Материал на проверке

Занятие по развитию речи для детей с ТНР "Зимняя сказка"

0
0
Материал опубликован 25 January в группе

Занятие по развитию речи для детей с ТНР

(старшая группа)

ЗИМНЯЯ СКАЗКА

Цель: совершенствование всех сторон устной речи обучающихся.

Образовательные задачи:

активировать словарь по теме «Новогодний праздник» (праздник, Дед Мороз, елка, мишура, гирлянда, украшать) и актуализировать словарь по теме «Зима» (зима, снежинка, холодная, красивая, снежная, белоснежная, искриться, падает, летает, кружится, вьются);

обогащать экспрессивную речь прилагательными;

совершенствовать навыки пересказа;

совершенствовать навык составления сложноподчиненных предложений со словами потому что;

автоматизировать звук [ш];

закреплять знания о сказке, как жанре литературного творчества.

Развивающие задачи:

развивать связную речь, все виды восприятия, общие речевые навыки, моторику, память, мышление.

Воспитательные задачи:

воспитывать эмоциональный отклик на сказку;

воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность;

воспитывать бережное отношение к природе.

Учебно-методический комплект:

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 7 лет (старшая группа). – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2022.

Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.: Детство-пресс, 2005.

Забрамная С.Д. Развивающие занятия с детьми. – М.: В. Секачев, 2001.

Средства:

наглядные: «сундучок сказок», елочки, игрушки: лягушка, мышка, ежик; мнемотаблица, карточки к игровому упражнению «Подарки», снежинки из бумаги;

словесные: вопросы, инструкции, указания;

музыкальные: аудиозаписи из сборника «Звуки сказки»;

технические: магнитола или портативная беспроводная колонка с флешкой;

стимулирования: помощь-подражание, помощь-сотрудничество, помощь-инициирование.

Предварительная работа: беседы о зиме, чтение и обсуждение стихотворения З. Орловой «Скоро Новый год», открытие «Мастерской Деда Мороза», разучивание речедвигательных игр «Снежиночки-пушиночки», «Снежинки», пальчиковых игр «Новый год», «Елочка», «Снегопад».

Ход занятия:

1. Мотивационно-побудительная часть.

Подготовка к восприятию новых знаний, актуализация чувственного опыта.

Педагог включает фонограмму волшебной музыки. Обращает внимание на Центр книги, где выставлен «сундучок сказок».

Педагог: Ребята, посмотрите, кто сегодня у нас в гостях.

Дети: Сказочный сундучок. Сундучок со сказками.

Педагог: Да, это наш друг ­– сказочный сундучок. А это значит …

Дети: Мы будем слушать новую сказку.

Педагог: Верно, и сегодня я прочитаю вам «Зимнюю сказку». Садитесь на стульчики и приготовьтесь слушать.

Дети рассаживаются на заранее приготовленные стульчики.

2. Основная часть.

Педагог включает фонограмму, подходит к столу, где припорошенные «снегом», стоят ёлочки. В соответствии с текстом выставляет другие атрибуты.

Педагог: Жили-были в лесу звери: мышка-норушка, лягушка-квакушка и ёжик-ни головы, ни ножек. Они очень дружили. Когда пришла морозная зима, построили друзья себе избушку и стали в ней жить – не тужить. Наступил праздник – Новый год. Надо ёлочку нарядить, да жалко елочку рубить. Украсили тогда лягушка и мышка ёжика разноцветными шарами, бусами, мишурой и стали водить вокруг него хоровод. Красивая ёлочка из ёжика получилась!

Понравилась вам сказка?

А почему это сказка, как вы думаете?

Дети высказывают предположения и аргументируют свой ответ, используя слова «потому что».

Дети: Потому что в жизни герои не могут жить вместе, праздновать, наряжать елочку...

Педагог: Как называется сказка?

Дети: Зимняя.

Педагог: Как вы думаете, почему у сказки такое название: «Зимняя сказка»?

Дети: Потому что события происходят зимой.

Педагог: «Пришла морозная зима»… А какое еще слово-признак подходит к слову зима?

Дети: Холодная, красивая, снежная…

Педагог: О ком эта сказка?

Дети называют героев сказки.

Педагог: Как вы понимаете выражение: «Мышка-норушка»?

Дети: Мышка живёт в норке.

Педагог: А, «лягушка-квакушка»?

Дети: Лягушка квакает.

Педагог: «Ёжик-ни головы, ни ножек»?

Дети: Когда ёжик сворачивается в клубок, не видно ни головы, ни ножек.

Педагог: Как стали жить друзья в своей избушке?

Дети: Жить – не тужить.

Педагог: Что, по-вашему, означает выражение «жить – не тужить»?

Дети высказывают свои предположения.

Педагог: Да, стали они жить без горя и печали. ­А, почему друзьям жалко было срубить елочку?

Дети высказывают предположения и аргументируют свой ответ, используя слова "потому что".

Педагог: Кого решили нарядить вместо ёлочки и почему?

Дети: Ёжика, потому что он такой же колючий, на него удобно вешать украшения.

Педагог: Чем украсили ёжика?

Дети: Бусами, мишурой, разноцветными шарами.

Педагог: Какие еще елочные украшения вы знаете?

Дети: Гирлянды, звезды, сосульки…

Педагог: Как вы думаете, где происходили события этой сказки? Почему?

Дети высказывают предположения и аргументируют свой ответ, используя слова "потому что".

Педагог: Какой праздник встречали звери?

Пальчиковая игра «Новый год»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Наступает Новый год! (хлопают в ладоши)

Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты перед собой в форме круга)

Вот сверкают льдинки, (сжимают и разжимают кулаки поочередно)

Кружатся снежинки. (легко и плавно двигают кистями верх-вниз)

В гости Дед Мороз идет, (шагают пальцами по коленям)

Всем подарки он несет. (трут ладони друг о друга)

Чтоб подарки посчитать, (хлопают по коленям: 1 – одна рука ладонью, другая – кулаком, 2 – смена рук)

Будем пальцы загибать:

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. (массажируют каждый палец)

Педагог: Мышка-норушка, лягушка-квакушка и ежик – ни головы, ни ножек очень любят слушать сказку про себя. Расскажете для них сказку? Я прочитаю «Зимнюю сказку» еще раз.

Повторное чтение сказки педагогом.

Педагог: Кто начнет рассказывать сказку? Кто закончит?

Обращает внимание на мнемотаблицу.

Педагог: Обратите внимание на таблицу. Здесь изображены картинки по тексту сказки, которые помогут вам при пересказе.

t1737818899aa.jpg

Пересказ сказки детьми.

Педагог: Кто хочет рассказать всю сказку целиком?

Пересказ сказки.

Педагог: Молодцы. Зверятам очень понравилось, как вы рассказывали сказку. Как по-вашему, кто лучший рассказчик?

Дети выбирают лучшего рассказчика.

Упражнение «Подарки»

Педагог: На Новый год Дед Мороз приготовил для наших героев подарки.

Выставляет картинки.

t1737818899ab.jpgt1737818899ac.jpg

Педагог: Назовите, какие подарки приготовил Дедушка Мороз.

Дети: Шоколад с орехами. Торт со сгущенкой. Булочки с маком и т.д.

Обращает внимание на снежинки, расположенные в Центрах развития.

Педагог: Пока мы с вами занимались в нашей группе тоже наступила зима. Видите, кругом снежинки. Какие красивые. Давайте с ними поиграем. Возьмите себе каждый по снежинке.

Игра «Снежинки» 

Педагог читает текст, дети выполняют движения по тексту.

В вихре морозном снежинки несутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)

Роем блестящим кружатся и вьются. (кружатся на месте)

Белыми пчелами вдруг обернутся, (вновь бегут по кругу на носочках)

Мерзлой земли на минуту коснутся. (приседают, касаются снежинками пола)

Снова закружатся в пляске морозной, (встают и кружатся на носочках)

В небо взлетят, как хрустальные звезды. (снова бегут по кругу, руки над головой)

Игра «Снежинки и ветерок»

Педагог: Что кружит снежинки и заставляет их танцевать?

Дети: Ветер.

Педагог: Давайте поиграем в игру «Снежинки и ветерок».

Дети делятся на две команды «Снежинки» и «Ветерок». «Снежинки» кружатся, «ветерок» отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш», «снежинки» прячутся. Затем дети меняются ролями.

Упражнение «Складываем снежинки в сундучок»

Педагог: Чтобы наши снежинки не исчезли, давайте спрячем их в Сказочный сундучок. Выполняйте задание и кладите снежинку в сундучок.

Педагог задает вопрос индивидуально каждому ребенку, принесшему снежинку:

Снежинка какая? (ребенок подбирает слово-признак).

Снежинка что делает? (ребенок подбирает слово-действие).

3. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов.

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Что понравилось на занятии? Что вызвало трудности?

Дети высказываются, выражая свое мнение; самостоятельно нахо­дят для этого различные речевые средства.

Педагог: Героям сказки очень понравилось, как вы работали сегодня на занятии. Они решили еще немного погостить у нас в группе.

Размещает игрушки в Центр книги.

Педагог: И каждый из вас сможет еще раз рассказать им «Зимнюю сказку». А кто-то, возможно, захочет нарисовать иллюстрацию к сказке и подарить рисунок нашим гостям.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.