Методическая разработка «Занимательное кубановедение как способ развития познавательных интересов и любознательности учащихся начальных классов»

7
0
Материал опубликован 19 January 2020 в группе


Занимательное Кубановедение
DOC / 6.19 Мб

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 88

Карасунского внутригородского административного округа

города Краснодара

 

 

Занимательное кубановедение как способ

развития познавательных интересов

и любознательности учащихся начальных классов.

 

 

Учитель МБОУ  гимназия № 88

Савченко Наталья Николаевна

 

г. Краснодар

Содержание

 

Введение 

 

Глава 1. Карта на уроке.

 

Глава 2. Фольклор на уроке.

 

Глава 3. Иллюстрация и книга на уроке.

 

Глава 4. Кроссворд на уроке.

 

Заключение.

 

Приложение.

 

 

Введение.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но зайдите в разные школы: их учащиеся по-разному – с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением  - отзываются об одних и тех же школьных предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании о кубановедении: от равнодушия до живого интереса и сознательной убеждённости в необходимости глубокого изучения.

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения, как кубановедение.

Обучая своему предмету, учитель сознательно или нет, стихийно или целенаправленно формирует у учащихся отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают своё отношение к предмету чётко и кратко: «интересно – неинтересно», и такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки своей работы, ведь познавательный интерес ни в коей мере не противопоставляется понятиям долга и учебных обязанностей.

Процесс формирования познавательного интереса к предмету кубановедения происходит под влиянием многих факторов, и учителю необходимо выявить наиболее существенные из них: содержание и структура учебного предмета, методы обучения, учебно-познавательная деятельность учащихся. В какой взаимосвязи и в каком соподчинении находятся эти факторы, в чём сила и влияние каждого из них?

Что касается содержания предмета кубановедения как фактора формирования познавательного интереса к предмету, то учитель разными приёмами и фактами иллюстрирует одни и те же закономерности, разными приёмами и способами формирует понятия, с  помощью разных заданий и упражнений отрабатывает специальные умения и навыки.

В методике обучения нельзя подходить однозначно: этот метод лучше этого, следовательно, чаще будем использовать первый. Ни игры по карте, ни уроки-семинары, беседы или рассказы учителя не могут быть однозначно плохи или хороши без учёта конкретной ситуации:

а) содержания учебного материала;

б) уровня подготовленности класса;

в) уровня педагогического мастерства учителя;

г) наличия необходимых средств обучения;

д) эмоционально-психологической атмосферы конкретного класса, его взаимоотношений с учителем.

Лишь применение системы методов, заранее продуманное разнообразие приёмов и форм обучения внутри темы и курса в целом, а затем и при планировании последующих уроков оказывают решающее влияние на формирование познавательного интереса к предмету кубановедение.

И наконец, третий фактор – деятельность учащихся. Можно долго говорить о различных видах деятельности на уроках: в зависимости от ведущего метода обучения о речевой и предметно-практической, о индивидуальной и коллективной, самостоятельной и проходящей под руководством учителя, игровой и других. Но в процессе формирования познавательного интереса к предмету решающее значение оказывает именно разумное сочетание всех видов деятельности с учётом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности.

Названные решающими факторы могут влиять на процесс формирования познавательного интереса лишь при наличии определённых условий обучения, одно из которых рациональный и разумный режим работы на уроке. Его соблюдение проявляется не только в чётком начале по звонку или в отсутствии опоздавших. Налаживание разумного режима работы заключается и в чёткой организации урока, в единстве требований учителя к ученикам, в объективности и гласности оценок, в выполнении всех норм и требований к учебному процессу.

Одна из удивительных сторон преподаваемого нами предмета заключается в том, что в детстве каждый ребёнок переживает период увлечения родным краем. Вопрос в том, насколько нежно и прочно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.

 

 

Глава 1. Карта на уроке.

