Занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по страницам любимых книг»
Занятие для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие по страницам любимых книг»
Составитель:
Воспитатель
Рыжикова Н. В.
Педагогические цели:
Развивать любознательность.
Продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи.
Учить понимать переносное значение слов и выражений.
Продолжать развивать интерес к художественной литературе; знакомить с жанрами художественной литературы: сказка, повесть, стихотворение.
Материалы и оборудование: Иллюстрированные картинки с изображениями писателей К.И. Чуковского, С. Я. Маршака, Братьев Гримм, Э. Н. Успенского; картинки с изображением животных; картинки с изображением персонажей; музыкальных инструментов: гитара, барабан, скрипка, балалайка. Кроссворд (на листе ватмана). Глобус.
Предварительная работа: Чтение произведений К.И. Чуковского «Айболит», «Путаница», С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Братьев Гримм «Бременские музыканты», Э. Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес».
Просмотр мультфильмов. Заучивание песен.
Знакомство с биографией и творчеством детских писателей.
Заучивание отдельных фрагментов произведений; разгадывание загадок.
Игра в слова, кубики с буквами
Изготовление книги по мотивам любимых произведений (рисунки).
Организационная структура игрового занятия
«Путешествие по страницам любимых книг»
Этапы деятельности | Деятельность родителя | Деятельность ребенка (детей) |
1 | 2 | 3 |
Вводное слово | Родитель проводит пальчиковую гимнастику (С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке) | Ребенок и родитель вместе проговаривают текст, выполняют движения (действия) по показу взрослого. |
Пела мышка ночью в норке: Спи, мышонок, замолчи! | Поочередно, начиная с мизинцев обеих рук соединяют подушечки с большим пальцем в прямом и в обратном направлении. | |
| Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи | Растирают ладошки |
| Отвечает ей мышонок: - Голосок твой слишком тонок | Стучат кулачками. |
| Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи! | Хлопают. |
| Побежала мышка-мать. Стала кошку в няньки звать: | Одновременно сгибают и разгибают пальцы обеих рук. |
| Приходи к нам, тетя Кошка, нашу детку покачать. | Растирают ладошки «по часовой стрелке» и в обратном направлении. |
| Стала петь мышонку Кошка: - Мяу-мяу, спи, мой крошка, - Мяу-мяу, ляжем спать, - Мяу-мяу, на кровать. | Выполняют игровое упражнение «Цапки-царапки». |
| Родитель показывает иллюстрацию фрагмента сказки о глупом мышонке С.Я. Маршака. Проводит игровое упражнение на знание содержания произведения. У С.Я. Маршака есть сказка о глупом и…умном мышонке Мышка пела мышонку ночью, а побежала искать няньку…днем Тетя утка пела глупому мышонку громко, а тетя щука…тихо У кошки голосок хороший, а у наседки …плохой. Родитель: Сейчас я назову слово, а ты объясни, как оно звучит: ласково, грубо или пренебрежительно. Мышь-мышка-мышонок Няня-нянечка-нянька Утка-уточка-утенок Дитя-детка-деточка Свинья-свинка-поросенок Кошка-кошечка-котище Родитель: Кто написал сказку « О глупом мышонке»? | Ребенок: С.Я. Маршак Родитель совместно с ребенком заполняют кроссворд. Маршак (1) |
| Родитель: Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам любимых книг (вращает глобус) и окажемся … в Африке, в которой побывали многие герои литературных произведений. Угадай, кто? Загадка: Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей Сквозь очки свои глядит Добрый доктор …Айболит. (Родитель показывает картинку с изображением Айболита). Как известно из сюжета сказки доктор Айболит получил срочную телеграмму от Гиппопотама. Сейчас я попрошу ее зачитать (если ребенок умеет читать).
Какие же животные ждут помощи Айболита? (иллюстрации животных). Загадки До чего ж опасная, До чего ж зубастая, Зубы в тридцать три ряда, А болят, увы, всегда. И вывихнуто плечико у бедного… Не прыгает, не скачет он, а горько-горько плачет и доктора зовет. Убегает со всех ног Прячет голову в песок. Здесь я горбатый, А нравлюсь ребятам. Когда он в клетке, то приятен. На шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку. Возле речек и болот Этот штучный зверь живет. На носу имеет рог Африканский…. Толстокож и неуклюж Этот зверь - любитель луж Гром гремит, когда идет Большеротый … Он трубит, как паровоз, Между глаз имеет хвост. Серый и огромный он Догадались? Это…. Родитель: Айболит вылечил всех животных, которым нужна была медицинская помощь. А кто написал это произведение для детей? Корней Иванович Чуковский – это псевдоним, вымышленное имя, а на самом деле зовут этого писателя…Николай Васильевич Корнейчуков. | Ребенок читает текст телеграммы: Приезжайте, доктор, в Африку, скорей и спасите, доктор, наших малышей. Акула – Каракула с акулятами. Кузнечика Страус Верблюд Леопард Носорог Бегемот Слон Корней Иванович Чуковский Родитель и ребенок заполняют кроссворд. Чуковский(2)
|
| Наше путешествие продолжается дальше (вращает глобус) Германия. Можно разыграть фрагмент сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты». Инсценировка Звучит музыка. Выходят Осел, Собака и ведущий. Слова автора: Идет осел по дороге и кричит по «ослиному». И вдруг видит: лежит на дороге собака, язык высунула и тяжело дышит. Осел: - Отчего ты так запыхалась, собака? Что с тобой? Собака: - Устала. Бежала долго, вот и запыхалась. Осел: Что ж ты так бежала? Собака: Ах, осел, пожалей меня. Жила я у охотника. По полям и по болотам за дичью бегала. А теперь стара стала. Задумал меня мой хозяин прибить. Вот я и убежала от него. Далее, можно провести с ребенком игровое упражнение « Игра в слова» В каждом из четырех конвертов находятся буквы, из которых надо составить слово (название музыкальных инструментов). Первый конверт - барабан. Второй – балалайка. Третий – скрипка. Четвертый – гитара.
Вопросы: 1.На каком музыкальном инструменте играла собака? (барабан) 2.На каком музыкальном инструменте играл Петух? (балалайка) 3.На каком музыкальном инструменте играл Кот? (скрипка) 4.На каком музыкальном инструменте играл Осел? (гитара) Родитель: Кто написал сказку «Бременские музыканты»? |
Вписывают в кроссворд Гитара (3). Вписывают Гримм (4). |
| А мы продолжаем наше путешествие дальше и останавливаемся в России. Физкультурная минутка. (К.И. Чуковский «Путаница». | |
| Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! | Поднимают плечи вверх-вниз. |
| Мы хотим, как поросята, хрюкать!» | Круговые движения назад плечами. |
| Свинки замяукали Мяу, мяу, мяу. | Наклоны вправо-влево |
| Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю | Круговые движения бедрами |
| Уточки заквакали: Ква, ква, ква | Наклоны вперед, кончиками пальцев коснуться пола |
| Курочки закрякали: Кря, кря, кря | Упражнение «Пружинка» |
| Воробышек прискакал и коровой замычал: Му-у-у-у! | Прыжки на двух ногах |
| Прибежал медведь и давай реветь: Ку-ка-ре-ку! Как называется это произведение? Что такое путаница? | Ходьба на месте «Путаница» Ребенок дает свой вариант ответа. |
| Далее, можно предложить ребенку зачитать текст или прочитать самому. «А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется, хоть в дом не заходи. Зато новая растет чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да еще охрип я немножечко. Прохожих много, на всех лаять приходится. Час полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой-то получается и бульканье. Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо – ух! Если я на выставку попаду, мне медали обеспечены. За красоту и сообразительность. До свиданья. Ваш сын – дядя Шарик». из какой сказки – повести этот отрывок? Кто написал? | «Дядя Федор, Пес и Кот». Э. Н. Успенский Вписывают Успенский (5). |
| Книги бывают разные Книги бывают классные Грустные и веселые, Старые, добрые, новые. Несчастные и счастливые И все - таки очень любимые. Какое же слово получилось? Что мы знаем о книге? Прочитать стихотворение В.Берестова « Как хорошо уметь читать» Как хорошо уметь читать Не надо к маме приставать Не надо бабушку трясти Прочти, пожалуйста, прочти. Не надо умолять сестрицу, Ну, прочитай еще страницу. Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и почитать. | 1.Книга – лучший друг. 2. Возьми книгу в руки – не будет скуки. 3.С книгой поведешься – ума наберешься. 4.Будешь книги читать - будешь все знать.
|
| Подвести итог: - Что нового и интересного узнал ребенок? -Что больше всего запомнилось и понравилось? | |