Занятие по развитию речи для детей с ТНР "Зимняя сказка"
Занятие по развитию речи для детей с ТНР
(старшая группа)
ЗИМНЯЯ СКАЗКА
Цель: совершенствование всех сторон устной речи обучающихся.
Образовательные задачи:
активировать словарь по теме «Новогодний праздник» (праздник, Дед Мороз, елка, мишура, гирлянда, украшать) и актуализировать словарь по теме «Зима» (зима, снежинка, холодная, красивая, снежная, белоснежная, искриться, падает, летает, кружится, вьются);
обогащать экспрессивную речь прилагательными;
совершенствовать навыки пересказа;
совершенствовать навык составления сложноподчиненных предложений со словами потому что;
автоматизировать звук [ш];
закреплять знания о сказке, как жанре литературного творчества.
Развивающие задачи:
развивать связную речь, все виды восприятия, общие речевые навыки, моторику, память, мышление.
Воспитательные задачи:
воспитывать эмоциональный отклик на сказку;
воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность;
воспитывать бережное отношение к природе.
Учебно-методический комплект:
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 7 лет (старшая группа). – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2022.
Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.: Детство-пресс, 2005.
Забрамная С.Д. Развивающие занятия с детьми. – М.: В. Секачев, 2001.
Средства:
наглядные: «сундучок сказок», елочки, игрушки: лягушка, мышка, ежик; мнемотаблица, карточки к игровому упражнению «Подарки», снежинки из бумаги;
словесные: вопросы, инструкции, указания;
музыкальные: аудиозаписи из сборника «Звуки сказки»;
технические: магнитола или портативная беспроводная колонка с флешкой;
стимулирования: помощь-подражание, помощь-сотрудничество, помощь-инициирование.
Предварительная работа: беседы о зиме, чтение и обсуждение стихотворения З. Орловой «Скоро Новый год», открытие «Мастерской Деда Мороза», разучивание речедвигательных игр «Снежиночки-пушиночки», «Снежинки», пальчиковых игр «Новый год», «Елочка», «Снегопад».
Ход занятия:
1. Мотивационно-побудительная часть.
Подготовка к восприятию новых знаний, актуализация чувственного опыта.
Педагог включает фонограмму волшебной музыки. Обращает внимание на Центр книги, где выставлен «сундучок сказок».
Педагог: Ребята, посмотрите, кто сегодня у нас в гостях.
Дети: Сказочный сундучок. Сундучок со сказками.
Педагог: Да, это наш друг – сказочный сундучок. А это значит …
Дети: Мы будем слушать новую сказку.
Педагог: Верно, и сегодня я прочитаю вам «Зимнюю сказку». Садитесь на стульчики и приготовьтесь слушать.
Дети рассаживаются на заранее приготовленные стульчики.
2. Основная часть.
Педагог включает фонограмму, подходит к столу, где припорошенные «снегом», стоят ёлочки. В соответствии с текстом выставляет другие атрибуты.
Педагог: Жили-были в лесу звери: мышка-норушка, лягушка-квакушка и ёжик-ни головы, ни ножек. Они очень дружили. Когда пришла морозная зима, построили друзья себе избушку и стали в ней жить – не тужить. Наступил праздник – Новый год. Надо ёлочку нарядить, да жалко елочку рубить. Украсили тогда лягушка и мышка ёжика разноцветными шарами, бусами, мишурой и стали водить вокруг него хоровод. Красивая ёлочка из ёжика получилась!
– Понравилась вам сказка?
– А почему это сказка, как вы думаете?
Дети высказывают предположения и аргументируют свой ответ, используя слова «потому что».
Дети: Потому что в жизни герои не могут жить вместе, праздновать, наряжать елочку...
Педагог: Как называется сказка?
Дети: Зимняя.
Педагог: Как вы думаете, почему у сказки такое название: «Зимняя сказка»?
Дети: Потому что события происходят зимой.
Педагог: «Пришла морозная зима»… А какое еще слово-признак подходит к слову зима?
Дети: Холодная, красивая, снежная…
Педагог: О ком эта сказка?
Дети называют героев сказки.
Педагог: Как вы понимаете выражение: «Мышка-норушка»?
Дети: Мышка живёт в норке.
Педагог: А, «лягушка-квакушка»?
Дети: Лягушка квакает.
Педагог: «Ёжик-ни головы, ни ножек»?
Дети: Когда ёжик сворачивается в клубок, не видно ни головы, ни ножек.
Педагог: Как стали жить друзья в своей избушке?
Дети: Жить – не тужить.
Педагог: Что, по-вашему, означает выражение «жить – не тужить»?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог: Да, стали они жить без горя и печали. А, почему друзьям жалко было срубить елочку?
Дети высказывают предположения и аргументируют свой ответ, используя слова "потому что".
Педагог: Кого решили нарядить вместо ёлочки и почему?
Дети: Ёжика, потому что он такой же колючий, на него удобно вешать украшения.
Педагог: Чем украсили ёжика?
Дети: Бусами, мишурой, разноцветными шарами.
Педагог: Какие еще елочные украшения вы знаете?
Дети: Гирлянды, звезды, сосульки…
Педагог: Как вы думаете, где происходили события этой сказки? Почему?
Дети высказывают предположения и аргументируют свой ответ, используя слова "потому что".
Педагог: Какой праздник встречали звери?
Пальчиковая игра «Новый год»
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Наступает Новый год! (хлопают в ладоши)
Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты перед собой в форме круга)
Вот сверкают льдинки, (сжимают и разжимают кулаки поочередно)
Кружатся снежинки. (легко и плавно двигают кистями верх-вниз)
В гости Дед Мороз идет, (шагают пальцами по коленям)
Всем подарки он несет. (трут ладони друг о друга)
Чтоб подарки посчитать, (хлопают по коленям: 1 – одна рука ладонью, другая – кулаком, 2 – смена рук)
Будем пальцы загибать:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. (массажируют каждый палец)
Педагог: Мышка-норушка, лягушка-квакушка и ежик – ни головы, ни ножек очень любят слушать сказку про себя. Расскажете для них сказку? Я прочитаю «Зимнюю сказку» еще раз.
Повторное чтение сказки педагогом.
Педагог: Кто начнет рассказывать сказку? Кто закончит?
Обращает внимание на мнемотаблицу.
Педагог: Обратите внимание на таблицу. Здесь изображены картинки по тексту сказки, которые помогут вам при пересказе.
Пересказ сказки детьми.
Педагог: Кто хочет рассказать всю сказку целиком?
Пересказ сказки.
Педагог: Молодцы. Зверятам очень понравилось, как вы рассказывали сказку. Как по-вашему, кто лучший рассказчик?
Дети выбирают лучшего рассказчика.
Упражнение «Подарки»
Педагог: На Новый год Дед Мороз приготовил для наших героев подарки.
Выставляет картинки.
Педагог: Назовите, какие подарки приготовил Дедушка Мороз.
Дети: Шоколад с орехами. Торт со сгущенкой. Булочки с маком и т.д.
Обращает внимание на снежинки, расположенные в Центрах развития.
Педагог: Пока мы с вами занимались в нашей группе тоже наступила зима. Видите, кругом снежинки. Какие красивые. Давайте с ними поиграем. Возьмите себе каждый по снежинке.
Игра «Снежинки»
Педагог читает текст, дети выполняют движения по тексту.
В вихре морозном снежинки несутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Роем блестящим кружатся и вьются. (кружатся на месте)
Белыми пчелами вдруг обернутся, (вновь бегут по кругу на носочках)
Мерзлой земли на минуту коснутся. (приседают, касаются снежинками пола)
Снова закружатся в пляске морозной, (встают и кружатся на носочках)
В небо взлетят, как хрустальные звезды. (снова бегут по кругу, руки над головой)
Игра «Снежинки и ветерок»
Педагог: Что кружит снежинки и заставляет их танцевать?
Дети: Ветер.
Педагог: Давайте поиграем в игру «Снежинки и ветерок».
Дети делятся на две команды «Снежинки» и «Ветерок». «Снежинки» кружатся, «ветерок» отдыхает. После слов «ветер проснулся», дети на выдохе произносят «ш-ш-ш», «снежинки» прячутся. Затем дети меняются ролями.
Упражнение «Складываем снежинки в сундучок»
Педагог: Чтобы наши снежинки не исчезли, давайте спрячем их в Сказочный сундучок. Выполняйте задание и кладите снежинку в сундучок.
Педагог задает вопрос индивидуально каждому ребенку, принесшему снежинку:
– Снежинка какая? (ребенок подбирает слово-признак).
– Снежинка что делает? (ребенок подбирает слово-действие).
3. Заключительная часть. Рефлексия. Подведение итогов.
Педагог: Наше занятие подошло к концу. Что понравилось на занятии? Что вызвало трудности?
Дети высказываются, выражая свое мнение; самостоятельно находят для этого различные речевые средства.
Педагог: Героям сказки очень понравилось, как вы работали сегодня на занятии. Они решили еще немного погостить у нас в группе.
Размещает игрушки в Центр книги.
Педагог: И каждый из вас сможет еще раз рассказать им «Зимнюю сказку». А кто-то, возможно, захочет нарисовать иллюстрацию к сказке и подарить рисунок нашим гостям.