12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Филимонова460
Клинический психолог (патопсихолог, нейропсихолог, психотерапевт)
Россия, Наро-Фоминск

KLINISCHE PSYCHOLOGIE

ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Памятка родителям от специалиста.

Что такое ЗПРР?
Этот вопрос беспокоит многих родителей, которые слышат эту аббревиатуру. ЗПРР - задержка психоречевого развития (а также ЗПР - задержка психического развития и ЗРР - задержка речевого развития).

Проявления:
* на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
* не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;
* демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;
* в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет;
* в 2 года не говорит ни одного слова;
* в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);
* в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет;
* использует жесты и мимику взамен речи;
* отставание от сверстников в психо-эмоциональной сфере: как правило, проявляется в отсутствие самоконтроля, серьезных перепадах настроения, замкнутости и излишней эмоциональной стеснительности;
* проблемы в области концентрации внимания: ребенок не способен концентрироваться на каком-либо занятии, часто отвлекается и переключается на что-то другое, при этом и другое занятие не способно занять малыша на длительное время;
* проблемы с восприятием окружающей действительности: не узнает предметы, не распознает простые схемы и контуры рисунков;
* отклонения в развитии памяти: отсутствует познавательная активность, свойственная ровесникам малыша, быстро забывает пройденный материал, правила игр и т.п.;
* общее отставание в развитии, отсутствие навыков мыслительного процесса.

Первое, что родители должны чётко усвоить - никакой паники. "Крики и взмахи руками", то есть необдуманные и бессмысленные действия никак не помогут ни вам, ни вашему ребёнку. Но и бездействовать тоже не стоит. В 2,5 - 3,5 года задержку компенсировать достаточно легко, а вот в 6 - 8 лет это сделать уже крайне сложно. 

Второе. Обращайтесь к специалистам. "А вот у сына соседа одной девушки, у которой кошка сестра кота моей подруги, было то же самое...". Каждый ребёнок по-своему уникален. Панацеи нет, для каждого случая своё лечение, свои сроки и так далее. Послушать, как было у других можно, однако следовать этому лучше не стоит без консультации специалиста. Что хорошо одному, может быть плохо другому.

Третье. Специалисты тоже ошибаются. Если вы заметили явную задержку в развитии, а специалист советует вам "подождать", то лучше не ждать. Действительно, бывает, что задержка появляется, а потом компенсируется сама собой, но так бывает далеко не всегда. Возможно, не стоит прибегать к медикаментозному лечению, тем более если именно врач говорит о том, что стоит подождать, однако работать с другими специалистами (например, логопедом и педагогом) будет не во вред даже ребёнку без задержки. Помогите своему ребёнку сразу, чтобы потом не стало поздно.

Четвёртое. Необходимо найти "своего" врача. Именно врач может точно сказать есть задержка или нет и, если необходимо, назначит медикаментозное лечение. Помимо профессионализма врача, он должен быть близок вам как человек, чтобы было комфортно с ним общаться. Он должен быть для вас авторитетом в области медицины, к которому бы хотелось обращаться за помощью. Все мы люди, врачи - тоже, они тоже устают, они тоже бывают не мотивированы. На это не нужно обижаться, просто найдите "своего" врача. 

Пятое. Разностороннее мнение. Каким бы хорошим не был врач, ему нужна помощь других специалистов. Вероятнее, врач сам направит вас к лору, логопеду, клиническому психологу, массажисту, педагогу и так далее. Не пренебрегайте этими рекомендациями. Заключения этих специалистов помогут врачу в уточнении диагноза и лечении.

Шестое. Регулярное наблюдение. Если врач сказал прийти повторно через два месяца, значит надо прийти через два месяца. Если нейропсихолог сказал провести повторную диагностику через шесть месяцев, значит надо провести диагностику через 6 месяцев. Ребёнок растёт и меняется крайне быстро, это надо обязательно фиксировать.

Седьмое. Корректируйте лечение. "Он агрессивный стал от этого лекарства и я перестал его давать." Как уже было сказано выше - панацеи нет. Лекарство действительно может не подходить именно вашему ребёнку, но врач не увидит это на звёздном небе - к нему надо прийти на приём и рассказать о конкретных проявлениях. Может нужно изменить лечение, может отменить, а может это вовсе нормальная реакция на препарат и скоро она пройдёт? Не занимайтесь самолечением. Опять же, возвращаясь к четвёртому пункту, если вас не устраивает конкретный врач и его методы, вы можете обратиться к другому. Ребёнок не должен оставаться без помощи.

К каким специалистам обращаться в первую очередь за консультацией?
1. Невролог. Первичный осмотр для выявления задержки с последующим наблюдением.
2. Клинический психолог (нейропсихолог). Описание проявлений, а также топический диагноз, поставленный нейропсихологом, помогут неврологу оценить степень нарушения функционирования зон мозга, подтвердить или опровергнуть диагноз, а также скорректировать лечение.
3. Логопед. Заключение по результатам логопедической диагностики также поможет врачу под другим углом рассмотреть состояние ребёнка.

Каждый из вышеописанных специалистов также даёт свои рекомендации, которые помогут ребёнку компенсировать задержку. 


Филимонова Мария Игоревна
Клинический психолог (патопсихолог, нейропсихолог, психотерапевт)
8 (995) 919 – 90 – 06;  treatbypsy@bk.ru


Центр развития и социализации «АЛЫЕ ПАРУСА»
Город  Наро-Фоминск, улица Маршала Жукова, дом 6Б
8 (977) 996 – 03 – 48; vk.com/centre_scarlet_sails

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.