 

Важнейшая составляющая кубановедения – это картографические знания. Они помогают создать образ пространства, осознать своё местоположение в нём. По умению человека ответить на вопрос, что и где находится, чаще всего и оценивают его знание родного края.

Уже содержание уроков в начальной школе требует неоднократного обращения к карте России и карте Краснодарского края. Для начала необходимо помочь учащимся усвоить местоположение наиболее крупных объектов, научить характеризовать их поверхность, определять взаиморасположение и соотношение их площадей.

Здесь могут помочь задания следующего характера: назвать и показать на карте следующие объекты:

- границы Краснодарского края;

- самые крайние населённые пункты (на севере – хутор Молчановка, на востоке –хутор Зеленчук Мостовой, на юге – село Весёлое, на западе – мыс Тузла и посёлок Чушка);

- районы Краснодарского края (38);

- города краевого подчинения(15);

- города районного подчинения (11);

- посёлки городского типа (23);

- административный центр ( г. Краснодар);

- море, которое омывает край на юго-западе (Чёрное море);

- море, которое омывает край на северо-западе (Азовское);

- самую длинную реку Краснодарского края (Кубань);

- самую высокую гору Краснодарского края (Цахвоа);

- с какими субъектами РФ граничит Краснодарский край (Ростовская область, Ставропольский край, республика Адыгея );

- с какими иностранными государствами граничит Краснодарский край (республика Абхазия);

- Краснодарское водохранилище;

- Кавказский государственный биосферный заповедник;

- Сочинский национальный парк;

- озеро Абрау (охраняется государством);

- озеро Ханское (охраняется государством).

Также помогут развивать познавательный интерес и задания по сравнению площадей данных объектов:

- Азовского и Чёрного морей;

- Краснодарского и Крюковского водохранилищ;

- Ейского и Ахтарского лиманов;

- Солёного и Ханского озёр;

- Сочинского национального парка и Крымского заказника.

Задания сравнить объекты по высоте  и  по длине  вызывают особый интерес:

-  горы Агепста (3261 м) и Цахвоа (3346 м);

- Агой (994 м) и Тхаб (921 м);

- скалы Петушок и Парус;

- реки Белая (265 км) и Бейсуг (243 км);

- реки Кубань (870 км) и Ея (311 км);

- протяжённость границ края с севера на юг (375 км) и с запада на восток (410 км).

Важным условием организации предметно-практической деятельности учащихся является осознание ими полученных практических умений, поэтому, завершая очередной этап изучения карты Краснодарского края, ученики должны записывать перечень объектов в тетрадь.

 

 

Глава 2. Фольклор на уроке.

 

Фольклор – загадки, пословицы и поговорки, народные приметы и сказки – обогащает содержательную сторону урока.

Природные условия территории всегда имели большое значение для проживающего на ней населения, часто являлись основой происхождения национальных обычаев, особенностей быта ( типов жилищ, видов одежды, способов и средств передвижения) и занятия населения, нашли отражение в фольклоре. В многочисленных загадках, пословицах и поговорках их житейский, практический смысл оказывается, передан посредством описания характерных черт природы конкретной территории, что позволяет использовать их на школьных уроках.

Удивителен мир народных загадок, ведь предметом народной поэзии становился любой объект или явление окружающей жизни: вольный ветер оборачивается сказочным конём, молния превращается в огненную стрелу, а туча становится загадочной птицей.

Будучи по своей форме не простым, обыденным, а поэтическим, замысловатым описанием, загадка испытывает сообразительность ученика, развивает его воображение, раскрывает глаза на красоту и богатство окружающего мира, учит детей замечать великолепие привычных и будничных сторон действительности. Особенности жанра позволяют с успехом привлекать народные загадки при изучении кубановедения уже в начальной школе.

Другая форма фольклорных материалов, привлекаемых на урок – пословицы и поговорки, которые, как живая народная мудрость, всегда привлекали людей. Историк находит в них свидетельства далёкой старины, этнограф отыскивает отражение уже исчезнувших обычаев, а для краеведа наиболее интересна национальная специфика пословичного фольклора, отражённая в деталях быта.

Ещё более сильно выражает своеобразие и специфику национального и народного видения мира поговорка, которая в отличие от пословицы лишь образно передаёт какой – либо предмет или явление.

Когда у учащихся накопится некоторый опыт анализа содержания пословиц и поговорок, можно предложить им попробовать  себя в этом жанре и придумать поговорку самим. Поговорки также могут стать темой для интересных сочинений – миниатюр. Ещё одна интересная работа – проанализировать названия месяцев в народном календаре или различных явлений природы. Возможно и творческое задание – составить календарь кубанского школьника. В придуманных названиях месяцев проявляется не только последовательный перечень событий учебного года, но нередко и отношение к ним. Например, сентябрь – учёбоначинальник, а май – экзаменник или контрольник.

Если обратиться к программе курса, то при изучении погоды учащиеся знакомятся с её изменениями и причинами, учатся анализировать замеченные изменения. Большим подспорьем в этой работе может стать знакомство с народными приметами, которые послужат информационной основой для наблюдения за погодой.

На уроке также можно найти место и сказкам. Этот жанр по-прежнему очень любим и часто используется педагогами. Содержание сказок даёт основу для организации так необходимой на уроке речевой деятельности детей. Незамысловатые, но остроумные и интересные сказки с удовольствием придумывают и сами ребята. Причём темы могут быть совершенно разнообразными как по форме, так и по содержанию. Например,  

«Сказка о главной реке», «Как казаки землю делили», «Спор дождя и ветра» или «Как казаки за море ходили».

 

 

 

 

Глава 3. Иллюстрация и книга       на уроке.

Каждый учитель, так или иначе, привлекает на свой урок дополнительную литературу и иллюстрации. Бывает так, что это начинается и заканчивается принесением на урок ярких журналов с рекламными пейзажными фотографиями, приковывающими своей красочностью лишь на короткое время внимание ребят.

У большинства учителей процесс использования дополнительной литературы постепенно упорядочивается, год от года расширяется круг книг, без которых урок уже не обходится. Становятся более совершенными и разнообразными формы их использования, и наступает момент, когда у учителя складывается отвечающая его индивидуальности система работы с книгой на уроке. В последнее время появляются всё новые и новые учебники по кубановедению, много дополнительной литературы, как для учителя, так и для учащихся.

Одной из наиболее распространённых форм привлечения на урок дополнительной литературы является использование ярких описаний людей, животных, объектов и явлений природы. Часто тщательно подобранные отрывки становятся уникальными комментариями к иллюстрациям, а то и основой учительского рассказа. Понять, почувствовать, наглядно представить себе изучаемое учащимся лучше всего помогают книги, со страниц которых звучат рассказы очевидцев, непосредственных свидетелей прошедших событий.

Важно, чтобы ученик видел перед глазами саму книгу. Живое её видение не заменят ни выписки, ни отрывки, прочитанные наизусть или рассказанные по памяти. Важно показать её, дать полистать, рассмотреть в ней иллюстрации, а потом с радостью увидеть на парте книгу, ставшую непременным спутником школьного учебника.

Использование иллюстрации на уроке кубановедения играет незаменимую роль в развитии познавательных интересов и любознательности учащихся, как начальных классов, так и среднего звена. Главное – не перегрузить урок яркими и красочными фотографиями, не несущими никакого определённого смысла и не требующими мыслительной деятельности учеников. Картинки, иллюстрации и фотографии могут быть различного происхождения, главное, чтобы они были эстетично оформлены и изображали предметы и явления на заданную уроком тему.

 

 

Глава 4. Кроссворд на уроке.

 

Что такое кроссворд и как его разгадывать, знают все. Это слово английское и в переводе означает «пересечение слов, крестословица». Название головоломки вполне оправдывает её внешний вид: слова, которые мы вписываем в клетки, всюду взаимно пересекаются.

Сегодня любителей кроссвордов не перечесть. Разгадывание их – занятие увлекательное и полезное, оно расширяет кругозор, тренирует память, приучает к краткости и чёткости формулировок. При решении кроссвордов часто приходится пользоваться словарями и справочниками, советоваться, расспрашивать, вспоминать забытое и узнавать новое.

Кроссворды – незаменимые помощники на уроках обобщающего повторения. Они могут быть различной степени сложности, разгадываться с опорой на карту или атлас, зашифрованные объекты могут иметь различную характеристику, форма вопроса может быть от простого текста до загадки или отрывка из произведения с описанием явления или предмета. Но главное – кроссворд должен быть интересен и соответствовать теме и целям проводимого урока.

 

 

 

Ф

 

 

1.

п

О

г

о

в

о

р

к

а

 

2.

п

о

с

Л

о

в

и

ц

а

 

 

 

Ь

 

3.

с

К

а

з

к

а

 

 

4.

б

ы

Л

и

н

а

 

 

5.

п

О

т

е

ш

к

а

 

6.

с

к

о

Р

о

г

о

в

о

р

к

а


Рис. 5. Кроссворд на тему «Фольклор».

Заключение.

Заключение вообще писать трудно. Трудно потому, что лучший урок ещё не проведён, самая интересная практическая работа ещё не составлена. Каждый год первого сентября новые ученики садятся за парты и открывают для себя удивительный мир, мир родного края, знакомство с которым происходит на обычном, рядовом, но удивительном и неповторимом школьном уроке…

Урок был и остаётся одной из основных форм учебно-воспитательной работы в школе. Часто звучат мнения о том, что положение это безнадёжно устарело, что форма урока однообразна в своей основе. Но нет. Урок видоизменяется, совершенствуется, приобретает всё новые, свойственные времени черты – урок мысли, общения, творчества. Счастливы учитель и ученики, спешащие на встречу друг другу, спешащие на урок!

 

 

Приложение. 

Загадки.

Стоит копна. Спереди вилы, сзади метла. (корова)

 

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (овца)

 

С бородой родится, никто не дивится. (козёл)

 

Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (петух)

 

Явился в желтой шубке – прощайте две скорлупки. (цыплёнок)

 

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова)

 

Хвост крючком, нос пятачком. (поросёнок)

 

Кто родится с усами? (котенок)

 

Мохнатенька, усатенька, сядет – песенки поёт. (кошка)

 

Зубато, серовато, по полю рыщет, овец ищет. (волк)

 

Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (лиса)

 

В гору бегом, а с горы кувырком. (заяц)

 

Не дерево, а суковато. (олень)

 

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (ёж)

 

Щиплет за пятки – беги без оглядки. (гусь)

 

Не маляр, не плотник, лесной работник. (дятел)

 

На шесте дворец, во дворце певец. (скворец)

 

Кто на себе свой дом носит? (улитка)

 

Кто над нами вверх ногами? (муха)

 

Не птичка, а с крыльями. (бабочка)

 

Пословицы и поговорки.

 

Всякому мила своя сторона.

 

Декабрь год кончает – зиму начинает.

 

Вода с гор потекла – весну принесла.

 

Апрель с водой – май с травой.

 

От искры – пожар, от дождя – наводнение.

 

Река своего русла не теряет.

 

Сколько река не петляет, всё равно в море попадает.

 

Ночью Солнце не появится вместо Луны.

 

Не будет воды, не будет и травы.

 

Облако не движется против ветра.

 

Коли в январе март, бойся в марте января.

 

Не может роса соперничать с солнцем.

 

Береги нос в большой мороз.

 

Не всё ненастье, проглянет и солнышко.

 

Без травы нет скота, без скота нет пищи.

 

Малые ветры, собравшись воедино, образуют тайфун.

 

И пыль может образовать горы.

 

С ветром пришло, и на ветер уйдёт.

 

На небе нет туч – не пойдёт дождь.

 

В марте и сзади и спереди зима.

 

Глубокая река течёт без шума.

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации