Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада «Богатыри»

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада
«Богатыри»
Воспитатель МДОБУ города
Бузулука «Детский сад № 32»
Максимова Татьяна Юрьевна
Цель занятия: активизация познавательных и мыслительных процессов дошкольников в ходе познавательной деятельности, основанной на сюжете знакомой сказки. Отработка на практике умений детей по самостоятельному поиску решения проблемы.
Задачи:
Воспитательные: развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества
- поддерживать детскую любознательность через использование приемов экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств;
Развивающие: развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;
Образовательные: формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения;
- обогащать опыт восприятия жанров фольклора (волшебные сказки)
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Технические средства обучения: аудиоколонка
Демонстрационный материал: Сундук, спички, соль, ложка, банка с водой, игрушки заяц и утка
Раздаточный материал: Лупы, компасы, игра «Одень богатыря», игра «Следы», упражнение «Лабиринт», цветные карандаши
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок
Словарная работа: вводить в словарь детей существительные, обозначающие предметы одежды и вооружения русских богатырей (кольчуга, шлем, щит, меч)
Ход занятия:
- Добрый день, ребята! Разрешите представиться! Меня зовут Татьяна Юрьевна, и сегодня нас с вами пригласила в гости.
- На следующей неделе начинается самая гостеприимная, веселая и вкусная неделя, которая закончится народным праздником – проводами русской зимы – Масленицей. Поэтому главная сказочная рукодельница – Василиса Премудрая пригласила нас с вами в гости, на блины да пироги. Пойдем?
- Вот мы и пришли в гости к Василисе Премудрой. Мне кажется, что здесь что-то случилось, хозяйка нас не встречает. Вся посуда разбросана. Я думаю, кто-то злой украл нашу Василису. Посмотрите, вокруг много следов. Они какие-то необычные. Как вы думаете, кто мог их оставить? (Дидактическая игра «Следы»)
- Берите отпечатки следов, проходите к столу, здесь у нас есть картотека. Нужно сравнить следы с места преступления с карточками. Смотрите внимательно, можно воспользоваться лупой, чтобы не ошибиться. Когда найдете похожий след, посмотрите на обратную сторону карточки и определите, кто мог оставить такой след.
- Так кто же оставил свои следы в доме у Василисы?
- Правильно, Кощей Бессмертный.
- Как вы думаете, а кто может спасти Василису?
- Я думаю это может быть русский богатырь.
- Предлагаю вам помочь богатырю собраться в поход. С древних времен богатыри защищали русские земли от захватчиков, охраняли и оберегали слабых. Во время боя с врагами воина защищала кольчуга – железная рубаха, сделанная из металлических колец, и шлем. А еще у него было оружие – щит и меч. А еще богатырей называли защитниками Отечества. Защитники Отечества - это те люди, которые не дают сильным обижать более слабых. Защищают их.
Вот мы и помогли богатырю собраться в поход. Давайте мы тоже отправимся спасать Василису.
Только сначала соберем походную сумку. Я положу в нее спички, соль, компас, а еще возьму с собой ложку.
Физминутка «Богатырская сила»
Посмотрите ребята, мы с вами пришли к волшебному камню. Нам нужно понять куда идти дальше. Садитесь за стол, возьмите карту и нарисуйте цветным карандашом путь от камня к Кощею Бессмертному.
На карте мы путь нарисовали, а в какую сторону нам нужно двигаться сейчас?
Посмотрите, если по карте мы движемся в направлении снизу-вверх, значит нам нужно идти на север. А как определить где находится север? Правильно, нам нужен компас. Положите компас на ладошку. Красная стрелка компаса всегда показывает где находится север. Повернитесь так, чтобы красная стрелка показывала нам дорогу.
У всех получилось? Очень хорошо. Поднимите глаза, посмотрите на меня. Я стою к северу от вас. Значит мы должны двигаться в ту сторону.
Я вам открою большой секрет. Чтобы победить Кощея Бессмертного нужно найти волшебное яйцо, в котором спрятана его сила. Яйцо, находится в утке, утка в зайце, заяц – в сундуке.
Посмотрите, у нас здесь стоит красивый сундук. Заглянем в него? Здесь спрятался заяц, а в зайце спрятана утка, а вот и яйцо (в высокой банке с водой). Как же нам его достать? Руками его доставать нельзя, вдруг это какая-то ядовитая жидкость, ложка у нас слишком короткая, спички тоже короткие. Кажется, я знаю, что нам нужно делать. Мы с вами проведем небольшой опыт.
Давайте насыплем в банку много-много соли. Что происходит? Да яйцо всплывает на поверхность. Теперь, мы можем достать его ложкой, можно даже помочь себе – подтолкнуть яйцо спичкой.
Вот мы и нашли силу Кощея, отдадим яйцо богатырю, он сможет справиться со злодеем и вернуть Василису Премудрую домой как раз к празднику Масленицы.