Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Сказка оживает, в гости приглашает»

9
0
Материал опубликован 4 August 2020

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ математических ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Сказка оживает, в гости приглашает» (Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

Составил воспитатель высшей квалифакационной категории Батманова Л.В.

Цель: развитие математических способностей детей.

Создавать условия для:

развития мелкой моторики рук;

закрепления счета, названия цифр;

закрепления умения соотносить цифры с количеством предметов;

формирования представлений о равенстве групп на основе счета;

развития тактильных ощущений;

закрепления свойств геометрических фигур, ориентируясь на знаки-символы;

закрепления умения детей группировать фигуры по 2-м свойствам, используя знаки-символы;

развития логического мышления;

закрепления умения детей разбивать и группировать фигуры по совместимым свойствам;

закрепления умения детей «читать» схемы, следуя правилам;

развития конструктивной деятельности детей;

развития двигательной активности;

воспитания доброты, чуткости, желания помочь всем, кто попал в беду.

Оборудование:

блоки Дьенеша (наборы для каждого ребенка);

палочки Кюизенера (наборы для каждого ребенка);

теремок бумажный (из коробки), герои сказки на прищепках;

теремок большой (из дерева);

моющие салфетки с вырезанными геометрическими фигурами;

вкладыши-фигуры к салфеткам;

карточки-схемы к блокам Дьенеша;

коробочки со знаками-символами (по блокам Дьенеша);

плакаты с изображением пересекающихся контуров фруктов и овощей;

карточки с цифрами;

2 обруча разноцветные;

флешка с записанной физкультминуткой «хлопай-топай»;

магнитные доски – 2 штуки;

волшебный сундучок;


Ход занятия


Звучит музыка, дети входят под нее, становятся в кружочек.


Воспитатель: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Воспитатель: Давайте скажем «Доброе утро друг другу и улыбнемся» (дети говорят друг другу: «Доброе утро!»)

Воспитатель: Ребята, а вы сказки любите? (Ответы детей) Тогда давайте скажем волшебные слова и выполним движения:

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

И в сказке очутись.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: посмотрите, ребята, вот мы и оказались в сказке. А как вы думаете, в какой? (Ответы детей – «Теремок»)

Воспитатель: А вот посмотрите, мышка-норушка бежит.

Посмотрела мышка на дорожку,

Огорчилась немножко.

Ямки всюду на дорожке

Помогите мышке-крошке

Ямки заложите,

Мышку удивите.

Воспитатель: Поможем, дети, мышке? (Да) Давайте заложим наши ямки нужной фигуркой. (Дети берут геометрические фигурки, вырезанные из моющих салфеток, и закладывают в нужную дырочку такой же формы)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли мышке-норушке. Побежала она дальше. Видит стоит в поле теремок-теремок. Он ни низок, ни высок. Подбежала мышка к теремку и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала жить (ребенок прикрепляет мышку-прищепку к теремку).

Воспитатель: Сколько жителей в теремке? (один)

(ребенок находит цифру 1 и ставит рядом с теремком)

Скачет лягушка-квакушка.

Скакала-скакала,

Все печенья растеряла.

Вы, ребята, помогите

И печенье соберите.

Давайте поможем лягушке-квакушке. Посмотрите, у нас стоят коробочки, на них что прикреплено? (дети отвечают – знаки-символы)

Воспитатель: Правильно. В одну коробочку мы будем класть какие печенья? (желтые круглые) А в другую? (красные треугольные) (работа с блоками Дьенеша). Дети выполняют задание.

Воспитатель: Прискакала лягушка-квакушка к теремку и спрашивает: «Терем-теремок? Кто в тереме живет? Кто же в тереме живет?

Дети хором отвечают:

- Я мышка-норушка.

- А ты кто?

- Я, лягушка-квакушка.

- Иди ко мне жить.

Лягушка прыгнула в теремок (ребенок прикрепляет лягушку-прищепку к теремку)

Воспитатель: Сколько стало жителей в теремке? (ответы детей) Давайте сосчитаем и найдем нужную цифру. (ребенок находит цифру «2» и ставит около теремка)

Воспитатель: Бежит мимо зайчик-побегайчик.

Бежит мимо зайчик-побегайчик

Сумки несет, песни поет.

Бежал, бежал и упал.

В сумках все перемешалось.

Зайчик плачет, не поймет

Что же в сумках он несет?

Воспитатель: Ребята, давайте ему поможем разобрать еду по сумкам.

(На листе нарисованы две сумки. В них перемешанные контуры овощей и фруктов).

Воспитатель: - Какая еда в первой сумке? (Ответы детей – выставляются картинки фруктов).

- Как это назвать одним словом? (Ответы детей- фрукты).

- Сколько фруктов у нас? (Дети считают).

- Какая еда во второй сумке? (Ответы детей – выставляются картинки овощей).

- Как это назвать одним словом? (Ответы детей – овощи).

- Сколько овощей? (Дети считают).

-Что можно сказать про фрукты и овощи? (ответы детей – их поровну).

Воспитатель: Подбегает зайчик к терему и спрашивает:

«Терем-теремок? Кто в тереме живет?»

(Дети хором говорят)

- Я мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- А ты кто?

- А я зайчик-побегайчик.

- Иди к нам жить.

- Заяц скок в теремок

(Ребенок прикрепляет зайца-прищепку к теремку).

Воспитатель: Сколько жителей в теремке? (ответы детей, ребенок находит цифру «3» и ставит рядом теремком).

Тут лисичка появилась,

Вниз тихонько наклонилась

И за ветку зацепилась.

Бусы вдруг разорвались,

Все упали быстро вниз.

Вы лисичке помогите,

Бусы все ей соберите.

Воспитатель: Давайте, ребята, и лисичке поможем. Соберем ей бусы в подарок. Но собирать их будем по схеме (блоки Дьенеша).

Дети делятся на две группы: мальчики и девочки, и по схеме выполняют задание.

Воспитатель: Подошла лисичка к теремку и спрашивает:

«Кто в теремке живет?»

(Дети хором говорят)

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- А ты кто?

- А я лисичка-сестричка.

- Иди к нам жить.

-Забралась лисичка в теремок (ребенок прикрепляет лисичку-прищепку к теремку).

Воспитатель: Сколько жителей всего в теремке?

(Ответы детей. Ребенок находит цифру «4» и ставит рядом с теремком).

Воспитатель: Прибежал и волчок-серый бочок.

Идет волчок – серый бочок,

Ноги плохо поднимает,

Головой своей качает,

Сил ему уж не хватает.

Что же делать, как же быть,

Как же волка излечить.

- Ребята, что же делать, как ему помочь? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, надо заниматься физкультурой, чтобы быть сильным и ловким.

Физкультминутка (под музыку) «Хлопай-топай»

Воспитатель: прибежал волчок – серый бочок к теремку и спрашивает: «Терем-теремок. Кто в теремке живет?» (Дети говорят хором)

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- Я, лисичка-сестричка.

- А ты кто?

- А я волчок – серый бочок.

- Иди к нам жить.

Волк и влез в теремок. (Ребенок прикрепляет волка-прищепку к теремку).

Воспитатель: Сколько жителей стало в теремке?

(Ответы детей. Ребенок находит цифру «5» и ставит рядом с теремком).

Воспитатель: Вдруг идет медведь косолапый.

Идет, бредет

Медведь косолапый.

Сосет, сосет свою лапу,

На камни наступает,

Ругается, рычит,

На весь лес ворчит.

Просит он ему помочь

И убрать все камни прочь.

Давайте, ребята, поможем Мишке. Уберем камешки. Но убирать мы будем в мешки-обручи по знакам-символам (блоки Дьенеша). (Дети выполняют задание – в красный обруч – толстые, в синий обруч – тонкие).

Воспитатель: Увидел медведь теремок и заревел во всю мочь: «Терем-теремок! Кто в теремке живет?» (дети хором говорят)

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- Я, лисичка-сестричка.

- Я, волчок – серый бочок.

- А ты кто?

- А я медведь косолапый.

- Иди к нам жить.

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез и говорит: «Я лучше буду у вас на крыше жить» Влез медведь на крышу и трах – развалил теремок. Упал теремок на бок и весь развалился. Еле-еле успели звери выскочить.

Воспитатель: Что же делать зверям? (Ответы детей). Правильно. Надо построить новый теремок. (Дети садятся за столы и делают теремок из палочек Кюизенера).

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые теремки у Вас получились. А скажите, почему они все разного размера, от чего это зависит? (Ответы детей. Вывод: чем длиннее палочки, тем больше получается теремок, чем короче палочки, тем меньше получается теремок).

Воспитатель: Ребята, но нам нужен один большой теремок. Давайте скажем волшебные слова:

Раз, два, три – повернись

Теремок большой покажись.

Смотрите, ребята, а вот и нам большой теремок появился. (Появляется теремок со зверюшками).

Воспитатель: Ребята, вот и мы с вами побывали в сказке. Пора возвращаться в детский сад. Давайте опять скажет свои волшебные слова:

Два раза хлопни

Три раза топни

Вокруг себя обернись

И в детском саду очутись.

(Дети говорят волшебные слова)

Воспитатель: Вот мы и у себя в группе. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. И зверюшки прислали вам сундучок с угощениями за вашу помощь, доброту и желание помогать всем. Давайте посмотрим, что же там. (Воспитатель открывает сундучок) И удивленно говорит: «Странно, что же случилось с угощением? Оно, наверное, заколдовано, ребята. Но чтобы его расколдовать, нужно блоки описать. Возьмите каждый себе фигурку-блок о расскажите о нем. (Блоки Дьенеша лежат в сундучке. Дети описывают их – треугольник, синий, толстый, большой; круг красный, тонкий, маленький и т.д.)

Воспитатель: Молодцы! Давайте опять заглянем в сундучок. Смотрите, а вот и наше угощенье. Мы расколдовали наш сундучок. Вам понравилось наше путешествие по сказке? (ответы детей) Вы все умники! Я за вас очень рада. А теперь угощайтесь. ​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации