12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Строкова Татьяна Васильевна87
Россия, Воронежская обл., Борисоглебск

Утверждаю

Директор

МБОУ БГО ООШ №11

_______________



Согласовано

Зам. директора по УВР


________________






Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №_____

от ______________

Руководитель ШМО

________________________


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская основная общеобразовательная школа № 11






Программа внеурочной деятельности





«Юный медиатор»

Возраст: 12-13 лет

Срок реализации программы: 1 год





Составил программу

педагог-психолог: Строкова Т.В.











г. Борисоглебск

2021 г.



Пояснительная записка.

В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается «гремучая смесь». Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны.

Школьная служба примирения — детско-взрослая команда, которая реализует в школе восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних.

Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая наука: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта.

Помочь сторонам конфликта может посредник – медиатор, организующий своеобразный диалог между ними. Чем раньше человек освоит умения управления конфликтной ситуацией, научится помогать восстанавливать отношения между людьми, то он будет более эффективно и успешно решать свои личностные и профессиональные задачи.

Новизна программы «Юные медиаторы» основана на привлечении волонтеров («группы равных») из числа обучающихся к формированию бесконфликтного пространства в школе.

Программа внеурочной деятельности «Юный медиатор» ориентирована на обучающихся 6-7 классов, интересующихся вопросами восстановительной медиации и готовыми быть членами школьной службы примирения.

Данный курс рассчитан на 1 учебный год - 24 занятия. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Цель программы: теоретическая и практико-ориентированная подготовка потенциальных представителей школьной службы примирения

Задачи программы:

сформировать у участников представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов в подростковой среде;

создать условия для освоения участниками позиции медиатора;

ознакомить участников с программами, подходами, техниками медиации с подростками;

способствовать развитию коммуникативных навыков у участников.

Программа предусматривает следующие формы и методы проведения занятий:

тренинговые и интерактивные занятия;

ролевая игра;

разбор сложных ситуаций (групповая дискуссия);

проектирование;

обратная связь;

диспут;

мозговой штурм;

лекция;

беседа.

Ведущей формой организации занятий является групповая работа.

Ожидаемый результат:

Сформированность личностных качеств обучающихся подросткового возраста, направленные на снижение количества межличностных конфликтов в образовательной организации.

Повышение информированность о способах урегулирования конфликтов, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.

Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений.

Сформировать навык конструктивно разрешать разнообразные и разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной среде.

Умение использовать медиативный подход и создавать условия для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса.

Умение транслировать полученные знания в ученической среде.

Развитие переговорные компетентности, умение применять на практике коммуникативные инструменты медиатора.

Тематическое планирование.


п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие. Для чего нужна служба школьной медиации.

1

1


Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия»

1

1


Виды школьных конфликтов. Изучение правил ведения спора

1

1


Изучение причин возникновения конфликта. Изучение видов протекания конфликта.

1

1


Изучение стадий протекания конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации

1

1


Способы урегулирования конфликтов. Способы профилактики конфликтов

1

1


Агрессия: мотивы агрессивного поведения; способы снижения агрессии в конфликте

1

1


Осозна­ние различных проявлений агрессии и умение проводить ее мони­торинг.

1


1

Работа с гневом и злостью. Тренинг.

1


1


Отработка конструктивных способов управления собствен­ной агрессией и агрессией оппонентов.

1


1

Техника активного слушания.

1


1


Программа примирения. Этапы и задачи программы примирения

1

1


Как провести беседу с участниками конфликта? Восстановительные технологии медиации

1

1


Компетенции медиатора на этапах примирительных программ

1

1


Качества и навыки медиатора. Коммуникативные техники в работе медиатора

1


1

Отработка первого этапа – получение дела

1

1


Отработка второго этапа – предварительная встреча с обидчиком и с потерпевшим

1

1


Отработка третьего этапа – примирительной встречи конфликтующих сторон

1

1


Обсуждение потребности обидчика на встрече. Обсуждение потребности жертвы на встрече

1

1


Заключение примирительного договора

1

1


Заполнение документации по программам примирения

1

1


Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся «Разноцветный мир эмоций»

1


1

Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся

«Мастерская общения»

1


1

Итоговое занятие.

1

1




итого

24





Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие. Для чего нужна служба школьной медиации.

Упражнение «Знакомство». Согласование правил работы группы. Упражнение «Моё имя: почему меня так назвали?». Что такое служба школьной медиации . Упражнение «Змейка».

Тема 2. Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия»

Определение «конфликт», «спор», «дискуссия». Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Игра «Мостик». Тест Томаса «Поведение в конфликтной ситуации».

Тема 3. Виды школьных конфликтов. Изучение правил ведения спора

Упражнение «Приветствие». Кто такие медиаторы? Упражнение «Общение в парах из разных позиций». Упражнение «Выбрасывание пальцев». Принципы медиации. Упражнение «Телеграмма».

Тема 4. Изучение причин возникновения конфликта. Изучение видов протекания конфликта.

Лекция. Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы». Упражнения «Передерни веревочку», «Хвосты», «Наблюдательные марсиане», «Покажи ситуацию».

Тема 5. Изучение стадий протекания конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Лекция. Обсуждение видеофрагментов – стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Тесты конфликтности и тактика поведения в конфликте общении (Методика Томаса-Килмена)

Тема 6. Способы урегулирования конфликтов. Способы профилактики конфликтов.

Изучение способов урегулирования конфликтов. Упражнения «Комплимент», «Я спешу». Ролевая игра «Контакты». Упражнение «Контакты».

Тема 7. Агрессия: мотивы агрессивного поведения; способы снижения агрессии в конфликте.

Беседа «Что такое агрессия. Причины агрессивного поведения». Упражнение «Пишем синквейны»

Тема 8. Осознание различных проявлений агрессии и умение проводить ее мониторинг.

Диагностика агрессии.     Упражнение  «Я – властелин своего тела». Упражнение «Сигналы гнева». Знакомство с методами саморегуляции: дыхательная гимнастика, нервно-мышечная релаксация, аутотренинг. Беседа «Как справиться с гневом». Упражнение «Лист гнева». Упражнение «Я спокоен. Я сердит». Упражнение «Победить дракона».

Тема 9. Отработка конструктивных способов управления собственной агрессией и агрессией оппонентов.

Упражнение «Представь свое Имя». Обсуждение притчи «Безвредная змея», Упражнение «Разожми кулак». Упражнение «Лозунг против агрессии». Упражнение «Выпусти пар». Упражнение «Подарок»

Тема 10. Работа с гневом и злостью. Тренинг

Упражнение «Мой гнев». Групповая дискуссия «Путь гнева». Упражнение «Мешочек криков». Упражнение «Рисуем гнев». Упражнение «Как я зол». Упражнение «Выпусти джина» Упражнение «Рецепт агрессивности». Упражнение «Гнев на сцене». Упражнение «Две собаки», Упражнение «Бокс». Релаксация.

Тема 11. Техника активного слушания.

Введение «Правила слушания». Упражнение «Восточный базар». Игра «Глухой диалог», Упражнение «Цепочка». Видеоматериал «Приемы активного слушания». Упражнение «Пойми меня». Рефлексия

Тема 12. Программа примирения. Этапы и задачи программы примирения

Лекторий. Восстановительная медиация: принципы и цели. Позиция медиатора. Как передать ответственность за нахождение решения сторонам конфликта. Этапы работы с конфликтом в процессе восстановительной медиации. Обсуждение вопросов.

Тема 13. Как провести беседу с участниками конфликта? Восстановительные технологии медиации.

Упражнение «Каруселька». Порядок работы ведущего в программе восстановительной медиации. Упражнение «Общие рисунки». Этапы восстановительной медиации. Ролевое обыгрывание ситуации.

Тема 14. Компетенции медиатора на этапах примирительных программ.

Обсуждение вопросов : Как грамотно предложить медиацию. Вступительные слова медиатора. Практикум «Предварительная встреча и передача ответственности» с участниками конфликта. Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение каждой мини-группы

Тема 15. Качества и навыки медиатора. Коммуникативные техники в работе медиатора.

Упражнение «Построиться по…». Этический кодекс медиатора. Ролевое обыгрывание ситуации.

Тема 16. Отработка первого этапа – получение дела.

Беседа: Этапы и стадии медиации. Презентация. Что такое 1 этап в медиации. Проигрывание ситуаций.

Тема 17. Отработка второго этапа – предварительная встреча с обидчиком и с потерпевшим.

Лекторий: Цели и задачи 2 этапа медиации. Просмотр видеофрагментов. Обсуждение ситуаций.

Тема 18. Отработка третьего этапа – примирительной встречи конфликтующих сторон.

Лекция: Алгоритм проведения примирительной встречи. Этапы примирения. Практикум «Примирительная встреча». Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение результата.

Тема 19. Обсуждение потребности обидчика на встрече. Обсуждение потребности жертвы на встрече.

Потребности обидчика и потребности жертвы. Какие фразы нельзя использовать. Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение результата.

Тема 20. Заключение примирительного договора.

Правила оформления примирительного договора (соглашения). Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение результата.

Тема 21. Заполнение документации по программам примирения

Работа с документацией. Согласие на участие в восстановительной программе. Регистрационная карточка. Протокол по результатам встречи сторон. Примирительный договор.

Тема 22. Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся «Мастерская общения»

Приветствие. Этюд «Смелые ребята». Игра «В темной норе». Комплекс «На лесной поляне». Игра «Тень». Игра «Слепой и поводырь». Рефлексия

8. Расставание

Тема 23. Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся «Разноцветный мир эмоций»

Обсуждение видеофрагментов. Типичные ошибки обращения с эмоциями. Упражнение «Война и мир». Дискуссия «эмоции правят мною или я ими? Упражнение Польза и вред эмоций». Упражнение «Зато». Релаксация. Упражнение «Хлопки»

Тема 24. Итоговое занятие.

Упражнение «Футбол». Проектная мастерская: символика ШСМ, наши цели, планы, направления, наша рекламная компания. Упражнение «таблица самооценки»







Литература:

Сайт А.Ю.Коновалова http://www.8-926-145-87-01.ru/

«В помощь школьным службам примирения» Сборник методических материалов. Сост. Макурина Ю.В., Грихутик Н.Н. 2008 г.

«Медиация как способ решения конфликтов в образовательном процессе» Кузичкина Л.А.

«Школьная служба примирения – способ позитивной самореализации подростков» Халабузарь А.Б.,2013г.











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.