Занятие «Заколдованные животные»
Наглядный материал к дидактическому пособию «Заколдованные животные».
Изготовила пособие: учитель-логопед высшей квалификационной категории
Шмелева Екатерина Владимировна.
Работая более десяти лет с логопедическими детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что ребятишкам гораздо интереснее заниматься с пособиями, на которых изображены реальные предметы, а особенно живые существа. Идея данной игры не нова, но ценность именно этого варианта заключается в том, что заколдованные животные не нарисованные, а «собраны» из фотографий частей тела настоящих животных. Некоторые получившиеся заколдованные животные детям порой очень трудно «расколдовать», так как они не всегда могут узнать от каких животных та или иная часть тела взята. У детей появляется азарт и они как юные следопыты пытаются угадать животное, а заодно и обогащают свою речь.
Игра разработана для детей с нарушением речи, старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет полезен учителям-логопедам для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях, воспитателям и родителям в работе с дошкольниками.
«Заколдованные животные в лесу»
Лексическая тема: «Дикие животные»
Цель: Формирование лексико-грамматических конструкций.
Задачи: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных; закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»; развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание.
Ход игры:
Дети заходят в кабинет/группу под музыку «Звуки леса». Кабинет оформлен в стиле «Зимний лес»: развешаны фотографии диких животных зимнего леса.
Логопед: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?
Ответы детей: В зимний лес.
Логопед: Правильно, в зимний лес!
На доске выставлены фотографии диких животных и их детенышей. Звучит запись «Белка»
Логопед: Ребята, кто это спешит к нам в гости? Не узнали? Тогда отгадайте загадку.
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтобы зверю жить в тепле.
Ответы детей: Белка.
Логопед: Правильно, это белочка!
Звучит запись «Фырканье ежа»
Логопед: Кто это там фыркает под кустом?
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Ответы детей: Еж.
Логопед: Правильно, это ёж.
Логопед: Ребята, а кто это спрятался под кустиком?
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в шкурке серой — летом.
Ответы детей: Заяц.
Логопед: Вот и следующий гость к нам пожаловал.
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
Ответы детей: Рысь.
Звучит запись «Вой волка»
Логопед: Кто зимой холодной бродит злой, голодный?
Ответы детей: Волк.
Звучит запись «Лай лисицы»
Логопед: А вот и очередной гость, угадайте кто это?
Рыжая плутовка,
Хитрая, ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый
Ответы детей: Лиса.
Логопед: А кто же это неторопливо к нам идет?
Он идёт неторопливо,
Зацепил хвостом он сук.
Полосатый он, красивый.
Зверь хозяйственный
Ответы детей: Барсук.
Логопед: Правильно, барсук!
Динамическая пауза. Игра «Чей голос?»
Логопед: Теперь ребята вы знаете голоса животных, которые живут в наших лесах. Сейчас вы услышите голоса животных, и чей голос узнаете должны найти в группе это животное и подойти к нему.
Звучат записи голосов диких животных. Дети находят соответствующее голосу изображение животного. Пока дети находят животных, логопед открывает заранее приготовленные изображения «фантастических» животных.
Дидактическая игра «Фантастическое животное».
Логопед: Ребята, посмотрите, пока мы гуляли по лесу, к нам прилетел злой колдун и заколдовал всех животных. Нужно срочно им помочь и расколдовать! Для этого, вы должны угадать, каких животных соединил злой волшебник, и назвать, чью голову или туловище вы видите. Поможете животным?
Ответы детей: Да!
Логопед: Каких животных заколдовал колдун? (волка и лису) Чья это голова?
Ответы детей: Это лисья голова.
Логопед: Чьё туловище?
Ответы детей: Это волчье туловище.
Логопед: А это что за животные? (белка и заяц) Чья это голова?
Ответы детей: Это беличья голова.
Логопед: Чьё туловище?
Ответы детей: Это заячье туловище.
Логопед: А здесь каких животных заколдовал колдун? (барсук и ёж) Чья это голова?
Ответы детей: Это барсучья голова.
Логопед: Чьё туловище?
Ответы детей: Это ежиное туловище
Аналогично проговариваются остальные заколдованные животные:
заячья голова, беличье туловище;
волчья голова, заячье туловище;
волчья голова, лисье туловище;
лисья голова, ежиное туловище;
рысья голова, лисье туловище.
Логопед: Ура, вы справились и все животные расколдованы. А теперь пора возвращаться в детский сад. Вот и закончилось наше путешествие. Где мы сегодня побывали?
Ответы детей: В зимнем лесу.
Логопед: Кого мы сегодня встретили? Как называются эти животные? Почему?
Ответы детей: Дикие. Они живут в лесу и самостоятельно добывают себе еду.
Примерное время игры: 15-20 мин.
Второй вариант игры
«Заколдованные домашние животные»
Лексическая тема: «Домашние животные»
Цель: Формирование лексико-грамматических конструкций.
Задачи: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных; закреплять представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни; уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные»; развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание.
Ход игры:
Дети заходят в кабинет/группу под «волшебную» музыку. На доске развешаны фотографии «заколдованных» домашних животных.
Логопед: Ребята, к нам только что прилетала весёлая фея. Она очень любит шутки, поэтому решила с вами поиграть и подшутить. Она немножко околдовала и вот что у неё получилось…
Логопед показывает детям «заколдованных» животных.
Логопед: Давайте поиграем с феей и расколдуем всех животных.
Логопед: Каких животные на нас глядят с картины? (кошка и собака) Чья это голова?
Ответы детей: Это кошачья голова.
Логопед: Чьё туловище?
Ответы детей: Это собачье туловище.
После правильного ответа, выставляются фотографии кошки и собаки.
Логопед: А это что за животные? (коза/козёл и корова) Чья это голова?
Ответы детей: Это козья/козлиная голова.
Логопед: Чьё туловище?
Ответы детей: Это коровье туловище.
После правильного ответа, выставляются фотографии кошки и собаки.
Логопед: А здесь каких животных заколдовала фея? (осёл и лошадь) Чья это голова?
Ответы детей: Это ослиная голова.
Логопед: Чьё туловище?
Ответы детей: Это лошадиное туловище
После правильного ответа, выставляются фотографии кошки и собаки.
Аналогично проговариваются остальные заколдованные животные:
овечья голова, свиное туловище;
ослиная голова, козье туловище.
Логопед: Фея от души повеселилась слушая ваши ответы, но вы справились и все животные расколдованы.
Логопед: Кого мы сегодня встретили? Как называются эти животные? Почему?
Ответы детей: Домашние. Они живут рядом с нами, приносят нам пользу и люди ухаживают за ними и кормят.
Примерное время игры: 10-15 мин.