Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб душистый на столе» (на основе материалов журнала «Шишкин лес»)

2
0
Материал опубликован 9 October 2022

                                              ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
                                                  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                               (на основе материалов журнала «Шишкин лес»)

« ХЛЕБ ДУШИСТЫЙ НА СТОЛЕ»

ЦЕЛЬ: формировать у детей представление о важной роли хлеба в жизни каждого человека. Дать понятие об особенностях выращивания хлеба, его путь от поля к столу. Продолжать учить детей отгадывать загадки, отвечать на вопросы. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.

                                                               ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Вырос в поле на земле,

Лучшее место нашел на столе.

Из печи пришел на блюдо,

Ешьте меня, на здоровье, люди.

Дети: Это хлеб.

Воспитатель: Мы едим хлеб каждый день. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Народ говорил о хлебе, как о живом существе: хлеб-батюшка, хлеб – всему голова.
Дети
: А кто первым придумал печь хлеб и как это получилось?

Воспитатель: А вот сейчас вы все и узнаете.

(Воспитатель предлагает посмотреть передачу «Шишкин лес» - 11-14)

1. «Хлеб и его аналоги».

Ведущая: Кажется, все готово, можно и за стол садиться.

Енот Енотыч: Добрый день, а я вам хлебушка принес!

Ведущая: Вот как вовремя, Енотыч!

Шунечка: Давно тебя ждем! Ой, как вкусно пахнет!

Ведущая: Да, вкуснее свежего хлеба ничего на свете нет.

Енот Енотыч: Это точно, теплый хлеб все любят.

Шунечка: Интересно, а кто изобрел такую вкуснятину?

Ведущая: Друзья мои, по поводу этого есть такая легенда. Было это очень-очень давно. Однажды древний человек варил в горшке кашу из пшеничных зерен. Когда зерно разварилось, а каша была почти готова, неловкий кашевар опрокинул горшок и каша запеклась на горячих камнях очага и превратилась в плотную лепешку. Так случайно был испечен первый хлеб.

Енот Енотыч: Вот ведь как кашевар случайно его изобрел!

Ведущая: Тысячи лет люди с удовольствием ели пресный хлеб, а сейчас мы едим хлеб, приготовленный из кислого теста. Он душистый, мягкий, очень вкусный.

Енот Енотыч: Да. Кто же первым испек такой хлеб?

Шунечка: Тоже, наверное, случайно получилось?

Ведущая: Ты права, Шунечка, скорее всего им был ленивый пекарь, который не вымыл посуду, в которой замешивалось тесто. Прокислый кусочек теста, попав в новый замес, вызвал брожение. На глазах изумленного пекаря тесто стало пыхтеть и подниматься.

Енот Енотыч: Ну и ну, так и перепугаться недолго.

Ведущая: А он и перепугался. С испугу пекарь отправил тесто в печь: будь, что будет. Получился вкусный хлебушек, который мы с вами так любим.

Енот Енотыч: Да, мы любим хлебушек. Как говорят, не будет хлеба, не будет обеда.

Шунечка: Без хлебушка обед не вкусный.

Ведущая: Согласны с тобой, Шунечка.

(Воспитатель приостанавливает передачу)

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о хлебе вы еще знаете?

Дети: Без хлеба нет обеда.

Горький обед без хлеба.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Хлеб – всему голова.

Земля – матушка, хлеб – батюшка.

Воспитатель: Ребята, а кто знает ,с чего начинается путь хлебушка к нашему столу?

Дети: С маленького зернышка, которое посадили во вспаханную мягкую землю, потом вырастает зеленый росток и появляется колосок.

Воспитатель: У вас на столе лежат колоски. Посмотрите, как располагаются зернышки в колоске. Этот колосок вырос в поле. Какой он?

Дети: Высокий, колючий, усатый, спелый, золотой.

Воспитатель: А почему зерна в колоске называют золотыми?

Воспитатель: К колоскам нужно относиться бережно. Положите свои колоски, а возьмите в руки большие нарисованные.

                                                          «Танец с колосками»

                                        (Дети с колосками в руках танцуют на коврике)

Воспитатель (предлагает детям посмотреть на картину «Сбор урожая» и рассказывает):

Выросла пшеница, ни жары, ни холода не боится. Это ученый много лет работал, среди тысяч зернышек наилучшие выбрал, новый сорт вывел. Тракторист поле пахал, поле засевал. Агроном сказал, когда пахать, когда полить, когда подкормить.
Летчик над полями кружил, молодые ростки от вредителей защищал. Созрели колоски, комбайнер урожай собрал. Шофер зерно на элеватор повез. Когда зерно высушили, мельник на муку перемолол. Из готовой муки пекарь тесто замесил, выпек хлеб. Все хлеборобы хорошо поработали.

Воспитатель: Посмотрите ребята, на муку, потрогайте ее, мука какая?

Дети: рассыпчатая, белая, мягкая.

Воспитатель: Что можно испечь из муки?

Дети: Печенье, пряники, вареники, пельмени, бублики, пироги, хлеб, булочки.

Воспитатель: А эти загадки о чем?

Месили, месили, в кипяток положили,

В кастрюльке сварили.

В масло, сметану скорей опустили.

Кто сумеет отгадать,

Того будем угощать.

Дети: Это вареники.

Воспитатель: Маленькое, сдобное,

Колечко съедобное.

Я одна тебя не съем,

По кусочку хватить всем.

Дети: Бублик.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением хлебобулочных изделий)

Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется профессия людей, которые пекут хлеб.

Дети: Пекарь.

Воспитатель: Пекари трудолюбивые, аккуратные, добросовестные люди, они вкладывают в каждую булочку часть своей души. Это очень нелегкий труд. Выпекают хлеб на хлебозаводе. Выпекают ночью, чтобы рано утром он уже был в магазине. Хлеб покупают все: врачи, учителя, строители. Без хлеба никто жить не может. Хлеб нужно беречь, он святой.
Что вы сделаете, если увидите, что кто-то плохо обращается с хлебом?

Дети : Мы сделаем ему замечание.

Воспитатель: Нужно беречь каждую крошку, которая так тяжело досталась.

Дети:

Не бери хлеба больше ,чем можешь съесть

В хлебе душа родной земли, береги его

Если человек попросил у тебя хлеба – переломи свой кусочек

напополам, даже если он у тебя последний

Старые люди умеют беречь и уважать хлеб. Уважай их за это,

учись у них

Если уронишь хлеб – отдай его птичкам

Воспитатель: Румяный и душистый хлебушек уже заждался нас.

(Дети снова выходят на коврик. Воспитатель берет хлеб на рушнике)

Воспитатель: Ребята , чем пахнет хлеб?

Дети: солнышком, теплом, домом, лаской маминых рук.

Пахнет солнышком он красным,

Лучиком теплым, ласковым, ясным.

Пахнет он полем и колоском,

Трудолюбивыми пахнет руками.

Воспитатель: У хлеба круглая форма, он похож на солнце, у него желто-коричневая корочка. Сколько сказано о нем теплых слов. От хлеба и радость, и песня, и улыбка мамы. Издавна хлеб ложили на рушник – символ добра, достатка. Хлеб на рушнике – счастье в доме.

Дети: Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Воспитатель: Думаю, что вы, ребята, сохраните любовь к хлебу, уважение к труду хлебороба, людям, которые его выращивают. Я уверена, что среди вас будут прекрасные хлеборобы, трудолюбивые пекари. Зернышки, которые вы вырастите, станут хлебом на нашем столе. Тогда мы все, взрослые, ваши папы и мамы, сможем гордиться вами.

Во второй половине дня воспитатель может продолжить роботу с дошколятами:

Воспитатель: Ребята, а где мы с вами берем хлеб?

Дети: В магазине.

Воспитатель: В каком?

Дети: В магазине, где продают продукты, в булочной (в хлебном магазине). Там еще продают торты, печенье, пирожные.

Воспитатель: Специальные машины привозят их в магазины из хлебозавода. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Магазин».


Игра «Магазин»

(Воспитатель ставит на столик вазочки с печеньем, на одной – бублики, на другой – пряники, на третей – «пальчики» и т.д.)

Что бы купить печенье в нашем магазине, не нужны денежки, нужно только правильно описать печенье, которое хочешь купить, не называя его. Например, ребенок - продавец, воспитатель – покупатель.

- Здравствуйте.

- Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, печенье круглое, коричневое, низ его ровный, плоский, а верх – выпуклый, оно похоже на солнышко без лучиков.

Ребенок – продавец: вы хотите купить овсяное печенье?

Воспитатель-покупатель: Да. Дайте пожалуйста 3 печенья.

Продавец: пожалуйста.

Дальше дети играют, воспитатель наблюдает. Потом воспитатель покупает в «магазине» хлеб (круглый, белый и черный), показывает, что хлеб бывает разным.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в разное время у разных народов вместо хлеба была совсем другая еда.

Дети: А какая?

Воспитатель: Сейчас вы об этом узнаете.

(Воспитатель показывает передачу (11-14)1 «Хлеб и его аналоги» - продолжение).

Ведущая: Предлагаю отправиться в воображаемое путешествие по странам и континентам.

Шунечка: Ура!

Ведущая: Посмотрите это Египет.

Шунечка: Смотрите, сколько цветов!

Ведущая: Это лотосы. В древности Египтяне их собирали, сушили и растирали в муку, а потом пекли, как хлеб.

Шунечка: Вот это да! А это что такое?

Енотыч: растения вроде бы как знакомые растут.

Ведущая: Это страна Перу. Здесь местные жители раньше вместо хлеба использовали дикий картофель. Они растирали его мякоть и пекли из него лепешки.

Енотыч: А что, это наверное, очень вкусно было.

Шунечка: Ух ты, пальма! А при чем здесь хлеб?

Ведущая: Это Новая Гвинея. И пальмы эти не простые, а саговые.

Енотыч: Их плоды тоже вместо хлеба ели?

Воспитатель: Ели, и сейчас едят, только не плоды, а сердцевину. Пальмы срубают, раскалывают вдоль, потом измельчают сердцевину и просеивают. Крошку моют в реке, сушат и пекут из нее лепешки или варят пюре. Гвинейцы его очень любят.

Енотыч: Ну и ну! Хлеб из пальмы!

Ведущая: А теперь смотрим на Африку!

Енотыч: Интересно, а здесь какая самая главная еда?

Ведущая: Бананы. Из бананов здесь делают все, что угодно, их даже можно назвать африканским хлебом.

Шунечка: Не может быть! Как же из бананов можно хлеб сделать?

Ведущая: Достаточно просто. Берут зеленые бананы, режут на кусочки, давят и делают муку, потом добавляют соль, перец и другие специи. Делают из теста небольшие лепешки и варят их в воде или жарят на масле.

Шунечка: Вот это да!

Енотыч: Надо записать рецепт. А кто- нибудь еще делает что- нибудь вроде этого?

Ведущая: Да, вот например, чукчи, собирают лишайник, квасят его, а потом едят весь год. А индейцы Северной Америки делают муку из желудей. Из этой муки они варят каши, пекут хлеб и даже готовят напиток, похожий на кофе.

Шунечка: Как интересно, надо бы обо всем об этом рассказать ребятам.

Ведущая: А ребята путешествовали вместе с нами.

Шунечка: Мне очень понравилось.

Енотыч: После такого путешествия самое время пообедать. До свидания ребята.

Воспитатель: Ребята, кто вспомнит, что принес Енот Енотыч?

Дети: Енот Енотыч принес вкусный хлебушек.

Воспитатель: Давайте и мы сейчас побудем пекарями, только испечем не хлебушек, а бублики, крендельки и печенье.

(Дети моют руки. Воспитатель в присутствии детей замешивает из муки тесто. Раздает детям. Дети лепят изделия на свое усмотрение. Бублики отдаем поварам и они пекут их в духовке. Помощник воспитателя угощает детей чаем с печеньем, которое дети делали сами).


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации