Занятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Сказка оживает, в гости приглашает»
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ математических ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Сказка оживает, в гости приглашает» (Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)
Составил воспитатель высшей квалифакационной категории Батманова Л.В.
Цель: развитие математических способностей детей.
Создавать условия для:
развития мелкой моторики рук;
закрепления счета, названия цифр;
закрепления умения соотносить цифры с количеством предметов;
формирования представлений о равенстве групп на основе счета;
развития тактильных ощущений;
закрепления свойств геометрических фигур, ориентируясь на знаки-символы;
закрепления умения детей группировать фигуры по 2-м свойствам, используя знаки-символы;
развития логического мышления;
закрепления умения детей разбивать и группировать фигуры по совместимым свойствам;
закрепления умения детей «читать» схемы, следуя правилам;
развития конструктивной деятельности детей;
развития двигательной активности;
воспитания доброты, чуткости, желания помочь всем, кто попал в беду.
Оборудование:
блоки Дьенеша (наборы для каждого ребенка);
палочки Кюизенера (наборы для каждого ребенка);
теремок бумажный (из коробки), герои сказки на прищепках;
теремок большой (из дерева);
моющие салфетки с вырезанными геометрическими фигурами;
вкладыши-фигуры к салфеткам;
карточки-схемы к блокам Дьенеша;
коробочки со знаками-символами (по блокам Дьенеша);
плакаты с изображением пересекающихся контуров фруктов и овощей;
карточки с цифрами;
2 обруча разноцветные;
флешка с записанной физкультминуткой «хлопай-топай»;
магнитные доски – 2 штуки;
волшебный сундучок;
Ход занятия
Звучит музыка, дети входят под нее, становятся в кружочек.
Воспитатель: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Воспитатель: Давайте скажем «Доброе утро друг другу и улыбнемся» (дети говорят друг другу: «Доброе утро!»)
Воспитатель: Ребята, а вы сказки любите? (Ответы детей) Тогда давайте скажем волшебные слова и выполним движения:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказке очутись.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: посмотрите, ребята, вот мы и оказались в сказке. А как вы думаете, в какой? (Ответы детей – «Теремок»)
Воспитатель: А вот посмотрите, мышка-норушка бежит.
Посмотрела мышка на дорожку,
Огорчилась немножко.
Ямки всюду на дорожке
Помогите мышке-крошке
Ямки заложите,
Мышку удивите.
Воспитатель: Поможем, дети, мышке? (Да) Давайте заложим наши ямки нужной фигуркой. (Дети берут геометрические фигурки, вырезанные из моющих салфеток, и закладывают в нужную дырочку такой же формы)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли мышке-норушке. Побежала она дальше. Видит стоит в поле теремок-теремок. Он ни низок, ни высок. Подбежала мышка к теремку и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала жить (ребенок прикрепляет мышку-прищепку к теремку).
Воспитатель: Сколько жителей в теремке? (один)
(ребенок находит цифру 1 и ставит рядом с теремком)
Скачет лягушка-квакушка.
Скакала-скакала,
Все печенья растеряла.
Вы, ребята, помогите
И печенье соберите.
Давайте поможем лягушке-квакушке. Посмотрите, у нас стоят коробочки, на них что прикреплено? (дети отвечают – знаки-символы)
Воспитатель: Правильно. В одну коробочку мы будем класть какие печенья? (желтые круглые) А в другую? (красные треугольные) (работа с блоками Дьенеша). Дети выполняют задание.
Воспитатель: Прискакала лягушка-квакушка к теремку и спрашивает: «Терем-теремок? Кто в тереме живет? Кто же в тереме живет?
Дети хором отвечают:
- Я мышка-норушка.
- А ты кто?
- Я, лягушка-квакушка.
- Иди ко мне жить.
Лягушка прыгнула в теремок (ребенок прикрепляет лягушку-прищепку к теремку)
Воспитатель: Сколько стало жителей в теремке? (ответы детей) Давайте сосчитаем и найдем нужную цифру. (ребенок находит цифру «2» и ставит около теремка)
Воспитатель: Бежит мимо зайчик-побегайчик.
Бежит мимо зайчик-побегайчик
Сумки несет, песни поет.
Бежал, бежал и упал.
В сумках все перемешалось.
Зайчик плачет, не поймет
Что же в сумках он несет?
Воспитатель: Ребята, давайте ему поможем разобрать еду по сумкам.
(На листе нарисованы две сумки. В них перемешанные контуры овощей и фруктов).
Воспитатель: - Какая еда в первой сумке? (Ответы детей – выставляются картинки фруктов).
- Как это назвать одним словом? (Ответы детей- фрукты).
- Сколько фруктов у нас? (Дети считают).
- Какая еда во второй сумке? (Ответы детей – выставляются картинки овощей).
- Как это назвать одним словом? (Ответы детей – овощи).
- Сколько овощей? (Дети считают).
-Что можно сказать про фрукты и овощи? (ответы детей – их поровну).
Воспитатель: Подбегает зайчик к терему и спрашивает:
«Терем-теремок? Кто в тереме живет?»
(Дети хором говорят)
- Я мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- А ты кто?
- А я зайчик-побегайчик.
- Иди к нам жить.
- Заяц скок в теремок
(Ребенок прикрепляет зайца-прищепку к теремку).
Воспитатель: Сколько жителей в теремке? (ответы детей, ребенок находит цифру «3» и ставит рядом теремком).
Тут лисичка появилась,
Вниз тихонько наклонилась
И за ветку зацепилась.
Бусы вдруг разорвались,
Все упали быстро вниз.
Вы лисичке помогите,
Бусы все ей соберите.
Воспитатель: Давайте, ребята, и лисичке поможем. Соберем ей бусы в подарок. Но собирать их будем по схеме (блоки Дьенеша).
Дети делятся на две группы: мальчики и девочки, и по схеме выполняют задание.
Воспитатель: Подошла лисичка к теремку и спрашивает:
«Кто в теремке живет?»
(Дети хором говорят)
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- А ты кто?
- А я лисичка-сестричка.
- Иди к нам жить.
-Забралась лисичка в теремок (ребенок прикрепляет лисичку-прищепку к теремку).
Воспитатель: Сколько жителей всего в теремке?
(Ответы детей. Ребенок находит цифру «4» и ставит рядом с теремком).
Воспитатель: Прибежал и волчок-серый бочок.
Идет волчок – серый бочок,
Ноги плохо поднимает,
Головой своей качает,
Сил ему уж не хватает.
Что же делать, как же быть,
Как же волка излечить.
- Ребята, что же делать, как ему помочь? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, надо заниматься физкультурой, чтобы быть сильным и ловким.
Физкультминутка (под музыку) «Хлопай-топай»
Воспитатель: прибежал волчок – серый бочок к теремку и спрашивает: «Терем-теремок. Кто в теремке живет?» (Дети говорят хором)
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка.
- А ты кто?
- А я волчок – серый бочок.
- Иди к нам жить.
Волк и влез в теремок. (Ребенок прикрепляет волка-прищепку к теремку).
Воспитатель: Сколько жителей стало в теремке?
(Ответы детей. Ребенок находит цифру «5» и ставит рядом с теремком).
Воспитатель: Вдруг идет медведь косолапый.
Идет, бредет
Медведь косолапый.
Сосет, сосет свою лапу,
На камни наступает,
Ругается, рычит,
На весь лес ворчит.
Просит он ему помочь
И убрать все камни прочь.
Давайте, ребята, поможем Мишке. Уберем камешки. Но убирать мы будем в мешки-обручи по знакам-символам (блоки Дьенеша). (Дети выполняют задание – в красный обруч – толстые, в синий обруч – тонкие).
Воспитатель: Увидел медведь теремок и заревел во всю мочь: «Терем-теремок! Кто в теремке живет?» (дети хором говорят)
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка.
- Я, волчок – серый бочок.
- А ты кто?
- А я медведь косолапый.
- Иди к нам жить.
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез и говорит: «Я лучше буду у вас на крыше жить» Влез медведь на крышу и трах – развалил теремок. Упал теремок на бок и весь развалился. Еле-еле успели звери выскочить.
Воспитатель: Что же делать зверям? (Ответы детей). Правильно. Надо построить новый теремок. (Дети садятся за столы и делают теремок из палочек Кюизенера).
Воспитатель: Молодцы! Какие красивые теремки у Вас получились. А скажите, почему они все разного размера, от чего это зависит? (Ответы детей. Вывод: чем длиннее палочки, тем больше получается теремок, чем короче палочки, тем меньше получается теремок).
Воспитатель: Ребята, но нам нужен один большой теремок. Давайте скажем волшебные слова:
Раз, два, три – повернись
Теремок большой покажись.
Смотрите, ребята, а вот и нам большой теремок появился. (Появляется теремок со зверюшками).
Воспитатель: Ребята, вот и мы с вами побывали в сказке. Пора возвращаться в детский сад. Давайте опять скажет свои волшебные слова:
Два раза хлопни
Три раза топни
Вокруг себя обернись
И в детском саду очутись.
(Дети говорят волшебные слова)
Воспитатель: Вот мы и у себя в группе. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. И зверюшки прислали вам сундучок с угощениями за вашу помощь, доброту и желание помогать всем. Давайте посмотрим, что же там. (Воспитатель открывает сундучок) И удивленно говорит: «Странно, что же случилось с угощением? Оно, наверное, заколдовано, ребята. Но чтобы его расколдовать, нужно блоки описать. Возьмите каждый себе фигурку-блок о расскажите о нем. (Блоки Дьенеша лежат в сундучке. Дети описывают их – треугольник, синий, толстый, большой; круг красный, тонкий, маленький и т.д.)
Воспитатель: Молодцы! Давайте опять заглянем в сундучок. Смотрите, а вот и наше угощенье. Мы расколдовали наш сундучок. Вам понравилось наше путешествие по сказке? (ответы детей) Вы все умники! Я за вас очень рада. А теперь угощайтесь.