: Удмуртия, 1999. – 354 с.
6. Кулемин И.Г. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы – наши земляки / Кулемин И. Г., Сентемова Л. Ф., Ислентьева Р. А. – Ижевск: Удмуртия, 1995. – 272 с.
7. Майер В.Е. Хрестоматия по истории Удмуртии Ижевск: Удмуртия, 1973. – 360 с.
8. Никитина С.В. История Воткинска глазами краеведа: Сборник статей В.Н. Ступишина о городе Воткинске и Воткинском районе– Воткинск: ЦГБ им. Д. А. Фурманова, Рекламная мастерская «Дизайн-мастер», 2005. – 176 с.
9. Осипов А.К. Природные ресурсы и экология Удмуртии – Ижевск, 1995. – 200 с.
10. Перевощиков А.П. Воткинск. Экономико-географический и социальный очерк. – Ижевск: Удмуртия, 1992. – 184 с.
11. Стояк Ю.А. Историко-архитектурное наследие города-завода Воткинска конца XVIII – начала XX веков. Т. I: дис. канд. архитектуры. – Томск, 2016. – 192 с.
12. Ступишин В.Н. История Воткинска глазами краеведа: сборник статей В.Н. Ступишина о городе Воткинске и Воткинском районе. – Воткинск: ЦГБ им. Д.А. Фурманова, Рекламная мастерская «Дизайн-мастер», 2005. – 176 с.
13. Суханов А.И. История нашего края. – Ижевск: Удмуртия, 1981. – 180 с.
14. Чертков Ю.А., Ломаев Ю.А., Павленко Л.А. Воткинский завод. История развития производства за 240 лет – Воткинск, 1999. – 342 с.
15. Психологические особенности детей 8-9 лет. Электронный ресурс. - URL: https://tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/psikholog-dlya-detey-8-9-let, (дата обращения 20.04.2021) - Текст: электронный.
Приложение 1
Оценочные материалы
I. Входящий контроль
1. Как называется город, в котором мы живем?
2. Почему он так называется?
3. Какие предприятия есть в нашем городе?
4. Какие улицы нашего города вы знаете?
5. Какой известный композитор родился в нашем городе?
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 5 баллов.
Низкий уровень - 0-1 балл.
Средний уровень - 2-3 балла.
Высокий уровень - 4-5 баллов.
II. Промежуточная аттестация
1. В каком городе, какой республике, стране мы живем?
2. Назовите градообразующее предприятие нашего города.
3. Назовите основателя Воткинского железоделательного завода.
4. С чего начиналось строительство завода?
6. Какие реки впадают в Воткинский пруд?
7. Подумай и разгадай кроссворд «Продукция Воткинского завода»:
(Ответ: железо, пушка, паровоз, якорь, пароход).
| | | | | З | | | ||||||
| | | | | | А | | | |||||
| | | | | | В | | | |||||
| | | | О | | | |||||||
| | | | | | Д | | |
8. Как ранее присваивали название улицам в заводском поселке?
9. Назовите памятники города, которые посвящены событиям Великой Отечественной войны.
10. Кто является автором рассказов «Пичугин мост», «Торопливый ножик», «Смородинка»?
11. Кто из наших известных земляков жил на ул. Господской? Как эта улица называется сейчас?
Критерии оценивания (таблица 6):
Таблица 6
Викторина | Кроссворд | Уровень освоения материала | Баллы |
Неуверенные и неточные ответы | Правильные ответы на 50-70% | Низкий | 1 – 4 |
Правильные ответы на большинство вопросов | Правильные ответы на 70-90% | Средний | 5 – 8 |
Точные, полные ответы на все вопросы | Правильные ответы на 90-100% | Высокий | 9 – 11 |
Максимальный балл – 11.
III. Итоговая аттестация
Викторина «Люби и знай свой край».
1. В каком городе, какой республике, стране мы живем?
2. Назовите основателя Воткинского железоделательного завода?
3. С чего началось строительство завода?
4. Составьте кроссворд из слов, связанных с историей города и завода:
| | | | | | В | | | | | |
| | | | | | О | | | | | |
| | | | | | Т | | | | | |
| | | | | | К | | | | | |
| | | | | | И | | | | | |
| | | | | | Н | | | | | |
| | | | | | С | | | | | |
| | | | | | К | | | | | |
5. На рисунке-схеме отметь города Удмуртии (выдается трафарет Удмуртской республики). Назовите соседей Удмуртской Республики.
6. Какие города республики получили свое название от рек, на которых они расположены?
7. Назовите реки Удмуртии.
8. Нарисуйте 5 основных топографических знаков (лес, шоссе, река и мост, болото, тропа) и подпишите их.
Критерии оценивания (таблица 7):
Таблица 7
Викторина | Карта Республики | Топографические знаки | Уровень освоения программы | Оценка в баллах |
Правильно сделана на 50 % | Не все города отмечены | Правильно 1 – 2 знака | Низкий | 1-3 |
Правильно сделана на 75 % | Отмечены все города. Не все соседи подписаны | Правильно 3-4 знака | Средний | 4-6 |
Правильно сделана на 100 % | Задание выполнено полностью и правильно | Правильно все 5 знаков | Высокий | 7-8 |
Максимальный балл – 8.
Критерии оценивания творческих работ, поделок, рисунков:
Соответствие работы теме заявленного конкурса (1-3 балла);
Качество выполнения работы, техника, оригинальность (1-3 балла);
Самостоятельность выполнения работы (1-3 балла).
Максимальное количество баллов – 9.
Низкий уровень – 0-3 балла.
Средний уровень – 4-6 баллов.
Высокий уровень – 7-9 баллов.
Мониторинг достижения метапредметных и личностных результатов обучающегося по дополнительной образовательной программе
Достижение метапредметных и личностных результатов программы определяется наблюдением педагога, собеседованием с обучающимися на занятиях, выполнением практико-ориентированных заданий (таблица 8).
Таблица 8
№ п/п | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Умение выступать перед аудиторией сверстников | - низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при выступлении перед аудиторией, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | наблюдение |
- средний уровень (не всегда активно выступает перед аудиторией сверстников, но старается, требуются подсказки педагога); | 3 | |||
- максимальный уровень (самостоятельно готовит выступления, не испытывает особых трудностей, не стесняется, хорошо отвечает на вопросы). | 5 | |||
2 | Умение использовать различные способы поиска информации в справочниках, энциклопедиях, сети Интернет и др. | - низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в поиске информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | наблюдение |
- средний уровень (осуществляет поиск информации с помощью педагога или родителей); | 3 | |||
- максимальный уровень (использует различные способы поиска информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей). | 5 | |||
3
| Умение работать в коллективе и нести личную ответственность за выполнение общего задания | - низкий уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе в коллективе); | 1 | практико-ориентированные задания |
- средний уровень (работает в коллективе с помощью педагога); | 3 | |||
- максимальный уровень (работает в коллективе самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 5 | |||
4 | Умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее | - низкий уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при ведении диалога, изложении своей точки зрения и аргументации ее); | 1 | Наблюдение, практико-ориентированные задания |
- средний уровень (ребенок при ведении диалога, изложении своей точки зрения и аргументации ее работает с помощью педагога); | 3 | |||
- максимальный уровень (ребенок при ведении диалога, изложении своей точки зрения и аргументации ее работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей). | 5 | |||
5 | Умение контролировать свои поступки | низкий уровень (ребенок не контролирует себя самостоятельно) | 1 | Наблюдение |
средний уровень (периодически контролирует себя сам) | 3 | |||
высокий уровень (ребенок постоянно контролирует себя сам) | 5 | |||
6 | Сформированность гражданско-патриотического отношения к Родине и своему краю | низкий уровень (участие ребенка в гражданско-патриотических акциях, мероприятиях продиктованы извне, не проявляет любви к Родине); | 1 | Наблюдение за участием обучающихся в патриотических акциях, мероприятиях |
средний уровень (участие в гражданско-патриотических акциях, мероприятиях поддерживается ребенком периодически, чувство патриотизма поддерживается педагогом, родителями, сверстниками); | 3 | |||
высокий уровень (участие в гражданско-патриотических акциях, мероприятиях поддерживается ребенком самостоятельно, любовь к Родине ярко выражена, старается проявлять инициативу в патриотических акциях). | 5 | |||
7 | Сформированность стремления к экологичному, безопасному и здоровому образу жизни. | низкий уровень (не ведёт экологичный и здоровый образ жизни, избегает участия в оздоровительных мероприятиях на природе, не участвует в экологических акциях) | 1 | Наблюдение |
средний уровень (участвует в оздоровительных и экологических мероприятиях при побуждении извне) | 3 | |||
высокий уровень (ведёт ЗОЖ, всегда участвует и проявляет инициативу в оздоровительных и экологических мероприятиях) | 5 |
Максимум – 35 баллов.
Высокий уровень – 22-35 баллов;
Средний уровень – 8-21 баллов;
Низкий уровень – до 7 баллов.
Игра-викторина «Начинается земля, как известно, от Кремля»
Цель: закрепить полученные знания о Московском Кремле, Москве – столицы России.
I тур. Викторина.
Назовите столицу нашего государства.
Почему Москва получила такое название?
Кто является основателем Москвы?
В каком году была основана Москва?
С чего началось строительство столицы?
Почему часто выгорал Московский Кремль?
Почему Москву стали называть белокаменной?
Зачем были нужны зубцы на стене?
Назовите главную башню Московского Кремля?
Что означает выражение «кричит во всю Ивановскую»?
Назовите главную площадь нашей страны.
Почему она так называется?
II тур. «Соберите пословицу». В конверте разрезанная на части пословица «Москва не сразу строилась».
III тур. Детям предлагается среди нескольких флагов определить флаг России.
IV тур. Кроссворд.
| 1 | М | о | с | т | | ||||||||||
| 2 | Д | о | л | г | о | р | у | к | и | й | |||||
| 3 | М | о | с | к | в | а | | ||||||||
| | | | | | | 4 | к | у | р | а | н | т | ы | | |
| 5 | и | з | в | е | с | т | н | я | к | ||||||
6 | к | и | р | п | и | ч | н | а | я | | | | | | | |
Какое сооружение использовали для того, чтобы попасть через ров в Кремль?
Основатель Москвы?
На какой реке стоит Москва?
Как называются часы на Спасской башне Кремля?
Какой строительный материал использовали при строительстве Кремля?
Какая сейчас стена Московского Кремля?
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ - 1 балл, максимум – 20 баллов.
Низкий уровень - 0-7 баллов.
Средний уровень - 8-15 баллов.
Высокий уровень - 16-20 баллов.
Викторина «В народе говорят»
Цель: закрепить знания об удмуртском фольклоре
1 тур. Викторина
Назовите главного героя удмуртских сказок.
Назовите главное божество удмуртских мифов, легенд и сказок.
Как зовут главного водяного в удмуртских сказках?
Кто такой Коркамурт?
Какие удмуртские сказки вы знаете?
2 тур. Определите: что это – сказка, загадка, пословица, частушка, закличка, считалка:
Улитка, улитка высунь свои бараньи рога (закличка)
Спеша - далеко не уедешь. (пословица)
Рогов нет, а бодается. (загадка)
3 тур. «Собери пазлы»
Нужно собрать картинку из удмуртской сказки и назвать сказку.
4 тур. Игра «Переводчики».
Нужно подобрать к удмуртской пословице близкую по смыслу русскую пословицу.
Удмуртская пословица Русская пословица
1. Опаздывающего не ждут. 1. Семеро одного не ждут.
2. Знанию нет предела. 2. Век живи, век учись.
3. Инмар не палочка – выручалочка. 3. На бога надейся, а сам не плошай.
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ - 1 балл, максимум – 13 баллов.
Низкий уровень – 0-5 баллов.
Средний уровень – 6-11 баллов.
Высокий уровень – 12-13 баллов.
Викторина «По Удмуртии»
Цель: закрепить знания об Удмуртии
1. Как называется страна, в которой мы живем? Республика? Город?
2. Назовите соседей Удмуртской республики.
3. Сколько городов в Удмуртии?
4. Назовите города, которые получили свое название от рек, на которых они находятся.
5. «Что лишнее?»
Камбарка, Можга, Чайковский, Глазов;
Пермь, Киров, Казань, Сарапул;
Чепца, Волга. Кама, Сива.
6. Игра – пазлы «собери карту Удмуртии»
7. Загадки:
Не проедешь, не пройдешь Обойдешь сторонкой. И водицы не попьешь С синеватой пленкой. (болото) В белом сарафане Стояла на поляне | Летели синицы Сели на косицы. (Береза) Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог Нас он летом в самый зной Ледяной поит водой. (Родник) |
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ - 1 балл, максимум 10 баллов.
Низкий уровень – 0-4 балла.
Средний уровень – 5-8 баллов.
Высокий уровень – 9-10 баллов.
Приложение 2
Информационное обеспечение программы:
- работа с интернет- источниками;
- использование проектора, планшета, ноутбука для просмотра видеоматериала;
- использование фото, видеоаппаратуры.
Таблица 9
Перечень дистанционных ресурсов и отдельных программ в дистанционном формате, | ||||
№п/п | Название программы/ | Рабочая ссылка на дистанционную программу / | Формат: | Возраст, на который рассчитана программа/ |
Занятия | ||||
1 | «Наш земляк - Е. А. Пермяк» | Пермяк - https://youtu.be/n9ekrWO4VTs | трансляция записи | 7-9 лет |
2 | Удивительное рядом | https://www.youtube.com/watch?v=_aTO7ZFxd2E&feature=emb_logo | трансляция записи | 8 лет |
3 | Экскурсия по Красной Площади | трансляция записи | 7-9 лет | |
4 | Экскурсия по Москве | трансляция записи | 7-9 лет | |
5 | Топ 10 мест Москвы | https://youtu.be/BlzkvqVdlW0 | трансляция записи | 9 лет |
6 | Ижевский зоопарк | трансляция записи | 8-9 лет | |
7 | Исторические места Воткинска | https://youtu.be/6qRe2ZDrcYg | трансляция записи | 8-9 лет |
8 | История полиции Воткинска | https://youtu.be/aQJb4UByg68 | трансляция записи | 8-11 лет |
9 | Воткинск в фотографиях | Трансляция записи | 8-10 лет | |
10 | Экскурсия по музею П.И. Чайковского | https://youtu.be/sx5JJ_QLLtI | Трансляция записи | 8-10 лет |
11 | Фильм «Удмуртия» | https://youtu.be/8sd0b8QNXew | Трансляция записи | 8-10 лет |
12 | Водопад в Удмуртии | https://youtu.be/9R0QZo769Zs | Трансляция записи | 8-10 лет |
13 | Факты о Каме | https://youtu/.be/xf5r0T0LQD4 | Трансляция записи | 8-10 лет |
14 | Красная книга Удмуртии | https://нyoutu.be/sYhQTU2Chhw | Трансляция записи | 8-10 лет |
15 | «Удмуртия будем знакомы» | https://youtu.be/Qi9Ym9smpgE | трансляция записи | 8-10 лет |
17 | Перелетные птицы | | трансляция записи | 8-10 лет |
18 | П.И. Чайковский. Детские годы. | | трансляция записи | 8-11 лет |
19 | Виртуал. экскурсия в Серебряный бор. | httphttps://youtu.be/zUacLrWGsoss://youshttp://mospriroda.ru/media_center/virtualnaya_ekskursiya_v_serebryanyy_bor/ | трансляция записи | 8 - 10 лет |
Приложение 3
Инструкция по охране труда обучающихся (вводный инструктаж)
1. По дороге в объединение и обратно необходимо:
– переходить дорогу только в установленных местах;
– осуществлять движение через перекресток только на зеленый свет;
– предварительно убедиться, что движущегося транспорта в опасной близости нет.
2. Во время занятий в кабинете необходимо строго соблюдать инструкции по охране труда и требования учителя.
3. Во избежание травмоопасных ситуаций нельзя:
– бегать и толкаться во время перемен;
– прыгать через ступеньки лестницы, кататься на перилах, перешагивать или опасно перегибаться через них;
– оставлять в коридорах разлитую на полу воду.
4. В случае любых происшествий и травм необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу, директору ЭБЦ. Медицинские аптечки имеются во всех кабинетах.
5. При пожаре звонить по телефону 101, вызов милиции 102, вызов скорой помощи 103. Телефон находится в кабинете секретаря, директора, на вахте.
6. В случае возникновения чрезвычайной ситуации все сотрудники и учащиеся ЭБЦ должны быть немедленно эвакуированы. Сигнал тревоги подается системой оповещения. Учащиеся покидают помещение кабинета и организованно выходят из здания вместе с педагогом, в соответствии с планом эвакуации.
7. При появлении в здании ЭБЦ посторонних людей, ведущих себя подозрительно или агрессивно, необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу.
8. Не допускается нахождение в здании бродячих кошек и собак.
9. Недопустимо курить в помещении, бросать зажженные спички в мусорные баки, засорять канализацию посторонними предметами, оставлять открытыми водопроводные краны.
10. Ученики школы должны выполнять требования педагогов и директора учреждения.
Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте
1. При выходе на улицу посмотри сначала налево. Потом направо, чтобы не помешать прохожим.
2. Маршрут в школу выбирай самый безопасный, то, где надо реже переходить улицу или дорогу.
3. Когда идешь по улицам, будь осторожен. Не торопись. Иди только по тротуару или обочине.
4. Меньше переходов – меньше опасностей.
5. Иди не спеша по правой стороне тротуара.
6. По обочине иди подальше от края дороги.
7. Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.
8. Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен: из ворот может выехать автомобиль.
9. Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.
10. Переходи улицу только по пешеходным переходам.
11. Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если проезжая часть свободна, – иди. Дойдя до середины дороги, остановись. Если движение транспорта началось, подожди на «островке безопасности». Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна, закончи переход.
12. Не устраивай игр на проезжей части или вблизи дороги. Не катайся на велосипедах, роликовых коньках и т.п. на проезжей части дороги.
13. Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом.
14. Не цепляйся за проходящий транспорт.
Техника безопасности при выполнении творческих работ
1. Работу начинай только с разрешения педагога. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.
4. Не работай неисправными инструментами.
5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
7. Раскладывай инструменты в указанном педагогом порядке.
8. Не разговаривай во время работы.
9. Выполняй работу внимательно.
Правила подготовки рабочего места
1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.
4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане.
Правила работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.
Правила работы с линейкой и карандашом
1. Линейку держи левой рукой, а карандаш правой.
2. Работай только хорошо отточенным карандашом.
3. Линию проводи слева направо.
4. При черчении карандашом, держи его наклонно.
5. Не нажимай на карандаш, линейку не двигай.
Правила безопасной работы с клеем
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила безопасной работы с пластилином
Выбери для работы нужный цвет пластилина.
Отрежь стекой нужное количество пластилина.
Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
Правила уборки своего рабочего места
1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин - грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.
Приложение 4
Анкета для детей, поступающих в объединение
Нравится ли тебе путешествовать?
Какие памятники в нашем городе ты знаешь?
Тебе нравиться выполнять какие-либо изделия своими руками?
Что нового ты хотел бы узнать на занятиях объединения МАУДО ЭБЦ?
Почему ты решил заниматься в данном объединении?
Анкета для родителей
1. Удовлетворены ли Вы деятельностью объединения «Юный краевед» (1 год обучения)?
- да.
- нет.
- может быть.
2. Нравится ли Вашему ребенку заниматься краеведением?
- да.
- нет.
- может быть.
3. Какую форму взаимодействия Вы используете при общении с педагогом?
- консультации по телефону, при встрече.
- родительское собрание.
- сообщения в соц. сети ВК.
- совместная деятельность с ребенком и педагогом (походы, соревнования).
4. Как Вы узнаете об успехах и достижениях ребенка по краеведению?
- на родительском собрании.
- через сертификаты и грамоты.
- при общении с педагогом.
- сообщениями в соц. сети ВК.
5. Что Вы ожидаете от занятий Вашего ребенка в объединении «Юный краевед» (1 год обучения)?
Анкета для детей, по окончании Программы
Узнал ли ты, что - то новое и интересное для себя на занятиях кружка?
Какие занятия тебе понравились больше теоретические или практические?
Понравилось ли тебе участвовать в конкурсах и мероприятиях?
Какая из выполненных работ понравилась тебе больше?
Хотел бы ты продолжить заниматься в объединении на следующий год?
Анкета для родителей, по окончании Программы
Узнал ли Ваш ребёнок, что - то новое, интересное для себя на занятиях кружка?
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса?
Понравились ли конкурсы и мероприятия, проводимые в объединении?
С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в объединение?
Хотели бы, что бы Ваш ребёнок продолжил заниматься в объединении на следующий год?
Приложение 5
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
педагога дополнительного образования МАУДО ЭБЦ
1. Характеристика объединения «Юный краевед» (1 год обучения)
Программа осваивается по туристско-краеведческому направлению работы учреждения, направлена на гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Количество обучающихся 15-20 человек в группе.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей 8-9 лет.
Формы работы: индивидуальная и групповая, очная и дистанционная.
2. Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель воспитания: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности обучающегося с позитивным, толерантным отношением к себе и окружающим;
- развивать патриотические чувства, гордость за свою страну и родной край;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формировать стремление, потребность к ведению здорового образа жизни.
3. Направления и формы воспитательной работы (табл. 10)
Таблица 10
Направление ВР | Задачи |
гражданско-патриотическое | - воспитание гражданской позиции, любви к Родине, родному краю, городу, учреждению; - формирование положительных эмоционально - волевых качеств; - воспитание антитеррористического сознания; - формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурам. |
духовно-нравственное | - формирование морально-этических ценностей (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, толерантность, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь, укрепление семейных уз и др.); |
интеллектуально-познавательное (экологическое) | - развитие и коррекция познавательных интересов, расширение кругозора; - формирование устойчивого интереса к знаниям, к творческой деятельности; - воспитание бережного отношения к природе, ресурсам, |
спортивно-оздоровительное | - формирование навыков здорового и безопасного образа жизни; - формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью; - профилактика вредных привычек; - воспитание позитивного отношения к занятиям спортом. |
социально-трудовое | - воспитание уважения к людям трудовых профессий; - помощь в профессиональном самоопределении, выявлении способностей; - воспитание стремления творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов; - развитие умений организовывать общественно полезную деятельность на уровне учреждения, микрорайона, города; - формировать чувство бережливости и экономии везде и во всем. |
художественно-эстетическое | - формирование характера, нравственных качеств, духовного мира обучающихся на основе познания искусства, литературы, фольклора; - развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных, хореографических способностей обучающихся; - формирование коммуникативных навыков культурного поведения. - воспитание способностей воспринимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и в искусстве; - формирование художественного вкуса, понимания значимости искусства в жизни каждого человека; - воспитание бережного отношения к памятникам искусства и культуры. |
Основные формы воспитательной работы по вышеизложенным направлениям:
экскурсии, походы,
ролевые игры,
конкурсы, соревнования, конференции,
родительские собрания,
индивидуальные консультации с обучающимися и родителями,
тематические занятия, акции
беседы-дискуссии,
просмотр обучающих видеофильмов
4. Ожидаемые результаты воспитательной деятельности
повышение активности участия обучающихся в мероприятиях учреждения, города, республики;
отсутствие обучающихся, состоящих на всех видах учета (КДН, ОДН и др.);
повышение уровня воспитанности обучающихся, культуры общения, толерантного отношения, уважения к окружающим, способности к сотрудничеству;
создание сплоченного коллектива объединения (с чувством доверия, ответственности друг за друга, взаимоуважения, взаимопомощи);
развитие потребности у обучающихся в постоянном ведении здорового образа жизни, занятий спортом, негативного отношения к вредным привычкам;
наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности обучающегося;
неприятие идеологии терроризма и экстремизма, любого проявления насилия к людям и животным;
повышение уровня экологической культуры;
уровень удовлетворенности родителей и обучающихся жизнедеятельностью объединения.
5. Работа с обучающимися по профилактике правонарушений (табл. 11)
Таблица 11
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Участники | Ответственные |
Организационная работа | ||||
1 | Планирование работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних на учебный год | Январь | Педагог ДО | Педагог ДО |
2 | Выявление обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к правонарушениям, употреблению алкоголя и наркотиков, членов неформальных молодежных организаций, составление банка данных на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | Во время изучения программы | Педагог ДО, кл. руководители | Педагог ДО |
3 | Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей с проблемами. | Во время изучения программы | Педагог ДО, кл. руководители | Педагог ДО |
4 | Составление социального паспорта объединения. Корректировка паспорта в конце учебного года. | Во время изучения программы | Педагог ДО, кл. руководители | Педагог ДО |
5 | Привлечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к участию в массовых мероприятиях, конкурсах. | Во время изучения программы | Педагог ДО, учащиеся | Педагог ДО |
6 | Участие в родительских собраниях | Во время изучения программы | Педагог ДО, родители, кл. руководители | Педагог ДО |
Работа с детьми | ||||
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Участники | Ответственные |
1 | Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Участие в акции «Внимание - дети!» Беседы по профилактике ДТП. Просмотр мультфильм «Скверная история» по произведению С. Михалкова посвященный правилам дорожного движения. | Январь В течение учебного года Апрель | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
2 | Безопасность жизнедеятельности: Беседы: «Безопасность на ЖД», «Безопасность в общественных местах», «Безопасность на каникулах», «Безопасность во время массовых мероприятий», «Безопасность на льду», «Безопасность в сети интернет», «Безопасность в быту», «Безопасное поведение на улице» | Во время изучения программы | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
3 | Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: Просмотр видеофильмов по проблемам наркомании и табакокурения, беседы по ЗОЖ. Беседа «От вредной привычки к болезни всего один шаг», «Привычки. Их влияние на организм» Конкурс рисунков «Мой выбор - здоровье, радость, красота». | В течение года Март Май | Обучающиеся объединения
| Педагог ДО |
4 | Проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию жестокому обращению с детьми и вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность. Беседа «У воспитанных ребят все дела идут на лад». Интеллектуально-познавательная игра «Страна Закония». Беседа- игра «Что такое хорошо, что такое плохо». Беседа «Нет преступления без наказания». Беседа «Дисциплина и порядок – наши верные друзья». Беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних». Видеофильм «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм». Беседа «Как не стать жертвой преступления». Деловая игра «Разрешение конфликтов без насилия» | Во время изучения программы | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
5 | Индивидуальные беседы с детьми в трудных жизненных ситуациях. | Во время изучения программы | Обучающиеся объединения | Педагог ДО |
6. Взаимодействие с классными руководителями (табл. 12)
Таблица 12
№ | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1 | Анкетирование родителей будущих обучающихся объединения | Ориентация на соц. заказ, совместное обсуждение содержания программы объединения. | Апрель-май пред. года |
2 | Родительские собрания | Знакомство с программой. Зачисление детей в объединение. | Август |
3 | Совместные мероприятия, акции | Экскурсии на природу, конкурсы, акции, мероприятия | В течение года |
4 | Анкетирование родителей | Эффективность работы объединения, удовлетворенность результатами, планы на следующий уч. год | Май |
7. Работа с родителями (табл. 13)
Таблица 13
№ | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1 | Анкетирование родителей будущих обучающихся объединения | Ориентация на соц. заказ, совместное обсуждение содержания программы объединения. | Апрель-май предыдущего года |
2 | Родительские собрания | Знакомство с программой. Зачисление детей в объединение. | Август |
3 | Оформление информационных уголков | Различные вопросы воспитания детей | В течение года |
4 | Совместные мероприятия | Экскурсии на природу, совместное участие в конкурсах, акциях, мероприятиях. | В течение года |
5 | Индивидуальные консультации | Беседы, консультации по мероприятиям, акциям очно, либо в соц. сетях. | В течение года |
6 | Анкетирование родителей | Эффективность работы объединения, удовлетворенность результатами, планы на следующий учебный год. | Май |
7. | Ведение группы объединения в соц. сети ВК | Подготовка анонсов и фотоотчётов по мероприятиям объединения. | В течение года |
8. Календарный план воспитательной работы объединения «Юный краевед» (1 год обучения) (табл. 14)
Таблица 14
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения | Ответственные |
1. | 1. Инструктажи по ПДД, ПБ, ОТ и др. | В течении года | Учебный кабинет | Педагог ДО |
2. | Участие в воспитательных мероприятиях, проводимых в ЭБЦ | Согласно плану учреждения. В течении года | ЭБЦ | Педагог ДО |
3. | Экскурсии в ВМИК, библиотеку им. Е.А. Пермяка | В течении года | ВМИК, библиотека им. Е.А. Пермяка | Педагог ДО |
4. | Кругосветка Удмуртии | Октябрь | Березовский лес | Педагог ДО |
5. | Акция «Помогите птицам зимой». | Январь | Детский парк | Педагог ДО |
6. | Акция «Встречаем птиц» | Апрель - май | ЭБЦ | Педагог ДО |
7. | Акция «Первоцветы». | Апрель - май | ЭБЦ | Педагог ДО |
8. | Акция «Я и ты против поджога сухой травы». | Апрель - май | ЭБЦ | Педагог ДО |